"Пушкинские реминисценции в романе В.В.Набокова "Машенька"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Сухова Елена Николаевна

Методическая разработка урока по литературе в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_nabokovu1.docx34.98 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по литературе  (11 класс) по теме:
Пушкинские реминисценции в романе  В.В.Набокова «Машенька». Литературное двуязычие в романе.

Цели урока: -ознакомить обучающихся с романом В.В.Набокова «Машенька»;

                  -развивать навыки сопоставительного анализа, работы с текстом;

                  - воспитывать интерес к личности и творчеству В.Набокова

Оборудование:

1) С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.

2) компьютерное оборудование

  Ход урока

I.Оргмомент.

II. Изучение новой темы.

 1.Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас опять необычный урок. Мы продолжаем поиск  той формы урока, которая с наибольшей эффективностью поможет вам не только самостоятельно получить знания, но и пережить сильные эмоции, которые научат вас тому сопереживанию, без которого немыслим современный толерантный человек. Мы опять будем учиться слышать слушать и понимать друг друга. Форма нашего урока вам хорошо знакома. Вы как всегда будете героями романа, очевидцами, поэтами, экспертами. Такая форма даёт возможность тесного психологического контакта, равенства всех участников обсуждения, делает обстановку непринужденной и комфортной для самых робких и стеснительных.

Тема нашего урока «Пушкинские реминисценции в романе В.Набокова «Машенька». Литературное двуязычие в романе».

2. Организационно-практический компонент урока.

 В одном из своих стихотворений Владимир Набоков сказал: « Мой дом на чужбине  случайной»

На доске: ДОМ- ЧУЖБИНА

В каком значении употреблено здесь слово «дом»?

(Родина, отечество, отчизна).

Получается ,Отечество-Чужбина?

-Какой стилистический приём использует здесь автор? (Оксюморон)

-Какой глубинный смысл этот приём помогает передать автору?

-Вспомните, кто из русских поэтов уже обыгрывал эти слова? (Пушкин).

Нам целый мир чужбина

Отечество нам- Царское село!

-Это не случайное совпадение. Лишённый России, Набоков часто обращался к личности и творчеству Пушкина. (учитель читает наизусть)

Я занят странными мечтами

В часы рассветной полутьмы:

Что, если б Пушкин был меж нами-

Простой изгнанник, как и мы?

Так, удалясь в края чужие,

Он вправду был бы обречён

«Вздыхать о сумрачной России»,

Как пожелал однажды он.

Быть может, нежностью и гневом-

Как бы широким шумом крыл,

Ещё неслыханным напевом

Он мир бы ныне огласил.

А может быть и то: в изгнанье

Свершая страннический путь,

На жарком сердце плащ

Он предпочёл бы запахнуть,-

Боясь унизить даже песней,

Высокой песнею своей,

Тоску, которой нет чудесней,

Тоску невозвратимых дней…

Но знал бы он: в усадьбе дальней

Одна душа ему верна,

Одна лампада  тлеет в спальне,

Старуха вяжет у окна.

Голубка дряхлая дождётся!

Ворота настежь…Шум живой…

Вбежит он, глянет, к ней прижмётся

И всё расскажет- ей одной…

В мировой истории, наверное, нет подобного по своему объёму, численности и культурному значению явления, сравнимого с русским зарубежьем. Наша культура за рубежом  имеет давнюю историю. «Из прекрасного далёка» о судьбе отчизны размышлял Н.В.Гоголь, политическими изгнанниками были Герцен и Огарёв. Но больше всего уехало наших соотечественников в 20-е годы 20-го века. И не стеснённость обстоятельств заставила этих людей покинуть родину, а атмосфера моральной инквизиции и невозможность свободно мыслить.

И сегодня, в 21 веке, прощаясь с прекрасным и безумным 20 веком, думая с болью о его ошибках и преступлениях, вспомним с благодарностью тех русских писателей, которые дали 20 столетию бессмертие. Что чувствовали они, навсегда покинув свою родину. Понимали ли они, что оставленная ими Россия исчезла навсегда. Два слова определяли их состояние:  эмиграция и ностальгия (Слова можно записать на доске. Лексические значения этих слов в словаре Ожегова и Шведовой смотрит «эксперт»-ученик))

 Россия-мираж, сон, сказка. Именно такой предстаёт она в стихах тех лет Георгия Владимировича ИвАнова.

