МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ "М.Ю. ЛЕРМОНТОВ "БОРОДИНО"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Мультимедийный урок по литературе                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

"М.Ю. Лермонтов "Бородино"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon brazhnikovasv-scenariy.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока

Предмет: литература

УМК: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин «Литература 5 класс»

Тема: М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Класс: 5 класс

Автор урока (Ф.И.О., должность):  Бражникова Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Брединская средняя общеобразовательная школа № 97

Тип урока: мультимедийный  урок

Оснащение урока:  компьютер, мультимедиапроектор, экран, динамики

Цели урока:

- Продолжить работу по обучению выразительному чтению стихотворного текста;

- Развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном;

- Воспитывать чувство патриотизма и уважительное отношение к нашей истории.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя

На предыдущем уроке, ребята, мы с вами познакомились с гениальным русским писателем и поэтом М.Ю. Лермонтовым, с его творчеством.  За свою короткую жизнь Лермонтов создал немало замечательных произведений, сделавших его имя одним из первых в русской литературе. К числу самых знаменитых его произведений относится стихотворение «Бородино».

3. Историческая справка о событиях 1812 года

          Отечественная война 1812 г. - одна из кровопролитнейших в истории России. Война была развязана в 1804 г. французским императором Наполеоном Бонапартом.

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино  в 124 км. от Москвы произошло генеральное сражение Отечественной войны. Оно вошло в историю как Бородинское.

          Российская армия в боях терпела поражения. Чтобы максимально уменьшить потери, командующий войсками генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов применил тактику изматывающих боев. Именно это позволило завлечь французскую армию вглубь страны, растянуть обозы врага по дорогам России.

Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит всей России.

Сломить русское войско не удалось. Взвесив все «за» и «против», желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве.

Москва была оставлена русскими, Наполеон несколько часов ждал ключи от покоренной столицы, которые так и не были ему вручены.

Пережить холодную зиму в пустом городе врагу не удалось. Французы стали отступать. Наполеон бежал. Война была выиграна Россией, закончилась она в 1814 г. в Париже.

          4. Анализ стиха

Стихотворение «Бородино» было написано в 1837 году к 25-ой годовщине Бородинского сражения. Долгое время считалось, что победа над французами - это заслуга военачальников: полководцев и генералов. Лермонтов же решил показать правду войны  со слов участника этой битвы.

А сейчас прослушаем стихотворение «Бородино» в исполнении народного артиста России А. Пожарова. Слушаем, ребята, внимательно, улавливаем нужную интонацию.  

5. Беседа по произведению

1) Ребята, все ли слова вам были понятны?

  1. бивак - стоянка войска в поле для ночлега или отдыха.
  2. добраться до картечи - начать обстреливать врага картечью.
  3. картечь - артиллерийский снаряд.
  4. драгун - солдат или офицер кавалерии.
  5. улан - солдат или офицер легкой конницы.
  6. кивер - высокий головной убор у военных.
  7. лафет - станок, на который укрепляется пушка.
  8. редут - полевое укрепление, обнесенное валом.

             2) Какие чувства вы испытывали, прослушав стихотворение?

             3) Почему поэт назвал свое произведение «Бородино»?

             4) Сформулируйте главную мысль стиха-рассказа.  

              5) Что заставило молодого солдата задать вопрос:

 Скажи-ка, дядя, ведь недаром

 Москва, спаленная пожаром, французам отдана?

          6) Каким вы увидели человека, ведущего повествование о Бородинском сражении?

          7) Почему рассказывать должен именно бывалый, старый солдат?

8) Какие просторечные слова и выражения встретились в речи старого
воина? С какой целью автор вводит в текст подобные слова?

9) Сравните поведение перед решающим боем русских и французских войск. Чем можно обосновать поведение противников?

10) Со слов «И только небо засветилось...» начинается описание боя. Каким вы увидели этот бой? Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы.

11) Опишите картины, поразившие вас.

12) Какую оценку вы дадите исторической битве под Бородино?

6. Физминутка

          7. Произведение глазами художников

          Ко многим литературным и историческим произведениям  художниками создаются иллюстрации, рисунки и  картины.

Сейчас мы с вами рассмотрим иллюстрации художников и  сравним их с текстом стихотворения.

8. Домашнее задание

          - Нарисовать свои иллюстрации к произведению, сделать к ним подписи из текста.

          - Выучить отрывок из стихотворения наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мультимедийный урок-соревнование "Страны и континенты"

Данный урок разработан в качестве обобщающего для уч-ся 6 класса школ с углубленным изучением английского языка по курсу Верещагиной И.Н.Урок включает в себя работу с мультимедийной картой "Страны и к...

Конспект мультимедийного урока по теме: "Shakespeare\'s Land" с использованием презентации "Уильям Шекспир"

Конспект урока для 7 класса с использованием презентации "Уильям Шекспир"....

Мультимедийный урок Двигатель внутренего сгорания

Мультимедийная разработка урока по общему устройству ДВС.Материал изучается на первом году обучения в 10-м классе по программе подготовки водителей категорий "В" и "С". Кратко представлены устройство,...

Мультимедийный урок математики по теме "площадь прямоугольника"

Урок посвященный теме "площадь прямоугольника" с презентацией...

Мультимедийный урок по обществознанию «Нации и межнациональные отношения в РФ».

Тема урока «Нации и межнациональные отношения в РФ»Предмет обществознаниеКласс8Автор/ы урока  Ерофеева Ирина ЕвгеньевнаОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №1»Страна РФРеспублика/край  Респуб...

Мультимедийное пособие по литературе "Жанр новеллы в зарубежной литературе. Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»Характер как двигатель сюжета".

Выяснить, что такое новелла как литературный жанр?Какими качествами характера обладают герои новеллы П. Мериме?Чем заканчивается новелла?Почему так названа данная новелла?...

Конспект урока по французской литературе с использованием мультимедийной презентации «Французская литература эпохи классицизма»

В данном уроке представлены сведения об основных представителях класицизма во Франции....