План-конспект урока по литературе в 10 классе. Тема: Теория Раскольникова"
методическая разработка (литература, 10 класс) на тему

Гаврилова Ольга Борисовна

Урок является продолжением в изучении романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Цель урока - познакомить учащихся с теорией Раскольникова.

Урок имеет важное мировоззренческое значение, так как направлен не только на выявление точки зрения автора и героя произведения, но и на то, чтобы каждый из участников урока выработал свою позицию по поднятой проблеме. Урок включает в себя методы ИКТ, технологии развития критического мышления, а также личностно-ориентированные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya_raskolnikova.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Теория Раскольникова

Цель урока: Познакомить с теорией Раскольникова

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  1. Сформулировать предпосылки возникновения теории Раскольникова;
  2. Сформулировать мотивы совершения преступления;
  1. Развивающие:

1.   Формировать умение анализировать эпизод текста;

2.   Формировать умение делать выводы и обобщения на основе текста;

3.   Формирование умения логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские  

       темы, подтверждая суждения текстом;

4. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;

  1. Воспитательные:
  1. Воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближним;
  2. Способствовать духовно-нравственному развитию учащихся;
  3. Формирование умения вырабатывать личную позицию ученика на основе прочитанных художественных произведений.

Тип урока: комбинированный урок

Тип урока по форме организации взаимодействия: урок-семинар с элементами дискуссии.

Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная, индивидуальная.

Пояснительная записка: Урок является продолжением в изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Цель – познакомить учащихся с теорией Раскольникова. Урок имеет важное мировоззренческое значение, так как направлен не только на выявление точки зрения автора и героя произведения, но и на то, чтобы каждый из участников урока выработал свою позицию по поднятой на уроке проблеме.

Урок включает в себя методы ИКТ и технологии развития критического мышления, личностно-ориентированные технологии, а также элементы проблемного обучения.

Необходимое оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, презентация к уроку, книги Ф.М.Достоевского.

                                                                                           Вечный спор Ангела и Демона происходит

                                                                                          в нашей собственной совести. И ужаснее  

                                                                                          всего, что мы никогда не знаем, кого из них

                                                                                          любим, кому больше желаем победы.

 

                                                                                                                                 Д.С. Мережковский

             1. Организационный момент:

Каковы же “Ангелы” и “Демоны” Родиона Раскольникова. Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что побеждает на весах жизни главного героя? Какова теория Раскольникова и ее связь с образом жизни в “петербургских углах”? – сегодня мы будем говорить об этом на нашем уроке.

КАДР 1

  1. Актуализация знаний учащихся:  Обращаемся к материалу предыдущего урока, чтобы воспользоваться уже имеющимися знаниями для решения сегодняшних задач.

Учитель:

- Мы продолжаем с Вами знакомство с романом Федора Михайловича Достоевского. На прошлом уроке мы посмотрели, как было совершено убийство. Давайте вернемся к событиям прошлого урока и окунемся в атмосферу Петербурга XIX века.

  1. Просмотр видеофрагмента (Документальный фильм о петербургских дворах. Сегодняшний Петербург на экране, за кадром – чтение текста романа).

– Итак, убийство совершено. Мы видели с Вами все внутренние переживания героя, как борются разум и чувства Раскольникова, как сложна эта борьба, и все же  - убийство. Сегодня мы попытаемся разобраться в причинах совершенного преступления.

  1. Объявление темы урока

Учитель:

Наша тема – теория Раскольникова.   КАДР 3

  1. Работа с текстом.

Учитель:

- Кому из героев романа Раскольников называет причины убийства? (Соне Мармеладовой?)

- Почему именно к Соне приходит Раскольников после убийства?  (чувствует в ней родственную душу). Его словно тянет к Соне. Именно ей он обещает назвать, кто же убийца. Давайте обратимся к диалогу Раскольникова и Сони в части 5, гл. 4.

  1. Анализ эпизода

- С каким чувством приходит Раскольников к Соне во второй раз? Сразу ли он решил открыться ей? (сначала испытывает к ней ненависть и только после того, как прочитал в ее глазах любовь, понимает, что настала «та минута»).

