Занятие спецкурса по литературе на тему : « Пушкинские реминисценции в романе Ф. М. Достоевского « Идиот»».
план-конспект занятия по литературе (10 класс)
Аннотация: данное занятие расширит рамки знакомства с судьбами, творчеством А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского, будет способствовать развитию исследовательского и ассоциативного мышления обучающихся, формированию навыков самостоятельной работы с художественными полотнами, позволит эффективно организовать учебную деятельность , включающую в себя сопоставительный анализ , позволяющий провести исследование, изучить и проанализировать критическую литературу, литературоведческие труды, приобщит обучающихся к системе культурных и нравственных ценностей нашего общества.
Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, роман « Идиот», литература, реминисценция, анализ текста, А. С. Пушкин, пушкинские реминисценции, сопоставительный анализ, идейное созвучие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_spetskursa_po_literature.docx | 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие спецкурса по литературе на тему : « Пушкинские реминисценции в романе Ф. М. Достоевского « Идиот»».
Голоскевич Светлана Ивановна ,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ " Школа № 806" , г.Москва
sveta18071963@yandex.ru
Аннотация: данное занятие расширит рамки знакомства с судьбами, творчеством А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского, будет способствовать развитию исследовательского и ассоциативного мышления обучающихся, формированию навыков самостоятельной работы с художественными полотнами, позволит эффективно организовать учебную деятельность , включающую в себя сопоставительный анализ , позволяющий провести исследование, изучить и проанализировать критическую литературу, литературоведческие труды, приобщит обучающихся к системе культурных и нравственных ценностей нашего общества.
Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, роман « Идиот», литература, реминисценция, анализ текста, А. С. Пушкин, пушкинские реминисценции, сопоставительный анализ, идейное созвучие.
Введение.
Проблема Пушкин и Достоевский в литературоведении находит довольно широкое освещение в общем плане. По данной теме существуют интересные работы общего характера. Есть исследования, посвящённые сопоставлению конкретных произведений того и другого писателя: Н.Д. Тамарченко «Пиковая дама» А.С. Пушкина и « Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и, наконец, в ряде статей рассматривается вопрос о пушкинских реминисценциях в отдельных произведениях Достоевского: О. Д. Корзухин « Пушкинские традиции в жанрово- стилевом синтезе романа Ф.М. Достоевского «Бесы», Р.И. Поддубная « Отражение «Выстрела» Пушкина в творчестве Достоевского» и другие.
Одной из серьёзных работ, посвящённых интересующей теме, является статья профессора Д.Д.Благого в его последней книге « Душа в заветной лире». Здесь приводятся примеры пушкинских реминисценций в произведениях Достоевского, ещё и ещё раз подчёркивается воздействие творчества А. С. Пушкина на развитие русской и мировой литературы вообще и на творчество Достоевского, в частности.
Следует отметить, что введение новых сложных форм, трудных для восприятия, привело к тому, что творчество Пушкина 30-х годов было не понято читателями и критиками. Одним из первых, кто понял новаторство Пушкина - реалиста, был Ф. М. Достоевский, который берёт на вооружение его принципы отражения реальной жизни. Но несмотря на полное принятие пушкинских традиций, писатель в то же время ищет новые пути к читателю.
Большой интерес в изучении темы « Пушкинские реминисценции в романе Достоевского « Идиот» представляются примечания к данному произведению, которые составили И. А. Битюгова ( « Идиот», п.п. 1-5, 9, раздел о принципах публикации подготовительных материалов к роману, планы и наброски) , В. В. Дудкин ( « Идиот», п.9,восприятие романа за рубежом), Н. И. Соломина ( « Идиот», п.6-7, реальный комментарий к роману и подготовительные материалы к нему).
Но гениальность Ф. М. Достоевского заключалась в том, что проблемы, всю жизнь волновавшие его, носили поистине глобальный, общечеловеческий характер. Он создал такие духовные ценности, которые сохраняют непреходящее значение и для нас сегодня. Речь идет не только о художественном совершенстве, о мастерстве психологического анализа, а и о тех прогнозах и жизненных уроках, которые содержатся в его произведениях.
