Использование информационных технологий в преподавании дисциплины «Литература» в образовательных учреждениях СПО
статья по литературе по теме
Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Поэтому использование в образовательном процессе современных информационных технологий не только повышает эффективность образовательного процесса, но и содействует его привлекательности в глазах студентов. Предмет «литература» не является исключением. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память, воображение, облегчают процессы запоминания, позволяют сделать занятие более интересным и динамичным, «погружают» студента в обстановку какой-либо эпохи, создают иллюзию соприсутствия, сопереживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokladsovremen_tehnol_pedsovet.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационных технологий в преподавании дисциплины «Литература» в образовательных учреждениях СПО
Вартанян Т.П., преподаватель литературы
ГБОУ СПО «Брюховецкий аграрный колледж» Краснодарского края
Современное общество называют информационным, поэтому развитие новых методов образования становится настоятельной необходимостью.
Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Поэтому использование в образовательном процессе современных информационных технологий не только повышает эффективность образовательного процесса, но и содействует его привлекательности в глазах студентов. Предмет «литература» не является исключением. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память, воображение, облегчают процессы запоминания, позволяют сделать занятие более интересным и динамичным, «погружают» студента в обстановку какой-либо эпохи, создают иллюзию соприсутствия, сопереживания.
В настоящее время информационные технологии позволяют реализовать идеи индивидуализации обучения, способны стимулировать познавательный интерес к литературе, придают учебной работе проблемный и творческий характер, во многом способствуют углублению содержательной стороны литературы, позволяют продуктивнее организовать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность учащихся СПО. Студенты, выполняя задание на компьютере, могут видеть результаты своей работы тут же. При этой работе не так страшно ошибиться, т.к. есть возможность исправить допущенные ошибки, что делает выполнение заданий психологически более комфортным. Комфортность - немаловажное значение в формировании правильной, положительной мотивации к обучению. Слабый учащийся, но хороший пользователь ПК способен выполнить работу на компьютере, сделав ее более качественно и с большим интересом, чем аналогичное задание в учебнике. Это объясняется социальными интересами студента. Кроме этого, реализуется важнейший дидактический принцип – принцип наглядности. Объекты, представленные посредством ИКТ, более информативны, красочны, позволяют рассмотреть и оценить тот или иной объект или процесс с разных сторон. Все это, бесспорно, будит интерес к изучаемому предмету. А интерес – это один из существенных элементов мотивации, интерес познавательный – сильная внутренняя потребность.
Не прочитав об авторе, не создашь презентацию о его жизни и творчестве. Не выбрав путем чтения нужный материал, не подготовишь сообщение, не выполнишь творческое задание. Ведь Интернет – коварная штука, которая не только не выдает информацию, но расставляет ловушки. Чтобы не попасть впросак, надо изучить и верно оценить полученную информацию. Умение ориентироваться в бурном потоке информации, вырабатывает умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Обучающиеся, используя ресурсы информационного пространства, овладевают навыками грамотной обработки информации, формируют ключевые компетенции и, в конечном итоге, успешно социализируются.
Чтобы заинтересовать учащихся судьбой автора и судьбой его произведения, даю задания, выходящие за пределы предмета, но в то же время как бы проходящие по грани других видов искусства, помогаю приблизиться к высотам российского и мирового искусства.
Так, изучая творчество писателей 19-20 веков, студенты получают задание найти произведения живописи, созвучные настроению литературных произведений. Живописные полотна становятся своеобразными «иллюстрациями» к художественным произведениям. Например, при изучении драматургии Н.А. Островского студенты привлекли репродукции В.Г. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом». Сюжет этой картины раскрывает характер взаимоотношений в купеческой среде. Картина «Неизвестная» художника В. Крамского стала фоном при изучении поэзии А. Блока. Репродукции картин художников Рема Сейфульмулюкова, Олега Леонова, изобразивших реку Оку, картина Людмилы Гурар «Переулочки Арбата» использованы при создании презентации к уроку, посвящённому творчеству М. Цветаевой. Современные песни на стихи М. Цветаевой, С. Есенина, Б. Пастернака в исполнении эстрадных певцов – лучшее подтверждение тесной связи между разными видами искусства и нетленности истинных художественных ценностей. Студент имеет возможность не только «увидеть», но и «услышать», значит, запомнить надолго.
Богатейшие возможности дает Интернет и для проведения виртуальных экскурсий по литературным местам России. Казалось бы, где тут творчество? Но необходимо найти маршрут, и уже в готовой презентации отобрать только то, что можно представить на занятии. Такими стали работы студентов, когда они готовили экскурсии по местам путешествия А.М. Горького, И.С. Тургенева. Учащиеся проникаются не только уважением к писателю, но и к людям, которые сохраняют и доносят до нас память о нем. По аналогии могут быть созданы и другие экскурсии: по Царскому Селу, Москве, Петербургу Достоевского, и многим другим литературным местам.
Создание презентаций – это не только иллюстративный материал, но и возможность работы над отбором языкового материала. Ведь в малом надо отразить большое, чтобы при этом студенты овладели культурой речевого общения, чтобы сформировалась коммуникативная компетенция, чтобы научились публично выступать, вырабатывали вкус к исследовательской работе, т.к. презентация – это один из важных этапов учебного проектирования. Презентация сопровождается публичным выступлением, помогающим самоутверждению и рефлексии. В процессе работы, о которой ведется речь, студенты получают радость, творя и развиваясь. Прав был Э. Григ, который утверждал, что для творчества необходима радость.
ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) помогают обогащать словарный запас студентов. Электронные словари (самые разнообразные) помогают оперативно находить значения слов, получить представления об области их употребления. Словарь эпитетов, поэтических и литературных терминов и многие другие помогают быстро решать практические задачи, записанные в программе по литературе. Наблюдается саморазвитие обучающихся, развертывание и реализация их потенциальных сил, овладение нормами литературного языка, формирование общеучебных умений и навыков. Студент проходит путь от «индивида до культурной личности».
В процессе использования ИКТ на занятиях по литературе происходит усвоение обучающимися духовных ценностей, овладение новыми способами учебной деятельности, знакомство с выдающимися деятелями литературы и искусства всех времен, рождается готовность использовать полученные знания в дальнейшем.
Нет сомнений, что использование информационных технологий в учебном процессе СПО направлено на повышение качества образования и дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности, повышает активность, развивает логическое мышление, способствует приобретению навыков самоорганизации.
Пример урока по литературе, проведенного с использованием информационных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в преподавании регионального компонента.
Об использование информационных технологий в преподавании регионального компонента....
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ»
ИКТ в коррекционной школе...
Использование информационных технологий в преподавании филологических дисциплин
Статья о том, что использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы помогает учащимся намного глубже вникнуть в изучаемый предмет, и при этом повышается эффективность...
"Использование компьютерных технологий в преподавании дисциплины "Инженерная грфика" -Методический доклад
В данном докладе раскрываеются возможности преподавания дисциплины "Инженерная графика" с помощью программ на компьютере....
«Возможности использования информационных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин», 2016 год
Выступление на традиционной августовской конференции района...
Обобщение опыта использования ИКТ - технологий в преподавании дисциплины «Математика», "Информатика"
Сегодня уже нет сомнений в том, что наступивший XXI век – это век информации и научных знаний. Поэтому перед системой образования стоит глобальная проблема подготовки молодых граждан к жизни и д...
Использование информационных технологий в преподавании дисциплины «Литература» в образовательных учреждениях СПО
Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Поэтому использование в образовательном процессе современных информационных технолог...