Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №2)
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". Тема: "Герасим и Татьяна". Обучающие цели: обогащение представлений учащихся о нравственных качествах Герасима; выявление душевной щедрости, высокой человечности, чуткости героя; нравственного уродства других обитателей дома барыни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_2-go_uroka_po_rasskazu_1.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по рассказу И.С.Тургенева «Муму» (Второй урок). Герасим и Татьяна.
Целиурока:
Обучающие:обогащение представлений учащихся о нравственных качествах Герасима; выявление душевной щедрости, высокой человечности, чуткости героя; нравственного уродства других обитателей дома барыни.
Развивающие: формирование навыка составления устного рассказа о герое, лексической работы, работы с иллюстрациями.
Воспитательные: формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов: всепрощение, краснобайство, никчемность, паразитизм, забитость, ограниченность, бессловесность и др.
Ход урока
1) Оргмомент.
2) Повторение изученного.
- Характеристика Герасима.
- Необычайная сила Герасима.
- Отношение к крестьянскому труду.
- Новые обязанности Герасима в городе.
- Отношения с остальными слугами.
- Случай в околотке.
- Нрав Герасима.
3) Изучение новой темы. Взаимоотношения Герасима с прачкой Татьяной. Беседа с учащимися по тексту.
- Кого автор выделяет из многочисленной дворни барыни?
- Кто такой шорник? (Шорник — тот, кто изготавливает шорные изделия, ременную упряжь, конскую упряжную сбрую. Жизнь дворовых людей в доме барыни ничего не стоит: человек, ничего не понимающий в медицине, считается одновременно и ветеринарным врачом, и лекарем. И.С. Тургенев, характеризуя отношения барыни к дворовым людям и челяди между собой, употребляет слова глумиться, шпынять. Подберите синонимы к данным словам. Что рассказывают эти слова о порядках в доме?)
- Почему барыня решила женить Капитона? (Таким образом барыня хотела наставить Капитона на путь истинный, Избавить от страшного порока — пьянства.)
- Задумывалась ли барыня о том, что может сделать героев несчастными?
- Почему «неожиданное распоряжение» барыни «озадачило» дворецкого Гаврилу?
- Выразительное чтение по ролям эпизода «Беседа дворецкого с Капитоном и Татьяной».
- Каким тоном говорит Капитон? Как это характеризует героя?( Герой сначала ведет себя вызывающе, затем тон его речи становится плаксивым и брюзжащим. Герой труслив и ограничен, но при этом склонен к краснобайству, любит щеголять разными учеными словечками. Его никчемность и паразитизм проявляется в разговоре с Гаврилой и «мрачным» приятелем. - В каком значении употреблено слово красноречие в контексте?
- Что известно читателю о Татьяне?
- Какие качества характера Татьяны проявляются в беседе с дворецким? Лексическая работа
-Объясните значение слов: покорность, безропотность, забитость, бессловесность.
- Как проявляется отношение автора к героям в этой сцене?
- Для чего, рассказывая о Капитоне, писатель постоянно прибегает к уменьшительно-ласкательным суффиксам? (Капитон «...поставил правую ножку крестообразно перед левой...»; «Капитон только плечиками передернул»; «Капитон только прищурил немного свои оловянные глазки»).
- Почему о Татьяне в рассказе сказано, что она «белокурая», а о Капитоне — что у него «белесоватые волосы»? (В авторских ремарках звучит иронически-сатирическая интонация при характеристике Капитона, сочувствующая — при характеристике Татьяны.)
- Какие качества характера Герасима проявляются в его отношении к Татьяне?
- Как Герасим расправляется с обидчиками Татьяны?
- Почему Татьяну не радовали, а пугали знаки внимания со стороны Герасима?
- Какие качества характера Капитона проявляются в его отношении к Татьяне?
- Почему Татьяна согласилась притвориться пьяной?
- Какой эпитет сопровождает высказывания автора о Татьяне?
- Выразительное чтение эпизода «Опьянение Татьяны».
- Какие поступки свидетельствуют о глубоких переживаниях Герасима?
- Какие детали портрета дополняют картину душевных страданий Герасима?( Взгляд героя, его горькая усмешка, тяжелая поступь красноречивее многих слов рассказывают о глубоком разочаровании и обиде.)
- Как ведет себя Герасим после этого случая? Какие качества характера проявляются в его поведении? Назовите ключевые слова, передающие состояние души героя.( Он «целые сутки не выходил» из своей каморки; «приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой»; «с реки приехал без воды: он как-то на дороге разбил бочку»; «усердно чистил и тер свою лошадь», стараясь отвлечься от тяжелых дум. Герасим — сильный и волевой человек, который умеет управлять своими чувствами. О его страданиях можно судить лишь по внешним признакам.)
- Чьими глазами мы видим отчаяние Герасима? (Форейтор Антипка наблюдает за Герасимом, не сочувствуя ему, а пугаясь его отчаяния)
- Определите, в чем состоит сходство характеров Герасима и Татьяны?
Герасима и Татьяну объединяет трудолюбие, ответственность, терпение, искренность.
- Выразительное чтение эпизода прощания Герасима с Татьяной.
- Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной? (Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел ее и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, «вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок...».)
4) Итог урока. Рефлексия.
В трудную для него минуту он нашел силы помочь другому, согреть его душу. Испытания не согнули, а закалили Герасима, вызвав к жизни дремавшие силы, внутренний протест, стремление к независимости.
5. Домашнее задание.
Составить художественный пересказ фрагмента от слов «Дело было к вечеру» до слов «Так прошел еще год...». Приготовить пересказ эпизода «Пропажа Муму», ввести в пересказы описание жестов, поз, мимики героя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Конспект урока по литературе (внеклассное чтение по рассказу С.П. Залыгина "Уроки правнука Вовки"). 9 класс
Конспект урока по литературе (внеклассное чтение по рассказу С.П. Залыгина "Уроки правнука Вовки"), приложение. 9 класс...
Конспект урока по литературе: «Тема доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» с использованием ТРКМЧП в 6 классе»
Я считаю, что Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского» хотел показать то, какие чудеса может творить доброта, и то, что не надо проходить мимо бед окружающих людей.На уроке мы попыт...
Урок по литературе 5 класс по рассказу "Васюткино озеро"
Данный урок разработан по программе В.Я.Коровиной....
Урок по литературе 7 класс по рассказу Л.Н.Андреева "Кусака"
В методической основе данного урока представлен системно-деятельностный подход, групповая работа....
Конспект урока по литературе 6 класс по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок мудрости и доброты...
Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"
Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам еще не под силу понять...