(Звучат стихи Г.Иванова . Заранее подготовлен раздаточный материал. Стихи читают учащиеся)

Это звон бубенцов издалёка,

Это тройки широкий разбег,

Это чёрная музыка Блока

На сияющий падает снег.

…За пределами жизни и мира,

В пропастях ледяного эфира

Всё равно не расстанусь с тобой!

И Россия как белая лира,

Над засыпанной снегом судьбой.

***

Мелодия становится цветком,

Он распускается и осыпается,

Он делается ветром и песком,

Летящим на огонь весенним мотыльком,

Ветвями ивы в воду опускается…

Проходит тысяча мгновенных лет,

И перевоплощается мелодия

В тяжёлый взгляд, в сияние эполет,

В рейтузы, ментик, в «Ваше благородие»,

В корнета гвардии -о, почему бы нет?...

Туман…Тамань Пустыня внемлет Богу.

-Как далеко до завтрашнего дня!...

И Лермонтов выходит на дорогу,

Серебряными шпорами звеня.

***

Нет в России дорогих могил,

Может быть, и были -только я забыл.

Нету Петербурга,Киева, Москвы-

Может быть, и были, да забыл ,увы.

Ни границ не знаю, ни морей, ни рек.

Знаю -там остался русский человек.

Русский он по сердцу, русский по уму,

Если я с ним встречусь, я его пойму.

Сразу с полуслова…И тогда начну

Различать в тумане и его страну.

(Звучит  песня «А может быть, России вовсе нет»)

Сегодня на уроке мы поговорим о Владимире Набокове, гениальном авторе «Дара», «Других берегов», «Лолиты» и др. романов

(Может быть презентация)

Творчество Владимира Набокова сложно и многогранно.

Чтение его романов- это постижение особого мира писателя. Читателю надо настроиться на преодоление , испытание. Тогда его ждёт награда- радость от открытия текста.

Перефразируя Уильяма Эко, входить в мир Набокова-всё равно, что участвовать в восхождении. Надо выучить язык общения, правила игры набоковского метатекста.

Сегодня мы попробуем совершить это восхождение, знакомясь с первым романом писателя «Машенька», самым русским его романом.

-Какова история создания романа?(Роман написан в Берлине в 1926 году)

-Как вы думаете, о чём этот роман?( О России, эта тема  проходит через всё творчество писателя)

-Место действия романа?( Германия, время действия- 20-е годы прошлого века.)

Русский пансион полурусской-полунемецкой хозяйки госпожи Дорн Лидии Николаевны. --Что это за пансион? ( Гл. 2  стр 2. Здесь живут русские эмигранты.)

- Кто эти люди и что их объединяет?(гл.2, стр3)

Это роман о тоскующих пленниках, лишённых Родины, пронизан грустным пафосом и даже некой безысходностью. У героев есть прошлое, но нет будущего.

С чего начинается роман? Застрявший лифт. Темнота. Только голоса. Набокова называли «мастером экспозиции». (Зачитаем сцену в лифте)

Так определяется главная сюжетная коллизия-противоборство двух персонажей- Алфёров-Ганин. Оно основано на разностях двух характеров, на разном отношении к миру, а главное, на разности отношения к родине, России

(Гл. 2, стр 7-сцена за столом. Может быть чтение по ролям, может быть инсценировка: на столе скатерть самовар и тд.)

-Как к России относится Алфёров? Для него России больше нет.  Ганин тоже это знает, но для него это трагедия. Слова Алфёрова вызывают у него протест. Именно довольный собой Алфёров начинает галерею набоковских пошляков, продолжая чеховскую традицию.

Перед нами традиционная пара двойников. Традиционный для русской классической литературы метод «кривого зеркала».

                                        Работа на доске

(учитель называет героя, учащиеся- двойника)

Печорин-Грушницкий

Базаров-Ситников

Раскольников-Свидригайлов

Ганин-Алфёров.

Мы понимаем, что оставленная Россия принадлежит Ганину, а не Алфёрову.

-Кто же такой Ганин?

С самого начала романа конфликт личностей.

(гл.2 стр. 12 –фото Машеньки)

Встреча с фотографией, как землетрясение, выбрасывает Ганина из реальной среды в «метафизическое пространство». Герой начинает чувствовать себя «Богом, воссоздающим погибший мир».Он «постепенно воскрешал этот мир, так как желал подойти к нему постепенно, шаг за шагом…боясь спутаться, затеряться в светлом лабиринте памяти…»

В структуре повествования резкие переходы от прошлого в настоящее никак не обозначены. Иногда читатель остаётся в недоумении: где и когда это чувствует герой?

