Рабочая программа по литературе для 8 класса с нерусским (родным) языком обучения
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Программа создана на основе федерального компонента государственного Стандарта общего основного образования и учебника под редакцией М.Г. Ахметзянова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch_programma_po_lit_8_kl.doc | 224.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чуру – Барышевская основная общеобразовательная школа»
Апастовского муниципального района РТ
Рассмотрено Руководитель ШМО _________________ / / Протокол №1 От «25» августа 2012 г. | Согласовано Зам директора по УВР ________/ / «27» августа, 2012 г. | Утверждаю Директор школы ______________________ / / Приказ № _______ от «____» августа 2012 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
литература, 8 класс
на 2012- 2013 учебный год
учителя русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Загрутдиновой Фаузии Мухаматхафизовны
Программа рассмотрена на заседании
педагогического совета школы
Протокол № 1 от 28 августа 2012
Август, 2012 г.
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая рабочая программа по литературе для VIII класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы, допущенной Министерством образования и науки Республики Татарстан, под редакцией М.Г.Ахметзянова (Казань, «Магариф», 2009 г.)., учебного плана школы на 2012-13 учебный год.
Программа составлена с учётом специфики восприятия русской литературы учащимися школы с родным (нерусским) языком обучения, их читательского опыта, приобретённого в процессе изучения родной литературы, своеобразной по своей художественно-эстетической системе.
Структура документа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русской литературы, которые определены стандартом, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Исходя из этого, рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:
пояснительную записку;
содержание тем учебного курса;
требования к уровню подготовки учащихся;
произведения для заучивания наизусть;
перечень учебно-методического обеспечения.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
На изучение курса отводится 70 часов в год из расчета 2 часа в неделю.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям человечества.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических отрывков;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.
При чтении и изучении литературного произведения важно учитывать авторский замысел и авторскую позицию, особенности конфликта, характеров действующих лиц, художественное своеобразие произведения. Такой подход позволит организовать нравственно-эстетическую направленность анализа и выявить не только конкретно-историческое содержание произведения, но и его непреходящее, общечеловеческое содержание и значение.
Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели обучения
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цель преподавания русской литературы в татарской школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями, гражданской идейно-нравственной позицией.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета русская литература на этапе основного общего образования являются:
- выявление характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текстов, таблиц, схем, аудиовизуальных рядов и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Раздел III. Учебно-тематический план.
№ | Название разделов и тем | Количество часов | Внеклассное чтение | Развитие речи | Тестирование, зачет, контроль | Практикум |
1 | Введение | 1 | ||||
4 | Русская литература XIX века | 36 | 3 | 4 | 2 | |
5 | Русская литература XX века | 27 | 2 | 2 | 1 | |
6 | Зарубежная литература | 4 | 1 | |||
Литература народов России | 2 | |||||
70часов | 6 | 6 | 3 |
Раздел IV. Содержание учебного предмета.
ВВЕДЕНИЕ
Художественная литература и действительность. Понятие о художественном образе
Лекция учителя, по ходу которой учащиеся составляют план. Знакомство с программой по литературе для 8 класса.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА.
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…», «Арион», «Анчар». Стихотворная строфа.
С. Пушкин - историк и создатель повести "Капитанская дочка". (Историческая основа повести)
Лекция учителя об исторической основе повести.
Выяснение смысла пословицы, взятой А.С. Пушкиным в качестве эпиграфа. Рассказ учащихся о жизни Петруши в родительском доме.
Анализ действий Пугачёва и правительственных войск. Рассказ учащихся о судьбе коменданта Белгородской крепости, его жены Василисы Егоровны и дочери. Образ Гринёва дан в развитии. Черты его характера постепенно раскрываются перед читателем. Его поведение в каждом случае психологически оправдано.
Маша Миронова, её душевная стойкость, нравственная красота
Своеобразие композиции. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Роль эпиграфов.
«История пугачевского бунта» (отрывки)
«Станционный смотритель». Рассказ учителя о сборнике "Повести Белкина". Изображение "маленького человека", его положения в обществе. Повесть как жанр литературы (развитие понятия).
Урок развития речи
Сочинение по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка":
1. Мои любимые страницы повести.
2. Образ Пугачёва
3. Почему А.С. Пушкин произведение о крестьянской воине назвал "Капитанская дочка"?
4. Формирование характера и взглядов Петра Гринёва.
5. История Маши Мироновой.
Михаил Юрьевич Лермонтов - певец свободы. Лекция учителя о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, сопровождаемая чтением стихотворений, выступлениями учащихся. Темы для выступлений учащихся: 1. Лермонтов на Кавказе. 2. Народно-поэтические мотивы в лирике Лермонтова.
Сравнение как основной композиционный приём в стихотворениях.
М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри"
Слово учителя об истории создания поэмы, её теме и идее. Выразительное чтение поэмы "Мцыри", комментарий по ходу чтения. Работа с трудными словами: обет, алтарь, ниц, чадра, терновник. Работа с иллюстрациями.
