"Использование компьютерных технологий в преподавании дисциплины "Инженерная грфика" -Методический доклад
учебно-методический материал по теме
В данном докладе раскрываеются возможности преподавания дисциплины "Инженерная графика" с помощью программ на компьютере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolz.komp_.tekhn_._v_inzh.gr_.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГОУ СПО Жердевский колледж сахарной промышленности
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
На тему :»ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»
Преподаватель : Бельков А.П.
2009г
Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения приобретает сегодня особую актуальность. Прогресс человечества определяется уровнем развития его производительных сил и прежде всего интеллектом человека , к формированию которого предъявляются определенные требования ; адекватное восприятие и обработка информации в условиях распределения внимания и ограничения времени; профессиональная компетентность.
Целями графической подготовки является формирование навыков элементарных геометрических построений, начальных навыков работы в графическом редакторе /геометрическая графика/, анализа вербально-визуальной информации /проекционная графика/, повышение производительности труда при создании технической документации /машинная графика/. Учебные программы среднего профессионального образования ориентированы на формирование вербально-логического характера мышления, а развитие его логико-образной компоненты не принимается во внимание. Более того , в последние годы идет систематическое сокращение объема дисциплин , развивающих восприятие пространства. Формирование образного геометрического мышления необходимо начинать в более раннем возрасте, чем это происходит в настоящее время. В реформировании начального, среднего и высшего профессионального образования наблюдается несогласованность. Следствием этого является неразвитость пространственных представлений у студентов первых двух курсов.
Формирование навыков восприятия пространства начинается с изучения элементов геометрии, начертательной геометрии, инженерной графики и САПР. Организационные принципы традиционного обучения восприятию пространства основывались на относительно большом объеме учебной нагрузки. Подобный подход себя оправдывал, однако систематическое сокращение объема дисциплины привело к существенному снижению уровня подготовки. В настоящее время курс черчения исключен из программы средней школы и почти в два раза сокращен объем часов инженерной графики в средних специальных учебных заведениях. Это существенно сократило возможности формирования аналитических навыков мыслительной деятельности.
Высокая скорость развития методов и средств автоматизированного проектирования обусловила острую необходимость исследования педагогических аспектов геометрического моделирования.
Для преодоления сложившегося противоречия целесообразно пересмотреть учебные программы и исследовать возможности информационных и коммуникационных технологий.
Первые попытки использования ЭВМ как чертежного инструмента при изучении инженерной графики не позволили повысить эффективность обучения из-за значительных затрат времени не на изучение дисциплины, а на освоение пользовательских навыков /изучить интерфейс графических редакторов «Компас»,AutoCAD»/. В дальнейшем компьютер применялся для решения отдельных частных задач / составление спецификаций, текстовых документов и др./, что тоже не привело к положительному результату. Следующим этапом было введение в традиционную методику элементов «компьютерной поддержки». Общим недостатком этих нововведений является несоответствие возможностей профессиональных программно-аппаратных средств педагогическим требованиям учебного процесса. Существующие профессиональные средства имеют ограниченные возможности для решения методических задач.
Переход от традиционного образования к компьютеризированному требует новых подходов в преподавании. Использование компьютерных программ позволяет обобщить, систематизировать информацию, решить проблемы интеграционного обучения.
Появившиеся в настоящее время интерактивные обучающие компьютерные системы способствуют получению качественного образования. Такие системы интерактивных продуктов призваны обеспечить доступность, непрерывность и высокое качество образования на основе перспективных компьютерных технологий. Интерактивные технологии позволяют реализовать качественно новую эффективную модель преподавания инженерной графики, а интерактивная доска является техническим инструментом для реализации этой модели обучения. Активное внедрение в учебный процесс интерактивной доски делает преподавание действительно креативным и увлекательным. Технология обучения с ее использованием позволяет студентам видеть реалистичные двухмерные и
трехмерные детали и узлы, наблюдать их изменение и управлять ими непосредственно на доске.
