Открытый урок литературы в 11 классе по теме: «Авторская песня. Песенное творчество В. Высоцкого, А. Макаревича, С. Трофимова. Любовная лирика».
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

 

Литературная гостиная.

Учитель: Щепилова Е. В.

 

Открытый урок литературы в 11 классе по теме:

«Авторская песня. Песенное творчество В. Высоцкого, А. Макаревича,

С.  Трофимова. Любовная лирика».

 

Цель урока:

1. Расширить понятие уч-ся об авторской песне как литературном жанре.

      (теория литературы).

2. Познакомиться с творчеством ярких представителей авторской песни.

3. Развивать творческие способности детей, логическое мышление, устную      речь, музыкальную культуру.

4. Воспитывать у уч-ся нравственные идеалы.

5. Прививать любовь к литературе, искусству.

 

     План урока.

                                                 Жить без любви конечно можно,

                                                  Но как на свете без любви прожить?!..

 

1. Вступительное слово учителя по теме урока (цель урока, эпиграф к уроку, представление гостей).

 

    Авторская песня как жанр литературы.

 

- Что же это  такое «авторская песня»?

Познакомимся с теорией литературы.

Понятие «авторская песня» имеет конкретный и узкий смысл: поэты, поющие свои стихи, чаще всего под гитару.

Этот термин («авторская песня») придумал В. Высоцкий.

Авторская песня как литературный жанр сложилась на исходе 50-х годов и предполагала исполнение поэтами своих стихов, положенных на свою же музыку.

Родоначальниками жанра считаются Ю. Визбор и Булат Окуджава.

Преимущество жанра в том, что во главу угла ставятся стихи, поэтический текст.

В чём  разница эстрадной песни и авторской?

В том, что эстрадная песня – это развлекательная песня, явление музыкальное. Авторская  песня – явление литературное. Она пишется думающими людьми для думающих людей.

Авторская песня родилась из серьёзных раздумий о жизни человека, может быть трагических, острых сюжетов, из клокотания души. Она выражает внутренний мир человека, взгляды на политику. Не случайно этот жанр очень раздражал власть, а лучшие барды оказывались в опале.

 

2. На этом уроке мы познакомимся с творчеством ярких представителей авторской песни – В. Высоцким, А.Макаревичем, В. Кузьминым, С. Трофимовым. Это далеко неполный список фамилий, чьё творчество можно отнести к авторской песне. Из современных авторов это и И. Тальков, и И. Николаев, и А. Розенбаум, и И. Саруханов,  А. Барыкин и другие.

 

Творческие группы класса представляют свои презентации, выступления о жизни и творчестве В. Высоцкого, А. Макаревича, В. Кузьмина,  С. Трофимова. ( Выступления ребят сопровождается живым  музыкальным оформлением, которое подготовили приглашённые на урок гости. Песня В. Высоцкого «Лирическая», А. Макаревича « Наш дом ».)

 

3. «Славится талантами русская земля!» ( творчество детей) Представляет учитель.

(Ученица читает своё стихотворение, другая девочка исполняет песню собственного сочинения)

 

4. Итог урока.

     Заключительное слово учителя.

- Мы познакомились сегодня  на уроке с понятием «авторская песня», узнали о жизни, творчестве, любовной лирике ярких представителей авторской песни; представили на суд гостей своё творчество, фантазию; показали умение работать самостоятельно и коллективно, искать, отбирать  и оформлять необходимый материал к уроку.

Урок прошёл ярко, интересно.

 

Оценки за урок.

Домашнее задание.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_gostinaya._otkr._urok_po_liter._v_11_kl..doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Литературная гостиная.

Учитель: Щепилова Е. В.

Открытый урок литературы в 11 классе по теме:

«Авторская песня. Песенное творчество В. Высоцкого, А. Макаревича,

С.  Трофимова. Любовная лирика».

Цель урока:

1. Расширить понятие уч-ся об авторской песне как литературном жанре.

      (теория литературы).

2. Познакомиться с творчеством ярких представителей авторской песни.

3. Развивать творческие способности детей, логическое мышление, устную      речь, музыкальную культуру.

4. Воспитывать у уч-ся нравственные идеалы.

5. Прививать любовь к литературе, искусству.

     План урока.

                                                 Жить без любви конечно можно,

                                                  Но как на свете без любви прожить?!..

1. Вступительное слово учителя по теме урока (цель урока, эпиграф к уроку, представление гостей).

