Методическая разработка урока в 5 классе по сказке А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"
методическая разработка по литературе (5 класс)

Жонкина Наталья Александровна

Урок закрепления, повторения и обобщения знаний с разнообразными методами и приемами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_5_kl_po_skazke_pogorelskogo_1.docx38.72 КБ

Предварительный просмотр:

Жонкина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы

 ГБОУ СОШ № 407

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Урок  литературы в 5 классе по

 сказке Антония Погорельского

«Черная курица, или Подземные жители».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: изучение сказки, осознание ее нравственных уроков.

Задачи урока

Образовательные:

при работе с текстом произведения учить видеть логику развития действия в эпосе, выделять ключевые слова, совершенствовать технику чтения и пересказа.

Развивающие:

развивать способности к образному и логическому обобщению, отражая результат анализа текста в рисунке, плане, таблице, сборнике мудрых мыслей

Воспитательные:

анализируя поступки героя, вызвать эмоциональный отклик на проявление добродетелей и пороков, развивать ценностные ориентации.

УУД

Личностные УУД:

 Формирование мотивации к самосовершенствованию;

Формирование навыков исследовательской деятельности

Совершенствование навыков самостоятельной и творческой работы

Регулятивные УУД:

 сравнение способа действия, его результата с заданным эталоном, планирование, прогнозирование, волевая саморегуляция на этапе выбора домашнего задания, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в группе и паре, умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Познавательные УУД:

 структурировать знания содержания сказки, контроль и оценка процесса пересказа, работы с текстом и результатов деятельности, постановка и формулировка проблемы - поиск и определение идеи сказки, смысловое чтение, построение логической цепи пересказа, рассуждения, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

Планируемые результаты

Предметные

Знать:

содержание сказки, значение слов и понятий, краеведческий материал

Уметь:

 пересказать, обосновать, доказать, найти в тексте, построить рассуждение, сделать вывод, подвести итог

Личностные:

знакомство с новым писателем, расширение кругозора по истории и культуре Санкт-Петербурга, «примерка» нравственного опыта героя на себя, возможность выразить себя в выборе эпизода для создания иллюстрации и пересказа его

Метапредметные:

Основные понятия:

порок, праздность, совесть, предательство, добродетель и др.

Межпредметные связи

 с краеведением, изобразительным искусством

Ресурсы:

Основные: учебник, рабочая тетрадь, рисунки учащихся

Дополнительные: презентация по биографии писателя и по сказке, ноутбук, проектор, аудиозапись радиоспектакля

Формы урока:

 фронтальная, индивидуальная, парная, групповая (при создании проекта)

Технология:

 информационный проект - краеведение, практико-ориентированный проект - изобразительное искусство

Ход урока

1.Организация

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку - наличие учебника, рабочей тетради, рисунков к понравившимся эпизодам сказки. На каждом столе - красные кружочки. Это жетоны, которыми необходимо дать оценку своей работе на уроке.  На свободной части доски - правила самооценки.

Пересказ -1 жетон

Дом./з план к сказке-1 жетон

Дом. рисунок - 1 жетон

Дом./з своя сказка - 2 жетона

Активная работа на уроке: 3 правильн. ответа - 1 жетон (макс. 3)

Итого: 6 жетонов - оценка «5», 5 жетонов - оценка «4» и т.д.

2. Целеполагание.

Каждое новое произведение несет нам новые знания, позволяет пополнить копилку нравственных понятий и помогает становиться хорошими людьми.

Народная мудрость говорит: если б знать, где упаду, соломки бы постелил.

 Литература помогает учиться на чужих ошибках, проступках, пороках героев, чтобы мы их не допускали в жизни.

А вот  еще одна мудрая пословица: сумел ошибиться, сумей и поправиться. Действительно, многое прощается тому, кто признает свои ошибки, искренне в них раскаивается.

Сформулируйте и запишите в тетрадях тему урока. Это будет несложно, т.к. задания вы получили, уходя на каникулы: прочитать сказку, составить план, нарисовать иллюстрации к понравившимся  эпизодам.

Допишите цели урока: восстановить в памяти…, пересказать…, размышлять над…

Мы должны найти главные мысли, ради которых автор и сочинил сказку.

 А когда найдем, допишем  предложение на доске

…………- условия внутренней красоты человека.

1-ое задание. Ответьте на вопрос и запишите в тетради: какого человека мы называем красивым? Или   настоящим? Или  Человеком с большой буквы? В конце урока дополните или исправите.

Как же мы будем искать главные мысли?

-перескажем, вспомним текст, будем отвечать на вопросы и думать

Но сначала познакомимся с биографией писателя.