6 дней развития сюжета. Случайна ли эта цифра?

За 6 дней Бог сотворил из хаоса мир. Мы начинаем понимать, что у Набокова в романах нет ничего случайного. Начиная с «Машеньки» , почти каждый роман Набокова развивается от хаоса к осмыслению и стройности.

Россия Набокова-это детство, это любовь, это рай. Итак, перед нами история первой любви. Сразу вспоминаются строчки Набокова:

(раздаточный материал, читает учащийся, на экране отрывки из к/ф «Машенька»)

Я думаю о ней, о девочке, о дальней,

И вижу белую кувшинку на реке,

И реющих стрижей, и в сломанной купальне

Стрекозку на доске.

Там, где встречались мы и весело оттуда

Пускались странствовать по шепчущим лесам,

Где луч в зелёной мгле являл за чудом чудо,

Блистая по листам.

Мы шарили во всех сокровищницах Божьих,

Мы в ивовом кусте отыскивали с ней

То ласковых жучков, то гусениц, похожих

На шахматных коней.

И ведали мы все тропинки дорогие,

И всем берёзонькам давали имена,

И младшую из них назвали мы: Мария

Святая Белизна…

О Боже! Я готов за вечными стенами

Неисчислимые страданья воспринять-

Но дай нам, дай нам вновь под теми деревцами

Хоть миг, да постоять!...

Как вы думаете, что возникло в памяти героя раньше: образ возлюбленной или солнечный мир своей детской комнаты, где он лежал выздоравливающий? Ослепительные воспоминания счастья…(Гл .4, стр 15)

Обратим внимание на эпиграф романа: « Воспомня прежних лет романы, воспомня прежнюю любовь…

Набоковские произведения обычно перенасыщены литературными ассоциациями и реминисценциями. В «Машеньке» пушкинская тема ведущая. Эпиграф задаёт не только внешний сюжетный мотив, но здесь же и ключ к романной поэтике. Слово «роман» Набоков трактует в обоих его смыслах. «Евгения Онегина» и другие классические романы русской литературы «воспоминал» и «брал за образец» Набоков, когда воспроизводил в «Машеньке» обобщённую романную структуру.

Прежде всего, в романе появляется набоковский герой, продолжающий линию «лишних», «странных» людей русской литературы (Онегин, Печорин, Базаров…) К классическому русскому роману восходят и пересекающиеся оппозиции: герой-героиня, герой-мир, причём героиня-носительница нравственного начала.

Интересна поэтика имён: Клара (нем)-ясная, с не затуманенным сознанием. Людмила (мила люду). Сразу вспоминается Жуковский и ранний Пушкин. Маша-Людмила-две литературные традиции.

Любовь Ганина развивается на фоне старинной дворянской усадьбы на протяжении всего лета.

- В романах какого автора это чаще всего встречается. (Тургенев)

Набоков продолжает русский классический роман 19 века. Чистые отношения возлюбленных, несостоятельность героя, романтическое восприятие окружающего мира, тонкость чувств и переживаний. Машенька-жена Алфёрова, но принадлежит она Ганину, хотя ни Машеньку, ни Россию вернуть невозможно. Но вместе с мотивом потери появляется мотив надежды на вторичное обретение прошлого счастья. Этот мотив развивается на протяжении всего романа и становится в нём основным. Надежда на возможное осуществление несбыточной мечты создаёт необычайное напряжение в малособытийном сюжете романа. Машенька жива, осязаема, она присылает телеграммы. Она вот-вот должна появиться из небытия.

Двоемирие в романе

Воспоминания о Машеньке, потерянной любви, юности возвращают Ганину прежнюю Россию. Роман построен на столкновении двух возможностей существования: воспоминание о жизни или сама жизнь. Герой условно находится в разных мирах, в которых чувствует и живёт совершенно по-разному .

                                 Работа на доске

Реальный мир                                                          Иллюзорный мир

                                                ГЕРОЙ

  мучается                                                                     хорошо

(вял, угрюм   )                                                 (     полный сил молодой человек)

                                          ПРОСТРАНСТВО

 движущегося пансиона                                                памяти

(Закрытое  )                                                                       ( открытое )

Письма, любовь, постепенно угасшая            Машенька(как символ) любви к Родине и    

                                                                              Молодости

-Верилось ли вам, что встреча возможна?

-Что делает Ганин, для того, чтобы эта встреча состоялась Считаете ли вы, что он совершает подлость?

-Почему вдруг герой отказывается от своей мечты и уезжает один?

Фабула «Машеньки» трёхчастна: сначала, до революции,- реальный роман героя с Машенькой; потом, во время гражданской войны,- роман в письмах; наконец, в берлинской эмиграции,- роман в воспоминаниях. Таким образом, фабула построена на уменьшении «степени реальности». При этом основные её повороты построены на отказах: первый роман кончается добровольным отказом героя от Машеньки в момент возможного счастья.

Второй- вынужденным отказом («поневоле в безумный и сонный поток гражданской эвакуации»); третий – снова добровольным отказом от той встречи с нею, подготовкой к которой служит весь роман.(Прочитать Гл 17, стр.50)

Встреча прошлого и настоящего, мечты и реальности- то, чему посвящён и к чему вёл весь роман, неосуществима. В последней главе говориться о строящемся доме. Дом- это прочность, основательность, у Ганина же нет дома, а значит и «роман его с Машенькой кончился навсегда».

Рефлексия

Особенности творческого метода писателя : двойники, метод «кривого зеркала», говорящие имена, «многослойность, символика, каламбуры ( «математик и «мать-и-мачеха»), мотив воспоминания.

Свою эмигрантскую судьбу, а также судьбу России и русских по обе стороны железного занавеса он объявил формой инобытия. Набоков никогда не имел своего дома заграницей. После издания скандального романа «Лолита» у писателя появилась возможность купить свой домик, но он этого так и не сделал. На вопросы коллег и друзей отшучивался «В доме должны быть старые слуги, а если я  куплю дом сейчас, то мои слуги уже не успеют состариться»

Итоги урока:В конце жизни Набоков писал: « А когда мы вернёмся в Россию? Какой идиотской сентиментальностью должна звучать… наша невинная надежда для оседлых россиян. А ведь она не историческая,- только человеческая,-но как им объяснить?

 Мне-то , конечно, легче, чем другому, жить вне России, потому что я наверняка знаю, что вернусь,-во –первых, потому что я увёз с собой от неё ключи, а во-вторых, что всё равно когда, через сто, через двести лет, буду жить там в своих книгах…» Об этом же будет мечтать другой наш великий соотечественник, оторванный насильно от родины, от любимого Петербурга Иосиф Бродский..

                                     ПРИЛОЖЕНИЕ

Россия-мираж, сон, сказка. Именно такой предстаёт она в стихах тех лет Георгия Владимировича ИвАнова.

Это звон бубенцов издалёка,

Это тройки широкий разбег,

Это чёрная музыка Блока

На сияющий падает снег.

…За пределами жизни и мира,

В пропастях ледяного эфира

Всё равно не расстанусь с тобой!

И Россия как белая лира,

Над засыпанной снегом судьбой.

***

Мелодия становится цветком,

Он распускается и осыпается,

Он делается ветром и песком,

Летящим на огонь весенним мотыльком,

Ветвями ивы в воду опускается…

Проходит тысяча мгновенных лет,

И перевоплощается мелодия

В тяжёлый взгляд, в сияние эполет,

В рейтузы, ментик, в «Ваше благородие»,

В корнета гвардии -о, почему бы нет?...

Туман…Тамань Пустыня внемлет Богу.

-Как далеко до завтрашнего дня!...

И Лермонтов выходит на дорогу,

Серебряными шпорами звеня.

***

Нет в России дорогих могил,

Может быть, и были -только я забыл.

Нету Петербурга, Киева, Москвы-

Может быть, и были, да забыл ,увы.

Ни границ не знаю, ни морей, ни рек.

Знаю -там остался русский человек.

Русский он по сердцу, русский по уму,

Если я с ним встречусь, я его пойму.

Сразу с полуслова…И тогда начну

Различать в тумане и его страну.

Итак, перед нами история первой любви. Сразу вспоминаются строчки Набокова:

Я думаю о ней, о девочке, о дальней,

И вижу белую кувшинку на реке,

И реющих стрижей, и в сломанной купальне

Стрекозку на доске.