    Авторская песня как жанр литературы.

- Что же это  такое «авторская песня»?

Познакомимся с теорией литературы.

Понятие «авторская песня» имеет конкретный и узкий смысл: поэты, поющие свои стихи, чаще всего под гитару.

Этот термин («авторская песня») придумал В. Высоцкий.

Авторская песня как литературный жанр сложилась на исходе 50-х годов и предполагала исполнение поэтами своих стихов, положенных на свою же музыку.

Родоначальниками жанра считаются Ю. Визбор и Булат Окуджава.

Преимущество жанра в том, что во главу угла ставятся стихи, поэтический текст.

В чём  разница эстрадной песни и авторской?

В том, что эстрадная песня – это развлекательная песня, явление музыкальное. Авторская  песня – явление литературное. Она пишется думающими людьми для думающих людей.

Авторская песня родилась из серьёзных раздумий о жизни человека, может быть трагических, острых сюжетов, из клокотания души. Она выражает внутренний мир человека, взгляды на политику. Не случайно этот жанр очень раздражал власть, а лучшие барды оказывались в опале.

2. На этом уроке мы познакомимся с творчеством ярких представителей авторской песни – В. Высоцким, А.Макаревичем, В. Кузьминым, С. Трофимовым. Это далеко неполный список фамилий, чьё творчество можно отнести к авторской песне. Из современных авторов это и И. Тальков, и И. Николаев, и А. Розенбаум, и И. Саруханов,  А. Барыкин и другие.

Творческие группы класса представляют свои презентации, выступления о жизни и творчестве В. Высоцкого, А. Макаревича, В. Кузьмина,  С. Трофимова. ( Выступления ребят сопровождается живым  музыкальным оформлением, которое подготовили приглашённые на урок гости. Песня В. Высоцкого «Лирическая», А. Макаревича « Наш дом ».)

3. «Славится талантами русская земля!» ( творчество детей) Представляет учитель.

(Ученица читает своё стихотворение, другая девочка исполняет песню собственного сочинения)

4. Итог урока.

     Заключительное слово учителя.

- Мы познакомились сегодня  на уроке с понятием «авторская песня», узнали о жизни, творчестве, любовной лирике ярких представителей авторской песни; представили на суд гостей своё творчество, фантазию; показали умение работать самостоятельно и коллективно, искать, отбирать  и оформлять необходимый материал к уроку.

Урок прошёл ярко, интересно.

Оценки за урок.

Домашнее задание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показательный (открытый) урок в 11 классе по теме: «Место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности, мелодическое богатство)»

1. Познакомить учащихся с таким направлением отечественной культуры, как авторская песня; показать тематическое и жанровое своеобразие этого явления в нашей литературе и культуре 2. Развитие навыко...

Урок в 11 классе по теме: "Авторская песня"

Данный урок рассчитан на учащихся 11 класса. Урок-концерт авторской песни, посвящен трём великим бардам России: Владимиру Высоцкому, Виктору Цою, Игорю Талькову. Знакомство ...

Презентация "Пою, Богу моему". Иеромонах Роман (Матюшин) - для урока музыки в 6 классе на тему: "Авторская песня: прошлое и настоящее"

«Пою, Богу моему». Иеромонах Роман (Матюшин).Янайкина Дина Михайловна – учитель музыки МБОУ ООШ № 14 г. УльяновскаПрезентация к уроку музыки в 6 классе на тему: "Авторская песня: прошлое и настоящее" ...

Конспект урока по музыке в 6 классе по теме: "Авторская песня.Прошлое и настоящее"

Конспект составлен по программе Критской с учётом ФГОС , расписаны все планируемые результаты и УУД....

Урок литературы в 11 классе по теме «Авторская песня»

Урок преследует следующие цели: сформировать представление о художественном своеобразии жанра «авторская песня» как уникальном явлении русской культуры,продолжить формирование умения анализироват...

Открытый урок в 9 классе по теме: "Любовная лирика А.С.Пушкина

Этот материал поможет в формировании эстетического восприятия  лирики А.С.Пушкина  посредством различных видов искусства: литературы, музыки, живописи. Презентация к уроку разделена на две ч...

Урок музыки в 6 классе по теме "Авторская песня: прошлое и настоящее"

Конспект урока музыки по программе Критской Е.Д., проводимого в 6 классе по теме: "Авторская песня: прошлое и настоящее"...