Развернутое тематическое планирование по литературе 8 класс по УМК под редакцией Меркина Г.С.
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) по теме

Пирожкова Марина Анатольевна

Настоящий тематический план разработан на основе программы  по литературе для 8 класса Г.С.Меркина.Ориентировано на формирование первоначальных представлений о закономерностях развития литературного процесса, овладение умениями анализа литературного  текста. Тематический план  соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность  и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретённого ими компетентностного опыта в сфере учения.

Планирование содержит такие разделы как: теория литературы, УДД,образовательный продукт, формы контроля и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pourochnoe_planirovanie.docx38.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование 8 класс

(УМК под редакцией Г.С.Меркина Москва ,»Русское слово» 2012)

(70 часов)

1-я четверть

№        

тема

цель

Теория литературы

Освоение предметных знаний

удд

Образовательный продукт

Форма контроля

1

Художественная литература и история

Выявление значения художественного произведения в культурном наследии страны

Своеобразие курса

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

Рассказ по плану

Устный ответ

2

Исторические песни 16 века

Выявление особенностей исторических песен 16 века, их отличия от былины и летописи

Исторические

песни

Летописи

былины

Своеобразие поэтики песен 16 века

Классифицировать материал, умение планировать свою работу при решении задач

Сравнительная таблица

Устный ответ

3

Исторические песни 17 века

Выявление исторической основы песен 17 века, худ. идеи

Символика

Песня-плач

Жанровые особенности песен 17 века

Классифицировать материал, умение планировать свою работу при решении задач

Устный рассказ на основе тезисного плана

Устный ответ

4

Песни о Степане Разине. солдатские песни

Выявление особенностей поэтики исторических песен

Солдатские песни

Художественные особенности песен 18-20 веков

Освоение  приёмов логического запоминания информации, извлечённой из текстов.

Анализ исторической песни

Письменная работа

5

Жанр жития. «Житие Сергия Радонежского»

Выявление художественных особенностей произведения

житие

Роль подвижнеческой деятельности Сергия Радонежского в истории России

Формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое и выделять основную идею, смысловое ядро текста.

Сообщение

Устное выступление

6

Особенности поэтики «Слово о погибели русской земли»

Выявление художественной идеи произведения

слово

Объединение русского народа

Смысловое чтение

ответы на вопросы

Устный ответ

7

Житие Александра Невского

Выявление стилистических особенностей произведения, авторской позиции  по отношению к герою

Житие

агиография

Александр Невский-идеал мудрого князя, правителя и полководца

Формирование умения задавать вопросы к художественному тексту.

Пересказ эпизода

Устный ответ

8

Жанр оды в творчестве Державина. «Вельможа»

Выявление традиций и новаторства в произведении

ода

Традиции и новаторство Державина в развитии жанра оды

Развитие умения структурировать научный (познавательный) текст и составлять краткий конспект.

таблица

Устный ответ

9

Тема индивидуальной поэтической славы в произведении «Памятник»

Выявление особенностей поэтики Державина

Стихотворный размер

Тема

Эпитеты

Гипербола

сравнение

 Значение традиционности и традиции для искусства и особой их важности для нормативного искусства классицизма

Развитие умения структурировать научный (познавательный) текст и составлять краткий конспект.

таблица

Письменная работа

10

Сентиментализм

.Карамзин

Знакомство с биографией

писателя, новым лит. направлением

сентиментализм

Выявление значения творчества Карамзина

Развитие умения структурировать научный (познавательный) текст и составлять краткий конспект.

Сравнительная характеристика классицизма и сентиментализма

письменная работа

11

«Бедная Лиза»-новая эстетическая реальность

Выявление характерных черт сентиментализма в повести

повесть

Особенности сентиментализма как литературного метода

Смысловое чтение

таблица

Письменная работа

12

Поэты пушкинского круга

Выявление особенностей романтизма как лит. направления

Романтизм

альманах

Воссоздание атмосферы эпохи начала 19 века, явлений общественной и литературной жизни

Развитие умения структурировать научный (познавательный) текст и составлять краткий конспект.

