План- конспект урока по литературе "О Родине веду я разговор"
методическая разработка по литературе по теме

Урок развития речи, построенный на подборе местного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_rodine.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

открытого урока на тему:

«О Родине веду я разговор»

(Я – адыгов земля…)

                                                               Кенетова Л.Х., учитель

                                                               русского языка и литературы

Цель урока: 1. подготовить учащихся к написанию сочинения на тему:

                           «О Родине веду я разговор»;

                       2. определить их нравственную позицию;

                       3. воспитать особое чувство любви к Родине.

Оформление урока: 1. Стенд: «Я – адыгов земля»;

                                     2. материалы заочной экскурсии по Кабардино-Балкарии;

                                     3. иллюстрации детей.

   

Запись на доске:

О России петь – что стремиться в храм…

                                                    Игорь Северянин

Ты – в сердце Россия. Ты – цель и подножие…

        В.Набоков

Ход урока:

  1. Музыкальная заставка: «Адыги на земле моей живут…»
  2. Литературный монтаж. Поэтическая страница.

1 чтец:      Я – адыгов земля,

                  Молода от обильных садов.

                  Я – адыгов земля,

                  И границ доброте моей нету

                  И щедротам моим!

                  Взглядам хлебных морей не объять.

                  Я – адыгов земля.

                                      (Хамид Беретарь)

2 чтец:  Земля моих предков – моя Кабарда,

              Люблю я тебя и горжусь я тобой.

              Всей жизнью своей и всем счастьем труда

              Я слит неразрывно с твоею судьбой.

              Я слит неразрывно с твоею судьбой.

              Прославлена доблесть джигитов твоих,

              Твои скакуны будто ветер быстры.

              И взором сады не охватишь, а в них,

              Как в сказке несчетны природы дары,

              В турбинах шумит покоренный Баксан.

              На коши, в селеньях бегут провода,

              По радио слушает песни чабан,

              Сама ты как песня, моя Кабарда!

        Бетал Куашев

3 чтец:  В легкой накидке тумана

               Плечи крутых ледников,

              Снова в долине Нарзана

Пью я напиток богов.

Снова к альпийским высотам

Тропы меня привели,

К неповторимым восходам

Этой прекрасной земли.

Чтобы вершины Кавказа

В душу смотрели всегда

Свежестью белого снега,

Искрами чистого льда.

4 чтец: Катит волны красавец Баксан –

Дарит их ему древний Эльбрус.

Он несет их садам и лесам,

Нарушая их знойную грусть.

И коня удалого поя,

Здесь балкарец стоит молодой,

Кабардинец родные поля

Орошает студеной водой.

                                 Керим Отаров

5 чтец: Река Баксан похожа на базар,

на утренний, восторженный, шумящий,

весь состоящий из одних шипящих,

в тех брызгах, в тех созвучиях летящих,

каких еще никто не написал.

Как гения строка – река Баксан.

Завидую тебе, река природы,

Сумевшая создать такие воды

блестящим языком своей свободы,

Каким еще доселе не блистал!

Обычная, казалось бы, река…

И все же нет прекраснее Баксана…

                               Фаусат Балкарова

Музыкальная заставка: звучит старинная кабардинская песня.

6 чтец:  Ты весною исходишь садами,

Зацветает в садах алыча.

Со своими седыми снегами

Почему же ты так горяча?

И пастушьи тревожные трели

Долетают до облаков,

И в моем непроснувшемся теле

Просыпается горская кровь.

                                       Инна Кашежева

7 чтец:  Гроза над Эльбрусом рокочет,

И в яростном, буйном пылу

Вновь гибель кому-то пророчит,

Меча за стрелою стрелу.

Воздушные крепости ладит,

Грохочет о крыши внизу

И белую бороду гладит

Эльбрус, привечая грозу.

Как будто бы детской забавой,

Грозою, видать по всему,

Он рад любоваться, двуглавый,

И кажется снова ему,

Что малые горы из луков

Стреляют в небесном краю,

Глядит он на них, как на внуков,

И бороду гладит свою.

                                         Алим Кешоков

Музыкальная заставка: звучит старинная кабардинская мелодия без слов.

Учитель: Стихи, стихи… В каждом из них душа нашего народа, неукротимый нрав природы. Слушаешь их и понимаешь, что прикасаешься к вечности, к чему-то святому и такому необходимому тебе.

Беседа с классом:

  1. Ребята, а какие чувства испытываете Вы?
  2. Какими чувствами проникнуты все поэтические строки?
  3. Какие языковые средства дают нам возможность все это прочувствовать?
  4. Выделите запомнившиеся Вам эпитеты, сравнения, метафоры.
  5. Что воспевают поэты в своих стихах? (горы, сады, небо, поля, туманы, воздух…)
  6. Попробуйте эти образные сравнения включить в предложения.

