Конспект урока по литературе «Поэтический образ Родины. А. Блок «На лугу», «Ворона». И.Бунин «Сказка».(учебник-хрестоматия Авт.-составит. Т.Ф. Курдюмова)
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему
*Урок направлен на расширение знаний учащихся о великих русских поэтах 20 века;
*обучить частичному анализу лирического произведения через сопоставление и моделирование исследуемого текста;
*совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы 5 класс
Тема: «Поэтический образ Родины. А. Блок «На лугу», «Ворона». И.Бунин «Сказка».
Цели урока:
- Расширить знания учащихся о великих русских поэтах 20 века; обучить частичному анализу лирического произведения через сопоставление и моделирование исследуемого текста; совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворения.
- Развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия стихотворения; умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся.
- воспитывать эстетическое отношение к действительности явлениям искусства, способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру; формировать патриотические чувства.
Оборудование: Компьютер, мульти медийный проектор, карточки для самостоятельной работы, учебник.
План урока:
I . Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сейчас урок литературы, проведу его у вас я – зовут меня Татьяна Александровна. Тема нашего урока «Поэтический образ Родины в поэзии А.Блока и И.Бунина. Сегодня мы вместе с вами узнаем новые факты о поэзии 20 век, будем анализировать поэтическое произведение, проводить исследование текста, попробуем синтезировать поэзию с искусством. Всё это вам нужно для того, чтобы вы были грамотными, эстетически воспитанными людьми.
II . Актуализация опорных знаний.
- Ребята, каких поэтов 20 века вы знаете? (Есенин, Бальмонт, Блок, Бунин)
- Какие произведения этих поэтов вы помните?
- Давайте разгадаем кроссворд, который определит тему нашего урока.
О | Л | И | Ц | Е | Т | В | О | Р | Е | Н | И | Е |
М | Е | Т | А | Ф | О | Р | А | |||||
С | Р | Е | Д | С | Т | В | А | |||||
Э | П | И | Т | Е | Т | |||||||
В | Е | С | Н | А | ||||||||
С | К | А | З | К | А |
- Вспомним всё, что может относиться к литературе.
Вопросы:
- Троп, перенос свойств человека на неодушевленные предметы?
- троп, неназванное сходство одного предмета или явления с другим?
- Приёмы, которые делают художественную речь ярче и выразительней?
- Троп, слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности.
- Часто авторы многих стихотворений сравнивают это время года с молодой девушкой?
- какие произведения начинаются словами Жили – были?
- Ребята, вы очень хорошо справились с заданиями. Прочитайте слово, которое получилось по вертикали РОДИНА. Правильно. Тема Родины звучит в стихах А.Блока. и И.Бунина. сейчас мы в этом убедимся.
Ш. Работа по теме урока.
- А.Блок «На лугу»
А) Чтение стихотворения А.Блока «На лугу» учителем.
- Сейчас я прочитаю вам стихотворение «На лугу». После того. Как вы прослушаете ответьте мне на вопрос: «О каком времени года идёт речь?»
(Прочитала. Повторить вопрос.)
- О каком времени года идёт речь? (О весне)
Б) Работа над текстом стихотворения.
- Как рисует поэт приход весны?
- Какими приёмами пользуется автор? (Олицетворение – «..весна идёт сторонкой..», эпитеты: «виднее, синее небеса и детские звонче»
- Ребята, показывает ли автор саму весну, или только её приближение. Докажите свой ответ.
- какие чувства испытывает автор, когда говорит о природе?
Вывод: автор испытывает чувство печали. Ему тоскливо. Он, наверное вспоминает о Родине.
В) Чтение стихотворения учащимися.
- А.Блок «Ворона»
А) Чтение стихотворения «Ворона»
- Сейчас мы прочитаем ещё одно стихотворение А.Блока «Ворона».Как вы думаете о чём будет это стихотворение? (Ответы учащихся) Правы вы или нет мы сейчас и проверим.
- О чём же это стихотворение? (О весне)
Б) Словарная работа
-Какие слова вам не понятны?
- Объясните следующие слова и выражения:
- Покатая крыша
- Вешние звоны
- Дух занялся у вороны
- Дышать ей привольно
В) Работа по прочитанному.
- В каких словах прослеживается очертания весны? Подтвердите текстом.
- Какое настроение создаёт это стихотворение?
- Попробуйте нарисовать портрет вороны пользуясь только строками из стихотворения.
