Интегрированный урок по литературе и математике "Бородино в цифрах"
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме
Урок литературы и математике по теме "Бородинское сражение". На этом уроке дети выполняют вычислительные действия и пополняют свой багаж знаниями об историческом событии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_po_matematike_i_literature.docx | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по математике и литературе «Бородино в цифрах».
Цель:
- Познакомить детей с историческим событием 1812 года и проанализировать текст Лермонтова «Бородино» , посвященный этому событию.
- Совершенствовать вычислительные навыки учащихся при решении примеров и задач, связанных с Бородинским сражением.
- Воспитывать у учащихся такие духовные понятия, кА любовь к Родине, к народу.
Оборудование:
- Презентация к уроку.
- Карточки с заданиями.
- Учебник по литературе.
- Тетради по математике.
- Выставки книг и репродукций по теме Бородинского сражения.
Структура урока.
1.Художественное вступление.
2. Определение эпиграфа к уроку и темы урока.
3. Организационный момент: объяснение правил для команд.
4. История создания стихотворения + вычислительные действия с определением даты написания стихотворения.
5. Анализ стихотворения по строфам, сопровождаемый математическими расчётами.
6. История возникновения Триумфальной арки в Москве + математические вычисления.
7. Итог урока.
Ход урока.
Дети заранее поделены на команды.
Под барабанную дробь входит ученик, переодетый в старого солдата.
КАДР №1 (Солдат 1812 года)
Ученик из класса задаёт ему вопрос:
- Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Солдат отвечает:
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Е.В. Ребята, сейчас прозвучали слова, которые являются эпиграфом нашего урока.
А вот тему урока вы попробуйте определить самостоятельно
КАДР№2.
На экране появляются три портрета: Наполеона, Лермонтова и Кутузова.
Посмотрите на эти портреты. Назовите этих людей, что общего может быть между ними.
Обратите внимание на предметы, изображённые под портретами (линейка, циркуль, транспортир и разбросанные числа в виде дат 1812, 1814, 1841,..)
КАДР № 3
О.В. Попытайтесь теперь расшифровать код названия темы, решив примеры:
200 – 26 – 39 – 26 – 105 – 69 – 17 – 26 – 24 – 60 – 69 – 5 – 39 – 80 – 11
100+5 - Д
68:4 -Н
12*2 -В
1200:6 -Б
13*3 -Р
120-60 -Ц
54+15 -И
89-63 -О
11-6 -Ф
20*4 -А
77:7 -Х
Кадр № 4
Бородино в цифрах – так звучит тема нашего урока, урока литературы и математики.
И проводим мы его в кабинете литературы, в кабинете, посвящённом М. Ю. Лермонтову.
Экспозиция кабинета напоминает нам о былой эпохе Золотого века.
Цель нашего урока определим вместе.
Кадр № 5
Цели урока
- Воссоздание атмосферы эпохи того времени, выявление исторической основы.
- Научиться использовать правила математики для решения задач, связанных с литературно-историческим содержанием
КАДР № 6
Попробуйте вспомнить историю создания «Бородино». Когда и почему было написано это произведение?
История создания этого стихотворения очень интересна. Ещё мальчиком Мишель, так называла Лермонтова бабушка, интересовался историей и о Бородинском сражении много читал, общался с очевидцами, ведь сам Лермонтов родился после этого события в 1814 году. Лермонтов затрагивал эту тему и в других своих произведениях, но данное стихотворение является лучшим из всех. Кто может ответить, в каком году было написано «Бородино»?
Кадры 7 – 8 – 9 О.В.(Устный счёт) Год написания вы легко вычислите, выполнив эти задания.
1) В каком году была первая Отечественная война?
2) В каком году родился М.Ю. Лермонтов?
3) В каком году написано стихотворение «Бородино», если Лермонтову было 23 года?
Е. В. Литературный критик В. Г. Белинский писал: "Это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью, в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в тоже время благороден, силен и полон поэзии".
Давайте же окунёмся в мир поэтического слова. Но прежде чем работать с текстом проведём словарную работу и вспомним значение слов военной терминологии первой четверти 19 века.
КАДР № 9 (Словарная работа Можно к каждому слову картинку и по щелчку значение должно появляться. )
Редут – Полевое укрепление
Лафет – станок для крепления ствола артиллерийского орудия
Бивак – стоянка войск под открытым небом
Кивер – высокий круглый военный головной убор из кожи
Улан и драгун – солдаты кавалерии
Картечь - артиллерийский снаряд для близкого расстояния.
Откройте тексты. Найдите третью строфу. Прочитайте её выразительно:
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
- Кто знает, почему русские войска отступали?
Война началась внезапно. Наполеон, покоривший всю Европу, двинул свою армию на Москву 24 июня 1812 года французские войска перебрались через реку Неман и вторглись на территорию России. «Не пройдёт и месяца, как мы будем уже в Москве»- любил повторять Наполеон. Почему так был уверен в победе Наполеон?
