планирование по литературе для 8 класса I полугодие по программе Меркина
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) по теме
Предлагаемое планирование содержит графу "УУД" и "Ведущая технология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_po_literature_8_kl.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | тема | коли- чество часов | дата | целевые установки | предметные знания (базовые знания по предмету) | метапредметные связи | УУД | ведущая технология | задания к уроку, виды контроля |
I | Художественная литература и история | 1 час | Показать взаимосвязь литературы и истории, познакомить учеников с принципом историзма в литературе | принцип историзма в литературе стилизация | Связь истории и литературы | читать, конспектировать, пересказывать статью по плану давать развёрнутые ответы на вопросы | Объяснительно-иллюстративная (формирующее обучение) | Конспект и пересказ статьи учебника, ответы на вопросы | |
II | Устное народное творчество 1 .Исторические песни как жанр фольклора «Иван Грозный молится о сыне» «Возвращение Филарета» «Царь требует выдачи Разина» 2. Нравственная проблематика и художественное своеобразие жанра исторической песни 3. Урок-зачёт | 3 часа | Познакомить учащихся с жанровыми особенностями исторической песни (художественные приёмы, языковые особенности, отражение исторической памяти народа) | историческая песня как жанр фольклора отличие исторической песни от былины песня-плач | Прослушивание и исполнение народных исторических песен | соотносить историческую основу с художественным вымыслом в народных песнях выявлять художественные особенности народных исторических песен находить влияние жанра исторической песни на произведения русской классической музыки искать и выделять необходимую информацию в различных источниках построение речевого высказывания опыт публичных выступлений | Обучение в сотрудничестве, ролевая игра (личностно-ориентированное обучение) | Задания по группам: 1. теоретики-литературоведы 2. исследователи-краеведы (песни донских казаков) 3. музыковеды (мотивы народных песен в произведениях Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова, Мусоргского и др. композиторов) 4. исполнители 5.эксперты (отмечают полноту ответов, охват и глубину материала, был ли вызван интерес у аудитории и т.д.; выступления каждого эксперта со своими замечаниями и комментариями по каждой группе) + каждая группа готовит анализ одной исторической песни по предложенному плану (на уроке) | |
III | Древнерусская литература «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о погибели Русской земли», «Житие СергияРадонежского», «Житие Александра Невского» | 4 часа | Познакомить с тематическим и жанровым многообразием древнерусской литературы, познакомить с особенностями жанра жития, раскрыть основные нравственные проблемы житийной литературы | жанры древнерусской литературы (слово, летопись, поучение, моление, сказание, хождение, житие, повесть) житийная литература (особенности жанра) | Православная культура и древнерусская литература Древнерусская литература и изобразительное искусство (иконопись, древнерусские миниатюры, живопись, графика) | определять нравственно-этические ориентиры читать тексты древнерусской литературы соотносить содержание | Объяснительно-иллюстративная в сочетании с проблемным обучением (формирующее и личностно ориентированное обучение) | Прочитать статью учебника, составить цитатный план статьи, прочитать произведения древнерусской литературы, ответить на вопросы. Работа со словарём | |
№ | тема | коли- чество часов | дата | целевые установки | предметные знания (базовые знания по предмету) | метапредметные связи | УУД | ведущая технология | задания к уроку, виды контроля |
М.В.Нестеров «Видение отроку Варфоломею» П.Корин «Александр Невский» Гравюры В.А. Фаворского | жития с требованиями житийных канонов находить в тексте незнакомые слова и определять их значение по словарю формулировать вопросы по тексту произведения давать развёрнутый ответ на вопрос | Повлияла ли древнерусская литература на становление русской классической литературы, в чём это проявляется? | |||||||