3. Знакомство с биографией Антония Погорельского.

( презентация)

Задание перед презентацией: составить краткий план услышанного рассказа и записать в тетради.

Чтобы была полная ясность, надо быть уверенными, что все слова  в сказке мы понимаем.

4. Словарная работа

 Пол- аршина-(35,5 см)

Мантия-(широкая и длинная одежда в виде плаща)

Шлейф-(длинный, волочащийся сзади подо женского платья)

Паж-(мальчик из дворянской семьи, личный слуга у знатной особы)

Пунцовые – (ярко-красные)

Скромный - (не имеющий обыкновения подчеркивать свои достоинства, умеренный в требованиях, отличающийся достаточной стыдливостью, не ставящий свою личность наперед)

Нрав испортился - (характер испортился)

Все тщетно – (напрасно)

Учтивый - (вежливый)

5. Аудиозапись. («Старое радио»). Слушаем только начало сказки. Обращаем внимание на выразительность.

Сейчас вашему вниманию будет предложена аудиозапись начала сказки. Вы услышите голос замечательного артиста Юрия Яковлева. Что выпущено в радиопостановке из текста?

6.Работают краеведы.

Презентация, созданная в рамках информационного проекта о достопримечательностях Санкт-Петербурга.

7. Задание на знание сюжета сказки. (Задание в презентации)

«Восстанови последовательность»

1. Подземные жители уходят.

2. Характер Алеши испортился.

3. Алеша не сдержал слово.

4. Волшебное зернышко.

5. Спасение курицы.

6. В подземном царстве.

7. Жизнь Алеши в пансионе.

8. Наказание Алеши.

9. Болезнь и выздоровление.

Исправленный вариант

1. Жизнь Алеши в пансионе.

2. Спасение курицы.

3. В подземном царстве.

4. Волшебное семечко.

5. Нрав Алеши испортился.

6. Наказание.

7. Алеша не сдержал слово.

8. Подземные жители уходят.

9.Болезнь и выздоровление Алеши.

8. Д/П этап при наличии времени.

 Игра «Не разорви цепь»  на проверку текста (восстанавливаем  все события текста, подробный план). Тот, кто не сможет продолжить, выбывает из игры, не участвует. А тот, кто называет событие, сидит с поднятой рукой и ждет своей очереди.

Например:

1. Где помещался пансион.

2. Тогдашний Петербург.

3. Как выглядел пансион.

4. Алеша - один из воспитанников.

5. Чтение книг - единственное утешение Алеши.

6. Мечты.

7. Другое занятие Алеши.

8. Любимая Чернушка.

9. В ожидании гостя забыли об Алеше.

10. Спасение Чернушки.

11. Иди за мной.

12. Комнаты старушек.

13. Алеша ослушался.

14. Освещенная зала.

15. Чернушка сражается с рыцарями.

16. Алеша падает в обморок… и просыпается.

17. Маленькие люди в маленькой зале.

18. 20 маленьких рыцарей.

19. Король.

20. Желание Алеши.

21. Конопляное семечко.

22. Подземные редкости.

23. Обед.

24. Охота.

25. Честное слово.

26. Необычайные способности.

27. Семечко не помогло.

28. Появление Чернушки, ее просьба исправиться и сдержать слово.

29. Бойкот, розги и прочее.

30. Алеша выдал тайну.

31. Появление Чернушки - министра.

32. Прощай, Алеша!

33. Болезнь и выздоровление.

9. Пересказ любимых эпизодов сказки, изображенных у каждого на своей иллюстрации. Создание импровизированной выставки.

10. Конкурс на самого внимательного читателя.

1. Кто кого разбудил?

 (Алеша протянул руку кошке, проснулся попугай, потом старушки, потом рыцари).

2. Где находились рыцари в подземном царстве?

( Они были подвешены к стенам).

3. Что умела делать кошка?

( Протягивать лапку и прыгать в обруч).

4. Как открывались двери, когда Чернушка вела в подземелье?

(Чернушка хлопала крыльями).

5. Какими камнями были усеяны дорожки в саду?

(Бриллиантами, яхонтами, изумрудами, аметистами).

6. Откуда были завезены туда деревья (мох)?

(Из дальних стран, из самой глубины земного шара).

7. Что показалось смешным Алеше?

(Звери и лошадь-палка).

8. Какого металла было очень много в подземном царстве?

(Золота).

9. Что прокричал Алеше попугай?

(Дуррак!)

10. На кого они охотились?

(8 крыс - легли на месте,3 - обратились в бегство, 1- ранили).