Идейное содержание поэмы. Главный герой Мцыри. Художественный рассказ о жизни Мцыри в монастыре и во время скитаний. Беседа. Чтение наизусть выученных глав. Реферат или индивидуальные сообщения учащихся на тему "Особенности построения поэмы (роль вступления, лирического монолога, пейзажей)".
Обобщения и выводы. В образе главного героя поэт выразил свои мечты о человеке, который стремится к свободной жизни и готов к борьбе за неё. Значение поэмы.
Урок развития речи. Обучение сочинению.
1. Мои размышления над прочитанной поэмой М.Ю. Лермонтова
"Мцыри".
2. В чем для Мцыри смысл жизни?
3. Природа в понимании Мцыри.
4. "Кругом меня цвёл божий сад". (Мцыри на свободе.)
Н.В. Гоголь - великий сатирик. Комедия "Ревизор". История создания. Усвоение содержания комедии .
Слово о Гоголе. Идейный замысел и особенности композиции комедии "Ревизор".
Знакомство с героями. Чтение 1 действия учителем или подготовленными учениками в лицах или просмотр кинофильма.
Работа над словами: инкогнито, предуведомить, присутственное место, коллегия, натурально, арапник.
Выразительное чтение комедии в лицах хорошо подготовленными учащимися.
Художественный пересказ сцен. Словарный комментарий. Наблюдения над характерами, поведением главных героев. Беседа по содержанию каждого действия. Выводы.
Мастерство речевых характеристок. Значение авторских ремарок. Учитель делает обобщение о силе и злободневности гоголевской сатиры, о значении эпиграфа, об интересных постановках комедии, исполнителях главных ролей.
Хлестаков и хлестаковщина
Выступления учащихся, рассказ с использованием цитат. Беседа о жизненных целях и характере Хлестакова. Вопросы в учебнике (стр. 161).
Сообщение учащихся о правителях уездного города: городничем, судье Ляпкине-Тяпкине, попечителе богоугодных заведений Землянике, почтмейстере Шпекине, смотрителе училищ Хлопове.
Поведение чиновников. Разоблачение автором нравственных и социальных пороков чиновничества. Страх перед "ревизором" как основа развития комедийного действия.
Урок развития речи. (Заключительный урок по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор")
Урок - инсценирование отдельных сцен комедии. Рецензирование игры "актёров".
Развитие действия в пьесе (экспозиция, завязка, кульминация, развязка).
Подготовка к домашнему сочинению по темам: 1. Уездный город и его обитатели. (По комедии Гоголя "Ревизор".)
2. Хлестаков и Осип.
3. Что роднит Хлестакова и городничего?
4. В уездный город приехал настоящий ревизор...
(Мои размышления над комедией Гоголя "Ревизор".)
Внеклассное чтение
"Петербургские повести" Гоголя. (По выбору учащихся.)
Урок контроля. Тесты по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя.
Иван Сергеевич Тургенев. "Певцы".
Слово о писателе. Чтение статьи в учебнике об истории создания повести Художественный пересказ повести с выразительным чтением отдельных эпизодов. Обмен впечатлениями о прочитанном произведении.
«Бурмистр»
Создание целостной картины русской действительности.
Выводы учителя о сложности человеческих взаимоотношений, об ответственности человека перед другими людьми.
Внеклассное чтение
И.С.Тургенев «Живые мощи».
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета.
Алексей Константинович Толстой. Стихи о любви к природе. Музыкальность лирики.
Николай Алексеевич Некрасов. Некрасовская муза "гнева и печали". "Вчерашний день часу в шестом…". Тема страданий народа в стихотворениях: "Орина, мать солдатская", "Мороз, Красный нос" (отрывок).
Лев Николаевич Толстой. "После бала". Жизненные источники рассказа
Слово о писателе, чтение по учебнику "Жизненные источники рассказа "После бала" (стр. 228-230).
Знакомство с содержанием рассказа. Обмен впечатлениями о прочитанном произведении.
Беседа. (Когда, в какое время происходили события в рассказе? Почему в 900-е годы 19 в. Лев Николаевич Толстой вспомнил случай, произошедший в юности, и положил его в основу своего рассказа?)
Обличительная сила рассказа "После бала". Контраст как приём, помогающий раскрыть идею рассказа
Автор и рассказчик в произведении.
Художественный пересказ "После бала". Беседа по содержанию. Вопросы в учебнике (стр. 228).
Наблюдения за поведением и внешностью полковника на балу и после бала. Почему он оказался человеком жестоким по отношению к солдату? Можно ли его назвать человеком двуличным? Почему Толстой противопоставляет две части рассказа? Рассказ учащихся об Иване Васильевиче. Чтение по учебнику статьи "Композиция" (стр. 230-232), выполнение заданий на стр. 232.
