Внеклассное мероприятие "Помнить, чтобы не повторилось"
классный час по истории (8 класс) по теме
Классный час "Помнить, чтобы не повторилось"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas._pomnit_chtoby_ne_povtorilos._kholokost.docx | 38.21 КБ |
prezentatsiya._kholokost.pptx | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Помнить, чтобы не повторилось» (8 – 9 класс)
Цели:
- Познакомить с наиболее ярким примером геноцида народа.
- Развивать коммуникативные навыки; умение анализировать, делать выводы.
- Формировать чувство национальной терпимости, научить защишать идеи гуманизма.
Оборудование:
- ПК
- Мультимедийный проектор
- Компьютерная презентация
- Музыкальное сопровождение
(Слайд 1)
Звучит музыка Яна Розенцвайга – Симфоническая картина «Холокост»
(Слайд 2)
Ученик:
(читает стихотворение Ольги Рудой «Цепочка памяти Холокоста»[1])
Как детям объяснить: шесть миллионов
Исчезнувших в застенках навсегда,
Замученных, отравленных 'Циклоном',
Расстрелянных, повешенных, сожжённых?
Никто не видел слёз, не слышал стонов,
Весь мир был равнодушен, как всегда.
Шесть миллионов. Нам представить страшно,
В какую бездну их толкнули ниц.
Шесть миллионов напрочь стёртых лиц,
Шесть миллионов - целый миp за каждым.
Шесть миллионов с будущим рассталось,
Потухло взглядов, закатилось лун,
Сердец шесть миллионов разорвалось,
Шесть миллионов отзвучало струн.
А сколько не свершившихся открытий,
Талантов? Кто узнает их число?
Шесть миллионов оборвалось нитей,
Шесть миллионов всходов полегло.
Как объяснить 'шесть миллионов' дeтям?
По населенью - целая страна,
Шесть миллионов дней - тысячелетья
Шесть миллионов жизней - чья вина?
Как вышло так: прошли десятилетья,
И через реки крови, море слёз
То тут, то на другом конце планеты
Подонки отрицают Холокост?
Учитель: 27 января 2013 г. исполнилось 68 лет с того момента, как солдаты Красной Армии освободили заключенных концлагеря Освенцим. Этот день объявлен Международным днем памяти жертв холокоста.
К сожалению, современный мир полон событий, которые являются ярким проявлением нетолерантного поведения, доходящего до геноцида. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости.
(Слайд 3)
Холокост - преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны.[2]
Звучит песня (Ден – Холокост)
Ученик:
В 1935г. были приняты нюрнбергские законы, которые лишали евреев права гражданства, запрещались браки между евреями и германскими гражданами. Евреям запрещалось пользоваться библиотеками, посещать театры, отдавать своих детей в “армейские школы”, заниматься торговлей и ремеслом и обязательно носить специальные опознавательные знаки. В крупных городах создавались еврейские гетто, куда сгонялось всё еврейское население города и окрестностей.[3]
(Слайд 4)
Ученик: Из дневника Анны Франк – еврейской девочки, уроженки Германии, после прихода Гитлера к власти скрывавшейся с семьей от нацистского террора в Нидерландах.
«В мае 1940 года начались трудные времена: нападение Германии, капитуляция, оккупация и все больше бед и унижений для евреев. Законы, ограничивающие наши права, принимались один за другим. Евреи были обязаны носить желтую звезду, сдать свои велосипеды, не имели права ездить на трамваях и в автомобилях, даже собственных. Евреи могли посещать магазины только с трех до пяти и пользоваться услугами исключительно еврейских парикмахеров. Евреи не имели права появляться на улице с восьми вечера до шести утра. Им запрещалось ходить в театры, кино и другие подобные учреждения.»[4]
Ученик: В 1937 году нацисты начали отправлять евреев в концентрационные лагеря. В этих лагерях трудоспособные евреи должны были трудиться как рабы, когда у них кончались силы, их убивали. Некоторых использовали для медицинских экспериментов. Старики и инвалиды направлялись прямиком в газовые камеры. Существовали специальные отряды, главной задачей которых было уничтожение "враждебных элементов" в завоеванной германцами зоне. В 1942 г. было решено создать в Польше шесть лагерей смерти, куда депортировать еврейское население Европы.[5]
В ходе Холокоста было уничтожено примерно 35 % евреев всего мира, около трети цыган, четверть белорусов. Из всех злодеяний нацистской Германии – это, самое страшное. Человек, на котором лежит тяжесть ответственности за геноцид еврейского народа – Адольф Гитлер.
