ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ.
статья по теме
В данной работе рассматривается вопрос использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя истории. Описаны возможности использования программных продуктов и Интернет-ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_konferenciya_ito-2011.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ.
Герасимов Александр Сергеевич (asgerasimov@yandex.ru)
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 294 Центрального района города Санкт-Петербурга
(ГОУ СОШ № 294).
Аннотация:
В данной работе рассматривается вопрос использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя истории. Описаны возможности использования программных продуктов и Интернет-ресурсов.
Тезисы:
Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории. Для человека живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Использование ИКТ в процессе обучения, способствует частичному решению данной проблемы. Преподавание истории предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда легко доступны в библиотеке. Благодаря ИКТ, появляется возможность создать при обучении эффект "погружения" в эпоху, повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание. Передача информации через звук и синхронизированные с ним графические образы делает уроки эмоционально-насыщенными. Развивает устойчивый интерес учащихся к изучаемому предмету.
Спектр применения программ, например MS Word, Excel, PowerPoint и Adobe Photoshop в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа PowerPoint обладает большим потенциалом создания наглядно-образного представления исторического прошлого. Мультимедийные презентации облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом. Учитель может самостоятельно создавать такие презентации к своим урокам либо использовать готовые. В Интернете представлен набор готовых учебных презентаций по предметам. Кроме того, на моих уроках практикуется творческое представление учащимися презентаций, выполненных самостоятельно.
Текстовый редактор MS Word также может служить примером простейшего использования офисных приложений. С его помощью учитель может создать простые дидактические материалы и предъявлять их учащимся для самостоятельной работы на уроке в компьютерном классе. Такой материал может быть подготовлен в виде текста с пояснениями, гиперссылками, иллюстрациями и контрольными вопросами. С помощью текстового редактора учащиеся могут создать собственные продукты, например рефераты, доклады, сообщения и пр. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях.
Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены, в основном, для обработки числовых данных. Тем не менее, возможности табличного процессора Excel в процессе обучения истории так же весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения, можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем социально-экономической истории, в которых фигурируют количественные показатели (объем производства, уровень безработицы, процесс ценообразования и др.). Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных и пр.
Большое значение для развития учащихся имеет использование ИКТ в исследовательской и проектной деятельности. Постигая методику исторического исследования, ученики выясняют содержание таких понятий как источник, материал, последовательность, причина-следствие, часть-целое, композиция, логика, аргументация, вывод.
Современные учебные пособия созданные на основе ИКТ обладают интерактивностью и позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения и электронных учебников, размещенных на CD или в Интернете в помощь учителю истории. Рассмотрим некоторые из них.
Энциклопедии – предназначенные для осуществления вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения. Можно выделить несколько типов электронных энциклопедий, используемых в процессе обучения истории:
исторические энциклопедии. Примером могут служить CD «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.» , CD «Династия Романовых. Три века российской истории»;
энциклопедии-путеводители, позволяющие совершать виртуальные путешествия. Например, CD «Святая Русь», «Храмы Санкт-Петербурга», «Золотое кольцо России», CD «Россия», CD «Московский Кремль»;
энциклопедические словари и справочники.
Ряд изданий можно отнести к энциклопедическим условно, они содержат познавательную информацию по частным историческим периодам, по истории искусства, персоналиями и пр. Например, CD «Эрмитаж», CD «Битва за Москву» и CD «От Кремля до Рейхстага»,CD «Генералиссимус Суворов», CD «Наполеон и Александр».
Существуют также различные программы-репетиторы – ориентированные на интенсивную подготовку к экзамену. CD «Репетитор по истории» - это тестирующая программа для школьников и абитуриентов.
Электронные учебники - совмещают в себе свойства вышеперечисленных программ и могут быть основным инструментом для регулярных систематических занятий по предмету. В 1997/98 учебном году был издан первый в отечественной педагогической практике электронный учебник по предмету история: CD «История России: XX век». Этот учебник является комплексной обучающей программой, в которой реализован замкнутый алгоритм обучения. На сайте издательства( http://www.history.ru/) можно скачать обновление к программе и методические рекомендации по ее использованию, в том числе подробное описание вариантов использования учебника на уроках. Существуют виртуальные учебники и по другим разделам истории. Например. CD «История Отечества IX-XVIII вв.» и CD «История Отечества. 882-1917». Использование Интернет на уроках истории значительно увеличивает объем информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные. Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Можно использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. Можно обратиться к помощи электронных библиотек. Электронные библиотеки представляют собой сложные информационные системы. Все чаще на сайтах этих библиотек размещаются отсканированные книжные тексты. Значительную информацию можно получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки http://www.shpl.ru/
Огромный каталог информационных ресурсов по истории расположен на сайте Исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/ . Кроме того, на этом сайте содержатся электронные тексты исторических источников на русском языке, база статистических данных по экономической истории России конца XIX – начала XX вв., аннотации книг Исторического факультета МГУ.
В глобальной сети можно найти сайты, посвященные отдельным историческим периодам и разделам исторической науки. Большую библиотеку античной литературы можно найти по адресу http://cyrill.newmail.ru/index2.html
Созданы уникальные ресурсы по истории древних цивилизаций: по истории Древней Месопотамии http://members.tripod.com/~sesna/oldeast/, о Древнеримской цивилизации http://rome.webzone.ru/ и Древнеегипетской цивилизации http://www.kemet.ru/ На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по использованию их в педагогическом процессе.
В Интернет можно найти сайты различных образовательных учреждений и органов управления образованием. Телекоммуникационные возможности Интернета можно использовать для организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов, чатов и видеоконференций. Образовательные ресурсы Интернета могут успешно использоваться учителем в режимах on-line или off-line.
Другим важным образовательным ресурсом являются методические сайты. Сайт издательства «1 сентября» http://www.1september.ru/ru/ - и его раздел «история», который содержит электронную версию газеты «История» с архивом за 1999 – 2003 гг. http://his.1september.ru/index.php и сайт «Я иду на урок истории» http://his.1september.ru/urok/ . На этих сайтах содержится большое количество сценариев уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др.
Учитель истории может найти в сети Интернет большие возможности для методической поддержки процесса обучения в старшей школе на сайте российской Федерации интернет-образования, а точнее его в его разделе СОМ (Сетевое объединение методистов), который расположен по адресу http://center.fio.ru/som/ .
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников. Современный образовательный процесс предполагает развитие творческих способностей учащихся, путем создания творческой образовательной продукции. В этом процессе неоценимую помощь может оказать основной потенциал компьютерных технологий, изначально созданных для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web – страниц и т.п.). Таким образом, даже стандартный набор компьютерных программ обладает огромным творческим потенциалом, и может стать эффективным инструментом в руках учителя и учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в преподавании регионального компонента.
Об использование информационных технологий в преподавании регионального компонента....
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ»
ИКТ в коррекционной школе...
Использование информационных технологий в преподавании дисциплины «Литература» в образовательных учреждениях СПО
Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Поэтому использование в образовательном процессе современных информационных те...
Использование информационных технологий в преподавании филологических дисциплин
Статья о том, что использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы помогает учащимся намного глубже вникнуть в изучаемый предмет, и при этом повышается эффективность...
Использование информационных технологий в преподавании физики
Практико-значимый проект...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ
Система профессионального образования должна готовить для рыночной экономики кадры, способные ориентироваться и адаптироваться в быстро меняющихся производственных ситуациях, самостоятельн...
Выступление по теме "Использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения с преимущественным использованием информационных технологий на уроках истории и обществознания"
Выступлении на РМО учителей истории и обществознания...