Там, где встречались мы и весело оттуда

Пускались странствовать по шепчущим лесам,

Где луч в зелёной мгле являл за чудом чудо,

Блистая по листам.

Мы шарили во всех сокровищницах Божьих,

Мы в ивовом кусте отыскивали с ней

То ласковых жучков, то гусениц, похожих

На шахматных коней.

И ведали мы все тропинки дорогие,

И всем берёзонькам давали имена,

И младшую из них назвали мы: Мария

Святая Белизна…

О Боже! Я готов за вечными стенами

Неисчислимые страданья воспринять-

Но дай нам, дай нам вновь под теми деревцами

Хоть миг, да постоять!...

Cцена за столом:

Алфёров Подтягину: «Напрасно хаете, Антон Сергеевич. Культурнейшая страна. Не чета нашей сторонушке.»

Подтягин Ганину: « Поздравьте меня, сегодня мне прислали визу. Прямо хоть орденскую ленту надевай да к президенту в гости».

Ганин Подтягину: «Очень рад, Когда же Вы едете?»

Алфёров Подтягину, перебивая: « Я советую Вам здесь остаться. Чем тут плохо? Это, так сказать, прямая линия. Франция скорее зигзаг, а Россия наша, та-просто загагулина. Мне очень нравится здесь: и работать можно, и по улицам ходить приятно. Математически доказываю Вам. Что если уж где-нибудь жительствовать…

Подтягин, прерывая, Алфёрову: « Но я же говорю Вам, горы бумаг, гроба картонные, папки, папки без конца! Полки под ними так и ломятся. И полицейский чиновник, пока отыскал мою фамилию, чуть не подох от натуги. Вы вообще не можете себе и представить, сколько человеку нужно перестрадать, чтобы получить право на выезд отсюда. Одних бланков сколько я заполнил. Сегодня уж думал- стукнут мне выездную визу… Куда там. Послали сниматься, а карточки только вечером будут готовы.

Алфёров Подтягину: « Очень всё правильно, так и должно быть в порядочной стране. Тут вам не российский кавардак. Вы обратили внимание, например, что на парадных дверях написано? «Только для господ». Это знаменательно.  Вообще говоря, разницу между, скажем, нашей страной и это можно так выразить: вообразите сперва кривую, и на ней…

Подтягин Алфёрову: « Я не совсем понимаю вашу геометрию»

Алфёров Подтягину: Да как же, это так ясно…вообразите…»

Подтягин Алфёрову: « Не понимаю»

Алфёров Подтягин: « Вы не математик, Антон Сергеевич, а я на числах, как на качелях, всю жизнь прокачался. Бывало, говорил жене:  раз я математик, ты мать-и-мачеха».

Ганин холодно: «Одним словом: цифра и цветок»

Алфёров Ганину: « Да, вы правы, нежнейший цветок»

Ганин в сторону: «Экий  пошляк»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Библейские реминисценции в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

Презентация по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик"...

Мифологические реминисценции в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

Статья показывает связь и взаимопроникаемость в одном литературном произведении, удаленных друг от друга культурных пластов: мифологии и петербурговедения...

Пушкинская эпоха в романе "Евгений Онегин"

Презентация к уроку "Пушкинская эпоха в романе "Евгений Онегин"...

Дидактический материал к учебному проекту "Пушкинская эпоха в литературе" ( буклет "Москва в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин").

Буклет разработан в качестве дидактического материала к урокам учебного проекта "Пушкинская эпоха в литературе первой трети 19 века"....

Дидактический материал к учебному проекту "Пушкинская эпоха в литературе" ( буклет " Москва в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин").

Буклет разработан в качестве дидактического материала к урокам учебного проекта "Пушкинская эпоха в литературе первой трети 19 века"....

Занятие спецкурса по литературе на тему : « Пушкинские реминисценции в романе Ф. М. Достоевского « Идиот»».

Аннотация:   данное занятие расширит рамки знакомства с судьбами, творчеством А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского,  будет способствовать  развитию исследовательского и ассоциативног...

Материалы к проектно-исследовательской работе по литературе "«Литературные реминисценции в рассказе В.Распутина "Рудольфио"»

В связи с введением предмета "Индивидуальный проект" данный материал может пригодиться для учащихся 9 - 10 классов. В работе предлагается анализ роли литературных реминисценций на примере ра...