Работа с иллюстрациями к рассказу.
Л.Н.Толстой «После бала». История создания рассказа. Контраст как приём, полагающий раскрыть идею рассказа.Автор и рассказчик в произведении.
Владимир Галактионович Короленко. "Огоньки" - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни
Слово о писателе. Чтение по учебнику воспоминаний М. Горького о Короленко "Человек с большим и сильным сердцем". Знакомство с поэтической миниатюрой "Огоньки". Переносный, обобщающий смысл миниатюры.
Чтение высказываний русских писателей о Короленко (стр. 255).
Проблема смысла жизни и назначения человека в очерке "Парадокс"
Художественный пересказ "Парадокса" с чтением эпизодов. Наблюдения над характером, поведением, настроением главного героя. Беседа с учащимися о смысле жизни и высоком назначении человека.
"Безумство храбрых - вот мудрость жизни!" М. Горький. (Символике - аллегорический смысл "Песни о Соколе")
Слово о Горьком. Выразительное чтение "Песни о Соколе" или прослушивание в грамзаписи. Наблюдения над композицией, языком
"Песни...".
Беседа с элементами комментированного чтения. (В чём заключается подвиг Сокола? Смысл противопоставления Ужа и Сокола? Что понимает под "безумством" и "правдой" Уж и что значит "безумство храбрых", провозглашаемое в "Песне..."?)
Работа над афоризмами.
"Безумство храбрых - вот мудрость жизни - лейтмотив "Песни...". Активная, мужественная, дерзновенная поэзия, исполненная жажды подвига.
М. Горький. "Сказки об Италии". Прославление в "Симплонском туннеле" человеческого единства, труда, доброты
Рассказ учителя о пребывании М. Горького на Капри и создании "Сказок об Италии". Выразительное чтение сказки - очерка "Симплонский туннель". Беседа по содержанию. Наблюдения над языком.
Развитие понятия об авторской сказке: романтическая сказка - очерк.
М. Горький. Рассказ "Ма-аленькая!" Основная идея рассказа
Выразительное чтение рассказа. Работа над словарём: урядник, огневица, радеть, меланхоличный и др.
Беседа. (Почему, на ваш взгляд, героиню рассказа выслали в глухую деревню? За что девушку полюбили крестьяне? Можно ли сказать, что поступок двух стариков, отправившихся далеко молиться за умершую девушку, - это выражение воли всех крестьян деревни?)
Заключение. Доброта, гуманность, чувства благодарности человеку за его дела - основная мысль рассказа.
Урок развития речи
Сочинение по произведениям М. Горького
1. В чём смысл жизни? (Размышления над "Песней о Соколе" М. Горького.)
2. Романтический пафос "Песни о Соколе" М. Горького.
3. Смысл противопоставления Сокола и Ужа.
Александр Трифонович Твардовский. Поэма "Василий Теркин"
Слово о Твардовском, поэте и гражданине. История создания поэмы "Василий Тёркин". Знакомство со статьёй в учебнике (стр. 284-285).
Комментированное чтение глав "Переправа", "О награде", "Гармонь". В каких ситуациях мы видим главного героя - солдата Василия Тёркина?
Композиция поэмы.
"Василий Тёркин". Тема "большой" и "малой" Родины в поэме
Инсценирование главы "Два солдата" (или чтение в лицах). Обмен впечатлениями об увиденном. Каким нам показан Тёркин?
Смысл полушутливого сопоставления старого солдата и Василия Тёркина.
Тема Родины.
Знакомство с главой "Кто стрелял?".
Урок 54. Народно-поэтическая основа поэмы А.Т. Твардовского "Василий Тёркин". Главы "Смерть и воин", "От автора". Юмор в поэме
Чтение глав, анализ содержания, наблюдения над языком писателя. Работа по вопросам учебника (стр. 302). Широкая популярность поэмы в годы Великой Отечественной войны и в наше время.
Урок развития речи
Сочинение - описание картины Ю. Непринцева "Отдых после боя".
Внеклассное чтение
"Этих дней не смолкнет слава!" (Стихотворения о Великой Отечественной войне.)
Александр Грин - человек светлой мечты. Рассказ "Зелёная лампа"
Слово о писателе. Чтение рассказа - притчи "Зелёная лампа". Сравнить отношение к жизни героев рассказа миллионера Стильтона и бродяги Джона Ива. Чтение в лицах 2-ой части рассказа.
Донести до учащихся главный смысл произведения: именно человек, имеющий цель в жизни, становится хозяином своей судьбы.
Георгий Константинович Паустовский. Рассказ "Телеграмма"
Знакомство с содержанием рассказа. Факты, положенные в основу рассказа. Беседа. (Как же могло случиться, что Настя, проявляя заботу о других, так невнимательна к собственной матери? В чём причина невыносимой тяжести, которая посещает Настю после смерти матери? С какой целью автор изобразил молоденькую учительницу в сцене похорон Катерины Петровны?) Смысл рассказа.
