Проблемы воспитания и гражданственности в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
На данном уроке по теме "Проблемы воспитания и гражданственности в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль" происходит
углубление знаний по содержанию комедии, развитие умения составлять характеристику героя, обобщение материаал, формирования умения выразительного чтения; в ходе урока осуществляется индивидуальная и групповая работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedorosl_fonvizin_problema_vospitani_ya_i_grazhd.rar | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ гимназия №12 города Липецка
Предмет: литература.
Класс: 9
Учитель русского языка и литературы: Назарова Е.В.
Проблемы воспитания и гражданственности в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
Цели.
Образовательные: углубление знаний по содержанию комедии, развитие умения составлять характеристику героя, обобщать материал, формировать умение выразительного чтения, исполнения по ролям;
Воспитательные: продолжить формирование мировоззрения учащихся, прививать морально-нравственные качества;
Развивающие: развивать умение находить в тексте главное, работа над проблемными вопросами, формировать умение работать в группах.
Домашнее задание: написать письменную работу «Биография Стародума». Осмыслить “говорящую фамилию” (что и кто является идеалом автора). Выписать афоризмы, говорящие о жизненных принципах Стародума (действие III, явления 1 и 2; действие V, явление 1).
Первая группа. Составление карточки по теме: Роль государственной власти.
Вторая группа. Составление карточки по теме: Крепостное право беззаконно.
Третья группа. Составление карточки по теме: Служба. Главное не чины, а дела.
Четвертая группа. Составление карточки по теме: Богатство не в деньгах. Богатство в душевных качествах. Достоинства человека — его душа, сердце.
Сделать выводы по афоризмам Стародума.
Индивидуальные задания: Какой завет своего отца Стародум считает главным для себя? Какие афоризмы представляются вам интересными и важными и сегодня?
Чтение явления первого 5 действия по ролям.
Стародум -
Правдин –
Чтение последнего явления 5 действия по ролям.
Г-жа Простакова –
Митрофан –
Стародум -
Правдин -
Софья –
Еремеевна –
Сопоставительная характеристика двух недорослей: Митрофана из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» и Петра Гринева из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Ум, коль он только что ум, — самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену ему даёт благонравие. (Стародум)
- Кто из героев комедии является выразителем авторской идеи?
(В «Недоросле это Стародум. Его главная задача – высказать то Что хочет внушить зрителям автор).
Чтение явления первого 5 действия по ролям.
С чьим мировоззрением знакомит нас разговор Стародума и Правдина? (Диалог знакомит с мировоззрением передовых дворянских интеллигентов, остро критикующих “развращённый век” Екатерины II, её праздных и порочных вельмож и невежественных помещиков-крепостников.)
Образы носителей добродетели — Стародум и Правдин. Положительные образы влюблённых — Софьи и Милона. Им доверены мысли и чувства самого драматурга и близких ему людей. Они говорят о том, что дорого автору: о необходимости привить человеку с детства сознание долга, любовь к Отчизне. Непогрешимую честность, правдивость, чувство собственного достоинства, уважение к людям, презрение к низости, лести, бесчестности. Они выдвигают прямо противоположные простаковым всех рангов понятия о чести, знатности и богатстве.
В их речах вскрывается произвол правительства, порождающий в России людей, недостойных быть людьми, дворян, недостойных быть дворянами.
Проверка домашнего задания
Читаем письменную работу «Биография Стародума». Осмыслить “говорящую фамилию” (что и кто является идеалом автора). Петр I и его эпоха.
Прочитать афоризмы, говорящие о жизненных принципах Стародума (действие III, явления 1 и 2; действие V, явление 1).
Работа с карточками «Жизненные принципы Стародума» (по рядам). Определите, какие общественно-политические и нравственные вопросы он затрагивает. Сформулируйте и запишите их. По возможности дополните карточки собственными примерами.
