"Негромкая мелодия души..." Бардовская песня: Б. Окуждава и В.Высоцкий
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
На уроке учащиеся прийдут к осмыслению художественно-поэтических особенностей бардосвкой песни на примере творчества Б. Окуджавы и В.Высоцкого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okudzhava_-_vysockiy_konspekt_uroka_po_teme.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: « Негромкая мелодия души…»
Бардовская песня Б.Окуджавы и В.Высоцкого
( Урок в рамках городского методического объединения учителей русского языка и литературы)
Форма урока – урок- откровение.
Цель: осмысление художественно- поэтических особенностей бардовской песни на примере творчества Б. Окуджавы и В.Высоцкого.
Задачи: 1. создать условия для выявления художественных особенностей бардовской
песни;
2. способствовать совершенствованию умения анализировать поэтический текст
на уровне первичного восприятия;
3. создать условия для развития эстетического вкуса у учащихся.
Оборудование: композиция (гитара с портретами бардов, сборники песен и стихов); песни Б.Окуджавы («Песенка об Арбате», «Надежды маленький оркестрик»), В.Высоцкого («Я не люблю», «Белый танец»); карточки со стихами бардов для групповой работы; оформление доски (портреты Б.Окуджавы и В.Высоцкого; эпиграфы к уроку
Учащиеся организованы в группы.
Материалы прилагаются.
Ход урока:
- этап. Психологический настрой на восприятие темы.
Звучит бардовская песня «Кот» в живом исполнении.
- этап. Актуализация знаний.
- Что вам известно об этом виде искусства?
- Это бардовская поэзия. Звучащий стих имеет более древнюю историю, чем стих письменный: античность, средневековье, включая древнюю Русь, неразрывно связали слово со звучанием инструмента, чаще всего струнного.
- А что означает слово «бард»?
- Я расскажу вам притчу: « Еще задолго до Рождества Христова на земле жили люди,
которых называли кельтами, своих мудрых учителей они называли друидами. Перед
их знаниями материального и духовного мира преклонялись многие. Друид должен
был 20 лет обучаться у жреца, а, пройдя испытания, обучение и обряд посвящения, избранник назывался «бард».Теперь он имел право идти в народ и петь, вселяя в него свет и истину своей песней, формируя словом образы, исцеляющие душу.
- этап. Целеполагание.
- Сегодня на уроке мы соприкоснемся с поэтическим текстом. Мы не будем анализировать его, как это делали всегда. Пусть каждый из вас прозвучит вместе с творчеством авторов бардовской песни. Их имена: Ю.Визбор, А.Галич, В.Цой, А.Розенбаум, Б.Окуджава, В.Высоцкий и др.
Мы остановимся на творчестве Б.Окуджавы и В.Высоцкого.
- этап. Работа с текстом.
Б.Окуджава.
Звучит « Песенка об Арбате» в исполнении Б.Окуджавы.
Групповая работа.
На уровне первичного восприятия текста определить: 1,2 группа - Что вы слышите в слове поэта?; 3,4 группа – Какие необычные метафоры использует автор?
- Прочитайте другие стихи из распечаток и найдите те строки, которые проникли в душу, то ключевое слово, которое откликнулось в вас?
( Можно оформить на доске)
- Какие традиции литературы 19 века продолжаются в творчестве барда?
- Какова его лирическая героиня?
- Какие истины проповедует поэт?
Звучит песня «Надежды маленький оркестрик» в исполнении Б.Окуджавы.
В.Высоцкий
Н.В.Гоголь: « Песня сочиняется не пером в руке, не на бумаге, не со строгим расчетом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит и все члены, разрушая равнодушное обыкновенное положение, становятся свободнее, руки невольно вскидываются на воздух и дикие волны веселья уводят от всего…Оттого поэзия в песнях неуловима, очаровательна, грациозна, как музыка. Поэзия мыслей более доступна каждому нежели поэзия звуков или , лучше сказать, поэзия поэзии».
- Кажется, будто написанные полтора столетия назад слова относятся к В.Высоцкому: это его образ, его темперамент, его песни. В.Высоцкого называли «обнаженная совесть эпохи». Свое жизненное кредо поэт выразил в песне « Я не люблю».
Звучит песня.
- Что для вас окажется откровением? Какое поэтическое слово поражает глубиной? Что несет поэзия В.Высоцкого?
Работа с текстами в распечатках.
Звучит песня « Белый танец».
- Кого из поэтов «серебряного века» напоминает поэзия В.Высоцкого?
- этап. Рефлексия.
- Вот такие разные поэты: один трибун, другого называла Чеховым 20 века. Выбор за вами. Но я уверена, что прикосновения к живому бардовскому слову поможет нам ощутить ту гармонию, которой не хватает сейчас. Эпоха 70-х годов была противоречива и без бардовской песни представление о ней будет неполной.
Чтение эпиграфа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памяти Владимира Высоцкого (Песни о войне)
У каждого человека, знакомого с песенным творчеством Владимира Высоцкого, есть "свой Высоцкий", есть песни, которые нравятся больше других. Исключение, пожалуй, составляют песни о войне. Сам Высоцкий ...
Открытый урок литературы в 11 классе по теме: «Авторская песня. Песенное творчество В. Высоцкого, А. Макаревича, С. Трофимова. Любовная лирика».
Литературная гостиная.Учитель: Щепилова Е. В. Открытый урок литературы в 11 классе по теме:«Авторская песня. Песенное творчество В. Высоцкого, А. Макаревича,С. Трофимова. Любовная лир...
«ЖИЗНЬ КАК ПЕСНЯ» Литературно-музыкальный вечер по творчеству В. С. Высоцкого для учащихся 9-11 классов
«ЖИЗНЬ КАК ПЕСНЯ» Литературно-музыкальный вечер по творчеству В. Высоцкого для учащихся 9-10 классов25 января 2013 года Владимиру Высоцкому исполнится 75 лет. Его судьба неотделима от истории е...
"Негромкая мелодия души" (вечер бардовской поэзии)
Данная литературная гостиная позволит прикоснуться к удивительному миру бардовской поэзии. Ребята узнают о жизни и творчестве известных поэтов-бардов: О.Митяева, А.Розенбаума, В. Долиной, Ю.Кима...
Песня-переделка на мелодию песни Эдиты Пьеха "Замечательный сосед"
Данный материал будет интересен родителям выпускников 9 (11) классов, как ответное слово родителей на выпускном....
Авторский факультативный курс «Негромкая мелодия души». Авторская песня как средство эстетического и духовного воспитания учащихся
Авторская программа факультативного курса по литературе для 10 класса...
Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».
Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает методическую разработку внеу...