- Что говорит Соня в ответ на его признание? Как воспринимает сказанное Соня?  (« Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» - сострадает). Соня не отталкивает его – и это позволяет ему рассказать ей о причинах убийства.

– Какие причины убийства называет Раскольников? Посмотрим по тексту и обратим особое внимание на то, что и как отвечает ему Соня и на авторский текст.

  1. Работа с презентацией. КАДР 4, 5

Ребята находят в тексте объяснение Раскольникова и реакцию Сони. На экран выводится текст. Проводится лексическая работа, выделяются ключевые слова

  1. « Чтобы ограбить». Почему с досадой говорит? (чтобы отвязалась – самая простая причина)
  2. (называет Соня) «Ты был голоден». Почему называет Соня? (ищет оправдание)
  3. «Хотел Наполеоном сделаться» - власть над людьми, право сильной личности. Соглашается ли с таким объяснением Соня? («не то все это»)
  4. «Для себя убил». – для теории – Соня жалеет («Экое страдание!»)

- Давайте еще раз посмотрим на реплики Сони. Какую позицию она занимает?

 КАДР 6

(переживает, пытается оправдать, страдает вместе с ним, помогает разобраться в себе, открыться)

-Кто из героев в этой сцене внутренне сильнее?

 - Среди всех перечисленных причин постепенно мы понимаем истинную – убил по теории.

КАДР 7

- В чем же смысл этой теории? Где изложена теория? (читатель о ней уже знает – часть 3 гл. 5)

(делит людей на обыкновенных и необыкновенных.)

- Кто же такие обыкновенные люди?

 После ответов ребят выводим обобщение на экран.    КАДР 8

- Кого Раскольников относит к людям необыкновенным? – КАДР 9

Учитель:

 - Каковы же истоки такой теории? Как вы думаете, почему она зародилась? ( Истоки – внешние и внутренние).

Ребята формулируют предпосылки возникновения теории. Вспоминают ключевые эпизоды: знакомство с Мармеладовым, историей его жизни, письмо матери, встреча с обесчещенной девочкой на Конногвардейском бульваре, подслушанный разговор офицера со студентом.

 Внешние 

  1. судьбы обездоленных людей, несправедливость и жестокость окружающего мира,
  2. идеи Наполеона о праве сильной личности, витающая в воздухе (Достоевский писал, что в романе воплощены идеи, которые носятся в воздухе. В 1890 г. Поль Лафарг написал статью " Дарвинизм на французской сцене» по поводу пьесы Альфонса Доде " Борьба за существование " . В пьесе - впечатления от процесса Лебье-Баррэ. Молодые люди, убив старуху-молочницу (один брал у нее деньги взаймы), объясняли в суде свой поступок теорией борьбы за существование. Достоевский сумел почувствовать эти идеи задолго до того, как они переросли в циничное воплощение.)
  3. тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются, комната, похожая на шкаф

Внутренние  

  1. внутренне состояние героя: задавлен бедностью, не равнодушен, есть желание действовать;
  2. характер героя: одинокий, замкнутый, болезненно-самолюбивый

Выводим вывод на экран:

      КАДР 11

8 Итог урока:

Учитель:

- В самом начале нашего урока Вы видели видеоролик- улицы, подворотни и дворы-колодцы Петербурга. Современный город, сохранивший черты Петербурга Достоевского. Один из домов – это исторический адрес – дом старухи-процентщицы, в котором и произошло убийство. Современники не остаются равнодушными к поступку Раскольникова и его теории.

Демонстрируется видеофрагмент – изображение лестницы к квартире старухи-процентщицы с надписями на стенах, оставленными современными подростками.

КАДР 9

- И отношение, как мы видим, разное. Я предлагаю Вам задуматься над собственным отношением к теории Раскольникова и ответить дома на вопрос:

КАДР 10 – домашнее задание.

Подтвердите или опровергните примерами из истории теорию Родиона Раскольникова. Каково Ваше отношение к этой теории?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"

Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме....

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

План-конспект открытого урока географии в 7 классе. Тема: Знакомая незнакомка Южная Америка.

План-конспект открытого урока географии в 7 классе. Тема: Знакомая незнакомка Южная Америка....