таблица

Устное выступление

13

Романтическое двоемирие в поэме  Жуковского «Лесной царь»

Расширение знаний о творчестве Жуковского

романтизм

Особенности романтических произведений Жуковского

Составление вопросов к статье учебника

таблица

Письменная работа

14

Романтическая концепция в стихотворении «Невыразимое»

«Море»

Выявление художественной идеи

Контекстное и прямое значение слов

Оксюморон

Анафора

Риторические вопросы

баллада

Особенности романтических произведений Жуковского

Составление вопросов к статье учебника

таблица

Письменная работа

15

Романтизм Рылеева

«Иван Сусанин», «Смерть Ермака»

Знакомство с биографией Рылеева

думы

Национальный героический русский характер в  литературе

Развитие умения структурировать научный (познавательный) текст и составлять краткий конспект.

Составление плана статьи

Письменная работа

16

По страницам учебника. Контрольная работа

Проверить ЗУН учащихся по пройденному материалу

Знать и уметь определять роды и жанры произведений, владеть теоретико-литературными понятиями, уметь проводить анализ произведения

Осознание критериев оценки выполнения учебных заданий.

Тестовая работа

тест

2- я четверть

17

Тематическое богатство поэзии Пушкина «19 октября»

Выявление художественной

Идеи стихотворения

Ода

Элегия

послание

Утверждение нерушимости дружбы, духа уважения к личности, ее достоинству, чести и товарищества

Конструирование вопросов к статье учебника

Устное сообщение

Художественный пересказ эпизода

18

«Песни о Стеньке Разине»

Выявление художественной

Идеи стихотворения

Историческая песня

Степан Разин как единственное поэтическое лицо русской истории

Смысловое чтение

Чтение наизусть

19

Историческая основа романа «Капитанская дочка»

Знакомство с историей создания романа

Исторический роман

Художественное воплощение истории восстания под предводительством Пугачева

Развитие умения структурировать научный (познавательный) текст и составлять краткий конспект.

Цитатный план, устный рассказ

Устный ответ

20

Тема семейной чести в романе

Выявление

нравственных основ семьи Гриневых

Исторический роман

Семейная честь как общественная оценка семьи, фамильная святыня

Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами.

Пересказ

Устное сообщение

21

Тема человека и истории, народа и власти

Выявление художественной идеи романа

Эпизод

Диалог

Жанр

Художественная идея

Утверждение внутренней свободы человека перед лицом исторических потрясений, нравственных испытаний

Планировать свою работу, четко ставить систему задач, вычленять среди них главные

Составление сложного и тезисного плана

Письменная работа

Устный рассказ

Устное сообщение

22

Творчество А.С.Пушкина. Защита проектов

Обобщение и систематизация знаний

Проект

Актуализация полученных знаний по творчеству Пушкина

Оценивать свою деятельность и деятельность других,

проект

Устное сообщение

23

Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова

Выявление роли Кавказа в биографии и творчестве Лермонтова

Романтический герой

Композиция

Поэтический синтаксис

эпиграф

Роль Кавказа в творчестве Лермонтова

Составление тезисного плана статьи учебника

Тезисный план

Устное выступление

Устное сообщение

24

Особенности композиции поэмы «Мцыри»

Выявление особенностей композиции поэмы «Мцыри»

Лиро-эпическая поэма

Роль вступления

Лирический монолог

Романтический герой

Композиция

Поэтический синтаксис

эпиграф

Признаки романтизма в поэме, особенности построения композиции

Развитие умения выделять концепт (основную идею) литературного произведения с помощью эпиграфа.

Исследовательская работа        

Устный ответ

25

Комедия «Ревизор» творческая и сценическая история пьесы

Знакомство с творческой и сценической историей пьесы

драма

Комедия

Говорящие фамилии

Завязка

Кульминация

развязка

Особенности комедии как жанра

Выполнять работу по несложному алгоритму; индивидуально или совместно (всем классом) ставить новую задачу, определять последовательность действий; доводить начатую работу до конца

Пересказ эпизода от лица героя

Устный ответ

26

«Сборный город всей темной стороны»

Выявление авторской позиции, анализ первого действия

Действия

Явления

Реплики

ремарки

Изображение раздробленности жизни, темных сторон жизни уездного города

Формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое и выделять основную идею, смысловое ядро текста.

