План- конспект урока по литературе "О Родине веду я разговор"
методическая разработка по литературе по теме
Урок развития речи, построенный на подборе местного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_rodine.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока на тему: «О Родине веду я разговор» (Я – адыгов земля…) Кенетова Л.Х., учитель русского языка и литературы |
Цель урока: 1. подготовить учащихся к написанию сочинения на тему:
«О Родине веду я разговор»;
2. определить их нравственную позицию;
3. воспитать особое чувство любви к Родине.
Оформление урока: 1. Стенд: «Я – адыгов земля»;
2. материалы заочной экскурсии по Кабардино-Балкарии;
3. иллюстрации детей.
Запись на доске:
О России петь – что стремиться в храм…
Игорь Северянин
Ты – в сердце Россия. Ты – цель и подножие…
В.Набоков
Ход урока:
- Музыкальная заставка: «Адыги на земле моей живут…»
- Литературный монтаж. Поэтическая страница.
1 чтец: Я – адыгов земля,
Молода от обильных садов.
Я – адыгов земля,
И границ доброте моей нету
И щедротам моим!
Взглядам хлебных морей не объять.
Я – адыгов земля.
(Хамид Беретарь)
2 чтец: Земля моих предков – моя Кабарда,
Люблю я тебя и горжусь я тобой.
Всей жизнью своей и всем счастьем труда
Я слит неразрывно с твоею судьбой.
Я слит неразрывно с твоею судьбой.
Прославлена доблесть джигитов твоих,
Твои скакуны будто ветер быстры.
И взором сады не охватишь, а в них,
Как в сказке несчетны природы дары,
В турбинах шумит покоренный Баксан.
На коши, в селеньях бегут провода,
По радио слушает песни чабан,
Сама ты как песня, моя Кабарда!
Бетал Куашев
3 чтец: В легкой накидке тумана
Плечи крутых ледников,
Снова в долине Нарзана
Пью я напиток богов.
Снова к альпийским высотам
Тропы меня привели,
К неповторимым восходам
Этой прекрасной земли.
Чтобы вершины Кавказа
В душу смотрели всегда
Свежестью белого снега,
Искрами чистого льда.
4 чтец: Катит волны красавец Баксан –
Дарит их ему древний Эльбрус.
Он несет их садам и лесам,
Нарушая их знойную грусть.
И коня удалого поя,
Здесь балкарец стоит молодой,
Кабардинец родные поля
Орошает студеной водой.
Керим Отаров
5 чтец: Река Баксан похожа на базар,
на утренний, восторженный, шумящий,
весь состоящий из одних шипящих,
в тех брызгах, в тех созвучиях летящих,
каких еще никто не написал.
Как гения строка – река Баксан.
Завидую тебе, река природы,
Сумевшая создать такие воды
блестящим языком своей свободы,
Каким еще доселе не блистал!
Обычная, казалось бы, река…
И все же нет прекраснее Баксана…
Фаусат Балкарова
Музыкальная заставка: звучит старинная кабардинская песня.
6 чтец: Ты весною исходишь садами,
Зацветает в садах алыча.
Со своими седыми снегами
Почему же ты так горяча?
И пастушьи тревожные трели
Долетают до облаков,
И в моем непроснувшемся теле
Просыпается горская кровь.
Инна Кашежева
7 чтец: Гроза над Эльбрусом рокочет,
И в яростном, буйном пылу
Вновь гибель кому-то пророчит,
Меча за стрелою стрелу.
Воздушные крепости ладит,
Грохочет о крыши внизу
И белую бороду гладит
Эльбрус, привечая грозу.
Как будто бы детской забавой,
Грозою, видать по всему,
Он рад любоваться, двуглавый,
И кажется снова ему,
Что малые горы из луков
Стреляют в небесном краю,
Глядит он на них, как на внуков,
И бороду гладит свою.
Алим Кешоков
Музыкальная заставка: звучит старинная кабардинская мелодия без слов.
Учитель: Стихи, стихи… В каждом из них душа нашего народа, неукротимый нрав природы. Слушаешь их и понимаешь, что прикасаешься к вечности, к чему-то святому и такому необходимому тебе.
Беседа с классом:
- Ребята, а какие чувства испытываете Вы?
- Какими чувствами проникнуты все поэтические строки?
- Какие языковые средства дают нам возможность все это прочувствовать?
- Выделите запомнившиеся Вам эпитеты, сравнения, метафоры.
- Что воспевают поэты в своих стихах? (горы, сады, небо, поля, туманы, воздух…)
- Попробуйте эти образные сравнения включить в предложения.
