Внеклассное мероприятие "Помнить, чтобы не повторилось"
классный час по истории (8 класс) по теме

Классный час "Помнить, чтобы не повторилось"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Помнить, чтобы не повторилось» (8 – 9 класс)

Цели:

  1. Познакомить с наиболее ярким примером геноцида народа.
  2. Развивать коммуникативные навыки; умение анализировать, делать выводы.
  3. Формировать чувство национальной терпимости, научить защишать идеи гуманизма.

Оборудование:

  • ПК
  • Мультимедийный проектор
  • Компьютерная презентация
  • Музыкальное сопровождение

Ход мероприятия

(Слайд 1)

Звучит музыка Яна Розенцвайга – Симфоническая картина «Холокост»

(Слайд 2)

Ученик:

(читает стихотворение Ольги Рудой «Цепочка памяти Холокоста»[1])

Как детям объяснить: шесть миллионов

Исчезнувших в застенках навсегда,

Замученных, отравленных 'Циклоном',

Расстрелянных, повешенных, сожжённых?

Никто не видел слёз, не слышал стонов,

Весь мир был равнодушен, как всегда.

Шесть миллионов. Нам представить страшно,

В какую бездну их толкнули ниц.

Шесть миллионов напрочь стёртых лиц,

Шесть миллионов - целый миp за каждым.

Шесть миллионов с будущим рассталось,

Потухло взглядов, закатилось лун,

Сердец шесть миллионов разорвалось,

Шесть миллионов отзвучало струн.

А сколько не свершившихся открытий,

Талантов? Кто узнает их число?

Шесть миллионов оборвалось нитей,

Шесть миллионов всходов полегло.

Как объяснить 'шесть миллионов' дeтям?

По населенью - целая страна,

Шесть миллионов дней - тысячелетья

Шесть миллионов жизней - чья вина?

Как вышло так: прошли десятилетья,

И через реки крови, море слёз

То тут, то на другом конце планеты

Подонки отрицают Холокост?

Учитель: 27 января 2013 г. исполнилось 68 лет с того момента, как солдаты Красной Армии освободили заключенных концлагеря Освенцим. Этот день объявлен Международным днем памяти жертв холокоста.

К сожалению, современный мир полон событий, которые являются ярким проявлением нетолерантного поведения, доходящего до геноцида. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости.

(Слайд 3)

Холокост - преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны.[2]

Звучит песня (Ден – Холокост)

Ученик:

В 1935г. были приняты нюрнбергские законы, которые лишали евреев права гражданства, запрещались браки между евреями и германскими гражданами. Евреям запрещалось пользоваться библиотеками, посещать театры, отдавать своих детей в “армейские школы”, заниматься торговлей и ремеслом и обязательно носить специальные опознавательные знаки. В крупных городах создавались еврейские гетто, куда сгонялось всё еврейское население города и окрестностей.[3]

(Слайд 4)

Ученик: Из дневника Анны Франк – еврейской девочки, уроженки Германии, после прихода Гитлера к власти скрывавшейся с семьей от нацистского террора в Нидерландах.

«В   мае  1940  года   начались  трудные  времена:  нападение  Германии, капитуляция,  оккупация и  все  больше  бед  и унижений для  евреев. Законы, ограничивающие наши права, принимались  один за другим.  Евреи  были обязаны носить  желтую  звезду,  сдать свои  велосипеды,  не  имели права  ездить на трамваях  и  в автомобилях, даже собственных. Евреи  могли посещать магазины только с  трех до  пяти  и  пользоваться  услугами  исключительно  еврейских парикмахеров. Евреи  не имели права появляться на улице с  восьми вечера  до шести  утра.  Им  запрещалось  ходить  в  театры,  кино  и  другие  подобные учреждения.»[4]

Ученик: В 1937 году нацисты начали отправлять евреев в концентрационные лагеря. В этих лагерях трудоспособные евреи должны были трудиться как рабы, когда у них кончались силы, их убивали. Некоторых использовали для медицинских экспериментов. Старики и инвалиды направлялись прямиком в газовые камеры. Существовали специальные отряды, главной задачей которых было уничтожение "враждебных элементов" в завоеванной германцами зоне. В 1942 г. было решено создать в Польше шесть лагерей смерти, куда депортировать еврейское население Европы.[5]

В ходе Холокоста было уничтожено примерно 35 % евреев всего мира, около трети цыган, четверть белорусов. Из всех злодеяний нацистской Германии – это, самое страшное. Человек, на котором лежит тяжесть ответственности за геноцид еврейского народа – Адольф Гитлер.

