Конспект урока по литературе Бунин И.А. "Цифры"
план-конспект занятия по литературе (7 класс)
Предварительный просмотр:
Урок по литературе в 7 классе
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870–1953).
Сложность взаимоотношений между детьми и взрослыми, авторское решение этой проблемы в Рассказе «ЦИФРЫ»
Цели: познакомить учащихся с детством писателя, подчеркнуть влияние природы и общения с крестьянами на становление личности писателя, определить темы творчества; ознакомить с содержание рассказа «Цифры», его проблематикой; формировать умение оценивать героев по их поступкам определять отношение рассказчика к героям и событиям; выяснить, как выражается позиция героя-повествователя в тексте от первого лица; развивать логическое мышление, связную речь, умение выделять главное и второстепенное; воспитывать уважительное отношение к старшим, стремление к взаимопониманию, доброту и отзывчивость.
Оборудование: портрет И.А.Бунина; электронная презентация.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Методические приемы: аналитическая беседа, работа с текстом, выразительное чтение, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся на основе домашнего задания
Прослушивание выразительного чтения (2-3 чел.) стихотворений Бунина о природе.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: «Ребята! Мы только что изучили произведение Л.Н.Толстого «Детство». И мы наблюдали с вами, как сложен мир ребенка, как непросто порой складываются отношения между ребенком и взрослым из-за взаимного непонимания, и как помогают справиться с трудностями взаимоотношений любовь и доброта.
-Что означает слово «конфликт»?
-Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в конфликте?
-Что нужно для конфликта?
-Что происходит, когда конфликт развивается неправильно или подавляется?
Обратимся к рассказу И.Бунина и разберем конфликтную ситуацию этого рассказа.
IV. Работа над темой урока.
А) Слово учителя об И.А.Бунине с использованием электронной презентации.
Б) Чтение рассказа учениками вслух, с остановками и комментированием учениками по вопросам учителя.
В) Беседа с элементами анализа и записью литературоведческих понятий.
- Почему рассказ называется «Цифры»? (Ребенок мечтает научиться писать цифры, просит дядю научить его, дядя отказывает, из этого получился конфликт).
- Чем необычен этот рассказ? (Повествование ведется от первого лица – героя-повествователя).
- К кому все время обращается герой-рассказчик (дядя)? (К своему племяннику, которого он так обидел своим отказом).
- Почему автор построил свое повествование по схеме «Я (дядя) – ты (мальчик)»? (Важно показать, что творится в душе взрослого и ребенка).
- Каким терминов в литературе называется углубленное изображение душевных переживаний? (Психологизм).
- О чем этот рассказ? (О ссоре, о конфликте).
- Мы становимся свидетелями чьего-то объяснения. Вам что-то хочет объяснить взрослый человек. С чего же началось то, что и через годы не дает покоя этому безымянному взрослому дядюшке? (С просьбы ребенка научить его рисовать цифры и отказа взрослого в помощи ребенку).
- Почему свой поступок дядя оценивает спустя годы как «великий грех»? (грешно отмахиваться от детей, мальчик стремился познать мир, а его лишили этой радости).
- Прочитайте, что сказано о ссоре в 1 главе. Какие чувства испытывает герой к мальчику? Подтвердите свою мысль цитатой из текста.
- Прочитайте описание того, как плачет мальчик и как взрослые реагируют на его плач. Как автор передает чувства ребенка и взрослых? (Ребенок страдает от несправедливости и одиночества, а взрослые тоже страдают, но считают, что уступка ребенку будет баловать его, поэтому они единодушны в своей неуступчивости ребенку- Ребята ищут в тексте доказательства этой мысли).
- В чем проявился внешний конфликт? А внутренний? Подтвердите цитатой из текста.
– Зачитайте диалог во время ссоры.
– Какая мысль пришла дяде? («Сердце говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех…»)
Пообещать – и не сделать. Что может быть хуже?! Утреннее нетерпение превращалось в дерзость («Сам перестань!», в откровенную месть за несбывшиеся ожидание радости и счастья, месть всем: маме, бабушке, дяде.)
– Во что вылилась эта месть? (Крики, прыжки, в откровенное издевательство: «Покажешь? Непременно покажешь. «Ты крикнул снова… Я в бешенстве вскочил со стула.
– Перестань! – рявкнул…») (С. 11–12.)
