«Возможности использования информационных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин», 2016 год
статья

Коурова   Елена  Александровна

Выступление на  традиционной   августовской  конференции  района 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avgustovskaya_konferentsiya_2016_god.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

НЕФТЕЮГАНСКОЕ  РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ  

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧЕУСКИНСКАЯ   СРЕДНЯЯ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ШКОЛА»

       

Августовская педагогическая  конференция

«Возможности  использования   информационных  технологий

в преподавании  гуманитарных  дисциплин»

   Коурова Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы

НРМОУ «Чеускинская СОШ»

Нефтеюганского района,

Ханты - Мансийского автономного  округа –Югры

2016 год

Вот  уже около двадцати   лет  прошло  с тех пор,  как школы  начали  эксперимент по оптимизации учебного процесса на базе новых информационных технологий, и почти все это время компьютер по-разному применяется  в работе: на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по русскому языку и литературе, в исследовательской работе и т.д.  

За много лет применения компьютерных технологий на уроках и во внеклассной работе многие научились более требовательно относиться к готовым компьютерным программам, к их месту на уроках, научились видеть их сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки.

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке в силу понятных причин.

Задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.

Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем – словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер. Многолетний  опыт  позволил  получить  ответы на эти и многие другие вопросы. Во-первых, компьютер применяется для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
  • обогащение словарного запаса;
  • овладение основами лингвистических и литературоведческих  знаний, а также  нормами  литературного   языка;
  • наконец, формирование общеучебных умений и навыков.

Для решения таких задач компьютер является хорошим помощником учителю-словеснику наряду с другими средствами обучения.  Правда, подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера. Но зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителям.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.

В функции учителя компьютер представляет:

  • источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);
  • наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций);
  • индивидуальное информационное пространство;
  • тренажер;
  • средство диагностики и контроля.

Рассмотрим  конкретные  примеры  использования учебных  компьютерных  программ на  уроках  русского  языка  и  литературы.

1. К   средствам  обучающего  характера,  предназначенным для  передачи  учебной  информации,  можно  отнести мультимедиа-комплекс для  учащихся 5-6 классов 1С: Школа. Русский  язык. Морфология. Орфография. Комплект из  двух  дисков содержит   99  интерактивных  таблиц; 36 рисунков и анимаций в коллекции «Смешная  ошибка»; 26  ситуаций в коллекции «Интересный  вопрос». Раздел  «Справочник» - 155 текстов гипертекстового  учебника; 409 статей «Словаря  терминов»; 31 учебный  словарь 12 статей  об  ученых-лингвистах, 128 конспектов  уроков, 197 статей  энциклопедии  «Что  такое? Кто  такой?»; раздел «Обучение»- 205  уроков  в виртуальном  классе, 191 электронное  задание,  содержащее  более 1400 вопросов.

Работая с  комплексом,  учащиеся  принимают  активное  участие  в  уроках  виртуального  класса,  выполняют  задания  в  рабочей  тетради,  обращаясь к  справочным  материалам  и  помощи  виртуальных  персонажей,  систематизируют  знания  и  ликвидируют  пробелы  в них, используют   наглядные   материалы «Альбома»,  справочники  и  учебные  словари,  получают  ответ  на  вопрос  в энциклопедии «Что такое? Кто  такой?», знакомятся  с интересными  фактами  из  истории   морфологии и из  жизни  русских  ученых,  которые  ей  занимались.

Материалы комплекса 1С: Школа. Русский  язык. Морфология. Орфография позволяют  учителю  сделать  свои   уроки   более  увлекательными   и  эффективными.

 2. Теоретическая часть  курса «Готовимся  к  Единому государственному  экзамену. Русский  язык»  содержит  все  справочные  сведения в  объеме,  необходимом  для подготовки к ЕГЭ. Гипертекстовые  ссылки и инструменты помогают  ориентироваться   в материале. Специальные  интерактивные  тренажеры  позволяют  развить навыки подготовки к экзамену  в тестовой  форме. Программа   комментирует  действия  ученика, выдает  подсказки и  ссылки  на  справочник  в случае  неверного  ответа. В режиме  зачета  учащийся  выполняет  экзаменационные  задания  на  время. Форма  и  содержание  тестов,  а также  критерии  оценивания  соответствуют нормативным  документам  ЕГЭ. Журнал  пользователя  фиксирует  результаты  всех  попыток  по  всем  зачетам. В  дневнике  отображается   текущее  задание  по  курсу. Программа  формирует  его  самостоятельно в зависимости от  результатов  от  предыдущего   зачета.

