«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ»
статья по географии (7 класс) по теме
ИКТ в коррекционной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_informacionnyh_tehnologiy_v_prepodavanii_geografii_v_usloviyah_shkoly.zip | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ»
Учитель географии: БЕРЕЗИН В.В.
Выступление на педагогическом совете школы №573
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ»
Одним из важнейших направлений осуществляемой в настоящее время модернизации российского образования является его информатизация.
Преподавание географии в современных условиях также немыслимо без применения компьютера. Основным источником познавательного интереса является процесс сосредоточенной, углубленной деятельности, направленной на решение познавательной задачи. Комплексное применение интерактивных и аудиовизуальных средств может стать средством организации такой деятельности.
Одним из способов повышения интереса к урокам географии, углубления знаний учеников по этому предмету является использование современных информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса. Являясь во многом интегрирующей дисциплиной, география в наибольшей степени приспособлена для использования информационных технологий.
При использовании ИКТ в своей деятельности выделила следующие направления:
1) Использование мультимедийных учебников для проведения уроков географии (разработано тематическое планирование с использованием ИКТ).
2) Использование программы Power Point для создания презентаций по отдельным темам урока (создание презентаций к урокам при объяснении новой темы, закрепления и проверки знаний).
3) Использование интерактивных наглядных пособий (для оптимизации работы учителя и учащихся на уроке).
4) Использование Интернет-ресурсов (справочников, энциклопедий и др. мультимедийных изданий в качестве дополнительных источников информации).
Мультимедиа учебники. В своей педагогической деятельности использую электронные учебники по географии для 6, 7, 8, 9, 10 классов, разработанные Российским мультимедиацентром, которые имеются в кабинете географии. Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Электронное учебное пособие активизирует учебно-познавательную деятельность и позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, что дает возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор. Внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. Мною разработаны и проведены уроки с использование электронных учебников в 7 классе по теме «На далёкой Амазонке не бывал я никогда», «Природа Южной Америки», и др. При объяснении нового материала на уроке комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами. А при закреплении пройденного материала часто предлагаю учащимся работу с текстом электронного учебника, практикумы, интерактивные тесты. При этом используются групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока.
Презентация. Это форма позволяет более наглядно и интересно проводить уроки по географии. Сейчас уже подготовлены презентации к урокам «Размещение и миграции населения», «Природа Южной Америки», «На далёкой Амазонке не бывал я никогда…» и другие, которые могут быть использованы при прохождении тем. Провожу также и контрольные работы, созданные в MS Power Point.
Интерактивное наглядное пособие. В сентябре 2007 года в школу поступило оборудование для кабинета географии. С этого времени начала использовать интерактивные карты. Широкие функциональные возможности электронных карт позволяют учителю использовать их на каждом уроке, реализовать деятельностный и практико-ориентированный подход к обучению, активизировать познавательную деятельность на уроке, применять разные формы и методические приёмы работы с географической картой. Школьники работают с изображением на экране: выделяют, подчёркивают, обводят, рисуют, ведут запись. Всю проведённую в ходе урока работу можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа. Благодаря интерактивности и наглядности класс вовлекается в активную работу. Ребятам становится интереснее учиться. У них обостряется зрительное восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание учебного материала.
Мною активно используются и цифровые образовательные ресурсы в преподавании географии и во внеклассной работе по предмету. В кабинете географии имеются:
Библиотека электронных наглядных пособий География, 6-10 классы
Первый в мире интерактивный 3D – атлас Земли
Демонстрационные материалы по географии «Географическое положение России» и др.
РОССИЯ (энциклопедия)
Электронные уроки и тесты
Видеофильмы «Физическая география России», «История географических открытий, «Земля и климат» и др.
Используя программу Microsoft Office Word, создаю дидактические материалы, разрабатываю тесты для проверки знаний учащихся, формирую собственный образовательный ресурс. Моделирую учебные занятия с использованием мультимедийных учебников. Статистические иллюстрации, анимации, интерактивы, видеофрагменты, тесты, тренажёры прекрасно расширяют возможности учителя и ученика, превращают традиционные уроки в интересные, содержательные и увлекательные занятия.
