Разработка урока литературы в 6 классе на тему "Творчество Н. М. Языкова"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Шестакова Наталья Анатольевна

Урок проводился в рамках подготовки к педагогическому совету о компетентностно-ориентированном уроке. Работа ведётся по программе литературного образования под редакцией Г. И. Беленького. Использование учебника 

«Литература». Начальный курс. 6 кл.: Учебник-хрестоматия для  общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авторы: О.М.Хренова, М.А.Снежневская.  М.: Мнемозина, 2012 (издание 12, стереотипное)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_2012_-_2013_god.doc49 КБ
Office presentation icon tvorchestvo_yazykova.ppt2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 6 классе

Тема урока: Н. М. Языков – яркий поэт пушкинской плеяды

Тип урока: изучение нового

Литература. Начальный курс 6  класс.: Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. Ч .2 авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М.Хренова-12-издание. - М.:Мнемозина, 2012 год.)

Цели:

Знакомство с понятием «поэты пушкинского круга», обзорное знакомство с жизнью и творчеством Николая Михайловича Языкова

Формирование умения находить отличительные жанровые признаки песни в стихотворении

Формирование навыков выразительного чтения лирических произведений

Воспитание чувства любви  к родной земле, гордости за её историческое прошлое; воспитание положительного отношения к произведениям искусства

Этапы урока:

Эмоционально-мотивирующий

  1. Погружение в эпоху 1-ая треть XIX века – эпоха А. С. Пушкина.

Первая треть XIX века — период расцвета русской поэзии. Именно она, а не проза (это произойдет позднее) определяла развитие русской литературы.

Вместе с А.С. Пушкиным творили его современники — поэты пушкинской поры.

Составной частью понятия «пушкинская пора» является «пушкинская плеяда» — круг, включающий в себя поэтов, лично знавших А. С. Пушкина и близких ему по художественным взглядам. Здесь общение происходило как на творческом, так и на личностно-дружеском уровне. К поэтам «пушкинской плеяды» относятся А.А.Дельвиг, Е.А.Баратынский,, П.А.Вяземский,  Д. В. Давыдов, Н. М. Языков

Слушаем романс «Ночь светла и нежна» на стихи Н. М. Языкова (музыка. А. Шишкина)

Что вы почувствовали, слушая это произведение?

Как вы думаете, каким человеком был автор строк этого романса?

-Молодым, страстным, влюблённым, чувствительным.

 

Проблемно-ориентирующий.

Именно таким запомнили современники НИКОЛАЯ МИХАЙЛОВИЧА ЯЗЫКОВА.

Судьба отвела ему, как впрочем и всем талантливым людям, слишком короткий срок. Но даже за это время он сумел оставить значимый след в нашей культуре.

Посмотрите на экран. Вот несколько дат из жизни поэта. Найдите в статье учебника события, связанные с этими датами жизни Н. М. Языкова и запишите их в тетрадь.

1819 – выход первых стихов в печати

1822 – отъезд в Дерпт (Тарту) для изучения истории, философии, литературы

1826 – памятная встреча Языкова и Пушкина в Михайловском

1827 – написана «Песня»

1829 – написано стихотворение «Пловец»

Давайте обратимся к студенческой юности поэта. Он учился в Дерпте, а это в XIX веке была заграница. Студенты всегда и во все времена отличались весельем и вольнодумством. Именно на этот период его жизни приходится расцвет поэтического таланта.

О чём мечтает молодёжь?

О свободе, о светлом будущем, о дружбе и любви.

 У нас в учебнике есть Песня, написанная именно в этот период жизни Языкова.

  1. Выразительно прочитайте.
  2. Где,  по вашему мнению,  могли исполнять эту песню? В каких строках это подтверждается?
  3. Какое настроение вызывает у вас эта песня? Почему?
  4. А чему или кому посвящена песня? Какие строчки стихотворения требуют особой эмоциональности ?

Какое открытие при знакомстве с «Песней» вы сейчас для себя сделали?

Песня посвящается студенческому братству и далёкой родной земле. Именно ради вольности и свободы родины пируют студенты. Они поднимают бокалы за её будущее счастье и славу.

Послушаем эту песню в исполнении Гос.академического русского хора А.Свешникова

 (музыка А. Алябьева -  слова Н. Языкова) на слайде по щелчку

В 1829 году Языков возвращается из-за границы, он поселился в своей деревне Языково и увлекается собиранием фольклорных материалов. К этому периоду и относится следующее стихотворение с которым мы сейчас поработаем.

Выразительное чтение стихотворения учителем.

- Попытайтесь рассказать о том, что вы услышали, ощутили, читая (слушая) стихотворение. Какое впечатление произвело на вас услышанное, почувствованное (имеются в виду именно ощущения, а не эмоции)? Что показалось неожиданным, что привлекло внимание?

Аналитико-прогностический этап

  1. Ещё раз внимательно прочитайте стихотворение и заполните таблицу

 Какие основные образы представлены в стихотворении?

 Подберите из текста стихотворения слова, выражения, которые наиболее ярко характеризуют каждый образ.

Какие слова или словосочетания повторяются в стихотворении?

О чём они говорят читателю?

Что напоминает вам каждый художественный образ (вспомните анализ стихотворения «Парус»)

К чему стремится лирический герой стихотворения?

Какова его цель?

Понаблюдайте за ритмическим рисунком стихотворения. Что он вам напоминает?

  1. Попробуйте самостоятельно записать выводы из сделанных вами наблюдений:

В стихотворении «Пловец» можно выделить следующие художественные образы: ___________________ и ______________________. Эти образы изображены как _______________________ , потому что ____________________ стремится к ___________________________________, а _____________________ всеми силами пытается ему _________________________. Для яркости и выразительности каждого образа поэт использует выразительно-художественные средства: эпитеты______________________________________________________________________

метафоры_____________________________________________________________________олицетворения_________________________________________________________________

устаревшие и высокие поэтические слова_________________________________________________________________________

Композиционно стихотворение можно разделить на _______________________

Каждая часть начинается рефреном (повторением) ________________________

Только в ____ части рефрен стоит в конце части, что позволяет лирическому герою выразить основную идею стихотворения: __________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

После обсуждения приходим к выводу, что основная мысль стихотворения заключается в противоборстве героя со стихией и стремлении преодолеть препятствия. Силы герою придаёт осознание ясной цели: ему нужно попасть в «блаженную страну», где он будет по-настоящему счастлив. А достичь цели способен только сильный духом и смелый человек.

В заключение урока проводим рефлексию: на ромашке запишите каждый на своём лепестке, что вы чувствуете после этого урока

Домашнее задание:  выучить стихотворение «Пловец» наизусть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).

В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...

Разработка урока литературы 6 класс "Конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского"

Анализ конфликта К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского в произведении А.С.Пушкина "Дубровский". Технолия - проблемное обучение....

Разработка урока литературы 5 класс. Тема: «Устное народное творчество.»

Разработка урока литературы 5 класс.Тема: «Устное народное творчество.» Образовательная технология: проектное обучение.Цели: формировать представление о фольклоре как коллективн...

Разработка урока литературы 6 класс "Тарас Бульба"

Разработка урока  литературы 6 класс  Николай Васильевич Гоголь ."Тарас Бульба".Знакомство с содержанием повести, её героями.Определены задачи, цели урока, тип урока.Работа с текст...

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....