 3. Серия «Интерактивный  тренинг - подготовка  к ЕГЭ»  разработана  с  целью  упрощения  подготовки  старшеклассников  и  выпускников  школ  к новому  виду  итоговой   аттестации,  проводимого   Министерством  образования  Российской Федерации.  Данный  интерактивный  экзамен  состоит  из  тестов,  которые  разделены  по  категориям  сложности  заданий. При  выполнении  экзамена   ведется   персональная   статистика   работы - данные  заносятся   в дневник,  в отчете  указано  количество   правильных  и  неправильных  ответов,  дата  прохождения   экзамена, время, затраченное  на  работу  и  оценка.  Этот  диск помогает  получить  подробный  анализ  результатов  тестирования  по  русскому  языку  и  устранить   пробелы   в знаниях и  подготовиться   к сдаче  ЕГЭ и поступлению  в  ВУЗ,  а  также  психологически  подготовиться   к  новым  требованиям   проведения  итоговой  аттестации.

4. Курс  русского  языка. Электронный  репетитор – тренажер предназначен  для  самостоятельных  занятий школьников 9-11 классов, он  включает  обучающие,  контролирующие,  игровые  задания по  всем  темам  русской  орфографии  и  пунктуации (600 заданий  на  5  уровнях). Каждый уровень  включает 15-17 тем по  основным  правилам  русской  орфографии и  пунктуации, а  каждая тема, в свою  очередь, содержит  5-10  разнообразных  типов  заданий и  упражнений. Одни  упражнения   статичные,  другие динамичные, игровые, одни требуют  самоконтроля,  другие  сразу же  проверяются  компьютером. В  конце  каждого  уровня  детям предлагается  выполнить  итоговые  контрольные    задания, написать  экзаменационные  диктанты.

5. РС CD-ROM 74+ «Ксюха  спешит  на  помощь. Русский  язык»  в веселой и  доступной  форме   закрепляет  8  основных  тем  по  программе  8 – 9  классов;    8 мини-игр,  связанных  общим  сюжетом,   дают   практические  навыки. Яркие   персонажи  и  увлекательный  сюжет,  отличная  графика и анимация,  качественная  фоновая музыка -  вот  несомненные  достоинства  данной  учебной  программы.

6. Виртуальный  наставник.  Русский  язык, 7-11 классы. Программа  из  серии «Виртуальный  наставник» призваны  заменяет  репетитора  и  дополнительные  занятия  в школе,  она  предназначена   в большей мере  для  самостоятельной  работы  учащихся.  Серия  содержит  структурированные  теоретические  основы  по  всем  темам школьной программы,  а также  дает возможность тут  же  проверить  полученные  знания на  практике. А  если  у  ученика  справиться  с заданием  сразу  не  получается, то  подробное  описание   с  объяснением    всех  ошибок  поможет  в дальнейшем  все  исправить.

 7. Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного (1С: Репетитор. Русский язык. Орфография. Пунктуация). Компьютерные тесты - это чёткое и ясное задание по конкретной предметной области, требующее однозначного ответа.
Для учителя тест служит средством внесения различного рода изменений, направленных на совершенствование учебного процесса, а также вспомогательным средством для текущего индивидуального контроля знаний, дидактическим средством для обучения, в том числе и дистанционного. Школьники с удовольствием отвечают на вопросы компьютера, ученик сам задаёт темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу. Может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок, что даёт возможность проанализировать, насколько глубоко он усвоил данный материал. В случае неудовлетворённого результата школьник может вернуться к тестированию после повторного прохождения курса или уточнения отдельных вопросов. Благодаря этому учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.