(Слайд 5)

Учитель: Гетто - часть города, в странах Западной и Центральной Европы для изолированного проживания евреев. Во время Второй мировой войны гетто были созданы нацистами в ряде городов Восточной Европы и превращены в "лагеря уничтожения".[6]

Ученик: Выход из гетто без разрешения поначалу наказывался тюремным заключением, позже – смертной казнью. Продовольственная норма для евреев гетто равнялась 184 калориям. Официально установленные продовольственные нормы для гетто были рассчитаны на гибель жителей от голода.

Ученик:

(читает стихотворение Марка Луцкого «Союзники бомбили города»[7])

 Союзники бомбили города,

 Неся врагу законное возмездье

 За Ковентри, за Лидице, Полесье,

 За жизнь людей, ушедших в никуда.

 Союзники бомбили города,

 Продуманно, умело, "на отлично",

 А в это время немцы методично

 В Освенцим отправляли поезда.

 Разведчики писали рапорта,

 И многие штабисты знали это,

 Но шли и шли в Майданек поезда,

 И продолжалась смерти эстафета.

 И шел за эшелоном эшелон

 Со многих европейских территорий,

 И делал свое дело газ "циклон",

 И день, и ночь работал крематорий.

 Не прерывалась ни на сутки нить,

 И лагеря не проявляли милость…

 Союзники могли б все разбомбить,

 Могли, могли… Но это не случилось.

Ученик:

(зачитывает прозу из рассказа Ефима Туника «Минское гетто»[8])

Июльское солнце висит прямо над головой. По раскаленным от зноя улицам медленно двигаются люди с узлами и посудой. Старики, женщины везут на тележках свой скарб. Бахрома скатерти волочится в уличной пыли. Переселение.

На стенах домов белеет приказ коменданта: «Все жиды должны до 1 августа переселиться в гетто. За невыполнение приказа – смертная казнь.» Гетто. Мы, дети, пристаем с расспросами к взрослым, и никак не поймем, что это за слово – «гетто». Зачем понадобилось немцам переселять людей с места на место? Оптимисты утверждают, что ничего страшного в этом нет. Немцы любят порядок и не любят евреев, что ж, переживем и в гетто. …Дедушкин дом попал в район гетто – почти все наши переселились туда. По ночам мы крепко закрываем ставни и двери. Дедушка кладет рядом с собой топор и лом. Крики и выстрелы раздаются каждую ночь. Недалеко от нас вырезали всю семью. Плохо, совсем плохо. Плач стоит на тихой Заславской улице. Каждый день хоронят, каждую ночь режут снова. И так на всех улицах гетто, особенно в районе еврейского кладбища. 

Кто мог подумать, что это только начало, начало невиданного планомерного убийства ни в чем не повинных людей. Вокруг гетто выросли проволочные заграждения. Вход и выход – только с конвоиром. Каждый день новые приказы. За неисполнение – одно наказание – расстрел.

Мы идем на площадь – на земляном фундаменте старого дома свежая кровь, вокруг валяются лохмотья одежды, гильзы. Смерть стала обычной вещью.

…Вечерами до нас доносятся звуки музыки, работает кино. Мы с тоской и любопытством смотрим за колючую проволоку – там люди ходят без лат, ходят куда хотят, смеются. Каждое утро папу уводят в колонне на работу. Вечером я жду его у ворот гетто. Вот идет наша колонна. Низко опущены головы. В руках банки, котелки. Папа передает мне котелок. Там суп. Это папин обед. Конвоир должен довести колонну до Юбилейной площади и там отметить на бирже, что все пришли. Только после этого мы идем домой.

…Прошел почти год, как мы живем в гетто. Иногда мне кажется, что мы никогда иначе и не жили.

Ученики читают стихотворение  Игоря Иосифовича Потоцкого[9]

Ученик:

Вот уже догорело лето

и последний рассвет над гетто.

Вот колонна из обреченных,

по бокам ее двадцать черных

злых сподручников Асмодея...

Как земля этих носит злодеев!

Ученик: Двести восемьдесят евреев -

двести восемьдесят душ и тел -

под охраной бредут злодеев

не куда-нибудь - на расстрел!

Двести восемьдесят пар ног

за последний бредут порог.

Двадцать пар сапог полицаев

по земле равнодушно скользят,

у их старшего - у Грицая -

на лице проступает АД.

(Слайд 6)

Ученик: В 1942 г. После Ванзейской конференции нацисты приступили к так называемому окончательному решению еврейского вопроса. В Собибор, Освенцим, Треблинку, Майданек и др. концлагеря прибывали эшелоны с евреями.

Учитель:

в лагере смерти Собибор было убито 250 тыс. евреев;

в лагере Белжец было убито более 600 тыс. евреев;

в лагере Треблинка – убито более 750 тыс. евреев.

в лагере Майданек уничтожено 1 млн 600 тыс. евреев.

