Готовимся к ЕГЭ по литературе. Лермонтов.
тест (литература) на тему

Жукова Марина Юрьевна

Подборка заданий по творчеству М.Ю.Лермонтова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mihail_yurevich_lermontov.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)

Лермонтов – наследник и продолжатель реалистических традиций Пушкина:

1)Идейно-тематическая близость произведений Пушкина и Лермонтова. Их волнуют одинаковые проблемы.

2)Прогрессивный характер романтических произведений и глубина реалистического изображения жизни.

3)Совершенство художественного выражения

! Но это неповторимый, самобытный поэт, который положил начало социально-психологическому роману.

        На  Лермонтова также оказал влияние Байрон.

Творчество Лермонтова развивалось параллельно: романтические произведения («Демон», 1841) вместе с реалистическими («Герой нашего времени», 1841) Следствием этого является исключительный эмоциональный накал творчества Лермонтова.

        Основные мотивы лирики Лермонтова:

   - Политический протест против царского самодержавия и высшего общества («Смерть поэта», 1937; «Как часто пёстрою толпою окружён…», 1840)

   - Мотивы гордого одиночества («Выхожу один я на дорогу», «Сосна», «Пальма», «Утёс»)

   - Мотивы любви к родине «Бородино», «Прощай, немытая Россия», «Родина» 1841)

   - Роль поэта и назначение поэзии  («Поэт»,1838 «Пророк»)

   -  Судьба передовой дворянской молодёжи («Дума», 1838)

   - Тема любви и дружбы («Из-под таинственной холодной полумаски»)

1.Как называется первое стихотворение, которое Лермонтов решил выпустить в свет под своим именем? Где оно было напечатано?

2.Какое стихотворение было передано царю с надписью «воззвание к революции»?

3.В каком произведении и кого поэт называет палачами Свободы, Гения и Славы?

4.Какому произведению Лермонтова предпослан эпиграф: «Вкушая, вкус их мало мёда, и се аз умираю»?

5.Какое стихотворение Лермонтова Л.Н.Толстой назвал «зерном» романа «Война и мир»?

6.Назовите стихотворение Лермонтова, в котором есть следующие строки:

Люблю отчизну я, но странною любовью!        Ни тёмной старины заветные преданья

Не победит её рассудок мой.                        Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Ни полный гордого доверия покой,

7.Почему в стихотворении Лермонтов назвал свою любовь к России странной?

8.Назовите стихотворение, посвящённое трагической гибели Пушкина.

9.Из каких произведений строки:

        А)С отрадой, многим незнакомой,                        Избу, покрытую соломой

            Я вижу полное гумно                                С резными ставнями окно

        Б)Увы, - он счастия не ищет                        И не от счастия бежит!

        В)Изведал враг в тот день немало

           Что значит русский бой удалый,

           Наш рукопашный бой!

        Г)Угас, как светоч, дивный гений,

           Увял торжественный венок.

        Д)Одинок я – нет отрады:

           Стены голые кругом.

        Е)К добру и злу постыдно равнодушны,                 Перед опасностью позорно малодушны,

           В начале поприща мы вянем без борьбы        И перед властию – презренные рабы.

        Ё)Чужды нам страсти и чужды страдания

        Ж)Я ищу свободы и покоя!

            Я б хотел забыться и заснуть!

        «Герой нашего времени» (1838 – 1840)

        Первый русский реалистический социально-психологический роман о трагедии незаурядной личности в условиях 30-х годов 19 века.

        Жанр – роман

        Реалистический –широта и глубина социальных обобщений в сочетании с конкретностью изображения

        Социально-психологический – центральная проблема – «личность и общество»

        «Почему люди умные и энергичные не находят применения своим недюжинным способностями «вянут без борьбы» в самом начале жизненного поприща»?

(Эту проблему решали – Пушкин «Кавказский пленник», «Цыганы», «Евгений Онегин»

                               Грибоедов «Горе от ума»

Новое у Лермонтова – осуждая неразумно устроенное общество, Лермонтов одновременно строго судит и своего героя)

        Композиция:

Роман состоит из 5 повестей, которые можно разделить на 2 части

1 часть – рассказана офицером, странствующим по Кавказу, очень похожим на автора; рассказчик-офицер в своё повествование широко включает истории, услышанные им от Максима Максимыча – штабс-капитана.

        «Бэла»

        Максим Максимыч»

2 часть – записки Григория Александровича Печорина, которые попали в руки странствующего офицера

        «Тамань»

        «Княжна Мери»

        «Фаталист»

Место действия – Кавказ

Действие романа охватывает~ 5 лет

Порядок повестей не совпадает с хронологией событий.

Последовательно:

«Тамань»  - «Княжна Мери» - «Фаталист» - «Бэла» - «Максим Максимыч»

        Композиция и сюжет подчинены задаче постепенного раскрытия и углубления внутреннего мира Печорина. От поступков, которые совершает вначале Печорин, Лермонтов ведёт читателя к их причинам.

        Герои повестей

        «Бэла»

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        «Максим Максимыч»

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        «Тамань»

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        «Княжна Мери»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        «Фаталист»

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Назовите первоначальное название романа «Герой нашего века»?

11. Назовите название незаконченной повести, в которой впервые появляется Печорин, будущий герой романа «Герой нашего времени».

12.О каком герое романа Лермонтова «Герой…» сказано: «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии»?

13.Что больше всего поражает Максима Максимыча в характере Печорина?

14.Судьба какой героини закончилась наиболее трагично?

15.От лица какого героя ведётся повествование в повести «Бэла»?

16.Назовите персонаж романа, которого прозвали Мефистофелем, «что льстило его самолюбию».

17.Кто из героев романа носил серебряное кольцо с чернью, на котором было выгравировано женское имя.

18.О влиянии какого литературного направления говорят в романе  одиночество героя, описание местного колорита, горные пейзажи, наличие героя, попадающего в неординарные ситуации?

19.От какого лица ведётся повествование в повести «Максим Максимыч»?

20.Проезжий офицер ведёт путевые заметки, записывает рассказ Максима Максимыча о поступках Печорина, набрасывает портрет Печорина. Какую форму повествования выбрал Лермонтов, чтобы передать мысли и чувства своего героя?

21.Какая из глав соединила в себе черты путевого очерка и романтической новеллы о любви европейца и «дикарки»?

22.»…пятиглавый Бешту сияет, как «последняя туча рассеянной бури…» Назовите автора строк, которые цитирует Печорин.

23.Чей это портрет:

        А)На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет его лица показывал, что оно давно знакомо с солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду».

        Б)…мальчик лет пятнадцати. А уж какой был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всём скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нём нехорошо: ужасно падок был на деньги.

        В)…рожа у него была самая разбойничья: маленький сухой, широкоплечий…А уж ловок-то, ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре.

Г)Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу.

Д)Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климата…

Е)…девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка…

Ё)Он хорошо сложен, смугл, черноволос; ему на вид можно дать 25 лет, хотя ему едва ли 21 год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо право. Опирается на костыль.

Ж)…он был мал ростом и худ и слаб, как ребёнок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна…

З)Она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке чёрная родинка: её лицо меня поразило своей выразительностью.

И)Мало-помалу она научилась на него смотреть, сначала исподлобья, искоса, и всё грустила, напевала свои песни вполголоса, так что, бывало, и мне становилось грустно, когда слушал её из соседней комнаты.

К)Высокий рост и смуглый цвет лица, чернью волосы, чёрные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждающая на губах его, - всё это будто согласовалось для того, чтобы придать ему вид существа особенного, не способного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи.

24.Назовите героя, к которому относится замечание Печорина: «Я держал пари против человека, который хотел застрелиться; как будто он без меня не мог найти удобного  случая!..»