Поскольку количество часов, отведённых учебным планом на изучение литературы, не всегда позволяет организовать плодотворную работу с текстом на уроке, прекрасная возможность появляется в рамках спецкурсов по литературе .
На одном из таких занятий возник вопрос о реминисценциях, в частности, пушкинских реминисценциях в творчестве Ф.М.Достоевского.
Было решено провести занятие - исследование .
Цели: познакомиться с понятием « реминисценция», прочитать роман Ф.М. Достоевского « Идиот», используя навыки сопоставительного анализа, найти пушкинские реминисценции .
При анализе романа в свете поставленной проблемы были использованы следующие теоретические положения:
понятие А.Квятковского о том, что реминисценция- это намеренное или невольное воспроизведение автором знакомой фразовой или образной конструкции из другого художественного произведения.
(Реминисценция - один из важнейших элементов художественной системы, она является интереснейшим художественным средством, которое бесконечно расширяет смысловое пространство текста. )
Она рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателей, выполняет функцию напоминания: чем больше знаком с предшествующей культурой, тем лучше постигаешь последующую.
Кроме того, имеет место такая художественная перекличка двух авторов, которая перерастает в принципиальное идейно-эстетическое созвучие.
(В этом случае чужой текст может не воспроизводиться, а если звучит, то это лишь сознательное подчёркивание автором своего идеологического родства с цитируемым художником.)
Большая часть занятия была посвящена выявлению случаев обращения Достоевского к пушкинскому творчеству в романе « Идиот». Обучающиеся сделали вывод о том, что Ф. М. Достоевский обратился к пушкинской лирике, в романе выявилось прямое цитирование стихотворения 1829 г. «Жил на свете рыцарь бедный…». Они конкретизировали, что в данном случае мы имеем дело с реминисценцией I типа.
М.С. Альтман, советский писатель и переводчик, считает, что стихотворение Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный…» имеет связь с романом Сервантеса. Это наблюдение очень важно для понимания пушкинского образа.
Вчитываясь в текст романа, было обращено внимание ещё на один пример прямого цитирования строк ( произведение И.А.Крылова «Лев да Осёл»).
(Лев, как и в басне Крылова сказано: Могучий Лев, гроза лесов,
От старости лишился силы.
А я, ваше превосходительство, -- Осел.
- С последним я согласен, -- неосторожно вырвалось у генерала).
В процессе чтения фрагментов романа обучающимися были выявлены реминисценции второго типа ( идейное созвучие).
Они обратили внимание на то обстоятельство, что в творчестве Пушкина и Достоевского огромное место занимала тема чудовищной власти денег. В романе «Идиот» Достоевский устами Лебедева дает следующую характеристику своего времени: «… все в нынешний век на мере и на договоре, и все люди своего только права и ищут: мера пшеницы за динарий и три меры ячменя за динарий» … да еще дух свободный, и сердце чистое, и тело здоровое, и все дары божии при этом хотят сохранить».
В монологе Гани Иволгина слышен отголосок пушкинского «Скупого рыцаря», той же темы могущества денег
Ганя восклицает: «… Вы вот думаете, что я семьдесят пять тысяч получу и сейчас же карету куплю. Нет-с, я тогда третьегодный старый сюртук донашивать стану и все мои клубные знакомства брошу. У нас мало выдерживающих людей, хоть и все ростовщики, а я хочу выдержать.»
Следует отметить, что большинство старшеклассников способны выявить реминисценции первого типа. С реминисценцией же второго типа наблюдаются сложности, так как они носят неявный характер, требуют серьёзных знаний произведений литературы и их основных идей.
По окончании исследования обучающиеся выделили общие элементы художественной системы, объяснили их сходство, сделали вывод о том, что в романе Ф.М.Достоевского « Идиот» дана характеристика изображаемой эпохи в полном соответствии с пушкинской оценкой, т.е. нашли реминисценции .