(Слайд 5)
Учитель: Гетто - часть города, в странах Западной и Центральной Европы для изолированного проживания евреев. Во время Второй мировой войны гетто были созданы нацистами в ряде городов Восточной Европы и превращены в "лагеря уничтожения".[6]
Ученик: Выход из гетто без разрешения поначалу наказывался тюремным заключением, позже – смертной казнью. Продовольственная норма для евреев гетто равнялась 184 калориям. Официально установленные продовольственные нормы для гетто были рассчитаны на гибель жителей от голода.
Ученик:
(читает стихотворение Марка Луцкого «Союзники бомбили города»[7])
Союзники бомбили города,
Неся врагу законное возмездье
За Ковентри, за Лидице, Полесье,
За жизнь людей, ушедших в никуда.
Союзники бомбили города,
Продуманно, умело, "на отлично",
А в это время немцы методично
В Освенцим отправляли поезда.
Разведчики писали рапорта,
И многие штабисты знали это,
Но шли и шли в Майданек поезда,
И продолжалась смерти эстафета.
И шел за эшелоном эшелон
Со многих европейских территорий,
И делал свое дело газ "циклон",
И день, и ночь работал крематорий.
Не прерывалась ни на сутки нить,
И лагеря не проявляли милость…
Союзники могли б все разбомбить,
Могли, могли… Но это не случилось.
Ученик:
(зачитывает прозу из рассказа Ефима Туника «Минское гетто»[8])
Июльское солнце висит прямо над головой. По раскаленным от зноя улицам медленно двигаются люди с узлами и посудой. Старики, женщины везут на тележках свой скарб. Бахрома скатерти волочится в уличной пыли. Переселение.
На стенах домов белеет приказ коменданта: «Все жиды должны до 1 августа переселиться в гетто. За невыполнение приказа – смертная казнь.» Гетто. Мы, дети, пристаем с расспросами к взрослым, и никак не поймем, что это за слово – «гетто». Зачем понадобилось немцам переселять людей с места на место? Оптимисты утверждают, что ничего страшного в этом нет. Немцы любят порядок и не любят евреев, что ж, переживем и в гетто. …Дедушкин дом попал в район гетто – почти все наши переселились туда. По ночам мы крепко закрываем ставни и двери. Дедушка кладет рядом с собой топор и лом. Крики и выстрелы раздаются каждую ночь. Недалеко от нас вырезали всю семью. Плохо, совсем плохо. Плач стоит на тихой Заславской улице. Каждый день хоронят, каждую ночь режут снова. И так на всех улицах гетто, особенно в районе еврейского кладбища.
Кто мог подумать, что это только начало, начало невиданного планомерного убийства ни в чем не повинных людей. Вокруг гетто выросли проволочные заграждения. Вход и выход – только с конвоиром. Каждый день новые приказы. За неисполнение – одно наказание – расстрел.
Мы идем на площадь – на земляном фундаменте старого дома свежая кровь, вокруг валяются лохмотья одежды, гильзы. Смерть стала обычной вещью.
…Вечерами до нас доносятся звуки музыки, работает кино. Мы с тоской и любопытством смотрим за колючую проволоку – там люди ходят без лат, ходят куда хотят, смеются. Каждое утро папу уводят в колонне на работу. Вечером я жду его у ворот гетто. Вот идет наша колонна. Низко опущены головы. В руках банки, котелки. Папа передает мне котелок. Там суп. Это папин обед. Конвоир должен довести колонну до Юбилейной площади и там отметить на бирже, что все пришли. Только после этого мы идем домой.
…Прошел почти год, как мы живем в гетто. Иногда мне кажется, что мы никогда иначе и не жили.
Ученики читают стихотворение Игоря Иосифовича Потоцкого[9]
Ученик:
Вот уже догорело лето
и последний рассвет над гетто.
Вот колонна из обреченных,
по бокам ее двадцать черных
злых сподручников Асмодея...
Как земля этих носит злодеев!
Ученик: Двести восемьдесят евреев -
двести восемьдесят душ и тел -
под охраной бредут злодеев
не куда-нибудь - на расстрел!
Двести восемьдесят пар ног
за последний бредут порог.
Двадцать пар сапог полицаев
по земле равнодушно скользят,
у их старшего - у Грицая -
на лице проступает АД.
(Слайд 6)
Ученик: В 1942 г. После Ванзейской конференции нацисты приступили к так называемому окончательному решению еврейского вопроса. В Собибор, Освенцим, Треблинку, Майданек и др. концлагеря прибывали эшелоны с евреями.
Учитель:
в лагере смерти Собибор было убито 250 тыс. евреев;
в лагере Белжец было убито более 600 тыс. евреев;
в лагере Треблинка – убито более 750 тыс. евреев.
в лагере Майданек уничтожено 1 млн 600 тыс. евреев.