Горы – вечные, заснеженные, седые, древние…
Небо – высокое, чистое, огромное, грозовое…
Туманы – густые, низкие, седые, серые…
Слово учителя: Ребята, я думаю, что этот урок откроет каждому глаза на то, как необычен и прекрасен наш край… О нем слагают стихи и песни, художники переносят его на свои полотна, чтобы люди всего мира знали, как прекрасна эта земля, напоенная горными реками и нарзанами.
А теперь давайте совершим заочную экскурсию по парку Нальчика, о красоте которого поется в песне.
Музыкальная заставка: звучит «Песня о Нальчике» в исполнении ученика этого класса Бештоева Азамата.
Учитель: Я точно знаю, ребята, что еще в детстве вы с радостью бежали в «Городок аттракционов» и хорошо знаете уголки этого тенистого парка. Но всегда ли вы всматривались, вслушивались в то, что подарила нам природа.
Валентин Кузьмин, наш земляк, в повести «Мой дем не крепость» не раз обращается к описанию этого райского уголка. Его волнует и зачаровывает красота его осенью. Он пишет:
Ученица читает отрывок наизусть: «Городской парк в Нальчике хорош во все времена года. Особенно осенью. По утрам, когда над рекой и озерами еще плавает влажный, ночной туман и ворохи опавших листьев матово светятся тяжелые капли, в парке безлюдно и тихо. Щедрые, по-осеннему неожиданные краски смягчены, притушены глубокими тенями гор. И когда с гор начинает тянуть ветерком, в парке стоит негромкий шелест – заунывная музыка увядания…
Парк молчалив, сумрачен.
Но стоит выглянуть солнцу, как все мгновенно меняется… Колдовство длится считанные минуты. Сверху падали листья. Желтые, золотые, пурпурно-красные»
Учитель: Ребята, Вы обратили внимание, что с помощью слов можно создать зрительную картину, которая нас восхищает, волнует, заставляет пристальней всматриваться в окружающий мир природы, заглядывать в самую душу своей Родины.
Алина (ученица): «Стихи о Родине» (собственного сочинения)
Учитель: Ребята, а вот что написал путешественник Эльбердов в своих воспоминаниях, кот орые озаглавил «Слова из сердца»; «Я видел Эльбрус, подобный снежному облаку, впереди белой цепи гор. Мы шли тогда пешком, и эта дорога, как сон, на всю жизнь останется в памяти.
Я видел горы, и тучи ласкали их. Я видел горные вершины, которые высоко, выше всех облаков возносили свои сверкающие короны. Я слышал грохот ревущего Терека, в русле которого уже не вода, а рвут и грохочут, перекатываясь в пене, камни»
Удивительно точно и ярко передана картина окружающего мира. Он особен и неповторим. Ребята, и у нас свой художник, он по-своему увидел эту картину, где царят гармония и единство. В этом мире ничего нельзя разрушить. Давайте посмотрим, что на иллюстрациях изобразил Саид Кашежев.
Саид: Мне, как горцу, близки родные пейзажи. Я люблю горы, любуюсь ими в солнечный день на горизонте и попытался изобразить их во всем суровом их величии. Строгие пики вершин, скупые краски. Все в этом мире подчинено каким-то неведомым нам законам. Горы – это тайна, где всегда тебя поджидает опасность. Здесь много расщелин, пропастей, в которых поселилась вечность.
Ученик: Да, горы – это молчаливая вечность. Саид хорошо это сказал. И только человек, живущий рядом, чувствует их живое дыхание. Присмотритесь к ним! И вы их полюбите, как мы любим их.
Учитель: Ребята, Вы сами подошли к выводу, что любовь к Родине, к нашему краю живет в нас. А как Вы понимаете выражение: «Любовь к Родине мы носим в сердце». Согласны ли Вы с ним? Аргументируйте свою точку зрения.
Ученик: Природа так создала людей, что любовь живет в нас. Мы любим родителей, друзей, близких. Это чувство к ним мы проявляем каждый день.
А вот любовь к Родине мы ощущаем острее в определенной ситуации, особенно, когда расстаемся с ней надолго.
Ученица: Да, я тоже думаю так. Хочу привести пример. Недавно мы писали изложение, где говорилось о человеке, что покинул Россию, жил в Тропической стране, но однажды он увидел там русскую березку. Она была символом его северной Родины. Только одна деталь, а как о многом она говорит нам.
Ученица: Из собственного опыта я могу ответить на этот вопрос. Летом мы отдыхали семьей на Кипре. Кругом были чудеса ботаники, экзотические фрукты и напитки, а я хотела поскорей вернуться на мою уютную сельскую улицу, где на лавочках сидят бабушки с внуками. Я считаю, что это и есть любовь к Родине.