Карточка I
- При тогдашнем веке при Петре I придворные были воины, да воины не были придворные.
- В большом свете водятся премелкие души.
- Где государь мыслит, где знает он, в чём его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться их права.
- Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится.
Карточка II
- Угнетать рабством себе подобных беззаконно.
- Невежда без души — зверь.
Карточка III
- Начинаются чины — перестаёт искренность.
- Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается.
- Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам.
Карточка IV
- Наличные деньги — не наличные достоинства.
- Глупому сыну не в помощь богатство.
- Золотой болван — всё болван.
Сообщения по итогам работы в группе
1) Роль государственной власти — знать, в чём её роль: защищать права человека. Царь и большой свет “больны неисцельно”, “премелкие души” вместо служения государству заботятся о своей карьере.
Стародум не скрывает своего оппозиционного отношения к екатерининской монархии. В армии наслаждаются знатные бездельники, не бывшие ни в одном бою, а боевые офицеры находятся в пренебрежении. При дворе парят лесть, соперничество, взаимная ненависть. Тот, кто не хочет лгать, лицемерить, льстить в борьбе за тёплое место, выходит в отставку, как сделал Стародум. Итак, чтобы быть в милости при дворе, надо быть бесчестным. Трудно более резко охарактеризовать положение. И хотя Стародум ни слова не говорит об императрице, ясно, что награды бесчестным могут сыпаться при дворе либо глупого, либо бесчестного монарха. Глупой Екатерину II никто не считал.
Фонвизин, как секретарь Панина, до 1773 года жил при дворе и воочию видел лютую борьбу придворных групп и отдельных лиц на узкой дороге к милостям государыни, “где двое, встретившись, разойтись не могут. Один другого сваливает”.
Продолжение разговора Стародума с Правдиным завершает мрачную картину. На слова Правдина, что людей, подобных Стародуму, надо призывать ко двору с той целью, с какой к больным призывают врача, Стародум отвечает: “Мой друг! Ошибаешься. Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится”.
Произвол правительства как результат неограниченной власти императрицы и её фаворитов, произвол чиновничества, естественный в стране, где нет твёрдого законодательства, произвол в крепостной усадьбе, где власть одних людей над другими ничем не ограничена и никем не контролируется, произвол в семье, повсюду погоня за властью, неутолимая сила богатства, мера которого определяет силу власти, — таковы звенья единой цепи, воспитывающий раболепие, низость души, подлость — всё, что угодно, кроме человечности.
2) Крепостное право беззаконно. Если необразованный человек ещё и не имеет души, он зверь.
«Недоросль» лишь требовал человеческого отношения к крепостным. “Угнетать рабством себе подобных беззаконно”, — говорит Стародум. Но Фонвизин понял, что моральная проповедь не доходит до сознания крепостников, что одним убеждением нельзя воздействовать на самодуров, развращённых бесконтрольной властью. По мнению писателя, необходимо вмешательство правительства. А закон в то время запрещал помещику лишь убить крестьянина. Простакова же никого не убила, не покалечила, не жгла щипцами своих горничных, как графиня Козловская, не заставляла лакеев щекотать в своём присутствии девушек, пока те не испускали дух, не выгоняла обнажённых на мороз, не пришивала пальцы неумелой швее к её телу, даже не засекала до смерти, как это делали многие и многие дворяне. Простакова — не Салтычиха, замучившая 140 крестьян. Она обычная рядовая помещица, и в том, что Фонвизин изобразил её именно такой, — большая сила комедии, её глубокая жизненная правда. О Салтычихе, Козловской и других извергах говорили как об исключениях. Образ Простаковой, вобравший в себя черты тысяч помещиков, должен был, по замыслу автора, стать живым укором господам, в чьих домах творилось то же самое. И не только господам. Заставив в конце комедии Правдина взять имение Простаковой в опеку, Фонвизин подсказывает правительству выход: все помещики, жестоко обращающиеся с крестьянами, должны быть лишены права владеть крестьянами. Все, а не только оголтелые убийцы.
