Развитие речи обучающихся на уроках географии. Интегрированный урок география - литература.
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
«Однако трудно найти предмет, который
нуждался бы больше в дополнительной
литературе, чем география»
Н.В.Гоголь
"Развитие речи обучающихся в процессе преподавания географии: использование художественной литературы и интегрированные уроки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografiya_literatura.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Развитие речи обучающихся в процессе преподавания географии: использование художественной литературы и интегрированные уроки"
«Однако трудно найти предмет, который
нуждался бы больше в дополнительной
литературе, чем география»
Н.В.Гоголь
« … вы - обитатели одной планеты,
пассажиры одного корабля…»
А. де Сент-Экзюпери
Цель урока:
Приборы и материалы:
-рисунки детей (планеты посещений Маленького принца);
-индивидуальные карточки с заданиями;
-таблички с афоризмами из сказки;
-глобус, физическая карта полушарий;
1. Работа с текстами сказки
- Как Маленький принц объясняет возникшее у него желание покинуть свою планету?
- Найдите ответ в 10 главе сказки, прочтите и объясните его.
- Обратимся к тексту 17 главы, в которой автор рассказывает о человечестве Земли. Прочтите и подумайте, прав ли автор в своем описании?
- Для информации прослушайте небольшое сообщение, подготовленное учеником: «За последние 60 лет, т.е. как раз за время, проведшее с момента написания сказки, численность населения Земли увеличилось более чем в 2,5 раза и составляет теперь около 6 млрд. Можно ли этих людей разместить пусть не на самом маленьком, но все же на острове любого океана? Вот вам пример для размышления: если всех людей планеты построить в колонну, где в каждом ряду будет примерно по 60 человек, то она легко опояшет всю Землю по диаметру. И еще один пример: если на каком-нибудь крупном стадионе ежедневно собирать по 100 тысяч зрителей, нужно будет затратить более года, чтобы этот стадион посетили все земляне по одному разу».
- Произведем вычисления по этим данным. Простой расчет показывает, что во время написания сказки землян и было чуть более 2 миллиардов.
- Ребята, вы видите, что часть информации о человечестве является правдой, а другая часть литературным вымыслом. Найдите примеры правдивой информации и литературного вымысла в тексте.
- И в середине 20 века, и сейчас все люди живут на своей планете, являясь ее неотъемлемой частью. Как Вы думаете почему?
- Как вы думаете, какое из утверждений верно: человек зависит от природы или природа зависит от человека? Почему? Есть ли ответ на этот вопрос в тексте сказки?
- Может ли случиться так, что человечество станет независимо от природы? Какой из этого надо сделать вывод?
- Каждый гражданин России обязан бережно относиться к природе своей Родины, охранять и приумножать ее богатства, как это записано в главном Законе нашей страны – Конституции. А что это значит?
2. Работа в парах по рисункам планет с индивидуальными заданиями
- С рассказа, о какой планете начинается повествование?
- В чем особенность хозяина этой планеты?
- Какому правилу следовал он всегда?
- Как вы понимаете призыв автора: «Дети!.. берегитесь баобабов!» Что
несет этот аллегорический образ и что такое аллегория? (Это изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ.)
- Что сделал Принц, прежде чем покинул планету? Найдите ответ в 9 главе и объясните.
А теперь каждая пара кратко рассказывает об обитателе заданной вам
карточкой планеты по следующему плану.
- Кому принадлежит планета (определить это по иллюстрации карточки)? В чем особенность характера хозяина? Зачитать из текста, с какими мыслями Маленький принц покидает очередную планету и почему?
- Какую планету он особенно выделяет и почему? Обратимся к тексту 14 главы. Почему на этой планете фонарщики России и Китая зажигали свои огни позже, чем их коллеги из Австралии?
- Почему ему понравился фонарщик?
- У принца часто возникает мысль «Странный народ – эти взрослые!» Что имеет он в виду? (Пустяки кажутся им важными; вместо того, чтобы украшать и возделывать свою планету, они ведут войны, тиранят друг друга, занимаются «дурацкой цифирью»).