IV | Русская литература XVIII в. 1. Г.Р.Державин «Вельможа», «Памятник» 2. Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» Сентиментализм как литературное направление Отражение принципов сентиментализма в повести Карамзина «Бедная Лиза» | 4 часа | Показать своеобразие поэзии Державина, его интерпретацию темы поэта и поэзии Познакомить с литературным направлением сентиментализма и с особенностями русского сентиментализма на примере повести Карамзина «Бедная Лиза», показать отражение художественных принципов сентиментализма в повести | Лирическое стихотворение Ода Традиции классицизма в лирическом тексте Сентиментализм Жанр сентиментальной повести | Портрет князя А.Куракина работы В.Л.Боровиковского «Г.Р.Державин» - гравюра Ф.Иордана по оригиналу С.Тончи «Г.Р.Державин» работы А.А.Васильевского Гравюра А.Флорова по оригиналу В.А.Тропинина Портреты Н.М.Карамзина работы В.А.Тропинина и П.Ф.Соколова | читать статьи учебника и тексты художественных произведений формулировать вопросы давать развёрнутые ответы на вопросы сопоставлять стихотворение Державина «Памятник» с созвучными произведениями Горация, Ломоносова, Пушкина читать и пересказывать содержание художественного произведения характеризовать художественные образы выявлять характерные признаки сентиментализма | Объяснительно-иллюстративная с использованием методов исследования: сравнение, сопоставление, творческое решение проблем (формирующее и личностно ориентированное обучение) | Чтение и пересказ статьи учебника, выразительное чтение, чтение наизусть, ответы на вопросы, анализ идейно-художественного своеобразия произведения. Выразительное чтение эпизодов, художественный пересказ, ответы на вопросы, характеристика художественных образов, выявление признаков сентиментализма, выявление художественных средств и приёмов, использованных Карамзиным Находить в тексте неизвестные слова и определять их значение по словарю | |
№ | тема | коли- чество часов | дата | целевые установки | предметные знания (базовые знания по предмету) | метапредметные связи | УУД | ведущая технология | задания к уроку, виды контроля |
V | Русская литература XIX в. 1. Поэты пушкинского круга (предшественники и современники) В.А. Жуковский «Лесной царь», «Невыразимое», «Море» К.Ф.Рылеев «Я ль буду в роковое время…» «Смерть Ермака» К.Н.Батюшков «Переход русских войск через Неман» «Мой гений», «Надпись к портрету Жуковского» Е.А.Баратынский А.А.Дельвиг Н.М.Языков | 4 часа | Углубление знаний и представлений учащихся о поэтическом процессе первой половины XIX века (основные темы, мотивы, система образно-выразительных средств, художественное богатство) Познакомить с литературными жанрами баллада, элегия, идиллия, дума, с особенностями романтизма как литературного направления. Показать преемственность литературного процесса и художественное своеобразие творчества поэтов пушкинского круга. | Романтизм Баллада Элегия Идиллия дума | Музыкальные произведения на стихи поэтов пушкинского круга | читать выразительно наизусть лирические произведения давать ответы на вопросы по данной теме подбирать и обобщать дополнительный материал по теме делать выводы об особенностях художественного мира, проблематики, тематики произведений поэтов пушкинского круга | Модульное обучение | Выполнение заданий учебного модуля: I История и литература (ответы на вопросы) II Теория литературы III Заучивание наизусть IV Устное сообщение или презентация V Творческое задание | |
2. А.С.Пушкин Тематическое богатство поэзии А.С.Пушкина «19 октября» (1825) «Песни о Стеньке Разине» «Капитанская дочка» Историческая основа произведения Система образов Формирование характера Петра Гринёва Тема чести и долга в произведении Тема человека и истории, народа и власти в романе Подготовка к сочинению | 7 часов | Познакомить обучающихся с новыми для них литературоведческими терминами, помочь в раскрытии художественного своеобразия и проблематики повести, побудить к размышлению над вопросами морали (честь, благородство, прямодушие, верность), помочь в составлении плана сочинения. | Послание Песня Поэтическая интонация Роман Историческая повесть Эпизод Речевая характеристика Художественная идея | Портреты А.С.Пушкина работы В.А.Тропинина и О.А.Кипренского А.Пластов, П.Соколов, С.Иванов и др. художники-иллюстраторы произведений Пушкина Художественный фильм «Капитанская дочка» (реж. Н.Коварский, В.Каплуновский) | читать выразительно наизусть лирическое произведение, давать общую картину художественного мира произведения, характеризовать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное своеобразие произведения, характеризовать художественные образы, писать сочинение по произведению с использованием собственного жизненного или читательского опыта | Объяснительно-иллюстративная в сочетании с проблемным обучением (формирующее и личностно-ориентированное обучение) | Работа с учебником, выразительное чтение и чтение наизусть поэтического произведения, ответы на вопросы. Чтение и пересказ эпизодов, характеристика образов. Индивидуальные задания: творческие работы, презентации, сообщения, рефераты. Сочинение по плану «Проблема чести и долга в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» |
№ | тема | коли- чество часов | дата | целевые установки | предметные знания (базовые знания по предмету) | метапредметные связи | УУД | ведущая технология | задания к уроку, виды контроля |
