Конспект урока по французской литературе с использованием мультимедийной презентации «Французская литература эпохи классицизма»
план-конспект урока по французскому языку (8 класс) по теме
В данном уроке представлены сведения об основных представителях класицизма во Франции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassitsizm.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по французской литературе с использованием мультимедийной презентации
«Французская литература эпохи классицизма»
Автор: Барабанова Светлана Владимировна, учитель французского языка
МОУ СОШ № 20
Тема урока: « Французская литература эпохи классицизма».
Вид урока: комбинированный.
Тип урока: обобщающий.
Цели урока:
1. Обобщение материала по теме «Французская литература эпохи классицизма».
2. Выделение основных литературных направлений, жанров, определение основной идеи произведения, характеристика главных персонажей
3. Развитие навыков и умений монологической и диалогической речи по теме.
4. Формирование навыков делать выводы, высказывать свое мнение.
Задачи урока:
- Научить детей определять основную идею, давать характеристику главным персонажам изучаемых произведений.
- Сформировать у обучающихся навыки и умения в монологической и диалогической речи по пройденной теме, навыки аргументации своей точки зрения.
Методы проведения урока:
методы обучения - объяснение и презентация материала, организация процесса обучения;
методы учения – наблюдение, размышление, непосредственное участие в учебном процессе.
Продолжительность: 1 урок, 40 минут.
Возраст детей: 11-12 лет.
Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийная презентация, проектор.
Оборудование для детей: компьютеры, экран.
Виды и содержание деятельности учителя и детей в процессе урока:
учитель: вступительное слово, постановка целей урока, диалог с учениками, демонстрация презентации, комментарии, фиксирование внимания обучающихся на основных моментах, подведение итогов деятельности обучающихся на уроке.
дети: монологическая и диалогическая речь, просмотр презентации, выполнение теста, обсуждение пройденного материала и просмотренной презентации, высказывание собственной точки зрения.
Приложения: мультимедийная презентация на тему «Французская литература эпохи классицизма».
Ход урока.
Начало урока.
Вступительное слово учителя:
Сегодня у нас урок по теме «Французская литература эпохи классицизма. Давайте посмотрим презентацию, которая поможет нам познакомиться с авторами и названиями произведений этого литературного направления. Мы послушаем отрывки из произведений и ваши сообщения по данной теме.
Слайд № 1.
Во Франции начинается крупное культурное движение. Оно проявилось особенно плодотворно в искусстве. Основываясь на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, классицизм стремился к выражению возвышенных идеалов, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения. Классическая литература делится на жанры «высокие»: трагедия, эпопея, ода и «низкие»: комедия, сатира и басня.
Слайд № 2.
Классицизм (от лат. classicus — образцовый) сложился в XVII веке во Франции, а в XVIII веке он превратился в международное явление, включив в свою орбиту, по мере распространения идей Просвещения, практически все европейские стран.
Слайд № 3.
В наибольшей степени принципы классицизма выражены в трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина и в комедиях Ж.Б. Мольера, сатире Н. Буало, баснях Ж. Лафонтена.
Слайд № 4.
Строгие правила классицизма сформулировал французский поэт Никола Буало (1636—1711) в своем «Поэтическом искусстве», где он обобщил художественный опыт французской литературы XVII века. Поэтика Буало оказала влияние на эстетическую мысль и литературу XVII—XVIII во многих европейских странах, в том числе России.
Послушайте стихотворение:
Взирая на Парнас, напрасно рифмоплет
В художестве стиха достигнуть мнит высот,
Коль он не озарен с небес незримым светом,
Когда созвездьями он не рожден поэтом:
Таланта скудостью стеснен он каждый час.
Слайд № 5.
(6.06.1606, Руан - 1.10.1684, Париж), французский драматург, представитель классицизма.
Пьер Корнель родился в городе Руане, расположенном на северо-западе Франции, в Нормандии.
Корнель писал комедии в «галантном духе», насыщая их возвышенными и изящными любовными переживаниями. Однако ему удалось подступиться к особому изображению любви – как чувства сильного, противоречивого, а главное, развивающегося.
Слайд № 6.
Послушайте фрагмент из «Сида»:
Я предан внутренней войне; Любовь моя и честь в борьбе непримиримой: Вступиться: за отца, отречься от любимой! Тот к мужеству зовет, та держит руку мне.
Но что б я ни избрал - сменить любовь на горе
Иль прозябать в позоре, - И там и здесь терзаньям нет конца. О, злых судеб измены! Забыть ли мне о казни наглеца? Казнить ли мне отца моей Химены?