Виктор Петрович Астафьев. Рассказ "Фотография, на которой меня нет"
Художественный пересказ главы "Фотография, на которой меня нет" из книги "Последний поклон". Чтение эпизодов, разговор с учащимися о деревенской жизни 30-х годов, о человеческих характерах и отношениях между людьми.
Обобщающий урок по литературе за 8 кл. Беседа по вопросам и заданиям ко всему курсу литературы 8 класса.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Вильям Шекспир. "Ромео и Джульетта". "Вечные" проблемы в творчестве Шекспира
Слово об английском драматурге, о театре, в котором он провёл свои лучшие годы. "Ромео и Джульетта". Чтение сцен по ролям. Сила чувств юных героев, их преданность друг другу.
Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»
Литература народов России.
Внеклассное чтение. "Что читать летом"
Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся за курс VIII класса.
В 8 классе ученик должен знать авторов и содержание изученных художественных произведений, основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений.
Ученик должен уметь:
- определять связь литературного произведения со временем, понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано
- использовать различные формы изучения художественных произведений: исторический комментарий, исторический документ.
- определять авторскую позицию писателя.
- создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи.
- пользоваться различными справочными изданиями.
- использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.
Раздел VI. Нормы оценки знаний, умений и навыков по литературе
учащихся 8 класса национальной татарской школы.
При оценке устных ответов и письменных работ учащихся (развернутый ответ на вопрос, пересказ, рассказ о герое и др.) учитываются:
правильность отбора эпизодов, картин, деталей для решения поставленной учителем задачи;
понимание взаимосвязи событий, поступков и характеров персонажей и важнейших средств их изображения (в соответствии с требованиями программы);
композиционная стройность и логика построения ответа;
речевая грамотность, культура произношения (сохранение орфоэпических норм, интонация).
Поощряется самостоятельность мысли учащихся, оригинальность подхода к решению задачи, эмоциональность ответа, выразительность и образность языка.
Техника чтения контролируется и оценивается каждую четверть (критерии – степень беглости и осмысленности, правильное интонирование).
Оценка устных ответов учащихся.
При оценке устных ответов необходимо руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы данного класса.
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно – эстетического содержания произведения; умения пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются 1-2 неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.
Оценка за сочинение.
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | Ставится за сочинение: глубоко и аргументировано, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и др. материалов, необходимых для раскрытия, умение целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | Ставится за сочинение: достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | Ставится за сочинение, в котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от темы или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускается: 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибки, или 3 орфографических и 5 пунктуационных ошибок. Или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматических ошибки. |
«2» | Ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опираясь на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. | Допускается: 7 орфографических и 7 речевых ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
«1» | Ставится за сочинение: совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2». | Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. |
Раздел VII. Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема урока | Кол-во часов | ЗУН | Виды контроля измерители | Дата проведения | |
План | Факт | |||||
1 | Вводный. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства. | 1 | Знать что такое художественная и учебная литература, структурные элементы учебной книги; что изучает литература. понимать значение Книги, её роль в жизни человека и общества, особенности литературы как учебного предмета и вида искусства, значение предисловия, оглавления, сносок; уметь находить в учебнике-хрестоматии «Литература» необходимый для занятия материал, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, составлять его план | Фронтальный опрос | ||
2-3 | Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…», «Арион», «Анчар». Стихотворная строфа. | 2 | Знать основные факты жизни и творчества поэта. Уметь анализировать стихотворение. Знать основные мотивы лирике, содержание стихов поэта. Уметь отвечать на вопросы по тематике стихов, анализировать стихи. | Вопросо – ответная форма работы | ||
4-5 | А.С.Пушкин Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка». Образ Пугачева. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Вопросы чести и долга. | 2 | Знать содержание произведения. Уметь выделять историческую правду и вымысел в произведении, понимать содержание прочитанного. | Индивидуальный, ответы на вопросы | ||
