Интегрированный урок по литературе и математике "Бородино в цифрах"
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме

Урок литературы и математике по теме "Бородинское сражение". На этом уроке дети выполняют вычислительные действия и пополняют свой багаж знаниями об историческом событии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_po_matematike_i_literature.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по математике и литературе «Бородино в цифрах».

Цель:

  1. Познакомить детей с историческим событием 1812 года и проанализировать текст Лермонтова «Бородино» , посвященный этому событию.
  2. Совершенствовать вычислительные навыки учащихся при решении примеров и задач, связанных с Бородинским сражением.
  3. Воспитывать у учащихся такие духовные понятия, кА любовь к Родине, к народу.

Оборудование:

  1. Презентация к уроку.
  2. Карточки с заданиями.
  3. Учебник по литературе.
  4. Тетради по математике.
  5. Выставки книг и репродукций по теме Бородинского сражения.

Структура урока.

1.Художественное вступление.

2. Определение эпиграфа к уроку и темы урока.

3. Организационный момент: объяснение правил для команд.

4. История создания стихотворения + вычислительные действия с определением даты написания стихотворения.

5. Анализ стихотворения  по строфам, сопровождаемый математическими расчётами.

6. История возникновения Триумфальной арки в Москве + математические вычисления.

7. Итог урока.

Ход урока.

Дети заранее поделены на команды.

Под барабанную дробь входит ученик, переодетый в старого солдата.

КАДР №1 (Солдат 1812 года)

Ученик из класса задаёт ему вопрос:

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,


Да, говорят, еще какие!


Недаром помнит вся Россия


Про день Бородина!

Солдат отвечает:

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля...

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Е.В. Ребята, сейчас прозвучали слова, которые являются эпиграфом нашего урока.

А вот тему урока вы попробуйте определить самостоятельно

КАДР№2.

На экране появляются три портрета: Наполеона, Лермонтова и Кутузова.

Посмотрите на эти портреты. Назовите этих людей, что общего может быть между ними.

Обратите внимание на предметы, изображённые под портретами (линейка, циркуль, транспортир и разбросанные числа в виде дат 1812, 1814, 1841,..)

КАДР № 3

О.В.  Попытайтесь теперь расшифровать код названия темы, решив примеры:

200 – 26 – 39 – 26 – 105 – 69 – 17 – 26 – 24 – 60 – 69 – 5 – 39 – 80 – 11

100+5   - Д

 68:4      -Н

 12*2      -В

 1200:6   -Б

 13*3      -Р

 120-60  -Ц

 54+15   -И

 89-63    -О

 11-6      -Ф

 20*4      -А

 77:7       -Х

Кадр № 4

Бородино в цифрах – так звучит тема нашего урока, урока литературы и математики.

И проводим мы его в кабинете литературы, в кабинете, посвящённом М. Ю. Лермонтову.

Экспозиция кабинета напоминает нам о былой эпохе Золотого века.

Цель нашего урока определим вместе.

Кадр № 5

Цели урока

- Воссоздание атмосферы эпохи того времени, выявление исторической основы.

- Научиться использовать правила математики для решения задач, связанных с литературно-историческим содержанием

КАДР № 6

Попробуйте вспомнить историю создания «Бородино». Когда и почему было написано это произведение?

История создания этого стихотворения очень интересна. Ещё мальчиком Мишель, так называла Лермонтова бабушка, интересовался историей и о Бородинском сражении много читал, общался с очевидцами, ведь сам Лермонтов родился после этого события в 1814 году. Лермонтов затрагивал эту тему и в других своих произведениях, но данное стихотворение является лучшим из всех. Кто может ответить, в каком году было написано «Бородино»?

 Кадры 7 – 8 – 9 О.В.(Устный счёт) Год написания вы легко вычислите, выполнив эти задания.

1) В каком году была первая Отечественная война?

2) В каком году родился М.Ю. Лермонтов?

3) В каком году написано стихотворение «Бородино», если Лермонтову было 23 года?

Е. В.  Литературный критик В. Г. Белинский писал: "Это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью, в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в тоже время благороден, силен и полон поэзии".

 

Давайте же окунёмся в мир поэтического слова.  Но прежде чем работать с текстом проведём словарную работу и вспомним значение слов  военной терминологии  первой четверти 19 века.

КАДР № 9 (Словарная работа Можно к каждому слову картинку и по щелчку значение должно появляться. )

Редут – Полевое укрепление

Лафет – станок для крепления ствола артиллерийского орудия

Бивак – стоянка войск под открытым небом

Кивер – высокий круглый военный головной убор из кожи

Улан и драгун – солдаты кавалерии

Картечь - артиллерийский снаряд для близкого расстояния.

 

Откройте тексты. Найдите третью строфу. Прочитайте её выразительно:

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

- Кто знает, почему русские войска отступали?

 Война началась внезапно. Наполеон, покоривший всю Европу, двинул свою армию на Москву 24 июня 1812 года французские войска перебрались через реку Неман и вторглись на территорию России. «Не пройдёт и месяца, как мы будем уже в Москве»- любил повторять Наполеон. Почему так был уверен в победе Наполеон?