Рассказ о героях на основе выписанных цитат

Устная характеристика образов

27

Хлестаков и городничий

Выявление общей логики поведения и речи Хлестакова и городничего, родственности Хлестакова к социальной среде

Причины социальных проблем уездного города

Систематизировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

План устного ответа

Устный рассказ

28

Хлестаков – значительное лицо

Выявление особенностей механизма превращения ничтожества в значительное лицо

гротеск

Причины зла, лежащего в основе «сборного города всей темной стороны»

Систематизировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Сообщение

Устное выступление

29

Хлестаков-ревизор

Выявление особенностей мира чиновников

Гипербола

Комический рассказ

Бессмыслица уклада жизни общества

Систематизировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Составление таблицы

таблица

30

Художественная идея комедии

Соотнесение смысла эпиграфа комедии и заключительной сцены

интонация

Утверждение неизбежности духовного возмездия

Систематизировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Ответы на вопросы

Устный ответ

31

Речь как средство создания образов героев комедии

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе анализа комедии

реализм

Хлестаковщина как социальное явление, реалистическая направленность комедии

Формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое на основе овладения приёмом «диалог с текстом»

Исследовательская работа

Устный ответ

32

Рр Сочинение –характеристика героев

Продолжить работу над формированием

понятий

тема, идея ,план сочинения

тема, идея

Тема, идея, структура текста, отбор

 информации, формулирование выводов

Развитие читательского воображения на основе овладения приёмом сочинения оригинального текста, формирование интереса к чтению и книге

Письменная работа

Письменная работа

3-я четверть

33

Русские и немецкие литературные традиции в повести «Ася» Тургенева

Выявление особенностей изображения Германии как важного культурного контекста повести

Элегия

Лирическая повесть

Русские и немецкие литературные традиции в повести

Систематизировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Комментированное чтение

Ответы на вопросы

34

Композиция повести

Выявление особенностей композиции повести

Портрет

пейзаж

Образ тургеневской девушки

Систематизировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Комментированное чтение

Ответы на вопросы

35

Образ Аси

Выявление причин, обусловивших противоречивость поступков героини

Символ

Метафора

Композиция

фабула

Идеальность героини и трагическая невоплотимость идеала в действит.

Развитие читательского воображения на основе овладения приёмом сочинения оригинального текста

Составить план-хар-ку героя

Письменная работа

36

Образ природы в повести.  Тема рока.

Выявление символического значения образа Рейна,

Символ

Метафора

Композиция

Фабула

Невозможность слияния гармонич.

уравновешенной культуры и красоты стихии

Систематизировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Комментированное чтение

Ответы на вопросы

37

Рр Сочинение

Продолжить работу над формированием

понятий

:тема, идея ,план сочинения

тема, идея

Тема, идея, структура текста, отбор

 информации, формулирование выводов

Развитие читательского воображения на основе овладения приёмом сочинения оригинального текста, формирование интереса к чтению и книге

Письменная работа

Письменная работа

38

Судьба и жизнь народная в изображении Некрасова

Выявление художественной идеи стихотворения

Творческая история

сравнение

Углубление знаний о жизни и творчестве поэта

Развитие умения структурировать научный (познавательный) текст и составлять краткий конспект.

Тезисный план

Устный ответ

39

«Зеленый шум» стихотворение Некрасова и картина Рылова

Выявление гуманистической идеи стихотворения

Параллелизм

Повторы

перехваты

Внутреннее сходство стихотворения с картиной

Развитие читательского воображения на основе овладения приёмом сочинения текста

Ответы на вопросы

Устный ответ

40

Фет «Целый мир от красоты»

Знакомство с биографией Фета ,выявление художественной идеи

Стих

строфа

Утверждение единства человека и природы в поэзии Фета

Формирование умения задавать вопросы к художественному тексту.

Ответы на вопросы

Чтение наизусть

41

Идея обновления жизни в стихотворении Фета

Выявление художественной идеи

Метафора

Олицетворение

Риторическое восклицание

инверсия

Формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое и выделять основную идею, смысловое ядро текста.

Ответы на вопросы

Устный ответ

42

Пьеса-сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета

Выявление сходства сюжета и композиции пьесы и сказки

Драма

Конфликт

Композиция

Факты биографии, оказавшие влияние на формирование таланта драматурга

Фор-е умения воспринимать текст как единое смысловое целое

Исследоват. работа с текстом

Устный ответ

43

Мифолог-ие и сказоч.традиции, элементы фольклора в сказке

Выявление источников, послуживших основой пьесы-сказки

Лирические

Эпические песни

пролог

Новаторство Островского, оригинальность его сказки

Развитие умения структурировать научный (познавательный) текст и составлять краткий конспект.

Тезисный план

Устный ответ

44

Особенности конфликта пьесы-сказки

Выявление особенностей конфликта пьесы-сказки

Инверсия

Драма

Тропы

Фигуры речи

Основа конфликта драматургического произведения

Систематизировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Исследовательская работа с текстом

Устный ответ

45

Автобиографическая повесть Л.Н.Толстого

Актуализация знаний о биографии и творчестве Л.Н.Толстого

Автобиографическая проза

Углубление знаний о Толстом

Развитие умения структурировать научный (познавательный) текст и составлять краткий конспект.