Кадр №10 -11-12-13- 14. Каждая группа решает по две задачи. Напечатать 4 карточки по 2 задачи.
1) Пехота - 72000 человек
Кавалерия - в 4 раза меньше, чем
Артиллерия - на 4000 человек меньше, чем
Казаки - в 2 раза меньше, чем
Ратники ополчения - 9000 человек
Какова численность русской армии накануне Бородинского сражения?
2) Пехота - 90000 человек
Кавалерия - в 3 раза меньше, чем
Артиллерия - девятая часть от
Инженерные войска - в 6 раз меньше, чем
Какова численность французской
армии накануне Бородинского
сражения?
О. В. (численность войск)
КАДР № 15 (редут русских войск)
Е. В. Обратимся вновь к тексту. Читаем 4 строфу.
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться, где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Как вы понимаете выражение «ушки на макушке»?
Кадр № 16
О. В. (рассчитать площадь, занимаемую русскими войсками)
- А теперь попробуем определить площадь редута французских и русских войск. Приглашаем по 1 человеку от команды по жребию 1 у доски решает 3 задачи (напечатать 5 экземпляров по з задачи)
1) Позиции русских растянулись на 10 км по фронту и на 5 км вглубь. Вычислите площадь, занятую позициями русских (выразить в гектарах).
2) Позиции французов растянулись на 6 км по фронту и на 4 км вглубь. Вычислите площадь, занятую позициями французских войск
(выразить в гектарах).
3) Бородинское поле расположено в 12 км от города Можайска и в 110 км от города Москвы. На сколько км расстояние до Москвы больше, чем до Можайска?
Два дня велась перестрелка, все ждали основного боя. Найдите в тексте, как ведут себя французы перед решающим сражением и как ведут себя русские.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус...
Тяжело в ученье, легко в бою, - говорил А. В. Суворов, учитель Кутузова.
Малограмотных солдат обучали по –умному, т. К. солдаты не понимали, где право и лево, им приматывали к ногам сено и солому, и тренировали в маршировке.
Представьте себя на месте новобранцев. Встаньте .Шагом марш
КАДР №8 (маршировка )
Физкультминутка.
Сено, солома, сено, солома.
Трусость и лень оставляем дома.
Будем учиться, будем стараться
Сильных врагов нам не стоит бояться
Каждый в душе готовился к кровопролитному бою, и все понимали, что погибнут в этом бою, но враг не пройдёт.
О. В. (о числе погибших со стороны фр. и русских)Решим следующие задачи, где сказано о числе погибших. Приглашаю по одному представителю, а остальные решают приме
КАДР № 9.(бой, где драгуны...) Найдите описание боя.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Какие средства выразительности использует автор при описании боя.
(сравнения, эпитеты, звукопись, аллитерацию)
Страшно представить, как всё происходило в тот день 6 сентября. Вот как вспоминает этот бой один из очевидцев: «Многие из сражавшихся побросали своё оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мёртвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскалённые пушки не могли выдержать действие пороха и лопались с треском».
(можно показать кадры из фильма)
Вот затрещали барабаны и отступили басурманы. (враги)
Тогда считать мы стали раны, товарищей считать.
О. В.Дома вы подготовили самостоятельно задачи по данной тематике. Заслушаем их.
КАДР № 10(Триумфальная арка)
Постройка Триумфальных ворот — первого и единственного в Москве памятника арочного типа, сооруженного после войны 1812 г.,— растянулась на пять лет из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей. Только 20 сентября 1834 г. состоялось открытие этого своеобразного памятника, отражающего военную мощь, славу и величие России, героизм ее воинов-победителей. Бове создал яркий, выразительный образ непокоренной Москвы, восставшей «из пепла и развалин», как говорилось в одной из надписей на арке.
О. В. (задача про Триумфальную арку)
В оформление Триумфальной арки входят 8 плит, часть из которых являются барельефами, а на остальных нанесены надписи. Сколько плит каждого вида украшают сооружение, если известно, что барельефов в 3 раза больше, чем плит с текстами.
Подведение итога урока.
Используя математические знания, мы ещё лучше проанализировали текст и глубже сумели понять чувство гордости и уважения поэта к народу – победителю
Итог урока.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"
План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...
Интегрированный урок по литературе и географии «Берегите природу» (урок внеклассного чтения по произведениям М. Пришвина и В. Бианки)
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Михаила Пришвина и Валентина Бианки. 2. Рассмотреть особенности природы средней полосы России по временам года.Задачи урока: 1. Учить детей получат...
Развитие речи обучающихся на уроках географии. Интегрированный урок география - литература.
«Однако трудно найти предмет, который ...
Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"
Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение и...
Конспект интегрированного урока (история, литература, МХК) на тему: «Начало Отечественной войны 1812 года в истории, литературе и живописи».
Урок проводится в 8 классе...
Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро
Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...
Конспект урока по литературе Бунин И.А. "Цифры"
Конспект урока по литературе Бунин И.А. "Цифры"...