При помощи компьютерных технологий на уроках провожу проверку знаний учащихся. Это могут быть вопросы различной степени сложности или практические работы из электронных учебников по географии.
Для развития интереса к географии, для расширения кругозора учеников предлагаю самостоятельные творческие работы - создание презентаций по выбранной учеником стране, например, «США», «Франция: далёкая и близкая» (для учащихся 8 классов).
Интернет-ресурс.: Широкие возможности в использовании компьютера открыло подключение школы к Интернет - сети в 2009 году. Это значительно позволило расширить возможности получения информации из различных источников, учить работать с информацией: найти, осмыслить, использовать. С помощью Интернет-ресурсов организую индивидуальные занятия для учеников по подготовке рефератов, докладов, творческих и проектных работ.
Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. При построении учебных программ по географии следует помнить, что:
• на уроке освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;
• на уроке закрепления целесообразно использовать программы-контролеры, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы;
• на контрольном уроке, используя персональный компьютер, учитель может тщательно проверить, насколько ученик усвоил большой объем пройденного материала.
Также учитель должен учитывать уровень технических навыков учащихся, планируя темп урока и количество выносимого на занятия материала.
Самой удобной формой учебных программ является комбинированная.
Желательно включить в программу дифференцированные упражнения, игровые моменты, что оживляет восприятие учащимися материала, прививает интерес к изучению предмета, совершенствует творческие способности.
Сегодня очень важно не то, как ребёнок повторяет заученную информацию, а то, как он её находит, как умеет её использовать.
Несомненно, использование ИКТ повышает мотивацию учащихся, стимулирует их увлечённость школьными предметами, способствует в конечном итоге повышению эффективности образовательного процесса, направленного на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.
В конечном итоге, используя ИКТ на уроках, происходит развитие ключевых компетенций школьников, таких как:
- компетентность познавательной деятельности, основанная на усвоении знаний из различных источников информации;
- компетентность трудовой деятельности, т.к. создание информационных продуктов требует кропотливого интеллектуального и технологического труда;
- информационная компетентность (приём, переработка, выдача информации, компьютерная грамотность, владение электронной Интернет - технологией).
Практика показала, что использование электронных изданий и ресурсов на основе реализации только объяснительно-иллюстрационного метода мало эффективна. Поэтому, обучение с использованием ИКТ должно строиться на основе сочетания объяснительно-иллюстративного метода с другими – презентационным, проблемным, проектным, исследовательским. Такие формы работы как групповые или индивидуально - исследовательские способны привлекать различные информационные ресурсы – от традиционных источников информации – учебных пособий, энциклопедий, справочников, до средств новых информационных технологий – обучающие компьютерные программы, компьютерные мультимедийные энциклопедии, а также ресурсы в Интернет. При этом учащимися могут рассматриваться не один из многочисленных каналов получения информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование информационных технологий на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида»
Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятел...
«Использование информационных технологий на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида»
Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятел...
Использование информационных педагогических технологий на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Особенности использования компьютерных технологий в коррекционной школе....
Самообразовательная тема "Использование здоровьесберегающих технологий при преподавании географии в современной школе"
Улучшение качества учебы и здоровья учеников...
Выступление по теме «Использование информационных технологий в преподавании географии».
Выступление по теме «Использование информационных технологий в преподавании географии»....
Методический семинар" Использование информационных технологий на уроках географии в условиях реализации ФГОС"
Рассмотрены вопросы использования информационных технологий на уроках географии в условиях реализации ФГОС....
Информационные технологии в преподавании географии. Использование ЦОР в преподавании географии.
В настоящее время актуальным для школы является комплекс задач связанных сформированием информационной культуры обучающихся, которым предстоит жить и работать в современном обществе с развитой сетевой...
Комментарии
ИКТ в условиях коррекционной
ИКТ в условиях коррекционной школы
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ»