Библейские реминисценции в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»
методическая разработка по литературе по теме

Презентация по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon reminiscencii_saltykov.ppt2.54 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Библейские реминисценции в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

Слайд 2

Дворянство - сословие светских землевладельцев, обладавших наследственными привилегиями; вместе с духовенством составляло господствующий класс в феодальном обществе; Отмена крепостного права 19 февраля 1861 означала крушение феодальной системы, представлявшей основу социальной и политической силы Д. Тем не менее в условиях утверждения капиталистических отношений сохранялись значительные остатки феодальной системы, прежде всего дворянское землевладение. Выдержки из словарной статьи Большой советской энциклопедии

Слайд 3

Исав — сын Исаака и Ревеки, старше своего близнеца Иакова; он продал свое первородство за красноватую снедь – чечевичная похлёбка - брату Иакову, Книга Бытие описывает Исава, любимого сына Исаака, как искусного зверолова, «человека полей». Исав – косматый, волосатый согласно другим толкованиям «дуб» - негнущийся, упрямый, следующий безумным советам. Жизнь его – вымысел, миф, жизнь, исполненная пустоты, не содержащая в себе ничего здравого. Исав иногда означает «творение Божие», но в отношении к Исаву как символ неразумной жизни , «дуб» - неразумное упорство. Исаву, как родившемуся первым предназначено было стать родоначальником рода, господствующего над потомками младшего брата .

Слайд 4

… Н огти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел…

Слайд 5

Эде́м — в Библии — райский сад, место первоначального обитания людей. Эдем, согласно Книге Бытие, располагался на востоке (Быт.2:8): Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель [ Тигр ]: она протекает пред Ассириею. Четвёртая река Евфрат

Слайд 6

… Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду унего дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат,а в парке звери дикие воют…

Слайд 7

Исав Помещик после изгнания мужиков Внеший вид Косматый, волосатый Весь он, с головы до ног, оброс волосами Занятие Зверолов Зверолов Ум Исав иногда означает «творение Божие», но в отношении к Исаву как символ неразумной жизни Все называют его глупым Отношение к советам людей Исав – согласно другим толкованиям «дуб», не гнущийся, упрямый, следующий безумным советам, ибо жизнь его – вымысел, миф, жизнь, исполненная пустоты, не содержащая в себе ничего здравого, И люди, и звери – сказочные персонажи - советуют ему вернуть мужиков, т.е. найти новые формы взаимоотношений с бывшими крепостными. Но он читает, только реакционную газету «Весть», позиции которой отражают консервативные взгляды. К чему приводит неразумное отношение к жизни. Он продал свое первородство за красноватую снедь – чечевичная похлёбка - брату Иакову, почему и получил имя Едом , Князь Урус - Кучум – Кильдибаев из-за нежелания принимать новое, учиться самосовершенствоваться теряет своё привилегированное положение, право первенства. Дичает, становится ненужным обществу: мужики способны прожить и без него Замысел автора Помещик не только внешне похож на библейского героя. Он также неразумен и упрям. Автор не видит будущего за помещиком – дворянином, как Исав отдал своё право первородства, так и помещик должен отдать власть, тому, кто действительно трудиться.

Слайд 8

В РЕАЛЬНОСТИ В МЕЧТАХ БИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ ЗАМЫСЕЛ АВТОРА П Е Й З А Ж Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду унего дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат,а в парке звери дикие воют. Думает, какой он плодовый садразведет: "Вот тут будут груши, сливы; вот тут - персики, тут - грецкийорех!"Ломятся, по щучьему велению, под грузом плодов деревья грушевые,персиковые, абрикосовые … Потом снится,что он ходит по берегам Евфрата и Тигра... [то есть, согласно библейскимсказаниям, в раю] - Ева, мой друг! - говорит он. Благодаря реминисценции усиливается сатирическое звучание сказки. Адам и Ева были изгнаны из рая. Так и от помещика отворачивается Бог: рая помещику не видать из-за его глупости, из-за нежелания учиться новому,

Слайд 9

П О Р Т р Е Т В НАЧАЛЕ СКАЗКИ ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯ МУЖИКОВ БИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ Замысел Автора и тело имел мягкое, белое ирассыпчатое. А ногти у него сделались, какжелезные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше начетвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способпрогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способностьпроизносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенныйпобедный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста ещене приобрел. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, Зверолов На еду променял своё право на первородство Помещик не только внешне похож на библейского героя. Он также неразумен и упрям. Автор не видит будущего за помещиком. Как Исав отдал своё право первородства, так и помещик не захотел совершенствоваться., поэтому отдаёт своё право на власть, тому, кто действительно трудиться дикий помещик П Е Й З А Ж Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду унего дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат,а в парке звери дикие воют. Думает, какой он плодовый садразведет: "Вот тут будут груши, сливы; вот тут - персики, тут - грецкийорех!" Посмотрит в окошко - ан там все, как он задумал, все точно так уж иесть! Ломятся, по щучьему велению, под грузом плодов деревья грушевые,персиковые, абрикосовые, а он только знай фрукты машинами собирает да врот кладет! Думает, каких он коров разведет, что ни кожи, ни мяса, а всеодно молоко, все молоко! Думает, какой он клубники насадит, все двойной датройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст Потом снится,что он ходит по берегам Евфрата и Тигра... [то есть, согласно библейскимсказаниям, в раю] - Ева, мой друг! - говорит он. благодаря реминисценции усиливается сатирическое звучание сказки. Адам и Ева были изгнаны из рая. Так и от помещика отворачивается Бог: рая помещику не видать из-за его глупости, из-за нежелания учиться новому НА САМОМ ДЕЛЕ В МЫСЛЯХ БИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ ЗАМЫСЕЛ АВТОРА

