Мастер -класс «Создание условий для формирования информационной компетенции учащихся».
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Фатьянова Евгения Александровна

Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики.

В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является «активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения»

Принятый в настоящее время подход ЮНЕСКО к пониманию образования включает в себя понятие «компетентность». В рекомендациях ЮНЕСКО и в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» приводится состав ключевых компетентностей. По мнению О.С. Габриеляна  успешное формирование предметной химической компетентности в немалой степени зависит от компетентности информационной, под которой понимается владение информационными технологиями, умение работать со всеми источниками и видами информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterklass_2.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Фатьянова Евгения Александровна, учитель химии и биологии средней школы № 48 г, Белгорода.

Мастер – класс

Тема: «Создание условий для формирования информационной компетенции учащихся».

Цель: Представить собственную систему работы на уроках химии и биологии по формированию информационной компетенции учащихся

Применяемые методы: проблемное обучение, элементы проектной деятельности.

Особенности методики:

- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной деятельности учащихся;

- экономное и целесообразное расходование времени урока;

- применение разнообразных методов и средств обучения.

Оборудование: «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», «Таблица растворимости кислот, солей и оснований», «Электрохимический ряд напряжений металлов», инструктивные карты, раскладки.

Тема урока: 

Химия - «Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения».

Цель: 1) Создать условия для усвоения учащимися знаний по строению и классификации  бинарных соединений.

           2) Обеспечивать развитие коммуникативных, информационных компетенций, критического и творческого мышления, самостоятельности учащихся.

           3) Воспитывать культуру умственного труда.

 Тема моего актуального педагогического  опыта: «Учебный проект на уроках химии, биологии и во внеурочное время как средство развития познавательного интереса и творческого мышления учащихся». Тема работы выбрана мной не случайно.

Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики.

В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является «активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения»

Принятый в настоящее время подход ЮНЕСКО к пониманию образования включает в себя понятие «компетентность». В рекомендациях ЮНЕСКО и в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» приводится состав ключевых компетентностей. По мнению О.С. Габриеляна  успешное формирование предметной химической компетентности в немалой степени зависит от компетентности информационной, под которой понимается владение информационными технологиями, умение работать со всеми источниками и видами информации.

В наш безумный информационный век мы все, независимо от рода занятий, немного канцелярские работники. Это означает, что совершенствование навыков работы с информацией, в определенной степени позволит нам экономить время для решения более масштабных жизненных задач.

На самом деле, работать с информацией учили всех. Еще в школе, а тем более – в институте. Но, к сожалению, как это часто бывает в нашей системе образования, учили всех, а не умеет почти никто.

Проектная деятельность подразумевает работу с разными источниками информации, следовательно,  нужно уметь с ней работать. А значит, моя цель как учителя научить приёмам и методам анализа, систематизации и представления необходимой информации.

Я занялась поиском литературы, мне хотелось найти чёткое описание того как и чему учить. В процессе я столкнулась с классификацией информационных компетенций.  Эта классификация отражает конечную цель, к достижению которой должен стремиться любой педагог в работе со своими учениками.

Информационные компетенции подразделяют на:

компетенции в сфере первоначального информационного поиска (выделение ключевых слов, самостоятельный поиск информации в различных источниках)

технологические компетенции (составление плана, подбор литературы, работа с компьютером)

предметно-аналитические компетенции (выделение главного в тексте, анализ информации, систематизация, выводы, обобщение)

операционно-деятельностные компетенции (подготовка реферата, составление тезисов, создание средств наглядности, в том числе и презентаций)

коммуникативные компетенции (умение представить информационный продукт, работать с любым партнёром, отстаивать свою точку зрения).

Работа в данном направлении позволила моим учащимся достичь определённых результатов: (призовые места в городских конкурсах, высокая результативность на выпускных и вступительных экзаменах), но самое главное они приобрели навыки, которые пригодятся им в дальнейшем.

Работа над формированием информационной компетенции не ограничивается рамками учебного проекта, работа продолжается  на уроках, дополнительных занятиях,  во внеурочное время.

Неотъемлемой частью любого учебного процесса, а тем более урока химии являются таблицы. С их помощью учитель демонстрирует часть материала на занятии, проводит контроль знаний и умений учащихся, тем самым приобщая учащихся к работе с источниками информации. Каждый учитель знает, что существует огромное множество вариантов применения таблиц на уроке.

Достоинство любой таблицы определяется, прежде всего, скоростью и точностью восприятия учащимися её основного содержания.

Кроме того работа с таблицами обеспечивает  активное обучение учащихся.  В данной деятельности школьник в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.

Самая главная таблица на уроке химии - Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Наряду с таблицей «Растворимости кислот, солей и оснований» и «Электрохимическим рядом напряжений металлов» «Периодическая система» является официальным помощником выпускникам на ЕГЭ. А умение работать с ними обеспечивает выполнение большей части заданий.