 8. Помогают  проверить  уровень  владения  письменной  речью и электронные  учебники, которые  имеют  гиперссылки, анимацию, речь  диктора,  как например,  программа  компьютерного  тренажера по  русскому  языку для старшеклассников  и  абитуриентов «Репетитор. Диктант».  Эта программа  автоматически  определяет   скорость  набора  текста  на  клавиатуре    и  учитывает  ее  в  дальнейшей  работе, диктует  и  проверяет   тексты  как  настоящий  преподаватель.  Кроме того,  после  каждого  диктанта    проводится   работа  над  ошибками.  Еже  один  вид   работы -  грамматические  диктанты,  содержащие   короткие  фразы  и  отдельные  слова,  наиболее   трудные  для  правильного  написания.  Помимо  старшеклассников   «Репетитор. Диктант»  помогает   всем,  кто  готовит  печатные  материалы.

 9. Дидактический  и  раздаточный  материал по русскому  языку  для  учащихся 5 – 7 и 8 – 9  классов. Данный  компакт-диск  позволяет  учителю готовить  раздаточный материал для  проведения контрольных, самостоятельных, итоговых и других  проверочных  работ. Основу для  формирования раздаточного  материала  составляют: задания  по  основным  темам курса; гибкая  система  корректировки,  комплектация  многовариантного  пакета карточек,  печать  сформированного  пакета  карточек.

10. «Библиотека школьника» и  электронная  библиотека Libraru – поистине эксклюзивные   издания, в  состав  которых   вошли  электронные  версии  произведений отечественной  и зарубежной  литературы,  изучаемых  в рамках  школьной  программы  средней школы.  На  дисках   собраны    полные  тексты  произведений,  биографии  и  фотографии  авторов. Художественные  медиатексты  в электронном формате  применяются   на  уроках  по  анализу  поэтического  и  прозаического  текстов, для  анализа  эпизодов. Ученики,  используя возможности  компьютера,  выделяют  тему, находят  и подчеркивают   художественные  тропы и  синтаксические  фигуры,  определяют  рифму, размер  и т.д. Каждый  ученик  работает  самостоятельно, так как  перед  каждым  есть  текст   произведения.

11. Энциклопедия «1000  великих  художников»  рассказывает  о  великих   художниках   прошлого  и настоящего. Наиболее  известные  картины  большинства   из  них  представлены   в  галереях,  размещенных  на  диске.  Статьи  об  авторах  разделены  на  три группы: «Художники  прошлого», «Современные  художники» и  «Художники-фантасты». Кроме того, на  диске  присутствует  еще  два  раздела,  содержащих  публикации   о  стилях  живописи,  словарь   терминов  изобразительного  искусства.  Богатый  текстовый  материал (биографии  более  1200  художников) дополнен   более  чем  600  полотнами. Статьи   в каждом  разделе  расположены    в  алфавитном  порядке,  что  обеспечивает   удобный  доступ  к ним.  Гибкая   система  поиска   позволяет  искать  нужное  слово  во  всех  текстах,  входящих  в состав  информации,  представленных   на  диске.

12. Непременной   составляющей   каждого урока  является  работа со словарем «ABBYY Lingvo 12», выпущенным в  пользование    фирмой «1С: Дистрибьюция».  «ABBYY Lingvo 12» предназначен для  современных  активных людей. Этот  знаменитый  незаменимый помощник   для  тех,  кто  стремится  глубже  понять  и  изучить  русский  язык,  кто  хочет  быть  настоящим  профессионалом  и  постоянно  совершенствуется. Отличный  результат,  к  которому   стремится  каждый,  с «ABBYY Lingvo 12» может   быть достигнут  быстрее.

Вот некоторые другие  приемы  применения  компьютерных  технологий на  уроках  гуманитарного  цикла:

На уроках русского языка и литературы ученики выполняют задания творческого характера (сочинения, статьи, рисунки, фотографии). Например, оформление сборника стихов любого поэта "серебряного века" с использованием технологий обработки информации, исследовательского характера, создают проекты, составляют обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемы, выступают в различных ролях (фотографа, режиссера видеоматериала, художника), которые требуют от школьников умения владеть способами познавательной деятельности:

  • cоздавать организационные структуры хранения данных, создавать, именовать, сохранять объекты;
  • пользоваться экранной справочной системой;
  • строить информационные модели различных объектов, используя для этого типовые средства (таблицы, графики);
  • создавать информационные объекты различной формы представления с уровнем сложности, отвечающим потребностям образовательного процесса в рамках гуманитарного профиля.

