Мастер -класс «Создание условий для формирования информационной компетенции учащихся».
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики.
В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является «активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения»
Принятый в настоящее время подход ЮНЕСКО к пониманию образования включает в себя понятие «компетентность». В рекомендациях ЮНЕСКО и в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» приводится состав ключевых компетентностей. По мнению О.С. Габриеляна успешное формирование предметной химической компетентности в немалой степени зависит от компетентности информационной, под которой понимается владение информационными технологиями, умение работать со всеми источниками и видами информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterklass_2.docx | 27.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Фатьянова Евгения Александровна, учитель химии и биологии средней школы № 48 г, Белгорода.
Мастер – класс
Тема: «Создание условий для формирования информационной компетенции учащихся».
Цель: Представить собственную систему работы на уроках химии и биологии по формированию информационной компетенции учащихся
Применяемые методы: проблемное обучение, элементы проектной деятельности.
Особенности методики:
- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной деятельности учащихся;
- экономное и целесообразное расходование времени урока;
- применение разнообразных методов и средств обучения.
Оборудование: «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», «Таблица растворимости кислот, солей и оснований», «Электрохимический ряд напряжений металлов», инструктивные карты, раскладки.
Тема урока:
Химия - «Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения».
Цель: 1) Создать условия для усвоения учащимися знаний по строению и классификации бинарных соединений.
2) Обеспечивать развитие коммуникативных, информационных компетенций, критического и творческого мышления, самостоятельности учащихся.
3) Воспитывать культуру умственного труда.
Тема моего актуального педагогического опыта: «Учебный проект на уроках химии, биологии и во внеурочное время как средство развития познавательного интереса и творческого мышления учащихся». Тема работы выбрана мной не случайно.
Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики.
В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является «активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения»
Принятый в настоящее время подход ЮНЕСКО к пониманию образования включает в себя понятие «компетентность». В рекомендациях ЮНЕСКО и в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» приводится состав ключевых компетентностей. По мнению О.С. Габриеляна успешное формирование предметной химической компетентности в немалой степени зависит от компетентности информационной, под которой понимается владение информационными технологиями, умение работать со всеми источниками и видами информации.
В наш безумный информационный век мы все, независимо от рода занятий, немного канцелярские работники. Это означает, что совершенствование навыков работы с информацией, в определенной степени позволит нам экономить время для решения более масштабных жизненных задач.
На самом деле, работать с информацией учили всех. Еще в школе, а тем более – в институте. Но, к сожалению, как это часто бывает в нашей системе образования, учили всех, а не умеет почти никто.
Проектная деятельность подразумевает работу с разными источниками информации, следовательно, нужно уметь с ней работать. А значит, моя цель как учителя научить приёмам и методам анализа, систематизации и представления необходимой информации.
Я занялась поиском литературы, мне хотелось найти чёткое описание того как и чему учить. В процессе я столкнулась с классификацией информационных компетенций. Эта классификация отражает конечную цель, к достижению которой должен стремиться любой педагог в работе со своими учениками.
Информационные компетенции подразделяют на:
компетенции в сфере первоначального информационного поиска (выделение ключевых слов, самостоятельный поиск информации в различных источниках)
технологические компетенции (составление плана, подбор литературы, работа с компьютером)
предметно-аналитические компетенции (выделение главного в тексте, анализ информации, систематизация, выводы, обобщение)
операционно-деятельностные компетенции (подготовка реферата, составление тезисов, создание средств наглядности, в том числе и презентаций)
коммуникативные компетенции (умение представить информационный продукт, работать с любым партнёром, отстаивать свою точку зрения).
Работа в данном направлении позволила моим учащимся достичь определённых результатов: (призовые места в городских конкурсах, высокая результативность на выпускных и вступительных экзаменах), но самое главное они приобрели навыки, которые пригодятся им в дальнейшем.
Работа над формированием информационной компетенции не ограничивается рамками учебного проекта, работа продолжается на уроках, дополнительных занятиях, во внеурочное время.
Неотъемлемой частью любого учебного процесса, а тем более урока химии являются таблицы. С их помощью учитель демонстрирует часть материала на занятии, проводит контроль знаний и умений учащихся, тем самым приобщая учащихся к работе с источниками информации. Каждый учитель знает, что существует огромное множество вариантов применения таблиц на уроке.
Достоинство любой таблицы определяется, прежде всего, скоростью и точностью восприятия учащимися её основного содержания.
Кроме того работа с таблицами обеспечивает активное обучение учащихся. В данной деятельности школьник в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.
Самая главная таблица на уроке химии - Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Наряду с таблицей «Растворимости кислот, солей и оснований» и «Электрохимическим рядом напряжений металлов» «Периодическая система» является официальным помощником выпускникам на ЕГЭ. А умение работать с ними обеспечивает выполнение большей части заданий.
Сейчас я попрошу вас поработать со мной. У вас на столах лежат заготовки, которые получают ученики 8 класса при изучении темы: «Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения».