в лагере Освенцим – 1,5 млн евреев.[10]

Звучит музыка исп. Николай Димитров музыка и аранжировка – Холокост

(Слайд 7)

Учитель: За период Холокоста было уничтожено около 6 000 000 евреев. Тем не менее, полного поимённого списка жертв не существует. К концу войны нацисты уничтожали даже следы от лагерей смерти; сохранились свидетельства о вывозе либо уничтожении уже захороненных останков людей перед приходом советских войск. Неполнота данных объясняется тем, что зачастую еврейские общины уничтожались целиком, и не оставалось родных, близких, друзей, которые могли бы сообщить имена погибших. Война разбросала людей, и выжившие отказывались сообщать о своих родных как об умерших, надеясь на встречу с ними.

Ученик:

(читает стихотворение Девида Гарбора[11])

Женщины и мужчины… Нет, не могу уснуть!

Новая годовщина. Тот же кровавый путь…

Женщины и мужчины… Кто вас? За что? Почему?

Как же так – без причины? Нет, не пойму! Не пойму.

Женщины и мужчины. Ночь. Обыватели спят.

Едут газвагены. Трубы. Трубы дымят и дымят.

Женщины и мужчины. Мир наш охвачен злом.

Мёртвые – шесть миллионов. Ну а живым повезло?

Женщины и мужчины. Тает свеча во тьме…

Сон мой, скажи, за что же ты не идёшь ко мне?

Женщины и мужчины. Прошлого не избыть.

Боже! Великий Боже! Боже, не дай забыть!

Учитель: Газваген, газовый автомобиль, «душегубка» — термин, используемый после окончания Второй Мировой войны в научной и популярной литературе для обозначения мобильных газовых камер, применявшихся нацистской Германией в период Второй мировой войны для массового уничтожения людей путём отравления угарным или выхлопным газом.[12]

Ученики читают стихотворение Игоря Потоцкого[13]

Ученик: Плачет роща ночами навзрыд -

это только кажется, что ветер шумит,

тревожа листву, сминая траву,

приближаясь к бывшему рву.

Ученик: Тот ров закопали давно, но земля

оседает, будто нос корабля,

словно налетела волна -

война!

(Слайд 8)

Ученик: Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовых камерах.

Шесть миллионов – и каждый в отдельности.

Это – память, противящаяся забвению.

Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД

ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ.

Вот что означает ХОЛОКОСТ. (Михаил Гефтер, «Эхо Холокоста»[14])

(Слайд 9)

Учитель: Это  2004 год. Россия. Это внуки победителей, их надежда, те во имя которых погибали солдаты Великой Отечественной.  Вглядитесь в эти лица. Знаете ли вы, кто это? Это скинхеды.

А это фашисты, те, с кого берут пример скинхеды. У них те же жесты, те же знаки и символы, а самое страшное то, что у скинхедов и фашистов одни и те же убеждения.

А сейчас я вам зачитаю отрывки из газет за период с 2000 по 2011 год[15]. Звучат как сводки с фронта.

Город Красноармейск (Подмосковье). Группа местных подростков и молодых людей в количестве до 30 человек стала методично обходить места проживания представителей армянской диаспоры и избивать всех попадавшихся мужчин, досталось и нескольким женщинам.

 Город Новосибирск, посёлок Пашино. Жители провели несанкционированный антицыганский митинг. На митинге прозвучали призывы сжечь поселенье цыган, если они не уйдут сами.

Москва, станция метро "Фили". 7 сентября 2005 года был избит пятнадцатилетний сын известной певицы из Чечни Лизы Умаровой - Мурад. "Они смотрели с любопытством, но никто из прохожих не вмешался, никто нам не помог, - с горечью говорит Умарова. - Я просила вызвать милицию, но никто так и не вызвал".

9 февраля 2004 года группа скинхедов, с криками «Бей хачей! Россия для Русских!», напала на семью Султановых. Была зверски убита девятилетняя Хурмеда Султанова».

Больно и стыдно перед памятью 27 миллионов, погибших от рук фашистов, перед ветеранами Великой Отечественной, перед людьми, испытывающими страх за свою жизнь, только потому, что у них другой цвет кожи или тип лица.

