Памяти Владимира Высоцкого (Песни о войне)
классный час (9 класс) по теме
У каждого человека, знакомого с песенным творчеством Владимира Высоцкого, есть "свой Высоцкий", есть песни, которые нравятся больше других. Исключение, пожалуй, составляют песни о войне. Сам Высоцкий писал: "Пишу песни ... не ретроспекции, а ассоциации. Если вы в них всушаетесь, то увидите, что их сегодня можно петь, что люди из тех времен, ситуации из тех времен, а в общем и идеи, и проблемы- наши, нынешние. Расчет в авторской песне только на одно:.. вам, как и мне, рвут душу и скребут по нервам несправедливость и горе людское".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
Вечер памяти Владимира Высоцкого
Цель:
1) формировать у учащихся знания о творчестве поэта;
2)способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
3)развитие познавательной активности, коммуникативных способностей.
Задачи:
- познакомить с песнями Высоцкого о войне,
- развивать познавательную и творческую активность,
- прививать интерес к изучению бардовской песни,
воспитывать чувство патриотизма
Оборудование: портрет В.Высоцкого, записи песен, военная хроника, слайды
1-й ведущий: Поэт и Время. Это величины, не существующие друг без друга и взаимно проверяемые. Поэтому открыта тайна прошлого, настоящего и будущего, но именно Времени дано судить, станет ли он Поэтом. Высоцкий стал. И не только Поэтом.
2-й ведущий: Наверное, у каждого человека, знакомого с песенным творчеством Владимира Высоцкого, есть «свой собственный Высоцкий», есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, ближе, убедительнее.
(звучит песня «На братских могилах» , сопровождаемая показом военной хроники)
1-й ведущий: Этой песней Владимир Высоцкий неизменно начинал свои выступления – в столичном ли Доме ученых, на Ленских приисках, в студгородке Нью – Йорского штатского университета, в клубе донецкой шахты –словом, везде.
2-й ведущий: Его не везде понимали. (Из монологов Высоцкого)
Чтец:» Они никак не могут понять – почему человек с набухшими жилами поет дома – что это? Что его беспокоит? Особенно они не понимают, зачем песне заниматься этими проблемами.»
1-й ведущий: Действительно, очем можно было петь так? Тогда, когда Искренность, Правда, Открытость были в таком дефиците. Да и не только тогда….
А он пел об этом.
2-й ведущий: Нуждались и нуждаемся в очищении: от лжи, от двоедушия, которое, как радиация, въедается в кости и не выводится из организма. Высоцкий же был и остается противоядием от лжи, барьером против лицемерия.
1-й ведущий: Поэтому, наверное, мы, скептики, никому не верящие на слово, волнуясь, слушаем человека невоевавшего.
Чтец: Есть в Киеве школа, где на стене висит портрет , вернее, обычная фотография из выпускного альбома. На ней - мальчишки, выпускник 80-го года, погибший в Афганистам\не. Под его фотографией – знакомые до боли, обжигающие слова
Тот же лес, тот же воздух и та же вода, только он не вернулся из боя…
Звучит песня « Он не вернулся из боя»
1-й ведущий: Слова невоевавшего Высоцкого. Почему? Ведь песен о войне так много.
2-й ведущий: Может, потому, что ребята, прошедшие Афганистан, выросли на Высоцком, воспитывались на его песнях, слушая их, задумывались о жизни , смерти и подвиге. И он был им понятен, доверие к нему стопроцентное. Потому что он был честен.
Песня «В темноте»
2-й ведущий: Высоцкий стал мостом между поколениями, между дедами и внуками. Почему?
Чтец: «Ваше любимое место?»- спросили в анкете.
Видавшей красоты полмира, он ответил: «Самотека, Москва».
«Ваша любимая песня?» - «Вставай, страна огромная». Это была песня его детства
Звучит песня «Священная война».
1-й ведущий: Москва 41-го года. Затемненная, неприступная, суровая.
2-й ведущий: Здесь впервые пересеклись пути юного Булата Окуджавы, уходящего на фронт (Ты научил меня, Арбат, а дальше, дальше наше дело»)
1-й ведущий: И маленького Володи Высоцкого.
Чтец: В июле 1941 года (Володе исполнилось только 3 года) немцы начали бомбить Москву. Мы с сыном спускались в убежище, и там он находил место повыше и читал стихи, громко и выразительно, что-нибудь типа этого: « Товарищ Ворошилов, в нынешний год в Красную Армию брат мой пойдет».
Однажды после такогог выступления пожилой мужчина подошел ко мне, тихо сказал: «Спасибо за сына,» - и поцеловал мне руку,» - вспоминает мать Высоцкого Нина Максимовна.
Звучит песня «А на войне как на войне»
1-й ведущий: Окуджава поднял уличную песню до вершин истинной поэзии. А вернее, простые и глубокие мысли облек в форму уличной песни. Указал путь, начал то, что продолжим потом Высоцкий.
2-й ведущий: И вот на смену задумчивой доброте песен Булата Окуджавы - охрипший голос солдата. Даже не голос – крик. Несмолкаемый крик, как предвестник беды.
1-й ведущий: Они навсегда останутся рядом в нашем сознании, в истории нашей культуры. Они так по-разному сказали о близком…
(Сменяя друг друга, звучат песни Окуджавы «До свидания, мальчики» и Высоцкого «Так случилось – мужчины ушли»)
1-й ведущий: Не верьте, когда скажут или напишут, что он был кумиром мещанства, потакал массовой культуре и сознательно работал на эту популярность.