пересказ

Устный ответ

46

Толстой «После бала» История создания

Выявление исторической и философской основы рассказа

Композиция

Фабула рассказа

Особенности композиции рассказа, значение деталей, воссоздающих атмосферу бала

Развитие умения структурировать научный (познавательный) текст и составлять краткий конспект.

таблица

Устный рассказ

47

Идея единства нравственной и социальной справедливости в рассказе «После бала»

Выявление художественной идеи

Знание особенностей эпохи, отраженных в рассказе

Формирование умения оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выделять причинно-следственные связи.

Выписки для характеристики героев

Устный рассказ

48

«Что влияет на судьбу человека: случай, среда или сам человек?» Письменный ответ на вопрос

Продолжить работу над формированием

понятий

:тема, идея ,план сочинения

тема, идея

Тема, идея, структура текста, отбор

 информации, формулирование выводов

Развитие читательского воображения на основе овладения приёмом сочинения оригинального текста, формирование интереса к чтению и книге

Письменная работа

Письменная работа

49

Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности в рассказе «Макар Чудра»

Актуализация знаний учащихся в процессе выявления особенностей ранней романтической прозы Горького

Традиции романтизма

Образы-символы

Специфика  романтического рассказа, художественное своеобразие ранней прозы Горького

Развитие умения структурировать научный (познавательный) текст и составлять краткий конспект.

Цитатный план

Письменная работа

50

Проблема слияния «разумного» и «стихийного» начал в рассказе «Мой спутник»

Выявление особенностей мировоззрения рассказчика

рассказчик

Идея социальной справедливости

Формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое и выделять основную идею, смысловое ядро текста.

Ответы на вопросы

Устный ответ

51

Маяковский-художник-иллюстратор, актер и сценарист

Знакомство с фактами биографии поэта

Рифма

Ритм

Неологизм

конфликт

Биография Маяковского

Развитие умения структурировать научный (познавательный) текст и составлять краткий конспект.

Цитатный план

Письменная работа

52

 Контрольная работа

Проверить ЗУН учащихся по пройденному материалу

Знать и уметь определять роды и жанры произведений, владеть теоретико-литературными понятиями, уметь проводить анализ произведения

Осознание критериев оценки выполнения учебных заданий.

Тестовая работа

тест

4 –я четверть

53

Маяковский. Поэт и толпа

Выявление художественной идеи

Аллитерация, ассонанс, ритм, рифма, метафора, неологизмы

Идея торжества подлинной человечности

Формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое и выделять основную идею, смысловое ядро текста.

Ответы на вопросы

Устный ответ

54

Тэффи Тема творчества

Знакомство с темами и особенностями творчества писательницы

Сатира

Юмор

ирония

Биография и творчество Тэффи

Систематизировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Исследовательская работа с текстом

Устный ответ

55

Тэффи «Свои и чужие»

Выявление особенностей построения сюжета и композиции лирической сатиры

Афористические выражения

сатира

Способы формирования диалога между автором и читателем

Систематизировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Исследовательская работа с текстом

Устный ответ

56

Зощенко Большие проблемы «маленьких людей»

Знакомство с ключевыми темами творчества

Сатира

Ирония

Юмор

Жанр

Тема

афоризм

Художественное своеобразие рассказов

Развитие умения структурировать научный (познавательный) текст и составлять краткий конспект.

пересказ

Устный ответ

57

Художественное своеобразие рассказов Зощенко

Выявление особенностей языка и стиля рассказов Зощенко

Фельетон

Градация

сказ

Традиции и новаторство в рассказах Зощенко

Развитие умения структурировать научный (познавательный) текст и составлять краткий конспект.

Речевой анализ текста

Устный рассказ

58

Заболоцкий .Темы лирики 40-50х

Выявление ключевых тем творчества

Темы лирики

Формирование умения задавать вопросы к художественному тексту.

таблица

Письменная работа

59

«Я не ищу гармонии в природе»

Выявление художественной идеи

Глагольная метафора

Метафорический эпитет

Поэзия русских поэтов о природе

Формирование умения работать с метафорами (возможность понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи на основе скрытого уподобления

Анализ лирического текста

Выразительное чтение наизусть

60

«Некрасивая девчонка»

Выявление художественной идеи стихотворения

портрет

Поэтизация людей, способных к подлинной самоотверженной любви

Формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое и выделять основную идею, смысловое ядро текста.