Горы – вечные, заснеженные, седые, древние…

Небо – высокое, чистое, огромное, грозовое…

Туманы – густые, низкие, седые, серые…

Слово учителя: Ребята, я думаю, что этот урок откроет каждому глаза на то,  как необычен и прекрасен наш край… О нем слагают стихи и песни, художники переносят его на свои полотна, чтобы люди всего мира знали, как прекрасна эта земля, напоенная горными реками и нарзанами.

         А теперь давайте совершим заочную экскурсию по парку Нальчика, о красоте которого поется в песне.

Музыкальная заставка: звучит «Песня о Нальчике» в исполнении ученика этого класса Бештоева Азамата.

Учитель: Я точно знаю, ребята, что еще в детстве вы с радостью бежали в «Городок аттракционов» и хорошо знаете уголки этого тенистого парка. Но всегда ли вы всматривались, вслушивались в то, что подарила нам природа.

             Валентин Кузьмин, наш земляк, в повести «Мой дем не крепость» не раз обращается к описанию этого райского уголка. Его волнует и зачаровывает красота его осенью. Он пишет:

Ученица читает отрывок наизусть: «Городской парк в Нальчике хорош во все времена года. Особенно осенью. По утрам, когда над рекой и озерами еще плавает влажный, ночной туман и ворохи опавших листьев матово светятся тяжелые капли, в парке безлюдно и тихо. Щедрые, по-осеннему неожиданные краски смягчены, притушены глубокими тенями гор. И когда с гор начинает тянуть ветерком, в парке стоит негромкий шелест – заунывная музыка увядания…

        Парк молчалив, сумрачен.

         Но стоит выглянуть солнцу, как все мгновенно меняется… Колдовство длится считанные минуты. Сверху падали листья. Желтые, золотые, пурпурно-красные»

Учитель: Ребята, Вы обратили внимание, что с помощью слов можно создать зрительную картину, которая нас восхищает, волнует, заставляет пристальней всматриваться в окружающий мир природы, заглядывать в самую душу своей Родины.

Алина (ученица): «Стихи о Родине» (собственного сочинения)

Учитель: Ребята, а вот что написал путешественник Эльбердов в своих воспоминаниях, кот орые озаглавил «Слова из сердца»; «Я видел Эльбрус, подобный снежному облаку, впереди белой цепи гор. Мы шли тогда пешком, и эта дорога, как сон, на всю жизнь останется в памяти.

               Я видел горы, и тучи ласкали их. Я видел горные вершины, которые высоко, выше всех облаков возносили свои сверкающие короны. Я слышал грохот ревущего Терека, в русле которого уже не вода, а рвут и грохочут, перекатываясь в пене, камни»

              Удивительно точно и ярко передана картина окружающего мира. Он особен и неповторим. Ребята, и у нас свой художник, он по-своему увидел эту картину, где царят гармония и единство. В этом мире ничего нельзя разрушить. Давайте посмотрим, что на иллюстрациях изобразил Саид Кашежев.

Саид: Мне, как горцу, близки родные пейзажи. Я люблю горы, любуюсь ими в солнечный день на горизонте и попытался изобразить их во всем суровом их величии. Строгие пики вершин, скупые краски. Все в этом мире подчинено каким-то неведомым нам законам. Горы – это тайна, где всегда тебя поджидает опасность. Здесь много расщелин, пропастей, в которых поселилась вечность.

Ученик: Да, горы – это молчаливая вечность. Саид хорошо это сказал. И только человек, живущий рядом, чувствует их живое дыхание. Присмотритесь к ним! И вы их полюбите, как мы любим их.

Учитель: Ребята, Вы сами подошли к выводу, что любовь к Родине, к нашему краю живет в нас. А как Вы понимаете выражение: «Любовь к Родине мы носим в сердце». Согласны ли Вы с ним? Аргументируйте свою точку зрения.

Ученик: Природа так создала людей, что любовь живет в нас. Мы любим родителей, друзей, близких. Это чувство к ним мы проявляем каждый день.

        А вот любовь к Родине мы ощущаем острее в определенной ситуации, особенно, когда расстаемся с ней надолго.

Ученица: Да, я тоже думаю так. Хочу привести пример. Недавно мы писали изложение, где говорилось о человеке, что покинул Россию, жил в Тропической стране, но однажды он увидел там русскую березку. Она была символом его северной Родины. Только одна деталь, а как о многом она говорит нам.

Ученица: Из собственного опыта я могу ответить на этот вопрос. Летом мы отдыхали семьей на Кипре. Кругом были чудеса ботаники, экзотические фрукты и напитки, а я хотела поскорей вернуться на мою уютную сельскую улицу, где на лавочках сидят бабушки с внуками. Я считаю, что это и есть любовь к Родине.

