«Возможности использования информационных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин», 2016 год
статья
Выступление на традиционной августовской конференции района
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avgustovskaya_konferentsiya_2016_god.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧЕУСКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Августовская педагогическая конференция
«Возможности использования информационных технологий
в преподавании гуманитарных дисциплин»
Коурова Елена Александровна,
учитель русского языка и литературы
НРМОУ «Чеускинская СОШ»
Нефтеюганского района,
Ханты - Мансийского автономного округа –Югры
2016 год
Вот уже около двадцати лет прошло с тех пор, как школы начали эксперимент по оптимизации учебного процесса на базе новых информационных технологий, и почти все это время компьютер по-разному применяется в работе: на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по русскому языку и литературе, в исследовательской работе и т.д.
За много лет применения компьютерных технологий на уроках и во внеклассной работе многие научились более требовательно относиться к готовым компьютерным программам, к их месту на уроках, научились видеть их сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки.
Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке в силу понятных причин.
Задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.
Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем – словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер. Многолетний опыт позволил получить ответы на эти и многие другие вопросы. Во-первых, компьютер применяется для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса;
- овладение основами лингвистических и литературоведческих знаний, а также нормами литературного языка;
- наконец, формирование общеучебных умений и навыков.
Для решения таких задач компьютер является хорошим помощником учителю-словеснику наряду с другими средствами обучения. Правда, подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера. Но зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителям.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.
В функции учителя компьютер представляет:
- источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);
- наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций);
- индивидуальное информационное пространство;
- тренажер;
- средство диагностики и контроля.
Рассмотрим конкретные примеры использования учебных компьютерных программ на уроках русского языка и литературы.
1. К средствам обучающего характера, предназначенным для передачи учебной информации, можно отнести мультимедиа-комплекс для учащихся 5-6 классов 1С: Школа. Русский язык. Морфология. Орфография. Комплект из двух дисков содержит 99 интерактивных таблиц; 36 рисунков и анимаций в коллекции «Смешная ошибка»; 26 ситуаций в коллекции «Интересный вопрос». Раздел «Справочник» - 155 текстов гипертекстового учебника; 409 статей «Словаря терминов»; 31 учебный словарь 12 статей об ученых-лингвистах, 128 конспектов уроков, 197 статей энциклопедии «Что такое? Кто такой?»; раздел «Обучение»- 205 уроков в виртуальном классе, 191 электронное задание, содержащее более 1400 вопросов.
Работая с комплексом, учащиеся принимают активное участие в уроках виртуального класса, выполняют задания в рабочей тетради, обращаясь к справочным материалам и помощи виртуальных персонажей, систематизируют знания и ликвидируют пробелы в них, используют наглядные материалы «Альбома», справочники и учебные словари, получают ответ на вопрос в энциклопедии «Что такое? Кто такой?», знакомятся с интересными фактами из истории морфологии и из жизни русских ученых, которые ей занимались.
Материалы комплекса 1С: Школа. Русский язык. Морфология. Орфография позволяют учителю сделать свои уроки более увлекательными и эффективными.
2. Теоретическая часть курса «Готовимся к Единому государственному экзамену. Русский язык» содержит все справочные сведения в объеме, необходимом для подготовки к ЕГЭ. Гипертекстовые ссылки и инструменты помогают ориентироваться в материале. Специальные интерактивные тренажеры позволяют развить навыки подготовки к экзамену в тестовой форме. Программа комментирует действия ученика, выдает подсказки и ссылки на справочник в случае неверного ответа. В режиме зачета учащийся выполняет экзаменационные задания на время. Форма и содержание тестов, а также критерии оценивания соответствуют нормативным документам ЕГЭ. Журнал пользователя фиксирует результаты всех попыток по всем зачетам. В дневнике отображается текущее задание по курсу. Программа формирует его самостоятельно в зависимости от результатов от предыдущего зачета.
3. Серия «Интерактивный тренинг - подготовка к ЕГЭ» разработана с целью упрощения подготовки старшеклассников и выпускников школ к новому виду итоговой аттестации, проводимого Министерством образования Российской Федерации. Данный интерактивный экзамен состоит из тестов, которые разделены по категориям сложности заданий. При выполнении экзамена ведется персональная статистика работы - данные заносятся в дневник, в отчете указано количество правильных и неправильных ответов, дата прохождения экзамена, время, затраченное на работу и оценка. Этот диск помогает получить подробный анализ результатов тестирования по русскому языку и устранить пробелы в знаниях и подготовиться к сдаче ЕГЭ и поступлению в ВУЗ, а также психологически подготовиться к новым требованиям проведения итоговой аттестации.