6 | Практикум. «История пугачевского бунта» Развитие понятия о повести. | 1 | Знать содержание. Уметь определять основные тезисы произведения, отвечать на вопросы и задания по содержания | Обсуждение. | ||
7-8 | «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Повесть как жанр литературы. | 2 | Знать содержание произведения. Уметь создавать устные высказывание. Работа с текстом. | Ответы на вопросы | ||
9 | Урок развития речи. Гуманизм и историзм в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | Знать как писать сочинение. Содержание Уметь раскрывать выбранную тему. | Письменная работа | ||
10 | Жизнь и судьба М.Лермонтова. Кавказ в жизни и творчестве поэта. Взаимоотношения человека и природы. Авторская позиция. | 1 | Знать биографию поэта. Уметь выделять выразительно-художественные средства языка поэта. Определять авторскую позицию | Оценка выступлений, выразительного чтения, умения анализировать | ||
11-12 | «Мцыри» история создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция. Понятие о поэме. Национальный колорит. | 2 | Знать содержание произведения. Уметь анализировать эпизод произведения. Знать художественные особенности поэмы. Уметь анализировать эпизод произведения. | Оценка ответов учащихся | ||
13. | Урок развития речи. Обучающее сочинение по поэме «Мцыри» | 1 | Знать как писать сочинение. Уметь раскрывать выбранную тему. | Письменная работа учащихся. | ||
14-15 | Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор». Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор» | 2 | Знать содержание произведения. Уметь соотносить художественную литературу. Знать содержание произведения. Уметь читать по ролям | Выборочная проверка записей, сделанных учеником | ||
16. | Беседа. Практикум. Мастерство речевых характеристик, своеобразие монологов и диалогов. Авторские ремарки. Обобщающее значение характеров комедии. | Уметь находить авторские ремарки | Оценка ответов учащихся в ходе урока | |||
17. | Практикум. Хлестаков и «хлестаковщина». Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова. Смех – единственное «честное и благородное лицо комедии». | 1 | Знать содержание произведения. Уметь выборочно вычитывать эпизоды произведения. | работы в группах. | ||
18. | Урок развития речи. Комедия как драматургическое произведение. Подготовка к домашнему сочинению «Хлестаков- типичный герой николаевской России». | 1 | Знать содержание. Уметь выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы. | Оценка ответов во время беседы | ||
19. | Урок внеклассного чтения. Н.В.Гоголь «Петербургские повести». | Знать содержание. Уметь рассказывать содержание произведений. | Проверка знания произведения вопросами «Ты – мне, я – тебе». | |||
20. | Урок контроля. Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. | Знать героев произведений. Уметь распознавать героев по высказываниям. | Тестовые задания, самопроверка | |||
21. | И.С.Тургенев. личность, судьба, творчество. «Певцы». Народ как носитель лучших черт национального характера. Вера писателя в духовные силы человека. | 1 | Знать биографию писателя. Содержание произведения. Уметь рассказывать биографию писателя перед классом. Передавать содержание текста с характеристикой на литературные персонажи. | Индивидуальный | ||
22. | «Бурмистр». Россия крестьянская и Россия помещичья. Портреты И.С. Тургенева. | 1 | Знать содержание произведения. Уметь сравнивать, противопоставлять. | Ответы на вопросы | ||
23. | Урок внеклассного чтения. И.С. Тургенев «Живые мощи» и другие рассказы писателя. | 1 | Знать содержание произведений. Уметь выявлять авторскую позицию. | Вопросы по содержанию | ||
24- 25. | Семинар. Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.К. Толстой. Стихи о любви к природе. Музыкальность лирики. Музыкальная обработка этих стихов русскими композиторами. | 2 | Знать содержание произведений. Уметь выявлять авторскую позицию. | Оценка выразительности рассказов стихов | ||
26 | Н.А. Некрасов. Биография поэта. «Мороз, Красный нос». Изображение крестьянской жизни. Прокл. Его судьба как отражение тяжелой жизни крестьян. | 1 | Знать биографию поэта. Содержание поэмы. Уметь передавать содержание поэмы, выявлять авторскую позицию. | Оценка ответов во время беседы | ||
27. | Семинар. Поэтический образ русской женщины. Картины природы в поэме. | 1 | Знать содержание стихов. Уметь выразительно читать, анализировать содержание стихов | Письменные ответы на вопросы. | ||
28. | Практикум. «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Замолкни, Муза мести и печали!...». Поэт о печальной доле русской крестьянки. Горечь и сострадание героине. | 1 | Знать содержание стихов. Уметь выразительно читать, анализировать содержание стихов. | Оценки за выразительное чтение. | ||
29. | Н.С. Лесков. Биография. «Тупейный художник». Талант русского человека, творческий труд народа. | 1 | Знать биографию писателя. Содержание рассказа. Уметь определять проблему произведения | Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов | ||
30. | Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа | 1 | Знать содержание произведения., что такое сюжет, композиция, антитеза. Уметь определять сюжет, композицию произведения, выделять антитезу в произведении. | Оценка ответов во время беседы | ||
31. | Семинар. Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее. Антитеза как способ построения произведения. | 1 | Знать содержание произведения., что такое сюжет, композиция, антитеза. Уметь определять сюжет, композицию произведения, выделять антитезу в произведении. | Оценка ответов во время беседы, выразительное чтение эпизодов | ||
32. | Урок внеклассного чтения. Л.Н. Толстой. «Юность». «Диалектика души» как средство изображения духовного мира героя. | 1 | Знать содержание изученного произведения. Уметь передавать содержание произведения, давать характеристику главному герою. | Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов | ||
33. | А.П.Чехов. Биография. «Человек в футляре» Духовное оскудения личности, косности и пошлости быта. Образ Беликова – «человек в футляре» рассказ «о любви» как история об упущенном счастье. | 1 | Знать содержание изученного произведения. Уметь соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой. | Оценка за выполнение домашнего задания | ||
34. | Практикум. Беликовщина как явление времени. Мысль о необходимости жить интересами общества. | 1 | Знать содержание произведений. Уметь связывать прочитанное с жизнью. | Ответы на вопросы учителя во время аналитической беседы | ||
35. | Семинар. «Крыжовник», «О любви». Сохранить в себе человека.. Своеобразие композиции «Маленькой трилогии» | 1 | Знать содержание изученного произведения. Уметь анализировать эпизод, объяснять его связь с проблематикой произведения. | Оценка ответов во время урока | ||
36 | Урок развития речи. Обучение анализу эпизода из рассказа «После бала» | 1 | Знать алгоритм анализа эпизода | Письменная работа. | ||
37. | Урок контроля. Контрольная работа .по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. | 1 | Проверка письменных ответов учащихся | |||
38. | Русская литература ХХ века. И.А.Бунин слово о писателе. «Темные аллеи». Размышления автора о судьбах дворянских усадеб. | 1 | Знать содержание изученных произведений, Уметь определять особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка. | Выборочная проверка составленных тезисов | ||
39. | А.И.Куприн Слово о писателе. «Куст сирени» Согласие и взаимопонимание как основа любви и счастья в семье. | 1 | Знать содержание изученных произведений. Уметь воспроизводить содержание литературного произведения, давать характеристику главному герою, показать её самоотверженность и находчиво | Ответы: сжатый пересказ | ||
40. | А.М.Горький. Личность писателя. «Мои университеты». Автобиографическая основа повести. Казань 80 – х годов 19 века на страницах повести. | 1 | Знать биографию поэта, тематику стих.- я поэта. Уметь выразительно читать стих.- е. | Выборочная проверка тетрадей. | ||
41. | Урок внеклассного чтения. «Сказки об Италии». Мечта писателя о светлой, счастливой жизни свободного человека. | 1 | Знать биографию поэта, тематику стих.- я поэта. Уметь выразительно читать стих.- е., формулировать своё отношение к прочитанному. | Ответы: сжатый пересказ | ||
42. | В.В. Маяковский. Биография поэта. «послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистический смысл стихов. | 1 | Знать биографию поэта, тематику стих.- я поэта. Уметь выразительно читать стих.- е., анализировать стихи. | Выразительное чтение. | ||
43. | В.В. Маяковский. «Прозаседавшиеся». Обличение бюрократизма в сатире поэта. Гипербола, Гротеск, Литота. | 1 | Знать авторское отношение к прочитанному. Уметь находить гиперболу, гротеск, литоту. | Ответы учащихся. | ||
44. | М.И. Цветаева. Биография. Лирика. «Моим стихам…», Красною кистью …», «Тоска по Родине…». Любовь к земной жизни. | 1 | Знать биографию поэта, тематику стих.- я поэта. Уметь выразительно читать стих.- е., определять авторскую позицию. | Выразительное чтение. | ||
45. | О. Э. Мандельштам. Биография поэта. Лирика. «Раковина», «Автопортрет», … Волшебство стиха. | Знать биографию писателя. Уметь соотносить худ. Литературу с общественной жизнью. | Оценка ответов во время урока. | |||
46. | Урок развития речи. Обучение анализу стихотворения. | 1 | Уметь анализировать стихотворение. | Анализ стиха | ||
47- 48 | К.Г. Паустовский. Слово о писателе. «Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе. Развитие понятия о композиции. Развитие речи. Сочинение. | 2 | Знать биографию писателя. Уметь соотносить художественную литературу с общественной жизнью. Знать как писать сочинение. Уметь раскрывать выбранную тему. | Беседа | ||
49. | Урок внеклассного чтения. «Снег», «Бриз», «Белая радуга». | 1 | Знать краткое содержание прочитанных произведений. Содержание самостоятельно прочитанных произведений на тему «Отношение детей к родителям». Уметь выборочное чтение описания природы, определять изобразительно-выразительные средства языка. Вести дискуссию по проблеме. | Индивидуальные ответы на вопросы | ||
50 - 51 | А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин». Композиция поэмы. Юмор в поэме. | 2 | Знать содержание произведения. Уметь выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения. Анализировать эпизоды, связанные с литературным героем. | Коллективный, индивидуальный | ||
