"Использование компьютерных технологий в преподавании дисциплины "Инженерная грфика" -Методический доклад
учебно-методический материал по теме

Бельков Александр Павлович

В данном докладе раскрываеются возможности преподавания дисциплины "Инженерная графика" с помощью программ на компьютере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolz.komp_.tekhn_._v_inzh.gr_.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

                  ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО  ПО  ОБРАЗОВАНИЮ

           ФГОУ СПО  Жердевский  колледж  сахарной  промышленности

                                    МЕТОДИЧЕСКИЙ  ДОКЛАД

На тему :»ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  

              В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

Преподаватель : Бельков А.П.

                                                       2009г

               Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения приобретает сегодня особую актуальность. Прогресс человечества определяется уровнем развития его производительных сил и прежде всего интеллектом человека , к формированию которого предъявляются определенные требования ; адекватное восприятие и обработка информации в условиях распределения внимания и ограничения времени; профессиональная компетентность.

                   Целями графической подготовки является формирование навыков элементарных геометрических построений, начальных навыков работы в графическом редакторе /геометрическая графика/, анализа вербально-визуальной информации /проекционная графика/, повышение производительности труда при создании технической документации /машинная графика/. Учебные программы среднего профессионального образования  ориентированы на формирование вербально-логического характера  мышления, а развитие его логико-образной компоненты не принимается во внимание.  Более того , в последние годы идет систематическое  сокращение  объема дисциплин , развивающих восприятие пространства. Формирование  образного геометрического мышления необходимо начинать в более раннем возрасте, чем это происходит в настоящее время. В реформировании начального, среднего и высшего профессионального образования наблюдается несогласованность. Следствием этого является неразвитость пространственных представлений у студентов первых двух курсов.

                   Формирование навыков восприятия пространства начинается с изучения элементов  геометрии, начертательной геометрии, инженерной графики и САПР. Организационные принципы традиционного обучения восприятию пространства основывались на относительно большом объеме учебной нагрузки. Подобный подход себя оправдывал, однако систематическое сокращение  объема дисциплины  привело к существенному снижению уровня подготовки.  В настоящее время курс  черчения исключен  из программы средней школы и почти в два раза сокращен объем часов инженерной графики в средних специальных учебных заведениях. Это существенно сократило возможности  формирования аналитических навыков мыслительной деятельности.

                     Высокая скорость развития методов и средств автоматизированного проектирования  обусловила острую необходимость исследования педагогических аспектов  геометрического моделирования.

                     Для преодоления сложившегося противоречия целесообразно пересмотреть учебные программы и исследовать возможности информационных и коммуникационных технологий.

                     Первые попытки использования ЭВМ как чертежного инструмента при изучении инженерной графики не позволили повысить эффективность обучения из-за значительных затрат времени не на изучение дисциплины, а на освоение пользовательских навыков /изучить интерфейс графических редакторов «Компас»,AutoCAD»/. В дальнейшем компьютер применялся для решения отдельных  частных задач  / составление спецификаций, текстовых документов и др./, что тоже не привело к положительному результату. Следующим этапом было введение  в традиционную методику элементов «компьютерной поддержки». Общим недостатком этих нововведений является  несоответствие  возможностей профессиональных программно-аппаратных средств педагогическим  требованиям учебного процесса. Существующие профессиональные средства имеют ограниченные возможности для решения методических задач.

                          Переход от традиционного образования к компьютеризированному требует новых подходов в преподавании. Использование компьютерных  программ позволяет обобщить, систематизировать информацию, решить проблемы интеграционного обучения.

                          Появившиеся в настоящее время интерактивные обучающие компьютерные системы  способствуют  получению качественного образования. Такие системы интерактивных  продуктов призваны обеспечить  доступность, непрерывность и высокое качество образования  на основе перспективных компьютерных технологий.  Интерактивные  технологии позволяют реализовать качественно новую эффективную модель преподавания инженерной графики, а интерактивная доска является техническим инструментом для реализации этой модели обучения. Активное внедрение  в учебный процесс интерактивной доски делает преподавание  действительно креативным и увлекательным. Технология обучения с ее использованием позволяет студентам видеть реалистичные двухмерные и

трехмерные детали и узлы, наблюдать их изменение и управлять ими непосредственно на доске.