ВОРОНА
- Горбатая
- Глядит боком
- Ворона довольная
- Дышит привольно
- Прыгает глупым скоком.
- Ребята, мы познакомились с двумя стихотворениями А.Блока. Что вы видите общего в описании двух разных весенних картин природы?
- Какие чувства испытываете вы? (ответы учащихся)
Вывод: А.Блок объединил в этих двух разных стихотворениях одну тему родной природы, своей Родины.
- И.Бунин «Сказка».
А) Чтение стихотворения «Сказка»
- Сейчас вы послушаете стихотворение «Сказка». С каким периодом жизни у вас ассоциируется сказка?
- Кто вам читал сказки?
Вывод: Детство каждого человека, пора, когда закладываются основы впечатлений, когда переживания ослепительно ярки, а только что распахнувшийся мир чист, сверкающий и заманчивый.
- Каким настроением, чувством проникнуто стихотворение?
- Слова: сказка, Лукоморье – вы чувствуете созвучие с А.С. Пушкиным? Давайте вспомним пролог к поэме «Руслан и Людмила».
- В центре макрообраз – СКАЗКА. По краям микрообразы, которые разрастаются в отдельную сказку.
- И.Бунин ещё ребёнком назвал вступление ворожбой из кругообразных движений.
Б) Самостоятельная работа в микро группах.
- Перечитайте самостоятельно стихотворение Бунина и создайте подобную модель. Разделимся на 5 групп. Каждой группе по строфе, т.е. 1 куплет
(детям раздаются шаблоны, в которые они вписывают макро и микро образы.)
- Макрообраз - это сказка, сон.
(2 минуты)
Обобщение: Макрообраз – сказка, сон. Микрообраз – картины природы, необычайной красоты, которые превратились в сказку.
В) Работа над выразительным чтением.
- Давайте поучимся читать выразительно Стихотворение И.Бунина «Сказка». Обязательно нужно помнить, что это стихотворение – сон, значит, читаем не громко.
-Обратите внимание на знаки, которые вам помогут прочитать стихотворение выразительно.
- Очень длинная пауза Повышение голоса
- Длинная пауза
Понижение голоса
- Короткая пауза
- Чтение учителем.
- вместе с учащимися в пол голоса 1 куплет
- Читают дети (1 – 2 человека)
IV . Итог урока.
- С какими произведениями вы сегодня познакомились?
- Кто автор?
- Какой общей темой они объединены?
Вывод: В поэтическом мире И.Бунина, А.Блока – живёт душа ребёнка, которая познаёт тайны мироздания, радость жизни.
Оценки с комментированием.
V . Домашнее задание.
- Выучить стихотворение И.Бунина «Сказка», учитывая отметки пауз, которые мы с вами поставили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». На уроке литературы учащиеся 11 класса попытаются осмыслить Бунинскую идею кризиса...
План- конспект урока по литературе"Поэтическое мастерство А.С. Пушкина." Песнь о вещем Олеге".
План- конспект урока по литературе " Поэтическое мастерство А.С. Пушкина."Песнь о вещем Олеге"....
План-конспект урока литературы в 5 классе на тему «Поэтический образ Родины в стихах поэтов 20 века».
Цель урока - познакомить учащихся с поэтическим образом России в стихах поэтов 20 века (А.Блок, А.Белый, С.Есенин).Особое внимание уделено поэтическому анализу стихотворения С.А.Есенина "Ч...
Конспект открытого урока по литературе: «Это всё – о России» (Блок). Тема Родины в творчестве А. Блока.
Место и значение образа Родины в творчестве Блока; связь этого образа с мыслями поэта о долге художника и назначении искусства. Анализ стихотворений «Русь», «Россия», «На поле Куликовом». Очен...
Поэтический образ Родины. Весна в стихах и лирической прозе М.М. Пришвина.
План- конспект урока литературы в 5 классе...
Разработка урока по литературе по теме: «Поэтический образ Родины и русской природы в творчестве Ф.И. Тютчева»
Данный методический материал - разработка урока по литературе для 5 класса по теме: «Поэтический образ Родины и русской природы в творчестве Ф.И. Тютчева». Данный урок - урок изучени...
Конспект урока по литературе на тему "Мистическое в поэме Эдгара Аллана По "Ворон" (8 класс)
Урок литературы в 8 классе "Мистическое в поэме Эдгара Аллана По "Ворон". Цель: познакомить учащихся с поэзией Эдгара По на примере поэмы «Ворон», проанализировать мист...