3) Служба. Главное не чины, а дела.
“Гораздо честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану”. “Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества... ”
4) Богатство не в деньгах.
Огромное влияние на человеческие отношения ещё одной страшной силы — власти денег. В «Недоросле» Фонвизин показал, что “деньги суть первое божество”, полновластные господа над крепостными — сами рабы денег. Госпожа Простакова груба со всеми, кто зависит от неё, и она лебезит перед Стародумом, узнав, что у него есть десять тысяч. Она помыкает Софьей в начале пьесы и заискивает перед ней — невестой, имеющей богатство. Она с гордостью вспоминает отца, умевшего взятками нажить состояние, и, не стесняясь, поучает сына: “Нашёл деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка”. “Богач... тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтобы помочь тому, у которого нет нужного”, — говорит Стародум.
5) Богатство в душевных качествах. Достоинства человека — его душа, сердце.
Что может противопоставить всему этому Фонвизин? Веру в добрые начала души человеческой, способной, по мнению просветителей, отличить дурное от хорошего; надежду на силу совести — верного друга и строгого судьи человека; моральную проповедь: “Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время” и тому подобное.
На замечание Правдина — “Итак, вы отошли от двора ни с чем?” — Стародум отвечает: “Табакерке цена 500 рублей. Пришли к купцу двое. Один заплатил деньги, принёс домой табакерку. Другой пришёл домой без табакерки. И ты думаешь, что другой пришёл домой ни с чем? Ошибаешься. Он принёс домой свои 500 рублей целыми. Я отошёл от двора без деревень, без ленты, без чинов, да моё принёс домой неповреждённо, мою душу, мою честь, мои правила”.
Стародум уходит в отставку, не желая угнетать рабством себе подобных, он уезжает в Сибирь, приобретает там небольшое состояние и, вернувшись, проповедует свои взгляды в узком кругу близких ему людей. Фонвизин поступает мужественнее: он пишет «Недоросль». И он понимает значение своего поступка, устами Милона поставив неустрашимость государственного деятеля, который говорит правду государю, рискуя его разгневать, выше бесстрашия солдата, идущего в бой. Смерть в бою почётна. Опала грозит бесчестием, клеветой, обречённостью на бездействие, нравственной смертью.
Фонвизин не боится опалы. Но, произнеся суровый приговор екатерининской Peseta, что он мог предложить взамен? Каковы те новые, не похожие на европейские, пути и формы жизни, о которых он писал Булгакову? Драматург не поднялся выше идеи замены плохих советников царя — Стародумами, дурных чиновников — Правдиными, карьеристов военных — Милонами, скверных помещиков — хорошими.
Обобщение.
Какой завет своего отца Стародум считает главным для себя? Какие афоризмы представляются вам интересными и важными и сегодня?
Чтение последнего явления 5 действия по ролям.
Анализ заключительной сцены.
Что привело Простакову к катастрофе? Кто более прав, объясняя причину несчастья Простаковой: Правдин («безумная любовь» к Митрофану «довела её больше всего») или Стародум («имела силу делать другим дурно»)?
Каким видит сына Простакова и каков он на самом деле? Простакова обращается за сочувствием к сыну. Но тот грубо отталкивает её: «Да отвяжись, матушка! Как навязалась…» на горестный вопль: «Нет у меня сына!» - Стародум отвечает словами, полного глубокого смысла: «Вот злонравия достойные плоды!»
Сопоставительная характеристика двух недорослей: Митрофана из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» и Петра Гринева из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
- Кто этот персонаж?
«Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась».