Сейчас я попрошу вас поработать со мной. У вас на столах лежат заготовки, которые получают ученики 8 класса при изучении темы: «Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения».

         К этому моменту они уже знакомы с Периодической системой Д.И. Менделеева, имеют представления о трёх агрегатных состояниях вещества, умеют определять степень окисления атомов химических элементов в соединениях и составлять химические формулы, социальный опыт достаточно обширен по данной теме. Этого багажа знаний им вполне достаточно, чтобы попробовать свои силы в самостоятельной работе с периодической системой, во время изучения нового материала. Работа стоится с применением проектных технологий.

Имитационная игра

Активная самостоятельная  творческая деятельность  участников.

Деление на группы

Подготовительный этап: формулировка темы и целей проектной деятельности, выделение подтем, доведение участников конкретных задач.

Тема: «Оксиды».

Цель: собрать информацию и представить отчёт о составе, классификации, свойствах оксидов.

Результаты оформите в таблицу.

Планирование: определяем источник (периодическая система) и способы сбора информации (работа в группе, анализ инструктивных карт, актуализация знаний).

Разработка проекта: Накопление информации.

1 – группа: Общая характеристика.

Цели: изучите состав, определите общую формулу, выведите определение оксидов.

Формируемые навыки и умения:

- актуализация знаний по темам «Степень окисления атомов химических элементов», «Строение Периодической системы Д.И. Менделеева».

- формирование навыков работы с доступным инструментарием

  1. Изучите формулы предложенных оксидов: CaO-2, SO3-2, Al2O3-2.

Обратите внимание на степень окисления элемента кислород. Сделайте вывод о степени окисления кислорода в предложенных соединениях.

  1. Сформулируйте определение и выведите общую формулу для оксидов. Найдите в таблице Д.И. Менделеева формулы оксидов.
  2. Можно ли  H2O2-1,  K2O2 -1  отнести к оксидам? Почему?

Результаты  внесите  в  таблицу.

Характеристики

Данные

Общая формула

Определение

2 – группа: Классификация оксидов.

Цель: проклассифицируйте оксиды по составу.

Изучите формулы предложенных оксидов: MgO, N2O5, K2O, BaO, P2O5, SO3.

Формируемые знания и умения;

- актуализация знаний по темам, строение Периодической системы Д.И. Менделеева, «Химические элементы металлы и неметаллы»

- формирование представлений об амфотерных оксидах.

Пользуясь таблицей Д.И. Менделеева и опираясь на ранее полученные знания об элементах - металлах и элементах - неметаллах, приведите классификацию  оксидов по составу в виде схемы.

  1. К какой группе можно отнести  оксиды Be2O3, Al2O3?

          Результаты  внесите  в  таблицу.

Характеристики

Данные

Классификация

по составу

3 – группа: Классификация оксидов.

Цель: проклассифицируйте оксиды по физическим свойствам.

  1. Рассмотрите формулы предложенных оксидов: H2O, CO2, SiO2.

Пользуясь таблицей Д.И. Менделеева и опираясь на ранее полученные знания об агрегатном состоянии вещества, приведите классификацию  оксидов по физическим свойствам в виде схемы.

  1. Могут ли предложенные вам вещества изменять агрегатное состояние? Ответ обоснуйте примерами.

          Результаты  внесите  в  таблицу.

Характеристики

Данные

Классификация

по физическим свойствам

Оформление результатов: составление  по группам и общей таблиц.

Презентация: представление результатов выполненной работы

Характерис

тики

Данные

Состав, общая формула, определение

ЭxOy-2

Классификация

по составу

            оксиды металлов                                             оксиды неметаллов

                 K2O, MgO, BaO             P2O5,  N2O5, SO3

по физическим свойствам

твёрдые        жидкие            газы

                                                   H2O                                     CO2

SiO2                                                                         

по растворимости в воде

           растворимые                                                           нерастворимые

                   CaO                                  SiO2                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающей технологии для создания благоприятных условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка"

Презентация даёт краткое представление о здоровьесберегающей технологии, её актуальности, принципах урока здоровьесберегающей направленности, здоровьеохранных действиях на уроке....

Мастер - класс «Создание условий для формирования самостоятельно мыслящей личности с развитым ассоциативным, образным мышлением»

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. (Слайд 1)Особая роль отводится духовному воспитанию личности, стан...

Мастер-класс "Диктант как средство формирования основных компетенций учащихся"

Методические материалы для мастер-класса "Диктант как средство формирования основных компетенций". Повышение квалификации педагогов в рамках введения ФГОС...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ". 9 КЛАСС

Данная методическая разработка содержит рекомендации по включению в урок физики заданий, направленных на формирование и развитие информационных умений обучающихся. В презентации содержатся примеры зад...

Создание условий для развития коммуникативной компетенции учащихся в сельской школе через творческую деятельность.

Творческая деятельность является одним из успешных факторов в преподавании иностранному языку в школе. Для снятия языкового барьера необходимо создавать ситуации в игровой форме, организовывать творче...