К этому моменту они уже знакомы с Периодической системой Д.И. Менделеева, имеют представления о трёх агрегатных состояниях вещества, умеют определять степень окисления атомов химических элементов в соединениях и составлять химические формулы, социальный опыт достаточно обширен по данной теме. Этого багажа знаний им вполне достаточно, чтобы попробовать свои силы в самостоятельной работе с периодической системой, во время изучения нового материала. Работа стоится с применением проектных технологий.
Имитационная игра
Активная самостоятельная творческая деятельность участников.
Деление на группы
Подготовительный этап: формулировка темы и целей проектной деятельности, выделение подтем, доведение участников конкретных задач.
Тема: «Оксиды».
Цель: собрать информацию и представить отчёт о составе, классификации, свойствах оксидов.
Результаты оформите в таблицу.
Планирование: определяем источник (периодическая система) и способы сбора информации (работа в группе, анализ инструктивных карт, актуализация знаний).
Разработка проекта: Накопление информации.
1 – группа: Общая характеристика.
Цели: изучите состав, определите общую формулу, выведите определение оксидов.
Формируемые навыки и умения:
- актуализация знаний по темам «Степень окисления атомов химических элементов», «Строение Периодической системы Д.И. Менделеева».
- формирование навыков работы с доступным инструментарием
- Изучите формулы предложенных оксидов: CaO-2, SO3-2, Al2O3-2.
Обратите внимание на степень окисления элемента кислород. Сделайте вывод о степени окисления кислорода в предложенных соединениях.
- Сформулируйте определение и выведите общую формулу для оксидов. Найдите в таблице Д.И. Менделеева формулы оксидов.
- Можно ли H2O2-1, K2O2 -1 отнести к оксидам? Почему?
Результаты внесите в таблицу.
Характеристики | Данные |
Общая формула Определение |
2 – группа: Классификация оксидов.
Цель: проклассифицируйте оксиды по составу.
Изучите формулы предложенных оксидов: MgO, N2O5, K2O, BaO, P2O5, SO3.
Формируемые знания и умения;
- актуализация знаний по темам, строение Периодической системы Д.И. Менделеева, «Химические элементы металлы и неметаллы»
- формирование представлений об амфотерных оксидах.
Пользуясь таблицей Д.И. Менделеева и опираясь на ранее полученные знания об элементах - металлах и элементах - неметаллах, приведите классификацию оксидов по составу в виде схемы.
- К какой группе можно отнести оксиды Be2O3, Al2O3?
Результаты внесите в таблицу.
Характеристики | Данные |
Классификация | по составу |
3 – группа: Классификация оксидов.
Цель: проклассифицируйте оксиды по физическим свойствам.
- Рассмотрите формулы предложенных оксидов: H2O, CO2, SiO2.
Пользуясь таблицей Д.И. Менделеева и опираясь на ранее полученные знания об агрегатном состоянии вещества, приведите классификацию оксидов по физическим свойствам в виде схемы.
- Могут ли предложенные вам вещества изменять агрегатное состояние? Ответ обоснуйте примерами.
Результаты внесите в таблицу.
Характеристики | Данные |
Классификация | по физическим свойствам |
Оформление результатов: составление по группам и общей таблиц.
Презентация: представление результатов выполненной работы
Характерис тики | Данные |
Состав, общая формула, определение | ЭxOy-2 |
Классификация | по составу оксиды металлов оксиды неметаллов K2O, MgO, BaO P2O5, N2O5, SO3 по физическим свойствам твёрдые жидкие газы H2O CO2 SiO2 по растворимости в воде растворимые нерастворимые CaO SiO2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование здоровьесберегающей технологии для создания благоприятных условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка"
Презентация даёт краткое представление о здоровьесберегающей технологии, её актуальности, принципах урока здоровьесберегающей направленности, здоровьеохранных действиях на уроке....
Использование здоровьесберегающей технологии для создания условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка.
Обобщение опыта по теме. Из опыта работы учителя....
Мастер - класс «Создание условий для формирования самостоятельно мыслящей личности с развитым ассоциативным, образным мышлением»
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. (Слайд 1)Особая роль отводится духовному воспитанию личности, стан...
Мастер-класс "Диктант как средство формирования основных компетенций учащихся"
Методические материалы для мастер-класса "Диктант как средство формирования основных компетенций". Повышение квалификации педагогов в рамках введения ФГОС...
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ". 9 КЛАСС
Данная методическая разработка содержит рекомендации по включению в урок физики заданий, направленных на формирование и развитие информационных умений обучающихся. В презентации содержатся примеры зад...
Современные информационно - коммуникативные технологии в работе воспитателя как средство формирования информационных компетенций учащихся.
Обмен педагогическим опытом...
Создание условий для развития коммуникативной компетенции учащихся в сельской школе через творческую деятельность.
Творческая деятельность является одним из успешных факторов в преподавании иностранному языку в школе. Для снятия языкового барьера необходимо создавать ситуации в игровой форме, организовывать творче...