Учитель: А что является символом нашей Родины?
Учащиеся: Цветущие сады, пьянящий горный воздух, заснеженные вершины, крутые скалы и обрывы, лупоглазые подсолнухи, синие в дымке горы, нарзановые реки, кукурузное поле, говорливые реки, сияние ледников и трудолюбивый народ и еще многое-многое другое. Разве обо всем расскажешь?
Учитель: Давайте попробуем составить план к сочинению.
Примерный план.
- Вступление
С чего начинается Родина?
- Основная часть
В сердце живет Кабарда.
1. Символы моей Родины:
а) горы и долины;
б) цветущие сады и пьянящий воздух;
в) Голубые озера и Приэльбрусье;
г) реки нарзана и целебные источники.
2. Мой Баксан.
3. Нальчик – цветущая столица.
III. Заключение
И подснежник – это тоже Родина.
Работа с текстом, спроецированным на доске.
Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.
У каждого человека есть Родина. Любовь к ней мы впитываем вместе с молоком матери. Она ведет нас по жизни, помогает в трудные минуты. Без нее мы слабеем.
Моя Родина – это маленький городок, расположенный по берегу голубого Баксана, берущего свое начало в ледниках Эльбруса.
Цветущие сады украшают его весной, а осенью в воздухе разлит аромат фруктов и запах сена, доносившийся с лугов.
В солнечный день высится двуглавый Эльбрус над землёй, очаровывая туристов, маня покорителей высот. Нет края лучше моей Кабарды!
III. Домашнее задание: написать сочинение о Родине.
Предлагаю один из наиболее удачных вариантов домашнего сочинения:
Это моя Родина.
Лето – самое прекрасное время года! Я радуюсь, что у меня есть время наслаждаться теплом, солнцем, прогулками по росистой траве. Я встаю рано и иду в сад, и любуюсь первыми лучами, которые выглядывают из-за седых Кавказских гор.
Как легко дышится в нашем саду, но хочется увидеть мир, поэтому мы с друзьями решили отправиться в горы. Сначала идем легко, взбираемся на первую высоту – все вокруг как на ладони видно. Вот внизу лежит весь наш поселок, в котором выделяются школы, за ними голубой лентой извивается речка, спешат по шоссе автомашины. А вокруг горы, горы… Сколько ни смотришь на них – никогда не надоест. А если крикнешь, то они отзываются эхом. Оно уходит далеко-далеко, приглашает тебя за собой. Но в горах это делать нельзя – вокруг таится опасность.
Мы спускаемся к роднику. Он весело журчит, приглашая к себе усталого путника. От его холодной воды сводит скулы, но чувствуешь, как вместе с этим прибывают силы. Теперь можно двигаться дальше, в мир сказочной страны, что зовется моей Родиной!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературы в 5 классе на тему «Поэтический образ Родины в стихах поэтов 20 века».
Цель урока - познакомить учащихся с поэтическим образом России в стихах поэтов 20 века (А.Блок, А.Белый, С.Есенин).Особое внимание уделено поэтическому анализу стихотворения С.А.Есенина "Ч...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "РАЗГОВОР ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"
На данном уроке, как итог курса химии и биологии, обобщаются и закрепляются знания об изученных веществах на примере исследования состава и свойств различных со...
План-конспект урока музыки в 5 классе по программе Е. Критской "Всю жизнь мою несу Родину в душе…"
План-конспект урока музыки в 5 классе по программе Е. Критской "Всю жизнь мою несу Родину в душе…" содержит региональный компонент, способствующий воспитанию патриотизма,формированию базиса личностной...
План-конспект урока по немецкому языку в 7 классе на тему "С чего начинается Родина". Учебник Schritte, И.Л. Бим
Тема: Что мы называем нашей родиной? («Was nennen wir unsere Heimat?»).Учебник: Бим И.Л. Немецкий язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. Л. Бим, Л.В. Садомова ; Рос. акад. наук, Рос. ...
План конспект урока по немецкому языку по теме: "Что мы называем нашей Родиной?" в 7 классе
План конспект урокаТип урока: урок-защита проектовТема: Что мы называем нашей Родиной? Класс: 7Цель: представить и защитить проект, используя немецкий язык как средство общения.Основные задачи: соверш...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "РАЗГОВОР ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"
На данном уроке, как итог курса химии и биологии, обобщаются и закрепляются знания об изученных веществах на примере исследования состава и свойств различных со...
План - конспект урока по теме "«Телефонный разговор", модуль 4, 6 класс, учебник "Английский в фокусе"
План - конспект урока по теме "«Телефонный разговор", модуль 4, 6 класс, учебник "Английский в фокусе"....