52 | Семинар. Стихи о ВО войне: А.А. Сурков, К.М. Симонов, М.В. Исаковский. Поэты о героизме, патриотизме, самоотверженности защитников родины и трудностях грозных лет войны. | 1 | Знать тематику стих.- я поэта. Уметь выразительно читать стих.- е., определять авторскую позицию. | Оценка ответов на участие в беседе, выразительное чтение. | ||
53 | Муса Джалиль и Отечественная война. (литература народов России) | 1 | Знать стихи поэта. Уметь высказывать свою точку зрения. | Беседа | ||
54-55 | А.П. Платонов. А.П. Платонов на войне. «Возвращение». Война и семья - основная тема рассказа. | 2 | Знать содержание рассказа. Уметь определять авторскую позицию в рассказе, читать и передавать содержание. | Ответы на вопросы | ||
56-57 | А.А. Ахматова. Биография поэта. Лирика. «Я живу, как кукушка в часах…», «Мне голос был …»…. Патриотическая направленность лирики Ахматовой. Традиции народной поэзии и русской классики в ее творчестве. | 2 | Знать основные факты жизни и творчества поэта. Уметь выразительно читать, анализировать стихи. | Выразительное чтение стихов | ||
58-59 | А.И. Солженицын. Биография писателя. «Матренин двор». Не стоит село без праведника. Традиции русской классики в изображении народной жизни. | 2 | Знать основные факты жизни и творчества поэта. Содержание произведения. Уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи. | Пересказ | ||
60. | В.П.Астафьев. Биография писателя. «Фотография на которой меня нет». Непреходящая историческая память народа. Красота души героев произведения. | Знать основные факты жизни и творчества поэта. Содержание произведения. Уметь анализировать и интерпретировать произведение. | Сжатый пересказ | |||
61. | Семинар. Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Лирика. Мотивы одиночества в лирике поэта и их преодоление. | Знать образную природу словесного искусства. Уметь анализировать стихи, рассказывать наизусть. | Анализ стиха | |||
62-63 | Ч.Айтматов. Биография писателя. «Белый пароход» («После сказки») (в сокращении). Гуманистический пафос повести. Идея взросления человека. | 2 | Знать биографию писателя, содержание произведения. Уметь выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы. | Вопросы и ответы | ||
64 | Развитие речи. Урок – конференция. Доброта и красота души героев в произведениях А.И. Солженицына, Ч. Айтматова, . Н. Рубцова, В.П. Астафьева. | 1 | Знать основные факты, содержание произведений русской литературы.. Уметь выборочно вычитывать эпизоды произведения, определять понятия, устанавливать его характерные признаки | Выступления учащихся по выбранной теме | ||
65. | Урок контроля. Контрольная работа по творчеству Мю Горького, А.Т. Твардовского, А.П. Платонова, А.А. Ахматовой, Н.М. Рубцова, В. П. Астафьева, Ч. Айтматова. | 1 | Знать содержание произведений Уметь выборочно вычитывать эпизоды произведения. | Ответы на вопросы | ||
66 | Зарубежная литература. Жюль Верн. Слово о писателе. «Таинственный остров» (главы). Ж. Верн – основоположник жанра научно –фантастического романа. Гимн науке, созидательной мысли и труду в романах Ж. Верна. | 1 | Знать биографию писателя, содержание произведения. Уметь передавать содержание произведения. | Выступления о произведении. | ||
67 | Беседа. Артур Конан – Дойл. Слово о писателе. «Пестрая лента» | 1 | Знать содержание произведения. Уметь выборочное чтение. | Пересказ | ||
68 | Урок внеклассного чтения. Г.Уэллс. «Человек-невидимка»; Ж.Верн. «Пятнадцатилетний капитан», «20000 лье под водой»; В. Скотт. «Айвенго», «Квентин Дорвард». Романтика приключений, рыцарские подвиги героев. | 1 | Знать содержание произведений. Уметь определять жанр литературного произведения, находить фантастические элементы в произведении. | Защита презентации | ||
69. | К.Кугультдинов. (Литература народов мира) | Знать содержание произведения народов России. | Выступления по заданным темам. | |||
70 | Урок – зачет. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. | Знать курс 8 класса. Уметь применять литературные знания в устной и письменной речи. | Итоги года. Список для чтения летом. |
Раздел VIII. Перечень учебно-методического обеспечения.
- «Русская литература 8 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 частях для татарских средних общеобразовательных школ (авторы – М.Г.Ахметзянов, М.В.Ведишенкова, Т.В.Воронцова и др. - Казань, «Магариф», 2007 г.).
- Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. Тематическое планирование уроков литературы в 8-9 классах с учётом национально-регионального компонента. Казань, «Школа», 2008 г.
- Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе по программе под редакцией А.Г.Кутузова. 8 класс. М., «ВАКО», 2007 г.
- Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе к учебникам-хрестоматиям В.Я.Коровиной, Г.И.Беленького, Т.Ф.Курдюмовой. Универсальное пособие. 8 класс. М., «ВАКО», 2008 г.
- О.М.Реут. Литература 5-11 классы. Нестандартные уроки. Волгоград, «Учитель», 2006 г.
- О.В.Волкова. Культурологические аспекты в преподавании русского языка и литературы в современной школе. Казань, «Школа», 2007 г.
- Ермакова Г.А. От микро ... к макро... Постижение тайны слова. Чебоксары, 2002 г.