3. М.Ю. Лермонтов Поэма «Мцыри» как романтическое произведение Композиционно-художественные особенности поэмы «Мцыри» Противоречивость образа Мцыри Зачётный урок (отрывок наизусть, тестирование, задание по выбору) | 4 часа | Помочь обучающимся в раскрытии жанрового и художественного своеобразия поэмы, в исследовании противоречивого характера героя, способствовать формированию нравственно-этических ориентиров | Романтический герой Поэма Тема и идея художественного произведения Сюжет Фабула Лирический монолог Романтические традиции Поэтический синтаксис | Портрет М.Ю.Лермонтова, художник П.Е.Заболотский,1837г. М.Ю.Лермонтов, автопортрет, 1837г. Константинов, Кардовский, Врубель, Л.Пастернак и другие художники-иллюстраторы произведений Лермонтова О.Тактакишвили, симфоническая поэма «Мцыри» Творческое задание: иллюстрации к поэме «Мцыри» | Выявление признаков романтизма Выразительное чтение Сопоставление характерных черт образа Мцыри Формирование познавательной цели Создание речевого высказывания Постановка вопросов и умение выражать свои мысли Жизненное самоопределение (формирование нравственно-этических ориентиров) | Объяснительно-иллюстративная в сочетании с проблемным обучением (формирующее и личностно-ориентированное обучение) | Чтение статьи учебника, выразительное чтение поэмы, выразительное чтение наизусть, ответы на вопросы. Тестирование Дифференцированное задание: 1. сочинение-рассуждение «В чём трагедия «Мцыри»? 2. эссе «Что такое свобода и что даёт она человеку»? (свобода и вседозволенность) 3. в каком-либо ранее изученном литературном произведении выявить противоречивые черты характера героя и соотнести их с нравственными понятиями | ||
4. Н.В.Гоголь «Ревизор» История создания и история постановки Образы чиновников Хлестаковщина как общественное явление Особенности композиции Основной конфликт комедии Урок-театр «Мы играем «Ревизора» Киноверсия комедии | 7 часов | Дать понятие о драматическом роде литературы, раскрыть особенности комедийного жанра. Помочь в раскрытии идейного замысла произведения, его художественных особенностей, идейно-композиционного значения «немой» сцены. | Драма как род литературы Комедия Юмор Сатира «Говорящие» фамилии Авторские ремарки | Ф.Миллер, Д. Кардовский, эскизы декораций к «Ревизору» А.Константиновский, Н.Кузьмин, П.Боклевский, К.Рудаков, книжные иллюстрации к «Ревизору» Фотографии известных актёров в ролях из «Ревизора» Постановка фрагмента пьесы (урок-театр «Мы играем «Ревизора») | читать выразительно по ролям, характеризовать художественные образы, давать развёрнутый ответ на вопрос, формулировать вопросы, подбирать и обобщать дополнительный материал по теме, характеризовать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное своеобразие произведения | Объяснительно-иллюстративная в сочетании с проблемным обучением, ролевая игра (формирующее и личностно-ориентированное обучение) | Выразительное чтение, чтение по ролям, ответы на вопросы, характеристика образов, индивидуальные задания (презентации, сообщения, рефераты) Постановка третьего действия комедии (распределение ролей: режиссёр, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по литературе. 7 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Меркин)
Календарно - тематическое планирование по литературе 7 класс по учебнику Г.С.Меркина. Рассчитан на 105 часов . Из расчета 3 часа в неделю....
Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Меркин)
Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Мерки...
Календарно – тематическое планирование по литературе 5 класс. Автор учебника Г. С. Меркин. По программе 3 часа в неделю , за год –102 часа
Календарно – тематическое планирование по литературе 5 класс. Автор учебника Г. С. Меркин. По программе 3 часа в неделю , за год –102 часа...
Развернутое тематическое планирование по литературе 8 класс по УМК под редакцией Меркина Г.С.
Настоящий тематический план разработан на основе программы по литературе для 8 класса Г.С.Меркина.Ориентировано на формирование первоначальных представлений о закономерностях развития литературн...
Тематическое планирование по литературе 5 класс ФГОС по программе Г. Меркина
Тематическое планирование содержит темы уроков, планируемые результаты ( предметные, метопредметные, личностные), систему контроля....
Пояснительная записка к планированию по литературе 5 класс ФГОС (программа Г. Меркина)
Пояснительная записка содержит необходимые по структуре материалы....
Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс. ФГОС. 70 часов. Программа под редакцией В.Я.Коровиной
Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс. ФГОС. 70 часов. Программа под редакцией В.Я.Коровиной...