11. Что ответила Чернушка на вопрос  Алеши: почему министр является в свет в виде курицы и какую связь имеют они со старушками?

(Алеша заснул и не слышал).

12. 8 страниц по какому предмету надо было выучить?

(По истории).

11. Анализ сказки. Работа в парах.

1. Заполняем таблицу.

Каким был Алеша до получения конопляного семечка

Каким был Алеша после получения конопляного семечка

Умненький

Миленький

Все любили

Начитанный

Мечтатель

Верит в волшебство

Остро чувствует свое одиночество

Щедрость

Праздный

Ленивый

Гордый

Высокомерный

Заносчивый

Шалун

Непослушный

Его перестали любить товарищи

2. Найдите в тексте ответы на вопросы:

Почему похвала вначале за правильные ответы не доставляет Алеше удовольствия?

(“Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоит ему никакого труда. Алёша внутренне стыдился этим похвалам: ему совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал. Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: “Алёша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учёности, будешь самое несчастное дитя!” Стр. 75-76)

Какие советы дает Чернушка?

(“Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку, и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собой”. Стр. 81)

Совпадают ли советы Чернушки с выводами учителя?

(Да. И Чернушка, и учитель сходятся в единстве, что праздность развращает человека, труд– это условие нравственной красоты человека. “Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Бог дал вам ум, чтобы вы во зло его употребляли”. Стр. 84)

Почему Алеша предал Чернушку?

Верит ли Чернушка, что Алеша исправится?

(Да. Только верящий может сказать так: “Я тебя прощаю; не могу забыть, что ты спас жизнь мою, и всё тебя люблю…Одним ты можешь меня утешить в моём несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде”. Стр.86-88)

Исправился ли Алеша?

(Да. Он “старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей”. Стр. 88

13. Выводы. Запись в тетради, ответ на вопрос:

Чему учит сказка?

Дополнительно на слайде

  • Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойным его. Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.
  • Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.
  • Надо быть строгим к себе.
  • НЕ  случайно, Л.Н.Толстой, составляя список книг, повлиявших на его духовное становление, включил в него сказку «Черная курица, или Подземные жители».

Обращаемся к предложению на доске, которое надо дополнить

Не трусь, не предавай, не обманывай, трудись, слушай свой внутренний голос, умей признавать свои ошибки - вот условия внутренней красоты человека.

14. Прочтите свой вариант продолжения сказки или свою сказку (предыдущее домашнее задание)

15. Дифференцированное домашнее задание

1. Ребята, вообразите себе, что Вы попали в сказочный мир подземного царства. И Вам король предлагает вознаграждение за спасение Чернушки. Что попросил Алёша, Вы уже знаете. А что попросили бы Вы? Напишите убедительный ответ.

или

2. Составьте кроссворд, или викторину, или тест.

или

3. Составьте сборник мудрых мыслей по сказке.

или

4. Выполните исследовательскую работу «Основные признаки фольклорной и литературной сказки» (Взять для исследования 2 любимые сказки)

16. Рефлексия. Выбери яблоко. Красное - узнал что-то важное для себя. Зеленое - было трудно и закрепи  его на яблоне (плакат)

17. Допишем или исправим записи в тетради: какого человека называют красивым.

Литература:

  1. Детский сказочный журнал “Почитай-ка”, статья “Автор “Чёрной курицы” Антоний Погорельский (1787-1836). 2000. http://www.cofe.ru
  2. Короп В. Антоний Погорельский (1787-1836). http://www.malpertuis.ru/pogorelsky_bio.htm
  3. Малая С. Антоний Погорельский. http://www.pogorelskiy.org.ru

4.   Погорельский А. Чёрная курица, или подземные жители. М.: Росмэн. 1999. С. 45-90


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Во все времена в человеке ценились такие качества, как чуткость, восприимчивость к окружающему миру, доброта, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом. Этот урок может быть одной из с...

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Методическая разработка урока с применением лексической сказки. 1-2 класс. Учим счет.

Лексическая сказка. Помогает ребятам 5-7 лет быстро выучить счет от 1 до 10. Имеется ссылка на видео, которое можно использовать в образователном процессе....

Урок литературы по теме: А.Погорельский «Черная курица или Подземные жители».

Цели:1.Образовательная: закончить работу над сказкой, проанализировать внутренний мир героя, выяснить главную мысль произведения2.Развивающая: развивать внимание , навыки  выразительного чтения ,...

Вариант урока по сказочной повести А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители": система вопросов и заданий ( 5 класс )

Данный учебный материал представляет собой систему вопросов и заданий  к уроку по повести А.Погорельского  "Чёрная курица, или Подземные жители". С его помощью можно составить конспект урока...