4. Курс русского языка. Электронный репетитор – тренажер предназначен для самостоятельных занятий школьников 9-11 классов, он включает обучающие, контролирующие, игровые задания по всем темам русской орфографии и пунктуации (600 заданий на 5 уровнях). Каждый уровень включает 15-17 тем по основным правилам русской орфографии и пунктуации, а каждая тема, в свою очередь, содержит 5-10 разнообразных типов заданий и упражнений. Одни упражнения статичные, другие динамичные, игровые, одни требуют самоконтроля, другие сразу же проверяются компьютером. В конце каждого уровня детям предлагается выполнить итоговые контрольные задания, написать экзаменационные диктанты.
5. РС CD-ROM 74+ «Ксюха спешит на помощь. Русский язык» в веселой и доступной форме закрепляет 8 основных тем по программе 8 – 9 классов; 8 мини-игр, связанных общим сюжетом, дают практические навыки. Яркие персонажи и увлекательный сюжет, отличная графика и анимация, качественная фоновая музыка - вот несомненные достоинства данной учебной программы.
6. Виртуальный наставник. Русский язык, 7-11 классы. Программа из серии «Виртуальный наставник» призваны заменяет репетитора и дополнительные занятия в школе, она предназначена в большей мере для самостоятельной работы учащихся. Серия содержит структурированные теоретические основы по всем темам школьной программы, а также дает возможность тут же проверить полученные знания на практике. А если у ученика справиться с заданием сразу не получается, то подробное описание с объяснением всех ошибок поможет в дальнейшем все исправить.
7. Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного (1С: Репетитор. Русский язык. Орфография. Пунктуация). Компьютерные тесты - это чёткое и ясное задание по конкретной предметной области, требующее однозначного ответа.
Для учителя тест служит средством внесения различного рода изменений, направленных на совершенствование учебного процесса, а также вспомогательным средством для текущего индивидуального контроля знаний, дидактическим средством для обучения, в том числе и дистанционного. Школьники с удовольствием отвечают на вопросы компьютера, ученик сам задаёт темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу. Может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок, что даёт возможность проанализировать, насколько глубоко он усвоил данный материал. В случае неудовлетворённого результата школьник может вернуться к тестированию после повторного прохождения курса или уточнения отдельных вопросов. Благодаря этому учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.
8. Помогают проверить уровень владения письменной речью и электронные учебники, которые имеют гиперссылки, анимацию, речь диктора, как например, программа компьютерного тренажера по русскому языку для старшеклассников и абитуриентов «Репетитор. Диктант». Эта программа автоматически определяет скорость набора текста на клавиатуре и учитывает ее в дальнейшей работе, диктует и проверяет тексты как настоящий преподаватель. Кроме того, после каждого диктанта проводится работа над ошибками. Еже один вид работы - грамматические диктанты, содержащие короткие фразы и отдельные слова, наиболее трудные для правильного написания. Помимо старшеклассников «Репетитор. Диктант» помогает всем, кто готовит печатные материалы.
9. Дидактический и раздаточный материал по русскому языку для учащихся 5 – 7 и 8 – 9 классов. Данный компакт-диск позволяет учителю готовить раздаточный материал для проведения контрольных, самостоятельных, итоговых и других проверочных работ. Основу для формирования раздаточного материала составляют: задания по основным темам курса; гибкая система корректировки, комплектация многовариантного пакета карточек, печать сформированного пакета карточек.
10. «Библиотека школьника» и электронная библиотека Libraru – поистине эксклюзивные издания, в состав которых вошли электронные версии произведений отечественной и зарубежной литературы, изучаемых в рамках школьной программы средней школы. На дисках собраны полные тексты произведений, биографии и фотографии авторов. Художественные медиатексты в электронном формате применяются на уроках по анализу поэтического и прозаического текстов, для анализа эпизодов. Ученики, используя возможности компьютера, выделяют тему, находят и подчеркивают художественные тропы и синтаксические фигуры, определяют рифму, размер и т.д. Каждый ученик работает самостоятельно, так как перед каждым есть текст произведения.
11. Энциклопедия «1000 великих художников» рассказывает о великих художниках прошлого и настоящего. Наиболее известные картины большинства из них представлены в галереях, размещенных на диске. Статьи об авторах разделены на три группы: «Художники прошлого», «Современные художники» и «Художники-фантасты». Кроме того, на диске присутствует еще два раздела, содержащих публикации о стилях живописи, словарь терминов изобразительного искусства. Богатый текстовый материал (биографии более 1200 художников) дополнен более чем 600 полотнами. Статьи в каждом разделе расположены в алфавитном порядке, что обеспечивает удобный доступ к ним. Гибкая система поиска позволяет искать нужное слово во всех текстах, входящих в состав информации, представленных на диске.
12. Непременной составляющей каждого урока является работа со словарем «ABBYY Lingvo 12», выпущенным в пользование фирмой «1С: Дистрибьюция». «ABBYY Lingvo 12» предназначен для современных активных людей. Этот знаменитый незаменимый помощник для тех, кто стремится глубже понять и изучить русский язык, кто хочет быть настоящим профессионалом и постоянно совершенствуется. Отличный результат, к которому стремится каждый, с «ABBYY Lingvo 12» может быть достигнут быстрее.