В заключение следует отметить, что тема « Достоевский и Пушкин» привлекает всё большее внимание исследователей, становится всё более и более актуальной. Ещё Белинский верно почувствовал то обстоятельство, что писать о Пушкине – значит писать о целой русской литературе: ибо как прежние писатели русские объясняют Пушкина, так Пушкин объясняет последовавших за ним писателей. В результате сопоставительного анализа романа « Идиот» и произведений А.С.Пушкина выявилось следующее:
1. стихотворение Пушкина « Жил на свете рыцарь бедный» является одним из литературных источников образа князя Мышкина и помогает выявить сущность авторской позиции в отношении к герою и к своей идейно-художественной задаче в романе « Идиот», роман Достоевского содержит в себе многие проблемы, впервые поставленные в русской литературе Пушкиным, в частности : воздействие законов «железного века» на человеческую душу, судьба человека в мире, где господствует могущество капитала, способность человека сохранить в себе подлинно человеческое, несмотря на гибельное воздействие среды и эпохи,
2.как и всё творчество Достоевского в целом, как его литературно-критические работы, как его личные заметки ( « Дневник писателя»), роман « Идиот» содержит в себе прямые восторженные оценки Пушкина как личности и как художника,
в романе обнаруживаются художественные приёмы в создании образов, идущие от Пушкина, несмотря на довольно частую обращённость научно-критической мысли к данной проблеме, она далека от разрешения , поскольку данная тема - одна из существеннейших тем истории развития русской литературы, которая до сих пор не может считаться научно решённой.
Спецкурсы по литературе в старшей школе позволяют эффективно организовать текстовую деятельность обучающихся, актуализируют дидактический потенциал художественного полотна, обеспечивают непрерывный процесс коммуникации: сотворчество учителя, ученика и автора.
Литература.
1.Альтман М.С. Литературные параллел : К произведениям Пушкина и Достоевского.- В кн.: Страницы истории русской литературы. М.,1971.
2.Достоевский Ф.М. Полн. собр. Соч. в 30-ти т.-Л., 1973, т. 8
3.Осмоловский О.Н. Достоевский и русский психологический роман. Кишинёв,1981.
4.Пушкин А.С. Изб. соч. в 2-х т., -М., 1980, т.1
5.Пушкин А.С. Изб. соч. в 2-х т., -М., 1980, т.2
6.Сдобнов В.В. Читатель в творческом сознании Пушкина и Достоевского: Несколько наблюдений.- Калинин, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-заседание-ареопага на тему "Авторская позиция в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Я предлагаю коллегам конспект нестандартного урока литературы в 10 классе. Он будет интересен и для педагогов, и для учащихся, так как сложный во всех отношениях роман Достоевского требует...
Исследовательская работа на тему: « Художественная символика в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» является одним из лучших произведений писателя. Значительное место в художественном мире Достоевского занимают символические образы. До...
Конспект урока литературы в 10 классе на тему "Образ Петербурга в романе Фёдора Михайловича Достоевского " ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"
Содержание урока расширит представления учащихся о неразрешимости противоречивых и тупиковых ситуаций , в которые попадают герои романа , когда эта неразрешимость зависит от ...
Презентация к уроку литературы по теме: " Преступление и наказание". Роман Ф.М. Достоевского в свете Библии" (подготовлена группой учащихся 10 класса)
Презентация для урока литературы в 10 классе...
"Пушкинские реминисценции в романе В.В.Набокова "Машенька"
Методическая разработка урока по литературе в 11 классе...
Методическая разработка урока по литературе в 10 классе по теме "Изображение положительно прекрасного человека в романе Ф.М. Достоевского "Идиот" "
В курсе литературы 10 класса необходимо знакомство учащихся с романом Ф.М. Достоевского "Идиот". В этом произведении главный герой, Лев Николаевич Мышкин, является духовным двойником писател...
Тема «Двойники» Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Урок литературы в 10 классе Тема: «Двойники» Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»....