Объяснение нового материала сопровождается наглядным изображением трехмерных образов, развивая при этом пространственное воображение обучающегося . Представление материала на интерактивной доске в сочетании с индивидуальной работой студентов на компьютере позволяет добиться уникальных результатов в обучаемости. Их можно немедленно проверить при помощи тестов, требующих активного восприятия анализа и обобщения демонтируемого материала / как на интерактивной доске, так и на персональном компьютере/. Интеллектуальное программное обеспечение позволяет студенту активно взаимодействовать с виртуальными объектами –деталями , управлять ими и изменять их, конструировать из них узлы и механизмы, составлять конструкторскую документацию, т.е. в процессе творчества приобретать знания. Преподаватель на всех этапах обучения может через компьютерные сети взаимодействовать со студентами в ходе проведения практических и лекционных занятий, консультаций и в случае необходимости корректировать их действия. Преподаватель может самостоятельно / без привлечения специалистов-программистов и больших затрат / подготовить компьютерный курс инженерной графики, модифицировать учебный фрагмент в рамках разработанного программного обеспечения , изменить структуру и ход объяснений , подготовить новые задания , что сделает работу студента творческой и нестандартной. Для разработки образовательных электронных учебных материалов и презентаций преподаватели колледжа применяют доступный и широко распространенный инструмент – Power-Point из пакета Microsoft Office. Интерактивные обучающие программные средства применяются для выработки у студентов умений и навыков и реализуются в разных педагогических жанрах: демонстрация , моделирование, конструирование, решение проекционных задач начертательной геометрии, тестирование, тренаж.
Новые технологии активизируют исследовательскую деятельность студентов , повышают качество обучения, расширяют творческие возможности преподавателя и студентов.
Все вышеизложенное позволяет рационально скорректировать программу курса « инженерная графика».
Раздел 1. темы 1.2 и 1.3. Геометрические построения и правила вычерчивания контуров технических деталей можно объединить с изучением основных положений профессионального графического редактора « Компас-график».
Тема 1.2. основные сведения по оформлению чертежей исключить в случае использования в учебном процессе компьютерных средств, т.к. в запланированное время /2 часа/ невозможно овладеть навыками чертежного письма.
Разделы 2 и 3 . Проекционное черчение / основы начертательной геометрии/ , техническое рисование и элементы технического конструирования целесообразнее изучать с программно-методической поддержкой трехмерного графического редактора «Компас-3D».
Раздел 4. Машиностроительное черчение предлагается изучать при более полном применении возможностей «Компас 3D- график». Это позволит сократить время разработки конструкторской документации. Кроме того , редактор целесообразен для расширения межпредметных связей с курсами « Технология производства», «Детали машин», «Механообработка деталей на станках с ЧПУ « и др.
Раздел 5. Чертежи и схемы по специальности целесообразно посвятить специфике работы в принятом графическом редакторе , освоению приемов формирования изображений, внесению изменений в существующую документацию и т.п. На этом этапе необходимо отводить больше времени на самостоятельную работу студентов.
Предлагаемые изменения в рабочей программе дадут возможность увеличить объем графических работ, выполняемых машинным способом, сократить время изучения инженерной графики и смежных дисциплин , применяя методы сквозных проектов. Что касается методик проведения занятий, то следует иметь в виду, что они могут быть разработаны и дополнены на основе применения современных интерактивных технологий. На основе этого реально разработать автоматизированную систему обучения.
Литература
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании :Учебн.пособие.- М.,2007.
- Боголюбов С.К.Инженерная графика,2006
- Соколова Т. AutoCad для студентов, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютерных технологий в преподавании английского языка в МАОУ «Лицей гуманитарных наук»
Информатизация учебного процесса - одна из важнейших задач современного образования. Она связана с развитием материально-технической базы учебных заведений, переподготовкой учителей, разработкой метод...
Использование компьютерной технологии при преподавании татарского языка и литературы
Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес ребенка. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он делае...
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МО
Использование новых технологий в учебной деятельности педагога....
Использование компьютерной технологии при преподавании татарского языка и литературы
Успешное обучение возможно только в том случае, если преподавателю удается пробудить интерес к изучаемому предмету и не только пробудить, но и систематически поддерживать его. В связи с эт...
Возможности использования компьютерных технологий в преподавании географии.
Возможности использования компьютерных технологий в преподавании географии. Одним из направлений модернизации системы географического образования в школе является внедрение компьютерн...
Статья "Использование компьютерных технологий в преподавании школьного курса географии"
Использование компьютерных технологий в преподавании школьного курса географии Поток информации в современном мире велик. Специфика предмета геогр...
Информационно-компьютерные технологии в преподавании испанского языка. Использование ИКТ в преподавании грамматики
Известно, что изучение грамматики необходимо, если речь идет о уроках иностранных языков. Это находит выражение в выборе наиболее эффективных способов объяснения грамматики и, конечно, в применении те...