Вот некоторые другие приемы применения компьютерных технологий на уроках гуманитарного цикла:
На уроках русского языка и литературы ученики выполняют задания творческого характера (сочинения, статьи, рисунки, фотографии). Например, оформление сборника стихов любого поэта "серебряного века" с использованием технологий обработки информации, исследовательского характера, создают проекты, составляют обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемы, выступают в различных ролях (фотографа, режиссера видеоматериала, художника), которые требуют от школьников умения владеть способами познавательной деятельности:
- cоздавать организационные структуры хранения данных, создавать, именовать, сохранять объекты;
- пользоваться экранной справочной системой;
- строить информационные модели различных объектов, используя для этого типовые средства (таблицы, графики);
- создавать информационные объекты различной формы представления с уровнем сложности, отвечающим потребностям образовательного процесса в рамках гуманитарного профиля.
Создание слайдов с текстовым изображением. Ученики, используя словари, энциклопедии, представленные на дисках (например: "В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка", "Русские словари", "Большая русская биографическая энциклопедия"), создают слайды по следующим разделам: словарно-орфографическая работа; работа с литературоведческой статьей; обзор творчества поэта, писателя; подготовка доклада о писателе, поэте; изучение любого раздела языка (фразеология, орфоэпия, словообразование).
Создание слайдов с графическим изображением (ученики в ходе изучения нового материала создают обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы действий по всем разделам науки о языке или по литературе, а на этапе закрепления изученного или на этапе повторения пройденного используют данные таблицы, схемы для решения учебно-познавательных задач).
Широко используется при объяснении учебного материала информация, заимствованная из сети Интернет. Так же можно осуществлять проблемное обучение посредством поиска информации в сети Интернет для подготовки домашнего задания, для написания реферата, научно- исследовательской работы. Работа в сети Интернет предоставляет неограниченные возможности творчества для учителя и учеников, дает возможность использовать накопленный мировой опыт и знания в области образования, науки и культуры. Использование Интернета способствует формированию и развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и предоставлению информации учащимся, тематических презентаций (составление презентаций при подготовке и защите рефератов активизирует интерес учащихся к усвоению медиа-технологий, создает атмосферу зрелищности и дозированной информативности). Интернет дает огромные возможности для саморазвития, самообразования и детей, и учителей, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.
Дистанционное образование – еще одна особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно-заочного обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Достоинства дистанционного образования с каждым годом становятся очевидными, потому как исследования, сравнивающие две системы образования - классическую и дистанционную, показывают, что последняя становится такой же эффективной, как и первая при условии правильного и внимательного использования всего учебного материала и методик. Представленные на сайте «Дистанционные уроки русского языка», разработанные учителями городов Алдана, Новокузнецка, Москвы, можно назвать подтверждением этому.
Выполнение творческих и научно-исследовательских работ на персональном компьютере с возможностью проверки этих работ учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе.
Компьютерная демонстрация мультимедийного урока (или отдельной части) стали неотъемлемой частью учебного процесса. Деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания учащегося на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У учащегося таким образом формируется учебно-информационные умения и навыки.
Несколько лет ведется факультатив «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку с использованием компьютерных технологий». Учащимся интересно использовать свои знания одновременно по русскому языку и информатике, они работают с программами-тренажерами, отрабатывая темы, изученные на уроках, с контролирующими программами, с тестами, готовимся к контрольным и зачетным урокам.
Итоги использования компьютерных технологий таковы:
- повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);
- осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
- расширение объёма предъявляемой учебной информации;
- обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
- улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
- повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
- включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах.
Одним словом, применение новых возможностей электронной техники – это один из верных способов повышения интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшения качества образования, активизации творческого потенциала ученика и учителя, а также включения школьников и педагогов в современное пространство информационного общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преподаватель -организатор по курсу ОБЖ 2016 г. - 2016
В разделе размещены материалы, разработанные для участия в конкурсе Учитель года-2015....
Лагерь "Мир вокруг тебя" 2016, 2 смена, 20.09.2016
отчет о работе в лагере, 2016...
06.10.2016 г. Олимпиада по ОПК - 2016 (5 класс). Мельников Никита завоевал диплом 2 степени.
Школьный тур олимпиады....
22.06.2016 г Итоги успеваемости детей школьного логопункта 2015-2016 гг.
Итоговый педагогический совет. "Итоги успеваемости детей школьного логопункта за 2015-2016 уч. год"...
Информация о работе учителя 2014-2015, 2015-2016, 2016-1017, 2017-2018, 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021, 2021-2022, 2022-2023 учебные годы
Отчет проделанной работы за учебный год...
Приказ от 10 ноября 2016 года "О проведении мастер-классов в период каникул с 14.11.2016 по 18.11.2016г"
Приказ от 10 ноября 2016 года "О проведении мастер-классов в период каникул с 14.11.2016 по 18.11.2016г"...