– Какое чувство руководило последующими поступками ребенка? (Самолюбие есть не только у каждого взрослого человека, но и у ребенка, поэтому наш герой, испугавшись, продолжал прыгать и кричать, но «уже без всякой радости», а чтобы показать, что он не испугался. Это самое самолюбие долго держало его в темной комнате. Самолюбие отвергало все: и подарки дяди, и его приезд, и даже жизнь бабушки.)
– «А кто же купит ему теперь пенал, бумаги, книжку с картинками?» (Невозможность осуществления мечты победила самолюбие. Оно было сломлено усилием трех взрослых. Поступки взрослых, последовавшие после наказания, судить нельзя, кроме угрозы умереть и потерять любовь дяди, гостинцы. Наказание, данное одним, должно быть поддержано другими, иначе все потеряют уважение в глазах ребенка, а без авторитета воспитание невозможно.)
- Прочитайте сцену примирения. Какие чувства испытывают они оба?
- Преодолен ли конфликт в 7 главе?
- Какова роль слов «Помнишь ли..»? (Взгляд в прошлое – ретроспектива, с записью в тетрадь нового слова).
- Какова композиция рассказа?
Запись в тетради в виде таблицы: в первой колонке – название частей композиции, во второй колонке – название каждой главы в соответствии с частями композиции.
Композиция рассказа.
Глава 1.Завязка.
Глава 2-4. Развитие действия – развитие ссоры.
Глава 4. Кульминация.
Глава 5-6. Спад действия – сора в обобщенном виде.
Глава 7. Развязка.
Физкультминутка:
Вы достать хотите крышу? (Потягивания — руки вверх.)
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)
Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)
И на место снова сядем. (Дети садятся.)
- Вернемся с беседе о рассказе "Цифры". Озаглавим каждую из семи частей рассказа.
- Кому из вас знакома эта ситуация? От кого хоть раз отмахнулись взрослые в трудную минуту? (обсуждение вопроса).
- Всегда ли люди могут понять друг друга? Всегда ли взрослые способны понять детей?
- Как вы думаете, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми?
- Какие выводы мы можем сделать из рассказа «Цифры»?
Запись в тетрадь.
- Композиция рассказа показывает борьбу радости, любви со злобой, гневом.
- Постоянное обращение героя-повествователя к мальчику подчеркивает внимание и любовь со стороны взрослого к ребенку, осознание своей ошибки и понимание необходимости уважения личности ребенка.
- Ребенок тоже должен научиться понимать взрослых, уважать их интересы.
- Переплетение в рассказе двух субъектных планов («я-ты») придает художественному строю рассказа лирический характер, внутреннюю диалогичность.
V. Рефлексия.
- В чем смысл рассказа И.А.Бунина «Цифры»? Что мы можем взять для себя из этого рассказа?
VI. Домашнее задание.
- Письменно объяснить название рассказа «Цифры»?
- Прочитать рассказ И.А.Бунина «Лапти», подготовить высказывание о впечатлениях после прочтения рассказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». На уроке литературы учащиеся 11 класса попытаются осмыслить Бунинскую идею кризиса...
Конспект урока по литературе в 7 классе "Взаимоотношения взрослых и детей в рассказе И.А. Бунина "Цифры"
Данный материал представляет собой конспект урока по рассказу Бунина "Цифры", который был проведен совместно со школьным психологом в 7 классе....
Конспект урока по литературе в 11 классе "Анализ рассказа И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Характеристика господина из Сан-Франциско, описание его внешности, характера, идеалов....
Конспект урока по литературе «Поэтический образ Родины. А. Блок «На лугу», «Ворона». И.Бунин «Сказка».(учебник-хрестоматия Авт.-составит. Т.Ф. Курдюмова)
*Урок направлен на расширение знаний учащихся о великих русских поэтах 20 века;*обучить частичному анализу лирического произведения через сопоставление и моделирование исследуемого текста;*совершенств...
Конспект урока "Иван Алексеевич Бунин. Рассказ "Цифры".
Конспект урока+презентация...
План-конспект урока по литературе. Стихотворение И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…»
План-конспект урока по литературе по УМК Чертова В.Ф., Трубиной Л.А., Ипполитовой Н.А., Мамоновой И.В. Стихотворение И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…».Основные виды деят...
Конспект урока по литературе "И.А. Бунин", 6 класс
Конструкт урока по литературе, 6 класс, УМК: Меркина Г.С. на тему "И.А.Бунин". Данный урок проводился в группах, обучающиеся читали биографию писателя, отбирали важный материал и оформляли в...