- Какую же планету посещает принц потом? Давайте вспомним его диалог с географом, найдем его в тексте 15 главы и прочтем по ролям.
- Как вы объясните слова географа «хорошая репутация»? (Репутация – это общественная оценка, сложившееся мнение о качествах кого или чего-нибудь)
- А что же говорит автор о нашей планете, найдите в тексте 16 главы. Она и в самом деле маленькая, беззащитная. Послушайте стихотворение «У нас Земля одна», объясните его.
Как яблоко на блюде у нас Земля одна.
Не торопитесь, люди, все выскрести до дна.
Немудрено добраться до вскрытых тайников,
Разграбить все богатства у будущих веков.
Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня.
Нам пировать позорно в счет будущего дня!
Примите это, люди, как собственный приказ,
Не то Земли не будет у каждого из нас!
3. Работа с атласом 6 класса и глобусом
А теперь, ребята, продолжим работу. Итак, географ посоветовал Маленькому принцу посетить Землю. Почему? А вот, как вы думаете, был ли он настоящим географом? Кто такие географы? (найдите ответ в тексте) Что они изучают? (найдите ответ в тексте) Почему старый географ не знал, есть ли горы и океаны на его планете?
Из ваших ответов я вижу, что вы хорошо понимаете: настоящие географы это как раз путешественники, изучающие Землю в реальной обстановке. Но иногда путешествие у географа, особенно у юного, может быть и виртуальным. Давайте же и мы сейчас попробуем совершить путешествие по тем географическим точкам, что уже были названы. Итак, определите по карте в атласе отправную точку путешествия. (Дети показывают: материк Евразия, Москва)
Для работы на доске размещается заполненная лишь в левой части таблица (правая часть заполняется в процесс работы с картой):
географический объект материк
Россия, Италия Евразия
Амазонка Южная Америка
Кордильеры Северная Америка
Сахара Африка
В ходе работы ребята отвечают на следующие вопросы и находят ответы в атласе и на карте, которая висит на доске:
- Где родился и жил Сент-Экзюпери?
- Кем он был по профессии?
- Ему приходилось летать над берегами самой полноводной реки мира. Какой?
- Летал он и в небе над Кордильерами, а где этот объект расположен?
- А где автор сказки встретился с Маленьким принцем?
- Скажите, какие из населенных материков Земли не посетил летчик?
- Ну что же, 4 из 5 заселенных материков он видел своими глазами, знал об особенностях жизни людей на них. Так имел ли он право говорить от имени всех людей с инопланетянином, которым по сути и был Маленький принц?
- Подведение итогов урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по физике и географии "Обощающий урок по теме "Давление"" "
Особенность данного урока в том, что в нем объединены два предмета : физика и география. Основная цель урока: показать связь между предметами физики и географии.Цели урока:- дать целостное предс...
Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)
Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и литература), связан с изучением творчеств...
план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"
Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....
Интегрированный урок по алгебре и географии для 7класса . Учитель математики Канунникова . Учитель географии Шутько И.Н
Урок путешествие предлагает учащимся решить многочлены, а затем используя полученные значения, определить координаты городов на карте мира и отметить их на своих контурных картах. Попутно " юные геогр...
Презентация "Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД"
Презентация "Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД" Обобщение педагогического опыта...
Интегрированный урок по геометрии и географии "Вычисление площадей геометрических фигур" для обучающихся 8 класса
Необычный урок, на котором ребята знакомятся с профессией инженера-землеустроителя и закрепляют навыки измерительных работ в пространстве школьной мультипредметной лаборатории и рассчета площаде...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье раскрываются проблемы развития речи детей с интеллектуальными нарушениями на уроках трудового обучения, рассматриваются приемы проведения словарной работы....
Комментарии
Развитие речи обучающихся на уроках географии. Интегрированный у
Развитие речи обучающихся на уроках географии. Интегрированный у