Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Цели урока:
Обучающие:
Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению, обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительности
Развивающие:
Развитие творческого потенциала учащихся. Развитие диалоговой формы общения внутри микрогрупп.
Воспитательные:
Воспитание нравственных качеств учащихся, воспитание уважительного и чуткого отношения к природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_2_uroka_literatury_v_5_klasse_po_skazke_1.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы в 5 классе по сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Урок №1
Цели урока:
Обучающие:
Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению. Обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительности
Развивающие:
Развитие творческого потенциала учащихся. Развитие диалоговой формы общения внутри микрогрупп.
Воспитательные:
Воспитание нравственных качеств учащихся, воспитание уважительного и чуткого отношения к природе.
Ход урока.
1) Оргмомент.
2) Актуализация знаний. Сегодня мы начинаем знакомство со сказкой К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». А какие произведения этого автора вам уже знакомы? О чем они? («Степан и Фунтик», «Барсучий хвост», «Первый снег», «Кот-ворюга).
3). Слово учителя или сообщение (презентация) ученика.
К.Г. Паустовский родился 18 мая 1892 г. в Москве, в семье железнодорожного служащего. Детство прошло на Украине, в деревне, потом в Киеве. Поэзия вошла в жизнь будущего писателя с детских лет. Заслушивался рассказами о Запорожской Сечи, песнями, историями. Его окружали в детстве и юности добрые, талантливые люди. Гимназия, затем Киевский университет, переход в Московский, но закончить его не удалось. Началась первая мировая война в 1914 г. Затем гражданская война, участвовал в боях с петлюровскими бандами, потом был матросом, трудился подручным в рабочей артели, потом стал журналистом.
В годы Великой Отечественной войны Константин Георгиевич ездил на фронт в качестве военного корреспондента ТАСС. В последний период творчества К.Г.Паустовский создаёт автобиографическое произведение « Повесть о жизни» (1945-1963) и книгу «Золотая роза» ( 1956) о психологии художественного творчества. Тематика прозы К.Г.Паустовского разнообразна. Он писал о художниках, поэтах, прозаиках, композиторах, о природе.
В канун нового 1900 года мама положила под елку для своего сына Кости книгу сказок X. К. Андерсена. Эта книга стала для будущего писателя по-настоящему драгоценным подарком. Он перечитывал ее много раз и, наверное, именно тогда полюбил сказки.
«Желание необыкновенного преследовало меня с детства», — говорил Паустовский. Он зачитывался книгами Майн Рида, Фенимора Купера, Жюля Верна.
— Кто читал книги этих писателей? О чем эти книги?
— Как вы думаете, о чем может мечтать человек, увлеченный этими книгами?
Паустовский мечтал о путешествиях и приключениях. Паустовский-романтик очень любит море, и главным героем одной из повестей он делает Черное море («Черное море», 1936).
В своих странствиях Паустовский не был путешественником-созерцателем, он своим словом активно вмешивался в жизнь. Задумав написать книгу об уничтожении пустынь, он объехал все берега Каспийского моря и написал правдивую повесть «Кара-Бугаз». Затем он полюбил Ленинград и написал несколько повестей и рассказов о севере, о его колдовских белых ночах.
Есть история о том, как бедный юноша отправился в путешествие, узнав, что в далекой стране закопан клад. Пройдя трудный путь, он так и не нашел клада, вернулся к себе на родину — и нашел клад в родной деревне.
Паустовский вернулся в Москву и тут, недалеко от Москвы и Рязани, открыл для себя Мещеру, удивительный край, богатый озерами, болотами и лесными речками, ограниченный с юга течением Оки. До конца жизни он ездил туда, подолгу жил там. Край этот он описал в книге «Мещерская сторона».
У любимого сказочника Паустовского — Андерсена — обычные вещи оживали, превращались в волшебных героев. Паустовский так любил природу, что у него обычные явления природы становились удивительными. Свое стремление к чуду писатель воплотил в создании сказок — «Похождения жука-носорога», «Дремучий медведь», «Растрепанный воробей», «Заботливый цветок», «Квакша», «Теплый хлеб».
4) Работа с эпиграфом. Константин Георгиевич Паустовский – человек, который любил природу, знал ее; писатель, который очень серьезно относился к творчеству. Познакомимся со словами Паустовского о чтении (учебник с.88): «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги».
Размышления над цитатой Паустовского.
- Что значит уметь читать? (Понимать прочитанное, вникать в замысел.)
- Кого можно назвать умным, добрым и верным другом? (Того, кто поможет, подскажет, не оставит в беде.)
- Для каждого ли книга может стать другом? (Только для того, кто внимательно читает, задумывается над прочитанным).
Обобщение учителя. Чтобы книга стала хорошим другом, необходим труд и писателя, и читателя. Мы с вами как читатели должны быть чуткими и внимательными к слову писателя, только тогда книга сможет подсказать и дать добрый совет. Знакомясь со сказкой К.Г.Паустовского «Теплый хлеб», будем читать внимательно, задумываясь над каждым словом, чтобы понять советы автора. Сказка была написана в 1954 году и впервые напечатана в детском журнале «Мурзилка». О чем вам говорит дата 1954 год? (Прошло 9 лет после победы в Великой Отечественной войне) Читая сказку, мы должны будем ответить на вопрос: « Что хотел сказать Паустовский детям в трудное послевоенное время?»
-Давайте попытаемся стать сегодня чуткими и внимательными читателями, чтобы понять, какие уроки заключены в сказке «Теплый хлеб».
Учитель обращается к записи темы урока на доске.
-В записи темы нашего урока я ставлю знак вопроса. Ответ на этот вопрос вы дадите в конце нашего урока.
-Чуткими и внимательными читателями нам нужно быть для того, чтобы услышать и понять диалог человека и природы в сказке. К.Г. Паустовский знал о природе все и умел говорить на всех ее языках. С его помощью мы поймем, что хочет сказать нам природа.
5). Чтение сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».
6). Обмен впечатлениями о прочитанном.
-Понравилась сказка?
- Каким вы представили главного героя?
-А почему он такой? Почему его зовут не Филей или Филипком, а Филькой? И почему не с бабушкой-бабулечкой он живёт, а с бабкой?
-А где его родители? Почему они только вдвоём?
-Ребята, а кому жалко Фильку? Почему?
7) Наблюдения над жанровыми особенностями литературной сказки (зачин, завязка и пр.), портретами героев (мельника, Фильки).
8) Итог урока. Рефлексия.
9) Домашнее задание. Дочитать сказку. Подробный пересказ эпизода
Эпизоды: 1в. – «Рассказ старой бабки о древней истории» 2в – «Разговор Фильки с мельником Панкратом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы. 5 класс.
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).
В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...
Разработка урока литературы 6 класс "Конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского"
Анализ конфликта К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского в произведении А.С.Пушкина "Дубровский". Технолия - проблемное обучение....
Разработка урока литературы 5 класс. Тема: «Устное народное творчество.»
Разработка урока литературы 5 класс.Тема: «Устное народное творчество.» Образовательная технология: проектное обучение.Цели: формировать представление о фольклоре как коллективн...
Разработка урока литературы 6 класс "Тарас Бульба"
Разработка урока литературы 6 класс Николай Васильевич Гоголь ."Тарас Бульба".Знакомство с содержанием повести, её героями.Определены задачи, цели урока, тип урока.Работа с текст...
Методическая разработка урока в 5 классе по сказке А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"
Урок закрепления, повторения и обобщения знаний с разнообразными методами и приемами...