"Негромкая мелодия души..." Бардовская песня: Б. Окуждава и В.Высоцкий
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

На уроке учащиеся прийдут к осмыслению художественно-поэтических особенностей бардосвкой песни на примере творчества Б. Окуджавы и  В.Высоцкого.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okudzhava_-_vysockiy_konspekt_uroka_po_teme.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: « Негромкая мелодия души…»

  Бардовская песня Б.Окуджавы и  В.Высоцкого

( Урок в рамках городского методического объединения учителей русского языка и литературы)

Форма урока – урок- откровение.

Цель: осмысление художественно- поэтических особенностей бардовской песни на примере творчества Б. Окуджавы и В.Высоцкого.

Задачи: 1. создать условия для выявления  художественных особенностей бардовской      

                    песни;

                2. способствовать совершенствованию умения анализировать поэтический текст  

                    на уровне первичного восприятия;

                3. создать условия для развития эстетического вкуса у учащихся.

Оборудование: композиция (гитара с портретами бардов, сборники песен                            и стихов); песни Б.Окуджавы («Песенка об Арбате», «Надежды                                   маленький оркестрик»), В.Высоцкого («Я не люблю», «Белый танец»); карточки со    стихами бардов для групповой работы; оформление доски (портреты Б.Окуджавы     и                           В.Высоцкого;   эпиграфы к уроку

Учащиеся организованы в группы.

Материалы прилагаются.

                                                  Ход урока:

  1. этап. Психологический настрой на восприятие темы.

Звучит бардовская песня  «Кот» в живом исполнении.

  1. этап. Актуализация знаний.

- Что вам известно об этом виде искусства?

- Это бардовская поэзия. Звучащий стих имеет более древнюю историю, чем стих письменный: античность, средневековье, включая древнюю Русь, неразрывно связали слово со звучанием инструмента, чаще всего струнного.

- А что означает слово «бард»?

      - Я расскажу вам притчу: « Еще задолго до Рождества Христова на земле жили люди,

      которых называли кельтами, своих мудрых учителей они называли друидами. Перед  

      их  знаниями материального и духовного мира преклонялись многие. Друид должен

   был 20 лет обучаться у жреца, а, пройдя испытания, обучение и обряд посвящения,  избранник назывался «бард».Теперь он имел право идти в народ и петь, вселяя в него свет и истину своей песней, формируя словом образы, исцеляющие душу.

  1. этап. Целеполагание.

- Сегодня на уроке мы соприкоснемся с поэтическим текстом. Мы не будем анализировать его, как это делали всегда. Пусть каждый из вас прозвучит вместе с творчеством авторов бардовской песни. Их имена: Ю.Визбор, А.Галич, В.Цой, А.Розенбаум, Б.Окуджава, В.Высоцкий и др.

Мы остановимся на творчестве Б.Окуджавы и В.Высоцкого.

     

  1. этап. Работа с текстом.

 

Б.Окуджава.

 Звучит « Песенка об Арбате» в исполнении Б.Окуджавы.

Групповая работа.

На уровне первичного восприятия текста определить: 1,2 группа - Что вы слышите в слове поэта?; 3,4 группа – Какие необычные метафоры использует автор?

- Прочитайте другие стихи из распечаток и найдите те строки, которые проникли в душу, то ключевое слово, которое откликнулось в вас?

( Можно оформить на доске)

- Какие традиции литературы 19 века продолжаются в творчестве барда?

- Какова его лирическая героиня?

- Какие истины проповедует поэт?

Звучит песня «Надежды маленький оркестрик» в исполнении Б.Окуджавы.  

В.Высоцкий

Н.В.Гоголь: « Песня сочиняется не пером в руке, не на бумаге, не со строгим расчетом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит и все члены, разрушая равнодушное обыкновенное положение, становятся свободнее, руки невольно вскидываются на воздух и дикие волны веселья уводят от всего…Оттого поэзия в песнях неуловима, очаровательна, грациозна, как музыка. Поэзия мыслей более доступна каждому нежели поэзия звуков или , лучше сказать, поэзия поэзии».

- Кажется, будто написанные полтора столетия назад слова относятся к В.Высоцкому: это его образ, его темперамент, его песни. В.Высоцкого называли «обнаженная совесть эпохи». Свое жизненное кредо поэт выразил в песне « Я не люблю».

Звучит песня.

- Что для вас окажется откровением? Какое поэтическое слово поражает глубиной? Что несет поэзия В.Высоцкого?

Работа с текстами в распечатках.

Звучит песня « Белый танец».

- Кого из поэтов «серебряного века» напоминает поэзия В.Высоцкого?

  1. этап. Рефлексия.

- Вот такие разные поэты: один трибун, другого называла Чеховым 20 века. Выбор за вами. Но я уверена, что прикосновения к живому бардовскому слову поможет нам ощутить ту гармонию, которой не хватает сейчас. Эпоха 70-х годов была противоречива и без бардовской песни представление о ней будет неполной.

Чтение эпиграфа.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памяти Владимира Высоцкого (Песни о войне)

У каждого человека, знакомого с песенным творчеством Владимира Высоцкого, есть "свой Высоцкий", есть песни, которые нравятся больше других. Исключение, пожалуй, составляют песни о войне. Сам Высоцкий ...

Открытый урок литературы в 11 классе по теме: «Авторская песня. Песенное творчество В. Высоцкого, А. Макаревича, С. Трофимова. Любовная лирика».

Литературная гостиная.Учитель: Щепилова Е. В. Открытый урок литературы в 11 классе по теме:«Авторская песня. Песенное творчество В. Высоцкого, А. Макаревича,С.  Трофимова. Любовная лир...

«ЖИЗНЬ КАК ПЕСНЯ» Литературно-музыкальный вечер по творчеству В. С. Высоцкого для учащихся 9-11 классов

«ЖИЗНЬ КАК ПЕСНЯ» Литературно-музыкальный вечер по творчеству В. Высоцкого для учащихся 9-10 классов25 января 2013 года Владимиру Высоц­кому исполнится 75 лет. Его судьба неотделима от истории е...

"Негромкая мелодия души" (вечер бардовской поэзии)

Данная литературная гостиная позволит прикоснуться к удивительному миру бардовской поэзии. Ребята узнают о жизни и творчестве известных поэтов-бардов: О.Митяева, А.Розенбаума, В. Долиной, Ю.Кима...

Песня-переделка на мелодию песни Эдиты Пьеха "Замечательный сосед"

Данный материал будет интересен родителям выпускников 9 (11) классов, как ответное слово родителей на выпускном....

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...