Слайд № 7.
Жан Расин (1639-1699) - второй великий драматург французской классицистической сцены, «певец влюбленных женщин и царей», - как отозвался о нем А.С. Пушкин. Расин стал непревзойденным мастером изображения человеческих страстей.
В творчестве Расина во французскую драматургию входит
новое качество - психологизм
Слайд № 8.
«Я не увижу знаменитой “Федры”…»
В 1915 г., 200 лет спустя после смерти Расина, в эпоху, казалось бы, столь не похожую на Францию ХVII столетия, русский поэт О. Э. Мандельштам с восторгом пишет о шедевре французского драматурга – и горько сожалеет об оставшейся в прошлом театральной культуре классицизма:
Театр Расина! Мощная завеса
Нас отделяет от другого мира;
Глубокими морщинами волнуя,
Меж ним и нами занавес лежит:
Спадают с плеч классические шали,
Расплавленный страданьем крепнет голос,
И достигает скорбного закала
Негодованьем раскалённый слог…
Я опоздал на празднество Расина
Слайд № 9.
Основоположником европейской классической комедии является французский комедиограф, актер и театральный деятель, реформатор сценического искусства Мольер (наст. имя Жан-Батист Поклен) (1622—1673). Художественное наследие Мольера оказало глубокое влияние на развитие мировой драматургии и театра.
Слайд № 10.
Некоторые тирады в «Тартюфе» были направлены против имеющих огромное влияние во Франции того времени ордена иезуитов и близкого ему по духу «Общества Святых Даров», процветающих под покровительством королевы-матери. Эти воинствующие ревнители веры утверждали, по-своему толкуя Священное Писание, что «благими намерениями» можно оправдать любой самый низкий поступок.
Слайд № 11.
Жан де Лафонтен (1621-1295) родился во французском городе Шато-Тьери в семье «смотрителя вод и лесов».
В 1668 г. Лафонтен опубликовал первые шесть книг басен под заглавием «Басни Эзопа, переложенные в стихи господином де Лафонтеном». Басни принесли ему всемирную известность. Лафонтен фактически возродил этот жанр античной литературы, вдохнул в него новую жизнь уже в условиях европейской культуры Нового времени.
Слайд № 12.
Классицистическая теория оказала большое влияние на формирование драматургии в других странах; трактат Буало переводился на многие языки, и почти столетия спустя на его основе в России написал свою «Эпистолу о стихотворстве» А. П, Сумароков. Корнель, Расин, Мольер доказали, что законы классицистической поэтики открывают возможности к созданию драматического зрелища со сжатым, насыщенном действием и ярким проявлением характеров и страстей.
Я надеюсь, что эта презентация помогла вам взглянуть на французскую литературу несколько иначе, ответить на некоторые интересующие вас вопросы.
Спасибо всем за работу. Вы хорошо сегодня работали, отвечали на вопросы, рассказывали о жанрах, основных темах и главных персонажах, о творчестве авторов, читали отрывки из произведений и стихи, слушал их переводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока "Путешествие по Парижу" с использованием мультимедийной презентации
Использование мультимедийных презентаций на уроках иностранного языка Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, ...
Конспект урока по литертауре в 11 кл. "Общая характеристика развития литературы и искусства в 30-е г.г. ХХ в."
Существующие в настоящее время школьные учебники и учебные пособия не сорентированы на раскрытие данной проблемы. В практике преподавания блока информации по культуре среди учителей отсутствует ...
Разработка открытого урока по литературе по теме "Мещанин во дворянстве"- комедия эпохи классицизма.
Данная разработка может быть использована как при изучении раздела "Зарубежная литература", так и при изучении темы "Классицизм 18 века"....
Конспект урока по теме Directions c использованием мультимедийной программы Triple Play Plus in English
Современные мультимедиа-средства полностью опрадывают свое прямое название (многосредстви), предполагая одновременно использование текста, графики, звука, музыки и анимации в оной программе.Это не тол...
Конспект урока по теме Directions c использованием мультимедийной программы Triple Play Plus in English
Современные мультимедиа-средства полностью опрадывают свое прямое название (многосредстви), предполагая одновременно использование текста, графики, звука, музыки и анимации в оной программе.Это не тол...
конспект урока на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе при изучении раздела "Писатели о животных"...
Методическая разработка урока по немецкому языку с использованием мультимедийных презентаций и проектной методики "Помоги немецкому другу"
Методическая разработка урока по немецкому языку с использованием мультимедийных презентаций и проектной методики "Помоги немецкому другу"...