Да, это Петр Гринев. Два героя, решительно все совпадает: возраст, голубятня, перемена судьбы и характер перемены. «Пошел-ко служить…» - говорит Митрофану Правдин. «Пора его в службу», - решает старик Гринев. Как ни странно покажется это сравнение, оно совсем не случайно: и Митрофанушка, и Петруша Гринев – один исторический тип русского недоросля, ещё не доросшего до вступления в службу (при Петре «недоросль» становился «новиком», т.е. начинал служить пятнадцати лет, в 1736 году ему разрешили жить дома до двадцати). Митрофана и Петрушу сроднил их исторический прототип до определенного момента… (сообщение учащегося).
Заключительные вопросы и выводы.
- Почему комедия, в которой главной политической проблемой является проблема крепостного права, поднимает вопросы воспитания?
- На кого и почему возложена главная забота о воспитании истинного гражданина? (Ответы учащихся)
Мысль о воспитании просвещенного дворянина во времена Фонвизина не была новой. О необходимости просвещения говорил Петр Первый, Ломоносов, Екатерина и другие великие люди восемнадцатого века.
Но у Фонвизина все не так просто. Он понимает, что одного просвещения мало. «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло, - говорит Стародум. – Просвещение возвышает одну добродетельную душу». Вначале нужно воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме.
Как это сделать? Нужен такой закон, чтобы добродетель стала выгодной… Но такого закона нет… И в злонравии своем не только Простакова и Скотинин виноваты, но и те, кто устанавливает законы. А утверждает их государь. Вот в кого метил Фонвизин.
Подведение итогов.
Домашнее задание: подготовка к сочинению (темы предлагаются).
Прочитать афоризмы, говорящие о жизненных принципах Стародума (действие III, явления 1 и 2; действие V, явление 1).
Работа с карточками «Жизненные принципы Стародума» (по рядам). Определите, какие общественно-политические и нравственные вопросы он затрагивает. Сформулируйте и запишите их. По возможности дополните карточки собственными примерами.
Карточка I
- При тогдашнем веке при Петре I придворные были воины, да воины не были придворные.
- В большом свете водятся премелкие души.
- Где государь мыслит, где знает он, в чём его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться их права.
- Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится.
Карточка II
- Угнетать рабством себе подобных беззаконно.
- Невежда без души — зверь.
Карточка III
- Начинаются чины — перестаёт искренность.
- Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается.
- Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам.
Карточка IV
- Наличные деньги — не наличные достоинства.
- Глупому сыну не в помощь богатство.
- Золотой болван — всё болван.
Сообщения по итогам работы в группе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиционное и новаторское в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Славу Д.И. Фонвизину принесла поставленная в 1782 году комедия «Недоросль», над которой он работал в течение многих лет.Комедия «Недоросль» считается вершиной творчества Фонвизина и всей отечест...
Конспект урока "Тематическое содержание и идейная направленность пьесы Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Итоговый урок по комедии "Недоросль" Д.И. Фонвизина...
Тест. Д.И.Фонвизин "Недоросль"
Данный образовательный ресурс представляет собой проверочный тест для обучающихся 8 класса по теме «Д.И.Фонвизин «Недоросль».Презентацию можно использовать для проверки и совершенствования...
Инсценирование комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (8класс)
1Ведущий: Мы уже не дети, но еще не взрослые. В былые времена таких как мы называли недорослями. Давайте сегодня вспомним всем полюбившуюся , всегда современную комедию Фонвизина «Недоросль». Ге...
Конспект урока в форме деловой игры "Суд над госпожой Простаковой" (по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль")
Представлен примерный сценарий урока в форме деловой игры. В приложении к конспекту дана технология её проведения. Имеется презентация к уроку....
Проверочная работа по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"
Материал предназначен для контроля за усвоением знаний после изучения комедии Фонвизина. В том числе предполагает письменный развёрнутый ответ на вопрос....
Конспект урока по литературе в 9 классе "Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
В классе преобладают учащиеся со зрительным восприятием, поэтому использование медиапродукта должно было настроить их на работу, пробудить интерес и помочь зрительно представить образы героев, о...