в лагере Освенцим – 1,5 млн евреев.[10]
Звучит музыка исп. Николай Димитров музыка и аранжировка – Холокост
(Слайд 7)
Учитель: За период Холокоста было уничтожено около 6 000 000 евреев. Тем не менее, полного поимённого списка жертв не существует. К концу войны нацисты уничтожали даже следы от лагерей смерти; сохранились свидетельства о вывозе либо уничтожении уже захороненных останков людей перед приходом советских войск. Неполнота данных объясняется тем, что зачастую еврейские общины уничтожались целиком, и не оставалось родных, близких, друзей, которые могли бы сообщить имена погибших. Война разбросала людей, и выжившие отказывались сообщать о своих родных как об умерших, надеясь на встречу с ними.
Ученик:
(читает стихотворение Девида Гарбора[11])
Женщины и мужчины… Нет, не могу уснуть!
Новая годовщина. Тот же кровавый путь…
Женщины и мужчины… Кто вас? За что? Почему?
Как же так – без причины? Нет, не пойму! Не пойму.
Женщины и мужчины. Ночь. Обыватели спят.
Едут газвагены. Трубы. Трубы дымят и дымят.
Женщины и мужчины. Мир наш охвачен злом.
Мёртвые – шесть миллионов. Ну а живым повезло?
Женщины и мужчины. Тает свеча во тьме…
Сон мой, скажи, за что же ты не идёшь ко мне?
Женщины и мужчины. Прошлого не избыть.
Боже! Великий Боже! Боже, не дай забыть!
Учитель: Газваген, газовый автомобиль, «душегубка» — термин, используемый после окончания Второй Мировой войны в научной и популярной литературе для обозначения мобильных газовых камер, применявшихся нацистской Германией в период Второй мировой войны для массового уничтожения людей путём отравления угарным или выхлопным газом.[12]
Ученики читают стихотворение Игоря Потоцкого[13]
Ученик: Плачет роща ночами навзрыд -
это только кажется, что ветер шумит,
тревожа листву, сминая траву,
приближаясь к бывшему рву.
Ученик: Тот ров закопали давно, но земля
оседает, будто нос корабля,
словно налетела волна -
война!
(Слайд 8)
Ученик: Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовых камерах.
Шесть миллионов – и каждый в отдельности.
Это – память, противящаяся забвению.
Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.
Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД
ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ.
Вот что означает ХОЛОКОСТ. (Михаил Гефтер, «Эхо Холокоста»[14])
(Слайд 9)
Учитель: Это 2004 год. Россия. Это внуки победителей, их надежда, те во имя которых погибали солдаты Великой Отечественной. Вглядитесь в эти лица. Знаете ли вы, кто это? Это скинхеды.
А это фашисты, те, с кого берут пример скинхеды. У них те же жесты, те же знаки и символы, а самое страшное то, что у скинхедов и фашистов одни и те же убеждения.
А сейчас я вам зачитаю отрывки из газет за период с 2000 по 2011 год[15]. Звучат как сводки с фронта.
Город Красноармейск (Подмосковье). Группа местных подростков и молодых людей в количестве до 30 человек стала методично обходить места проживания представителей армянской диаспоры и избивать всех попадавшихся мужчин, досталось и нескольким женщинам.
Город Новосибирск, посёлок Пашино. Жители провели несанкционированный антицыганский митинг. На митинге прозвучали призывы сжечь поселенье цыган, если они не уйдут сами.
Москва, станция метро "Фили". 7 сентября 2005 года был избит пятнадцатилетний сын известной певицы из Чечни Лизы Умаровой - Мурад. "Они смотрели с любопытством, но никто из прохожих не вмешался, никто нам не помог, - с горечью говорит Умарова. - Я просила вызвать милицию, но никто так и не вызвал".
9 февраля 2004 года группа скинхедов, с криками «Бей хачей! Россия для Русских!», напала на семью Султановых. Была зверски убита девятилетняя Хурмеда Султанова».
Больно и стыдно перед памятью 27 миллионов, погибших от рук фашистов, перед ветеранами Великой Отечественной, перед людьми, испытывающими страх за свою жизнь, только потому, что у них другой цвет кожи или тип лица.