Учитель: А что является символом нашей Родины?

Учащиеся: Цветущие сады, пьянящий горный воздух, заснеженные вершины, крутые скалы и обрывы, лупоглазые подсолнухи, синие в дымке горы, нарзановые реки, кукурузное поле, говорливые реки, сияние ледников и трудолюбивый народ и еще многое-многое другое. Разве обо всем расскажешь?

Учитель: Давайте попробуем составить план к сочинению.

Примерный план.

  1. Вступление

         С чего начинается Родина?

  1. Основная часть

     В сердце живет Кабарда.

1. Символы моей Родины:

          а) горы и долины;

          б) цветущие сады и пьянящий воздух;

          в) Голубые озера и Приэльбрусье;

          г) реки нарзана и целебные источники.

2. Мой Баксан.

3. Нальчик – цветущая столица.

   III.      Заключение

        И подснежник – это тоже Родина.

Работа с текстом, спроецированным на доске.

Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

        У каждого человека есть Родина. Любовь к ней мы впитываем вместе с молоком матери. Она ведет нас по жизни, помогает в трудные минуты. Без нее мы слабеем.

        Моя Родина – это маленький городок, расположенный по берегу голубого Баксана, берущего свое начало в ледниках Эльбруса.

        Цветущие сады украшают его весной, а осенью в воздухе разлит аромат фруктов и запах сена, доносившийся с лугов.

        В солнечный день высится двуглавый Эльбрус над землёй, очаровывая туристов, маня покорителей высот. Нет края лучше моей Кабарды!

III.      Домашнее задание: написать сочинение о Родине.

Предлагаю один из наиболее удачных вариантов домашнего сочинения:

Это моя Родина.

        Лето – самое прекрасное время года! Я радуюсь, что у меня есть время наслаждаться теплом, солнцем, прогулками по росистой траве. Я встаю рано и иду в сад, и любуюсь первыми лучами, которые выглядывают из-за седых Кавказских гор.

        Как легко дышится в нашем саду, но хочется увидеть мир, поэтому мы с друзьями решили отправиться в горы. Сначала идем легко, взбираемся на первую высоту – все вокруг как на ладони видно. Вот внизу лежит весь наш поселок, в котором выделяются школы, за ними голубой лентой извивается речка, спешат по шоссе автомашины. А вокруг горы, горы… Сколько ни смотришь на них – никогда не надоест. А если крикнешь, то они отзываются эхом. Оно уходит далеко-далеко, приглашает тебя за собой. Но в горах это делать нельзя – вокруг таится опасность.

         Мы спускаемся к роднику. Он весело журчит, приглашая к себе усталого путника. От его холодной воды сводит скулы, но чувствуешь, как вместе с этим прибывают силы. Теперь можно двигаться дальше, в мир сказочной страны, что зовется моей Родиной!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы в 5 классе на тему «Поэтический образ Родины в стихах поэтов 20 века».

Цель урока - познакомить учащихся  с поэтическим образом России в стихах поэтов 20 века (А.Блок, А.Белый, С.Есенин).Особое внимание уделено  поэтическому анализу стихотворения С.А.Есенина "Ч...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "РАЗГОВОР ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

На данном уроке, как итог курса химии и биологии, обобщаются  и   закрепляются знания об изученных веществах  на примере исследования состава и свойств  различных со...

План-конспект урока музыки в 5 классе по программе Е. Критской "Всю жизнь мою несу Родину в душе…"

План-конспект урока музыки в 5 классе по программе Е. Критской "Всю жизнь мою несу Родину в душе…" содержит региональный компонент, способствующий воспитанию патриотизма,формированию базиса личностной...

План-конспект урока по немецкому языку в 7 классе на тему "С чего начинается Родина". Учебник Schritte, И.Л. Бим

Тема: Что мы называем нашей родиной? («Was nennen wir unsere Heimat?»).Учебник: Бим И.Л. Немецкий язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. Л. Бим, Л.В. Садомова ; Рос. акад. наук, Рос. ...

План конспект урока по немецкому языку по теме: "Что мы называем нашей Родиной?" в 7 классе

План конспект урокаТип урока: урок-защита проектовТема: Что мы называем нашей Родиной? Класс: 7Цель: представить и защитить проект, используя немецкий язык как средство общения.Основные задачи: соверш...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "РАЗГОВОР ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

На данном уроке, как итог курса химии и биологии, обобщаются  и   закрепляются знания об изученных веществах  на примере исследования состава и свойств  различных со...

План - конспект урока по теме "«Телефонный разговор", модуль 4, 6 класс, учебник "Английский в фокусе"

План - конспект урока по теме "«Телефонный разговор", модуль 4, 6 класс, учебник "Английский в фокусе"....