- Ермакова Г.А. Постижение тайны слова. Уроки литературы и русского языка в русле новых технологий. Чебоксары, 2001 г.
- Т.О. Скиргайло, Г.Х. Ахбарова Краеведение на уроках развития речи, Казань, 2007г.
- ИРО РТ «Год учителя в преподавании русского языка и литературы», 2010 г
- Программа для учителя под редакцией Ахметзянова М.Г.
Раздел IX. Контрольно – измерительные материалы.
Итоговый тест по литературе 8 класс.
- Прекрасен и разнообразен мир народной песни. К какому виду мы отнесем песню «Пугачев в темнице»
- календарная песня
- историческая песня
- семейная песня
- любовная песня
2. Дайте определение. Житие – это:
- произведение древнерусской литературы о военных походах, сражениях, нашествиях
- произведения, которые создавались в народной среде и отражали представления о власти, суде, правде, смысле жизни
- описание жизни святого, совершившего подвиги во имя христианской православной веры
3. Определите жанр произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка»:
1) роман
2) историческая повесть
3) семейно-бытовая хроника
4) мемуары
- Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица:
- автора
- повествователя
- Маши Мироновой
- Петра Гринева
- Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»
- Марии Мироновой
- Василисы Егоровны
- Екатерины П
- Авдотьи Васильевны
- К какому литературному направлению можно отнести поэму М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?
- сентиментализм
- реализм
- романтизм
- классицизм
- Какой момент в сюжете поэмы «Мцыри» можно назвать кульминационным?
- Побег из монастыря
- Встреча с грузинкой
- Бой с барсом
- Гибель Мцыри
- Что можно назвать завязкой комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя?
- визит городничего к Хлестакову в гостиницу
- сообщение Бобчинского и Добчинского о ревизоре, живущем в гостинице
- сообщение городничего о приезде ревизора
- сообщение Ляпкина-Тяпкина о возможном начале войны с турками
- В чем заключается смысл «немой сцены» в конце комедии «Ревизор»?
- Настоящий ревизор – проснувшаяся совесть. Так Н.В.Гоголь утверждает идею неизбежности возмездия за неправедную жизнь
- Введение элементов народного творчества
- Чтобы подчеркнуть степень удивления героев пьесы сообщением о приезде ревизора, чтобы зрители представили, как будут действовать герои дальше
- классицизм.
- В основе сюжета повести И.С.Тургенева «Ася» - история любви, закончившаяся разлукой. Почему?
- Из-за несогласия родителей на брак героев
- Из-за несостоятельности героя, который не сумел взять на себя ответственность за судьбу и счастье Аси
- Из-за того, что Ася разлюбила главного героя
- Что можно назвать завязкой повести И.С.Тургенева «Ася»?
- Знакомство героя с братом и сестрой Гагиными на студенческом празднике
- Рассказ Н.Н. о его пребывании в немецком городе З.
- Свидание Аси и Н.Н. в доме фрау Луизы
- С каким чувством описывает рассказчик сцену бала (Л.Н.Толстой «После бала»)?
- отчуждение
- возмущение
- восторг
- пренебрежение
- Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа Л.Толстого «После бала»?
- Важность судьбы героя после бала
- Особое значение сцены расправы с солдатом
- С помощью какой художественной детали Л.Н.Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?
- Замшевая перчатка
- Белые усы и бакенбарды
- Блестящие глаза и радостная улыбка
- «домодельные» сапоги
- Какая тема поднята в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий»?
- Тема любви
- Тема Родины
- Тема «маленького человека»
- К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит рассказ М.Горького «Челкаш»?
- реализм
- романтизм
- сентиментализм
- классицизм
- О каком событии пишет А.Т.Твардовский в поэме «Василий Теркин»?
- О Великой Отечественной войне с фашистами
- Об Отечественной войне с Наполеоном
- О гражданской войне
Ключи верных ответов.
- 2
- 3
- 2
- 4
- 3
- 3
- 3
- 2
- 3
- 2
- 1
- 3
- 2
- 4
- 3
- 1
- 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разноуровневые задания на уроках русского языка и литерауры для учащихся 7 класса с нерусским (родным) языком обучения.
Разноуровневые задания можно использовать для всех учащихся. Тексты упражнений имеют большое воспитательное значение. все тексты взяты из произведений А. Костюнина. Данные тексты можно исп...
Рабочая программа для 5 класса по русскому языку с нерусским (родным) языком обучения.
Рабочая программа для использования в работе учителей русского языка 5 класса...
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса с нерусским (родным) языком обучения
Рабочую программу можно использовать в школах с нерусским (родным) языком обучения...
рабочая программа по литературе 10 класс по УМК Коровиной (надомное обучение) 68 часов
Данная рабочая программа по литературе разработана для надомного обучения ученицы 10 класса школы. В программе дано: пояснительная записка, требования к знаниям и умениям учащегося 10 класса,календарн...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...