Слайд 11

П О Р Т р Е Т В НАЧАЛЕ СКАЗКИ ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯ МУЖИКОВ БИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ Замысел Автора . дикий помещик П Е Й З А Ж НА САМОМ ДЕЛЕ В МЫСЛЯХ БИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ ЗАМЫСЕЛ АВТОРА

Слайд 12

П О Р Т р Е Т В НАЧАЛЕ СКАЗКИ ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯ МУЖИКОВ БИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ Замысел Автора Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, Зверолов На еду променял своё право на первородство дикий помещик П Е Й З А Ж НА САМОМ ДЕЛЕ В МЫСЛЯХ БИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ ЗАМЫСЕЛ АВТОРА

Слайд 13

П О Р Т р Е Т В НАЧАЛЕ СКАЗКИ ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯ МУЖИКОВ БИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ Замысел Автора и тело имел мягкое, белое ирассыпчатое. А ногти у него сделались, какжелезные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше начетвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способпрогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способностьпроизносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенныйпобедный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста ещене приобрел. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, Зверолов На еду променял своё право на первородство Помещик не только внешне похож на библейского героя. Он также неразумен и упрям. Автор не видит будущего за помещиком. Как Исав отдал своё право первородства, так и помещик не захотел совершенствоваться., поэтому отдаёт своё право на власть, тому, кто действительно трудиться дикий помещик П Е Й З А Ж « НА САМОМ ДЕЛЕ В МЫСЛЯХ БИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ ЗАМЫСЕЛ АВТОРА

Слайд 14

П О Р Т р Е Т В НАЧАЛЕ СКАЗКИ ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯ МУЖИКОВ БИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ Замысел Автора и тело имел мягкое, белое ирассыпчатое. А ногти у него сделались, какжелезные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше начетвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способпрогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способностьпроизносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенныйпобедный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста ещене приобрел. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, Зверолов На еду променял своё право на первородство Помещик не только внешне похож на библейского героя. Он также неразумен и упрям. Автор не видит будущего за помещиком Как Исав отдал своё право первородства, так и помещик не захотел совершенствоваться., поэтому отдаёт своё право на власть, тому, кто действительно трудиться дикий помещик П Е Й З А Ж Потом снится,что он ходит по берегам Евфрата и Тигра... [то есть, согласно библейским сказаниям, в раю] - Ева, мой друг! - говорит он. НА САМОМ ДЕЛЕ В МЫСЛЯХ БИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ ЗАМЫСЕЛ АВТОРА

Слайд 15

П О Р Т р Е Т В НАЧАЛЕ СКАЗКИ ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯ МУЖИКОВ БИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ Замысел Автора и тело имел мягкое, белое ирассыпчатое. А ногти у него сделались, какжелезные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше начетвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способпрогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способностьпроизносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенныйпобедный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста ещене приобрел. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, Зверолов На еду променял своё право на первородство Помещик не только внешне похож на библейского героя. Он также неразумен и упрям. Автор не видит будущего за помещиком. Как Исав отдал своё право первородства, так и помещик не захотел совершенствоваться., поэтому отдаёт своё право на власть, тому, кто действительно трудиться дикий помещик П Е Й З А Ж Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду унего дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат,а в парке звери дикие воют. Думает, какой он плодовый садразведет: "Вот тут будут груши, сливы; вот тут - персики, тут - грецкийорех!" Посмотрит в окошко - ан там все, как он задумал, все точно так уж иесть! Ломятся, по щучьему велению, под грузом плодов деревья грушевые,персиковые, абрикосовые, а он только знай фрукты машинами собирает да врот кладет! Думает, каких он коров разведет, что ни кожи, ни мяса, а всеодно молоко, все молоко! Думает, какой он клубники насадит, все двойной датройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст Потом снится,что он ходит по берегам Евфрата и Тигра... [то есть, согласно библейскимсказаниям, в раю] - Ева, мой друг! - говорит он. НА САМОМ ДЕЛЕ В МЫСЛЯХ БИБЛЕЙСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ ЗАМЫСЕЛ АВТОРА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок рисования в 7 классе "Портреты библейских персонажей"

Урок на тему: «Портреты библейских персонажей» (по текстам Ветхого Завета) проводится в 7 классе в 3 четверти на тему отводится два часа. Тема «Портреты библейских персонажей» интересна тем, что...

Мифологические реминисценции в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

Статья показывает связь и взаимопроникаемость в одном литературном произведении, удаленных друг от друга культурных пластов: мифологии и петербурговедения...

"Пушкинские реминисценции в романе В.В.Набокова "Машенька"

Методическая разработка урока по литературе в 11 классе...

Занятие спецкурса по литературе на тему : « Пушкинские реминисценции в романе Ф. М. Достоевского « Идиот»».

Аннотация:   данное занятие расширит рамки знакомства с судьбами, творчеством А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского,  будет способствовать  развитию исследовательского и ассоциативног...

Материалы к проектно-исследовательской работе по литературе "«Литературные реминисценции в рассказе В.Распутина "Рудольфио"»

В связи с введением предмета "Индивидуальный проект" данный материал может пригодиться для учащихся 9 - 10 классов. В работе предлагается анализ роли литературных реминисценций на примере ра...

Презентация к уроку в 7 классе "Библейские темы в изобразительном искусстве". (Портреты библейских персонажей (по текстам Ветхого Завета).

Презентация к уроку в 7 классе "Библейские темы в изобразительном искусстве". (Портреты библейских персонажей  (по текстам Ветхого Завета)....