Использование информационных технологий в преподавании филологических дисциплин
статья по теме

Зубрицкая Татьяна Александровна

Статья о том, что использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы  помогает учащимся намного глубже вникнуть в изучаемый предмет, и при этом повышается эффективность обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_konferenciyu.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Т.Зубрицкая

Использование информационных технологий в преподавании филологических дисциплин

Начало ХХI века определяется общественными деятелями, учеными и аналитиками по-разному: и как постиндустриальное общество, и как информационное общество, и как эпоха глобализации и т.д. Однако все эти определения, так или иначе, свидетельствуют о том, что во многом изменилось представление современного человека о мире и о своем месте в этом мире. В связи с этим наступивший век – это, безусловно, век реформирования образования.

Кроме того, ведущие европейские и отечественные лингвисты уверенно заявляют о том, что сознание современного человека, в особенности человека молодого, кардинальным образом меняется: оно сосредоточено, в первую очередь, на аудиовизуальном восприятии потока информации. В связи с этим даже такие учебные дисциплины, как русский язык и литература, веками сосредоточенные именно на работе над словом, неизбежно должны обогащать свой методический арсенал новыми способами подачи и переработки информации. Безусловно, речь не может идти о том, чтобы полностью отказаться от традиционных методик и признать их раз и навсегда устаревшими. Но не учитывать тех изменений в сознании современного учащегося, о которых было сказано выше, преподаватель уже не может.

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационных технологий в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение информационных технологий в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного социального  опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные информационные технологии, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку более успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором обновления системы образования в соответствии с требованиями современного общества.

Использование компьютерных технологий в современном учебном заведении в условиях всеобщей компьютеризации является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса. Разнообразные интересы учащихся уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя.

Современные информационные технологии предоставляют дополнительные возможности для формирования и развития языковой и информационной компетенций учащегося. Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в преподавании филологических дисциплин, так как способствуют активизации мышления учащихся, позволяют работать наиболее продуктивно и усиливают взаимосвязь обучаемого и преподавателя.

Информационные технологии можно использовать для всех типов уроков:

- изучение новых знаний и формирование новых умений;

- практического применения знаний, умений;

- обобщения и систематизации изученного;

- контроля и коррекции знаний, умений;

- комбинированные (смешанные).

На всех этапах уроков русского языка и литературы можно использовать такой инструмент исследования (в качестве источника дополнительной информации по предмету, способа самоорганизации труда и самообразования, возможности реализации личностно-ориентированного подхода в образовании), как  презентации, тесты и др.

Форма поддачи теоретического материала может быть различной. Лекция, продолжая оставаться традиционной формой обучения, в современных условиях нуждается в обновлении.

Применение мультимедиа-презентаций в виде опорного конспекта лекции, включающего демонстрацию слайдов, видеофрагменты с текстовыми комментариями позволяет:

- повысить эффективность и качество образования за счет внедрения новых информационных технологий;

- осуществить индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения (например, за счет возможности поэтапного продвижения к обозначенной цели в результате выполнения заданий различной сложности);

- формировать информационную культуру учащихся, развивать умение осуществлять обработку информации (в процессе совместной, а затем самостоятельной подготовки отдельных тем).

Наиболее эффективной является наглядное раскрытие правила с помощью схематических таблиц и рисунков, поскольку такая форма наглядности стимулирует познавательную активность и самостоятельность учащихся. При построении схем, рисунков следует максимально использовать графические возможности компьютера (в частности, рисунки, соблюдая при этом четкую методологическую целесообразность, цвет). Приложение Microsoft Office Word (текстовый редактор) помогает мне создавать тренировочные упражнения.

Приложение Microsoft PowerPoint часто используется  на уроке при объяснении нового материала. Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных и т. п. Кроме того, это и наглядная демонстрация процесса (построение диаграмм, таблиц и т. д.), которую невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски.

Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем:

повысить интерес учащихся к предмету; повысить успеваемость и качество знаний учащихся; сэкономить время на опрос учащихся; дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях; помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

На уроках литературы учащиеся за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

Во внеурочное время ребята также учатся редактировать тексты, набирают сами тексты своих творческих работ,  делают компьютерные рисунки. Учащиеся оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, презентации, пособия по литературе, дидактический материал.

Итак, использование информационных технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин. Считаю применение информационных технологий необходимым и мотивирую это тем, что они:

· способствуют совершенствованию практических умений и навыков;

· развивают творческие, исследовательские способности учащихся, повышают их активность;

· позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения;

· повышают интерес к урокам русского языка и литературы;

· активизируют познавательную деятельность учащихся;

· развивают у учащихся логическое мышление, значительно повышают уровень рефлексивных действий с материалом, изучаемым на уроках;

· способствуют развитию навыков коллективной работы, а также сотрудничеству между учащимся и учителем;

· осовременивают урок.

Сам факт проведения урока русского языка в кабинете информатики интригует детей, появляется (пусть внешняя) мотивация. Учащийся чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. От внешней мотивации появляется интерес к предмету русского языка и литературы. Учащемуся интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень знаний.

Таким образом, использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы  помогает учащимся намного глубже вникнуть в изучаемый предмет, и при этом повышается эффективность обучения.

Литература

  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) /В.П.Беспалько. М.: Изд-во МПСИ. – 2008. – 352 с.
  2.  Возможности применения информационных и коммуникационных технологий в открытом образовании. – Интернет-ресурс  http://www.ido.rudn.ru/Open/ikt/3.htm

3.  Виштынецкий Е.И., Кривошеев А.О. Вопросы информационных технологий в сфере образования и обучения/ Е.И. Выштынецкий, А.О. Кривошеев// Информационные технологии. – 1998. - № 2. – С. 32-37.

4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании./ И.Г.Захарова  – М.: Издательский центр «Академия», – 2003. –192 с.

5.  Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под. ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. центр «Академия», – 2000. – 272 с.

6.  Федоров А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия/ А.В. Федоров//Инновации в образовании. 2007. № 4. – С.30-47.

7. Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». Интернет-ресурс http://journal.kuzspa.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в преподавании регионального компонента.

Об использование информационных технологий в преподавании регионального компонента....

Использование информационных технологий в преподавании дисциплины «Литература» в образовательных учреждениях СПО

Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Поэтому использование в образовательном процессе современных информационных те...

Информационные технологии в преподавании учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» в условиях информатизации и автоматизации технологических процессов

Презентация по дисциплине "Информатика и ИКТ" на тему: "Информационные технологии  в преподавании учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» в условиях информатизации и автоматизации технологических ...

Информационные технологии в преподавании общественных дисциплин

Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему и...

«Возможности использования информационных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин», 2016 год

Выступление на  традиционной   августовской  конференции  района...

Использование информационных технологий в преподавании дисциплины «Литература» в образовательных учреждениях СПО

Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Поэтому использование в образовательном процессе современных информационных технолог...