25.В повести «Тамань» действующим лицом является: Бела, девушка-ундина, княжна Мери, Вера?

26.О какой из героинь романа Печорин размышлял: «…За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми мелкими слабостями, дурными страстями… Неужели зло так привлекательно?...»?

27.В какой из повестей Печорин размышлял о жизни: «Я люблю сомневаться во всём: это расположение ума не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!»?

28.В какой главе действие происходит в казачьей станице?

29.Кто рассказывает историю любви Бэлы и Печорина?

30.Укажите название повести, в которой рассказано о таком событии из жизни главного героя Печорина: «Выстрел раздался у меня над самым ухом, пуля сорвала эполет. Но дым, наполнивший комнату, помешал моему противнику найти шашку, лежавшую возле него. Я схватил его за руки; казаки ворвались, и не прошло трёх минут, как преступник был связан… Офицеры меня поздравляли – и точно, было с чем!»

31.Какой персонаж романа так рассуждает о своём понимании жизни: «Я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть всё огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов – вот что я называю жизнью!»?

32.Какой персонаж попытался разгадать характер Печорина: «… в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоём голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая… ни в ком зло не бывает так привлекательно, ничей взор не обещает столько блаженства, никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, - и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты… «?

33.Укажите название повести, главный герой которой рассказывает о себе: «Около двух часов пополуночи я отворил окно и, связав две шали, спустился с верхнего балкона на нижний, придерживаясь за колонну… В эту минуту кто-то шевельнулся за кустом; я спрыгнул с балкона на дёрн. Невидимая рука схватила меня за плечо.

- Ага! – сказал грубый голос, - попался!..

- Держи его крепче! – закричал другой, выскочивший из-за угла.»

 

34.Укажите названия и автора критических статей, посвящённых творчеству Лермонтова.

                Задания с развёрнутым ответом (сочинение)

23.Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман Лермонтова «Герой…»?

24.Почему Максим Максимыч является рассказчиком лишь в первой главе романа?

25.Почему Печорин так холодно обошёлся с Максимом Максимычем во время их последней встречи?

26.Как поведение Печорина во время дуэли с Грушницким и после неё раскрывает его характер?

26.Почему автор называет Печорина «героем нашего времени»?

27.Как вы понимаете смысл названия романа Лермонтова «Герой…»?

28.Как Печорин относится к проблеме судьбы?

29.Согласны ли вы с утверждением В.Г Белинского: «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля…»?

30.Почему в качестве места действия романа автор выбирает Кавказ?

31.Какова роль женских образов в романе?

32.Осуждает или оправдывает автор своего героя?

33.Как сосуществуют в романе романтизм и реализм?

34.Почему роман Лермонтова называют первым русским психологическим романом?

35.Какую роль в романе играет пейзаж?

36.В чём противоречивость характера Печорина?

37.Какие мотивы лирики Лермонтова «перекочевали» в роман «Герой..»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ЕГЭ по литературе

Даны материалы для подготовки к ЕГЭ...

Готовимся к ЕГЭ по литературе. А.С.Пушкин.

Подборка заданий по творчеству А.С.Пушкина....

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Н.В.Гоголь

Подборка заданий по творчеству Н.В.Гоголя....

Урок литературы "Лермонтов Песня о купце Калашникове.."

Презентация содержит очень много иллюстраций, ряд аудиофрагментов из произведения М.Ю.Лермонтова "Песня о купце Калашникове..". Материал поможет учащимся разобраться в материале, прочувствовать атмосф...

ПРезентация по литературе "Лермонтов -певец свободы"

ПРезентация представляет собой описание основных фактов биографии поэта М.Ю.Лермонтова. Для использования в 7 классе на уроках литературы....

Тест по литературе «Лермонтов М.Ю. Бородино» для 5 класса

Тест по литературе «Лермонтов М.Ю. Бородино» для 5 класса...