(Слайд 10)
Любить свое — вовсе не значит ненавидеть чужое. Это давно известная истина, но о ней кажется нелишним напомнить, о ней нужно говорить. Ведь всё начинается с молчания. Холокост — это всечеловеческая трагедия. Трагедия евреев, поляков , русских, белорусов. Мы не имеем права молчать. Мы никогда не должны позволять, чтобы унижали чье-то человеческое достоинство, прикрываясь какими бы то ни было расовыми или национальными соображениями. Ибо, как сказал Михаил Гефтер: «Никогда не бывает геноцида против одного народа. Геноцид всегда против всех»[16]. Вот почему именно сейчас, в XXI веке, когда мир гудит от потрясений - революции, национальные взрывы, религиозная нетерпимость, — мы обязаны говорить о Холокосте, уничтожившем 6 миллионов людей еврейской национальности и более 50 миллионов других национальностей, сожженных в топках концлагерей, заживо погребенных …
Информационные ресурсы
- http://www.stihi.ru/2010/03/21/7977
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Холокост
- http://lib.ru/INPROZ/FRANK_A/dnevnik_anny_frank.txt
- http://www.istok.ru/library/learn-n-teach/posobiya/jeduizm-forta/jeduizm-forta_88.html
- http://ru.wikipedia.org/wiki
- http://www.poezia.ru/article.php?sid=61353
- http://new.lelchukfamily.com/vojna-kholokost-getto/uchastie-v-vojne-partizanskom-dizhnii-tema-kholokosta-i-getto/vospominaniya-uznikov-kontslagerej-i-getto/efim-tunik-rasskazy-o-minskom-getto/
- http://lit.lib.ru/p/potockij_i_i/text_0080.shtml
- http://festival.1september.ru/articles/553087/
- http://gostinaya.net/?p=4376
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E0%E7%E2%E0%E3%E5%ED
- http://viknaodessa.od.ua/newspaper/news/?8737
- http://gefter.ru/archive/3852
- http://forum.visp.ru/viewtopic.php?id=5596&all_pages
- http://his.1september.ru/article.php?ID=200204002
[1] http://www.stihi.ru/2010/03/21/7977
[2] http://ru.wikipedia.org/wiki/Холокост
[3] Там же
[4] http://lib.ru/INPROZ/FRANK_A/dnevnik_anny_frank.txt
[5] http://www.istok.ru/library/learn-n-teach/posobiya/jeduizm-forta/jeduizm-forta_88.html
[6] http://ru.wikipedia.org/wiki
[7] http://www.poezia.ru/article.php?sid=61353
[8] http://new.lelchukfamily.com/vojna-kholokost-getto/uchastie-v-vojne-partizanskom-dizhnii-tema-kholokosta-i-getto/vospominaniya-uznikov-kontslagerej-i-getto/efim-tunik-rasskazy-o-minskom-getto/
[9] http://lit.lib.ru/p/potockij_i_i/text_0080.shtml
[10] http://festival.1september.ru/articles/553087/
[11] http://gostinaya.net/?p=4376
[12] ru.wikipedia.org›Газваген
[13] http://viknaodessa.od.ua/newspaper/news/?8737
[14] http://gefter.ru/archive/3852
[15] http://forum.visp.ru/viewtopic.php?id=5596&all_pages
[16] http://his.1september.ru/article.php?ID=200204002
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Холокоост (от англ. holocaust , из др.-греч . ὁλοκαύστος — «всесожжение»): преследование и массовое уничтожение евреев во время Второй мировой войны нацистской Германией на протяжении 1933—1945 годов. С читается одним из самых известных примеров геноцида в XX веке.
Анна Франк Дневник Анны Франк
Лагеря смерти
Американские военные смотрят на трупы в концентрационном лагере Бухенвальд. Фотография сделана после освобождения лагеря. Германия, 18 апреля 1945 года.
Это нужно - не мертвым, это надо - живым (Р.Рождественский )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить». (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР).
Конспект интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. Урок затрагивает очень непростую тему - отношение современной молодёжи к проблеме репрессий....
Внеклассное мероприятие: "Чтобы помнили"
Война прошла еще в прошлом веке, но тема патриотизма очень актуальна, ведь русский человек, прежде всего патриот с большой буквы. Необходимо, чтобы учащиеся почувствовали себя...
Внеклассное занятие "Чтобы жить достойно".
Внеклассное занятие "Чтобы жить достойно"....
Внеклассное мероприятие " Чтобы радость людям дарить,нужно добрым и вежливым быть!"
Развивать представление о добре и зле,воспитывать стремления совершать добрые дела,культуру общения,взаимоуважения....
Презентация к литературно-музыкальной композиции«…Чтобы не повторилось»
Презентация к ЛМК "Чтобы не повторилось" посвящена Дню снятия блокады с Ленинграда. Включает в себя 11 слайдов...
Внеклассное мероприятие "Чтобы помнили..."
Мероприятие посвящено Дню Победы. Участие детей в историческом турнире, где они закрепляют знание истории своего народа. В ходе предварительной работы р...
Методическая разработка классного часа на тему: «Холокост: помнить, чтобы не повторилось»
Цели:формирование у обучающихся представления о трагедии Холокоста;становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности,...