Создание слайдов с текстовым изображением. Ученики, используя словари, энциклопедии, представленные на дисках (например: "В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка", "Русские словари", "Большая русская биографическая энциклопедия"), создают слайды по следующим разделам: словарно-орфографическая работа;  работа с литературоведческой статьей;  обзор творчества поэта, писателя; подготовка доклада о писателе, поэте; изучение любого раздела языка (фразеология, орфоэпия, словообразование).

Создание слайдов с графическим изображением (ученики в ходе изучения нового материала создают обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы действий по всем разделам науки о языке или по литературе, а на этапе закрепления изученного или на этапе повторения пройденного используют данные таблицы, схемы для решения учебно-познавательных задач).
         

    Широко используется  при объяснении учебного материала информация, заимствованная из сети Интернет. Так же можно осуществлять проблемное обучение посредством поиска информации в сети Интернет для подготовки домашнего задания, для написания реферата, научно- исследовательской работы. Работа в сети Интернет предоставляет неограниченные возможности творчества для учителя и учеников, дает возможность использовать накопленный мировой опыт и знания в области образования, науки и культуры. Использование Интернета способствует формированию и развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и предоставлению информации учащимся, тематических презентаций (составление презентаций при подготовке и защите рефератов активизирует интерес учащихся к усвоению медиа-технологий, создает атмосферу зрелищности и дозированной информативности). Интернет дает огромные возможности для саморазвития, самообразования и детей, и учителей, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.

Дистанционное образование – еще  одна  особая,   совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно-заочного обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Достоинства дистанционного образования с каждым годом становятся очевидными, потому как исследования, сравнивающие две системы образования - классическую и дистанционную, показывают, что последняя становится такой же эффективной, как и первая при условии правильного и внимательного использования всего учебного материала и методик.  Представленные  на  сайте  «Дистанционные  уроки  русского  языка»,  разработанные  учителями  городов  Алдана, Новокузнецка, Москвы, можно  назвать  подтверждением   этому.

Выполнение творческих и научно-исследовательских работ  на персональном компьютере с возможностью проверки этих работ учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе.

Компьютерная  демонстрация мультимедийного урока (или отдельной части) стали  неотъемлемой  частью  учебного  процесса. Деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания учащегося на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У учащегося таким образом формируется учебно-информационные умения и навыки.

Несколько  лет  ведется факультатив «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку с использованием компьютерных  технологий». Учащимся интересно использовать свои знания одновременно по русскому языку и информатике, они работают с программами-тренажерами, отрабатывая темы, изученные на уроках, с контролирующими программами, с тестами, готовимся к контрольным и зачетным урокам.

Итоги использования компьютерных технологий таковы:

  • повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);
  • осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
  • расширение объёма предъявляемой учебной информации;
  • обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
  • улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
  • повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
  • включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах.

Одним словом, применение   новых  возможностей  электронной  техники – это  один  из  верных способов повышения  интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшения качества образования, активизации творческого потенциала ученика и учителя, а также  включения школьников и педагогов в современное пространство информационного общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподаватель -организатор по курсу ОБЖ 2016 г. - 2016

В разделе размещены материалы, разработанные для участия в конкурсе Учитель года-2015....

Лагерь "Мир вокруг тебя" 2016, 2 смена, 20.09.2016

отчет о работе в лагере, 2016...

22.06.2016 г Итоги успеваемости детей школьного логопункта 2015-2016 гг.

Итоговый педагогический совет. "Итоги успеваемости детей школьного логопункта за 2015-2016 уч. год"...

Приказ от 10 ноября 2016 года "О проведении мастер-классов в период каникул с 14.11.2016 по 18.11.2016г"

Приказ от 10 ноября 2016 года "О проведении мастер-классов в период каникул с 14.11.2016 по 18.11.2016г"...