Кадр  №10 -11-12-13- 14. Каждая группа решает по две задачи. Напечатать 4 карточки по 2 задачи. 

1) Пехота - 72000 человек

Кавалерия - в 4 раза меньше, чем

Артиллерия - на 4000 человек меньше, чем

Казаки - в 2 раза меньше, чем

Ратники ополчения - 9000 человек

   

    Какова численность русской армии накануне Бородинского сражения?

2) Пехота - 90000 человек

Кавалерия - в 3 раза меньше, чем

Артиллерия - девятая часть от

Инженерные войска - в 6 раз меньше, чем

       

         Какова численность французской    

         армии накануне Бородинского  

         сражения?

О. В. (численность войск)

КАДР № 15 (редут русских войск)

Е. В. Обратимся вновь к тексту. Читаем 4 строфу.

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться, где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Как вы понимаете выражение «ушки на макушке»?

Кадр № 16

О. В. (рассчитать площадь, занимаемую русскими войсками)

 - А теперь попробуем определить площадь редута французских и русских войск. Приглашаем по 1 человеку от команды по жребию 1 у доски  решает 3 задачи (напечатать 5 экземпляров по з задачи)

1) Позиции русских растянулись на 10 км по фронту и на 5 км вглубь. Вычислите площадь, занятую позициями русских (выразить в гектарах).

2) Позиции французов растянулись на 6 км по фронту и на 4 км  вглубь. Вычислите площадь, занятую позициями французских войск

 (выразить в гектарах).

3) Бородинское поле расположено в 12 км от города Можайска и в 110 км от города Москвы. На сколько км расстояние до Москвы больше, чем до Можайска?

Два дня велась перестрелка, все ждали основного боя. Найдите в тексте, как ведут себя французы перед решающим сражением и как ведут себя русские.

Повсюду стали слышны речи:

«Пора добраться до картечи!»

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,


Кто штык точил, ворча сердито,


Кусая длинный ус...

Тяжело в ученье, легко в бою, - говорил А. В. Суворов, учитель Кутузова.

Малограмотных солдат обучали по –умному, т. К. солдаты не понимали, где право и лево, им приматывали к ногам сено и солому, и тренировали в маршировке.

Представьте себя на месте новобранцев. Встаньте .Шагом марш

 КАДР №8 (маршировка )

Физкультминутка.

Сено, солома, сено, солома.

Трусость и лень оставляем дома.

Будем учиться, будем стараться

Сильных врагов нам не стоит бояться

Каждый в душе готовился к кровопролитному бою, и все понимали, что погибнут в этом бою, но враг не пройдёт.

О. В. (о числе погибших со стороны фр. и русских)Решим следующие задачи, где сказано о числе погибших. Приглашаю по одному представителю, а остальные решают приме

КАДР № 9.(бой, где драгуны...) Найдите описание боя.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,


Драгуны с конскими хвостами

Все промелькнули перед нам,


Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась — как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...

Какие средства выразительности использует автор при описании боя.

(сравнения, эпитеты, звукопись, аллитерацию)

Страшно представить, как всё происходило в тот день 6 сентября.  Вот как вспоминает этот бой один из очевидцев: «Многие из сражавшихся побросали своё оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мёртвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскалённые пушки не могли выдержать действие пороха и лопались с треском».

(можно показать кадры из фильма)

Вот затрещали барабаны и отступили басурманы. (враги)

Тогда считать мы стали раны, товарищей считать.

О. В.Дома вы подготовили самостоятельно задачи по данной тематике. Заслушаем  их.

КАДР № 10(Триумфальная арка)

Постройка Триумфальных ворот — первого и единственного в Москве памятника арочного типа, сооруженного после войны 1812 г.,— растянулась на пять лет из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей. Только 20 сентября 1834 г. состоялось открытие этого своеобразного памятника, отражающего военную мощь, славу и величие России, героизм ее воинов-победителей. Бове создал яркий, выразительный образ непокоренной Москвы, восставшей «из пепла и развалин», как говорилось в одной из надписей на арке.

О. В. (задача про Триумфальную арку)

В оформление Триумфальной арки входят 8 плит, часть из которых являются барельефами, а на остальных нанесены надписи. Сколько  плит каждого вида украшают сооружение, если известно, что барельефов в 3 раза  больше, чем плит с текстами.

Подведение итога урока.

Используя математические знания, мы ещё лучше проанализировали текст и глубже сумели понять  чувство гордости и уважения поэта к народу – победителю

Итог урока.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

Интегрированный урок по литературе и географии «Берегите природу» (урок внеклассного чтения по произведениям М. Пришвина и В. Бианки)

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Михаила Пришвина и Валентина Бианки. 2. Рассмотреть особенности природы средней полосы России по временам года.Задачи урока: 1. Учить детей получат...

Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"

Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение  и...

Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро

Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...

Конспект урока по литературе Бунин И.А. "Цифры"

Конспект урока по литературе Бунин И.А. "Цифры"...