Анализ лирического текста

Письменная работа «Что есть красота?»

61

Исаковский «Катюша»

Выявление особенностей поэтики песни

Лирическая песня

Поэтика

Риторическое обращение

Особенности жанра, нравственная основа песни

Развитие умения выделять концепт (основную идею) литературного произведения

Анализ лирического текста

Ответы на вопросы

62

«Враги сожгли родную хату..»

Выявление художественной идеи стихотворения

Ассонанс

Риторический вопрос

символ

Освоение  приёмов логического запоминания информации, извлечённой из текстов.

Устное сообщение

Устный ответ

63

«Три ровесницы»

Совершенствование навыка многоуровневого анализа лирического произведения

Художественная идея

Тема

Народная поэтика

Нравственно-эстетические представления в процессе выявления связи на уровне темы и идеи между картиной и текстом

Развитие читательского воображения на основе овладения приёмом сочинения оригинального текста

Исследовательская работа с текстом

Письменная работа

64

История создания поэмы «За далью-даль»

Знакомство с историей создания поэмы, смысла названия поэмы

Дорога и путешествие в эпосе Твардовского

Философичность поэмы Твардовского

Развитие умения выделять концепт (основную идею) литературного произведения

Исследовательская работа с текстом

таблица

65

 «За далью-даль»

Выявление художественной идеи поэмы

Лирический герой

Авторская позиция

Формирование умения задавать вопросы к художественному тексту.

Характеристика главы по плану

Письменная работа

66

Тема человека и истории в произведении «Последний поклон»

Выявление художественной идеи книги «Последний поклон»

Тема

Худ. идея

Тема нравственной памяти в русской литературе

Формирование умения задавать вопросы к художественному тексту.

Художественный пересказ

Устный ответ

67

Проблема нравственной памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет»

Выявление художественной идеи главы

Композиция образ

Сюжет    эпизод

68

20 век на страницах прозы Распутина

Выявление художественной идеи главы

Автобиография

Конфликт

Сюжет

Портрет

Эпизод

Художественная идея

Соотнесение чувств и поступков с нравственными нормами и правилами в процессе самовоспитания

Усвоение  приёмов осмысления текста, включая приёмы постановки перед собой вопроса и поиска ответа на него

Цитатный план

Письменная работа

69

Эпоха Возрождения «Ромео и Джульетта»

Воссоздание атмосферы эпохи Возрождения, выявление проблематики трагедии

Трагедия

История сюжета и прототипы героев трагедии

Освоение  приёмов логического запоминания информации, извлечённой из текстов.

Рассказ о героях на основе выписанных цитат

Устная характеристика образов

70

Образ Дон Кихота в романе Сервантеса

Выявление художественной идеи произведения

Рыцарский роман

пародия

Проблематика, художественная идея произведения

Освоение  приёмов логического запоминания информации, извлечённой из текстов.

Художественный пересказ

Устный ответ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутое тематическое планирование химия 8 класс

Развернутое тематическое планирование включает пояснительную записку и календарно-тематическое планировние химия 8 класс...

Развернутое тематическое планирование. Химия 9 класс 2ч в неделю.

Развернутое тематическое планирование.Химия 9 класс 2ч в неделю. № п/пТема урокаКол-во часовТип урокаЭлементы минимума содержания образованияЭлемент дополнительного содержанияУмения и виды деятел...

РАЗВЕРНУТОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6КЛАССЕ

№ п/пСистема уроков (тема и цель урока)Дидактическая модель обученияПедагоги­ческиесредства, формыВид деятельности учащихся. Творческие и индивидуаль­ные заданияПланируемый результат и уровень освоени...

РАЗВЕРНУТОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ-ХРЕСТОМАТИИ В.Я.КОРОВИНОЙ (70 ЧАСОВ)

№ п/пСистема уроков                         (тема и цель урока)Дидактическая мод...

Развернутое тематическое планирование уроков литературы в 8 классе по программе М.Б. Ладыгина

Совместно с Кузиковой Л.Г. составлено тематическое планирование уроков литературы в 8 классе к УМК М.Б. Ладыгина...

Календарно-тематическое планирование по литературе для национальной школы под редакцией М.В.Черкезовой, 8 класс

Литература обладает большим воспитательным потенциалом, способна формировать духовно-нравственные качества учащихся...