                     Объяснение  нового материала сопровождается наглядным изображением  трехмерных образов, развивая при этом  пространственное воображение  обучающегося . Представление  материала  на интерактивной доске в сочетании с индивидуальной  работой студентов на компьютере  позволяет  добиться уникальных  результатов в обучаемости. Их можно немедленно проверить при помощи тестов, требующих активного восприятия  анализа и обобщения демонтируемого материала / как на интерактивной доске, так и на персональном компьютере/.  Интеллектуальное  программное  обеспечение позволяет студенту  активно  взаимодействовать  с виртуальными  объектами –деталями , управлять ими  и изменять их, конструировать  из них  узлы и механизмы, составлять конструкторскую документацию, т.е. в процессе творчества  приобретать знания. Преподаватель на всех этапах обучения может через компьютерные сети  взаимодействовать со студентами  в ходе проведения практических и лекционных занятий, консультаций и в случае необходимости корректировать их действия. Преподаватель может самостоятельно  / без привлечения специалистов-программистов и больших затрат / подготовить компьютерный  курс инженерной графики,  модифицировать учебный фрагмент  в рамках разработанного  программного обеспечения , изменить структуру и ход объяснений , подготовить  новые задания , что сделает работу студента  творческой и нестандартной. Для разработки образовательных электронных учебных материалов и презентаций преподаватели колледжа применяют доступный и широко распространенный инструмент – Power-Point    из пакета  Microsoft Office. Интерактивные обучающие  программные средства применяются для выработки у студентов умений и навыков и реализуются в разных педагогических жанрах: демонстрация , моделирование, конструирование, решение  проекционных задач начертательной геометрии, тестирование, тренаж.

               Новые  технологии активизируют исследовательскую деятельность  студентов , повышают качество обучения, расширяют творческие  возможности  преподавателя и студентов.

               Все вышеизложенное позволяет рационально скорректировать программу курса « инженерная графика».

               Раздел 1. темы 1.2 и 1.3. Геометрические  построения и правила вычерчивания контуров  технических  деталей можно объединить  с изучением основных положений профессионального  графического редактора « Компас-график».

               Тема 1.2. основные сведения по оформлению чертежей исключить в случае использования в учебном  процессе компьютерных средств, т.к. в  запланированное время /2 часа/ невозможно овладеть навыками чертежного письма.

                Разделы 2 и 3 . Проекционное черчение / основы начертательной геометрии/ , техническое рисование  и элементы технического конструирования целесообразнее изучать с программно-методической поддержкой  трехмерного графического редактора «Компас-3D».

                Раздел 4. Машиностроительное черчение предлагается  изучать при более полном применении  возможностей «Компас 3D- график». Это позволит  сократить  время разработки конструкторской  документации. Кроме того , редактор целесообразен  для расширения  межпредметных связей с курсами « Технология  производства», «Детали машин», «Механообработка деталей на станках с ЧПУ « и др.

                 Раздел 5. Чертежи и схемы по специальности целесообразно  посвятить  специфике работы в принятом графическом редакторе , освоению приемов  формирования изображений, внесению изменений в существующую документацию и т.п. На этом этапе  необходимо отводить больше времени  на самостоятельную работу студентов.

                 Предлагаемые изменения в рабочей программе дадут возможность увеличить объем графических  работ, выполняемых машинным способом, сократить  время изучения инженерной  графики и смежных дисциплин , применяя методы сквозных проектов. Что касается методик проведения занятий, то следует иметь в виду, что  они могут быть разработаны и дополнены на основе применения современных интерактивных технологий. На основе этого реально разработать автоматизированную систему обучения.

                                                  Литература

  1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании :Учебн.пособие.- М.,2007.
  2. Боголюбов С.К.Инженерная графика,2006
  3. Соколова Т. AutoCad для студентов, 2007

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий в преподавании английского языка в МАОУ «Лицей гуманитарных наук»

Информатизация учебного процесса - одна из важнейших задач современного образования. Она связана с развитием материально-технической базы учебных заведений, переподготовкой учителей, разработкой метод...

Использование компьютерной технологии при преподавании татарского языка и литературы

Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес ребенка. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он делае...

Использование компьютерной технологии при преподавании татарского языка и литературы

Успешное обучение возможно только в том случае, если преподавателю  удается пробудить интерес к изучаемому предмету и не только пробудить, но и систематически поддерживать его. В связи с эт...

Возможности использования компьютерных технологий в преподавании географии.

Возможности использования компьютерных технологий в преподавании географии.   Одним из направлений модернизации системы географического образования в школе является внедрение компьютерн...

Статья "Использование компьютерных технологий в преподавании школьного курса географии"

Использование компьютерных технологий в преподавании школьного курса географии        Поток информации  в современном мире велик.  Специфика предмета геогр...

Информационно-компьютерные технологии в преподавании испанского языка. Использование ИКТ в преподавании грамматики

Известно, что изучение грамматики необходимо, если речь идет о уроках иностранных языков. Это находит выражение в выборе наиболее эффективных способов объяснения грамматики и, конечно, в применении те...