Разработка урока литературы в 6 классе на тему "Творчество Н. М. Языкова"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Урок проводился в рамках подготовки к педагогическому совету о компетентностно-ориентированном уроке. Работа ведётся по программе литературного образования под редакцией Г. И. Беленького. Использование учебника
«Литература». Начальный курс. 6 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авторы: О.М.Хренова, М.А.Снежневская. М.: Мнемозина, 2012 (издание 12, стереотипное)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_2012_-_2013_god.doc | 49 КБ |
tvorchestvo_yazykova.ppt | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе в 6 классе
Тема урока: Н. М. Языков – яркий поэт пушкинской плеяды
Тип урока: изучение нового
Литература. Начальный курс 6 класс.: Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. Ч .2 авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М.Хренова-12-издание. - М.:Мнемозина, 2012 год.)
Цели:
Знакомство с понятием «поэты пушкинского круга», обзорное знакомство с жизнью и творчеством Николая Михайловича Языкова
Формирование умения находить отличительные жанровые признаки песни в стихотворении
Формирование навыков выразительного чтения лирических произведений
Воспитание чувства любви к родной земле, гордости за её историческое прошлое; воспитание положительного отношения к произведениям искусства
Этапы урока:
Эмоционально-мотивирующий
- Погружение в эпоху 1-ая треть XIX века – эпоха А. С. Пушкина.
Первая треть XIX века — период расцвета русской поэзии. Именно она, а не проза (это произойдет позднее) определяла развитие русской литературы.
Вместе с А.С. Пушкиным творили его современники — поэты пушкинской поры.
Составной частью понятия «пушкинская пора» является «пушкинская плеяда» — круг, включающий в себя поэтов, лично знавших А. С. Пушкина и близких ему по художественным взглядам. Здесь общение происходило как на творческом, так и на личностно-дружеском уровне. К поэтам «пушкинской плеяды» относятся А.А.Дельвиг, Е.А.Баратынский,, П.А.Вяземский, Д. В. Давыдов, Н. М. Языков
Слушаем романс «Ночь светла и нежна» на стихи Н. М. Языкова (музыка. А. Шишкина)
Что вы почувствовали, слушая это произведение?
Как вы думаете, каким человеком был автор строк этого романса?
-Молодым, страстным, влюблённым, чувствительным.
Проблемно-ориентирующий.
Именно таким запомнили современники НИКОЛАЯ МИХАЙЛОВИЧА ЯЗЫКОВА.
Судьба отвела ему, как впрочем и всем талантливым людям, слишком короткий срок. Но даже за это время он сумел оставить значимый след в нашей культуре.
Посмотрите на экран. Вот несколько дат из жизни поэта. Найдите в статье учебника события, связанные с этими датами жизни Н. М. Языкова и запишите их в тетрадь.
1819 – выход первых стихов в печати
1822 – отъезд в Дерпт (Тарту) для изучения истории, философии, литературы
1826 – памятная встреча Языкова и Пушкина в Михайловском
1827 – написана «Песня»
1829 – написано стихотворение «Пловец»
Давайте обратимся к студенческой юности поэта. Он учился в Дерпте, а это в XIX веке была заграница. Студенты всегда и во все времена отличались весельем и вольнодумством. Именно на этот период его жизни приходится расцвет поэтического таланта.
О чём мечтает молодёжь?
О свободе, о светлом будущем, о дружбе и любви.
У нас в учебнике есть Песня, написанная именно в этот период жизни Языкова.
- Выразительно прочитайте.
- Где, по вашему мнению, могли исполнять эту песню? В каких строках это подтверждается?
- Какое настроение вызывает у вас эта песня? Почему?
- А чему или кому посвящена песня? Какие строчки стихотворения требуют особой эмоциональности ?
Какое открытие при знакомстве с «Песней» вы сейчас для себя сделали?
Песня посвящается студенческому братству и далёкой родной земле. Именно ради вольности и свободы родины пируют студенты. Они поднимают бокалы за её будущее счастье и славу. |
Послушаем эту песню в исполнении Гос.академического русского хора А.Свешникова
(музыка А. Алябьева - слова Н. Языкова) на слайде по щелчку
В 1829 году Языков возвращается из-за границы, он поселился в своей деревне Языково и увлекается собиранием фольклорных материалов. К этому периоду и относится следующее стихотворение с которым мы сейчас поработаем.
Выразительное чтение стихотворения учителем.
- Попытайтесь рассказать о том, что вы услышали, ощутили, читая (слушая) стихотворение. Какое впечатление произвело на вас услышанное, почувствованное (имеются в виду именно ощущения, а не эмоции)? Что показалось неожиданным, что привлекло внимание?
Аналитико-прогностический этап
- Ещё раз внимательно прочитайте стихотворение и заполните таблицу
Какие основные образы представлены в стихотворении? | ||
Подберите из текста стихотворения слова, выражения, которые наиболее ярко характеризуют каждый образ. | ||
Какие слова или словосочетания повторяются в стихотворении? О чём они говорят читателю? | ||
Что напоминает вам каждый художественный образ (вспомните анализ стихотворения «Парус») | ||
К чему стремится лирический герой стихотворения? Какова его цель? | ||
Понаблюдайте за ритмическим рисунком стихотворения. Что он вам напоминает? |
- Попробуйте самостоятельно записать выводы из сделанных вами наблюдений:
В стихотворении «Пловец» можно выделить следующие художественные образы: ___________________ и ______________________. Эти образы изображены как _______________________ , потому что ____________________ стремится к ___________________________________, а _____________________ всеми силами пытается ему _________________________. Для яркости и выразительности каждого образа поэт использует выразительно-художественные средства: эпитеты______________________________________________________________________
метафоры_____________________________________________________________________олицетворения_________________________________________________________________
устаревшие и высокие поэтические слова_________________________________________________________________________
Композиционно стихотворение можно разделить на _______________________
Каждая часть начинается рефреном (повторением) ________________________
Только в ____ части рефрен стоит в конце части, что позволяет лирическому герою выразить основную идею стихотворения: __________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
После обсуждения приходим к выводу, что основная мысль стихотворения заключается в противоборстве героя со стихией и стремлении преодолеть препятствия. Силы герою придаёт осознание ясной цели: ему нужно попасть в «блаженную страну», где он будет по-настоящему счастлив. А достичь цели способен только сильный духом и смелый человек.
В заключение урока проводим рефлексию: на ромашке запишите каждый на своём лепестке, что вы чувствуете после этого урока
Домашнее задание: выучить стихотворение «Пловец» наизусть.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы. 5 класс.
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).
В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...
Разработка урока литературы 6 класс "Конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского"
Анализ конфликта К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского в произведении А.С.Пушкина "Дубровский". Технолия - проблемное обучение....
Разработка урока литературы 5 класс. Тема: «Устное народное творчество.»
Разработка урока литературы 5 класс.Тема: «Устное народное творчество.» Образовательная технология: проектное обучение.Цели: формировать представление о фольклоре как коллективн...
Разработка урока литературы 6 класс "Тарас Бульба"
Разработка урока литературы 6 класс Николай Васильевич Гоголь ."Тарас Бульба".Знакомство с содержанием повести, её героями.Определены задачи, цели урока, тип урока.Работа с текст...
Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....