(Слайд 10)

Любить свое — вовсе не значит ненавидеть чужое. Это давно известная истина, но о ней кажется нелишним напомнить, о ней нужно говорить. Ведь всё начинается с молчания.    Холокост — это всечеловеческая трагедия. Трагедия евреев, поляков , русских, белорусов. Мы  не имеем права молчать. Мы никогда не должны позволять, чтобы унижали чье-то человеческое достоинство, прикрываясь какими бы то ни было расовыми или национальными соображениями. Ибо, как сказал Михаил Гефтер: «Никогда не бывает геноцида против одного народа. Геноцид всегда против всех»[16]. Вот почему именно сейчас, в XXI веке, когда мир гудит от потрясений - революции, национальные взрывы, религиозная нетерпимость, — мы обязаны говорить о Холокосте, уничтожившем 6 миллионов  людей еврейской национальности  и более 50 миллионов других национальностей, сожженных в топках концлагерей, заживо погребенных …

Информационные ресурсы

  1. http://www.stihi.ru/2010/03/21/7977
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Холокост
  3. http://lib.ru/INPROZ/FRANK_A/dnevnik_anny_frank.txt
  4. http://www.istok.ru/library/learn-n-teach/posobiya/jeduizm-forta/jeduizm-forta_88.html
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki
  6. http://www.poezia.ru/article.php?sid=61353
  7. http://new.lelchukfamily.com/vojna-kholokost-getto/uchastie-v-vojne-partizanskom-dizhnii-tema-kholokosta-i-getto/vospominaniya-uznikov-kontslagerej-i-getto/efim-tunik-rasskazy-o-minskom-getto/
  8. http://lit.lib.ru/p/potockij_i_i/text_0080.shtml
  9. http://festival.1september.ru/articles/553087/
  10. http://gostinaya.net/?p=4376
  11. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E0%E7%E2%E0%E3%E5%ED
  12. http://viknaodessa.od.ua/newspaper/news/?8737
  13. http://gefter.ru/archive/3852
  14. http://forum.visp.ru/viewtopic.php?id=5596&all_pages
  15. http://his.1september.ru/article.php?ID=200204002


[1] http://www.stihi.ru/2010/03/21/7977

[2] http://ru.wikipedia.org/wiki/Холокост

[3] Там же

[4] http://lib.ru/INPROZ/FRANK_A/dnevnik_anny_frank.txt

[5] http://www.istok.ru/library/learn-n-teach/posobiya/jeduizm-forta/jeduizm-forta_88.html

[6] http://ru.wikipedia.org/wiki

[7] http://www.poezia.ru/article.php?sid=61353

[8] http://new.lelchukfamily.com/vojna-kholokost-getto/uchastie-v-vojne-partizanskom-dizhnii-tema-kholokosta-i-getto/vospominaniya-uznikov-kontslagerej-i-getto/efim-tunik-rasskazy-o-minskom-getto/

[9] http://lit.lib.ru/p/potockij_i_i/text_0080.shtml

[10] http://festival.1september.ru/articles/553087/

[11] http://gostinaya.net/?p=4376

[12] ru.wikipedia.org›Газваген

[13] http://viknaodessa.od.ua/newspaper/news/?8737

[14] http://gefter.ru/archive/3852

[15] http://forum.visp.ru/viewtopic.php?id=5596&all_pages

[16] http://his.1september.ru/article.php?ID=200204002


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Холокост: помнить, чтобы не повторилось» Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями. И. Бауэр

Слайд 3

Холокоост (от англ. holocaust , из др.-греч . ὁλοκαύστος — «всесожжение»): преследование и массовое уничтожение евреев во время Второй мировой войны нацистской Германией на протяжении 1933—1945 годов. С читается одним из самых известных примеров геноцида в XX веке.

Слайд 4

Анна Франк Дневник Анны Франк

Слайд 6

Лагеря смерти

Слайд 7

Американские военные смотрят на трупы в концентрационном лагере Бухенвальд. Фотография сделана после освобождения лагеря. Германия, 18 апреля 1945 года.

Слайд 10

Это нужно - не мертвым, это надо - живым (Р.Рождественский )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить». (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР).

Конспект интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. Урок затрагивает очень непростую тему - отношение современной молодёжи к проблеме репрессий....

Внеклассное мероприятие: "Чтобы помнили"

Война прошла еще в прошлом веке, но тема патриотизма очень актуальна, ведь  русский человек, прежде всего патриот с большой буквы. Необходимо, чтобы учащиеся почувствовали себя...

Внеклассное занятие "Чтобы жить достойно".

Внеклассное занятие "Чтобы жить достойно"....

Внеклассное мероприятие " Чтобы радость людям дарить,нужно добрым и вежливым быть!"

Развивать представление о добре и зле,воспитывать стремления совершать добрые дела,культуру общения,взаимоуважения....

Презентация к литературно-музыкальной композиции«…Чтобы не повторилось»

Презентация к ЛМК "Чтобы не повторилось" посвящена Дню снятия блокады с Ленинграда. Включает в себя 11 слайдов...

Внеклассное мероприятие "Чтобы помнили..."

Мероприятие  посвящено  Дню Победы. Участие детей  в историческом турнире, где они  закрепляют    знание  истории своего народа. В ходе предварительной работы р...

Методическая разработка классного часа на тему: «Холокост: помнить, чтобы не повторилось»

Цели:формирование у обучающихся представления о трагедии Холокоста;становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности,...