2-й ведущий: Не верьте, когда скажут или напишут, что слепые в своем фанатичном азарте поклонники Высоцкого затоптали могилу фронтовика на Ваганьковском..
1-й ведущий: Это говорят для того, чтобы унизить его и отучить нас думать и верить. А ведь нам повезло, что был такой Поэт, открытый и честный.
1-й ведущий: Лучше прислушаемся к фронтовикам – им-то неведома погоня за модой.
Чтец: - Не тот ли вы Владимир Высоцкий, с которым я выходил из окружения под Оршей?
- Здравствуй, Володя! После того, как тебя ранило осколком мины, я воевал год…
Так писали фронтовики Высоцкому.
1-й ведущий: Как он мог это знать?
2-й ведущий: Откуда эта оборванная до крови правда, которая рвется из его военных песен?
1-й ведущий: Откуда это пронзительно свое видение мира?
Голос Высоцкого: «То, что слышу сейчас, - он сказал: «Поехали» - это все понятно. Он так действительно сказал. Но зачем рифмовать то , что было? Нужно найти какой-то философский смысл этих вещей. А так на заказ не
получается»
2-й ведущий: Наверное, и невозможно написать на заказ такую песню, как «Звезды»
1-й ведущий: Самые прекрасные строки выдыхаются от слишком частого их применения, изнашиваются.
2-й ведущий: Все мы свидетели того, как старились высокие слова, тускнели идеалы.
1-й ведущий: Но строки Михаила Кульчицкого, которые мы можем прямо отнести к Высоцкому, от этого звучат еще первозданнее.
Не надо ордена
Была бы Родина…
2-й ведущий: А вот еще одно доказательство жизненности его военных песен. Послушайте, как перекликаются они с Константином Симоновым, Александром Твардовским , поэтами, пережившими войну.
Чтец: Симонов «Безымянное поле»
1-й ведущий: Июль 1942 года
2-й ведущий: А вот песня «Мы вращаем землю», написанная через десятилетия, но тем не менее достойная воинского салюта.
(Хроника военная)
Чтец: Твардовский «Я знаю, никакой моей вины…»
Чтец: Высоцкий «О погибшем друге»
Из дневников Высоцкого: « Пишу песни о войне, конечно, не ретроспекции, а ассоциации. Если вы в них вслушиваетесь, то увидите, что их сегодня можно петь, что люди из тех времен, ситуации из тех времен, а в общем и идеи , и проблемы – наши, нынешние. Расчет в авторской песне только на одно – на то , что вас беспокоят точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли. И точно так же вам, как и мне, рвут душу и скребут по нервам несправедливость и горе людское».
1-й ведущий: Нас могут беспокоить эти песни?
2-й ведущий: По одному социологическому исследованию 70% старшеклассников в шкале ценностей на первое место поставили деньги.
1-й ведущий: Наше поколение сравнивают с ростком, который, искривляясь, огибает придавивший его камень, но эта кривизна для него – норма.
2-й ведущий: Можем ли мы понимать эти песни? Хотим ли?
1-й ведущий: Да. Все мы когда-нибудь задаем себе вопрос: а смог бы я тогда, и пытаемся ответить на него всю жизнь..
Чтец: Н Михалков «Памяти Высоцкого»
1-й ведущий: Они заставляют нас думать о дружбе в первозданном смысле этого слова. О ней и песня.
Их восемь, нас – двое (Песня летчика)
2-й ведущий: Они учат нас смотреть на любовь не как на минутное развлечение. Она пришла, чтобы пригласить тебя на жизнь – вот так!
1-й ведущий: И осознавать, что и на краю обрыва, заглядывая в глаза смерти, или, проще говоря, в критической ситуации, человек должен оставаться человеком – это тоже мы поняли, слушая песни Высоцкого. Хотя бы «Черные бушлаты».
1-й ведущий: И понятия честь, совесть, долг – это ведь он объяснил, что:
И во веки веков, и во все времена
Трус – предатель всегда презираем.
Враг есть враг, и война все равно есть война,
И темница тесна, и свобода одна,
И всегда на нее уповаем.
2-й ведущий: И , наверное, о многом говорит ветеранам и обязывает всех нас, наследников Победы, его «Песня о новом времени», которую написал тогда в послевоенных мальчишка- проказник, с открытым ртом слушающий рассказ о войне, сохранить моральные ценности, которые высветила война. Смогли ли?
1-й ведущий: «Без памяти нет совести,» - утверждает академик Лихачев.
2-й ведущий: Благодаря Высоцкому, учимся помнить, пропускать память через сердце. Этому помогает и эта песня.
1-й ведущий: Нет у Высоцкого песен просто о небе, только о земле или о море. Есть - о жизни, о мужестве, о готовности идти в разведку. Лучшие песни Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей. В песнях есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, - есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой. А еще в них есть память. Память пройденных дорого и промчавшихся лет. Наша с вами память.
Звучит песня «Давно смолкли залпы орудий»
(Минута молчания, цветы к портрету)
или
песня «Корабли»
Список литературы:
1.Воспоминания Владимира Высоцкого. Составитель А. Сафонов. Москва,
"Советская Россия" 1989. Кино и судьба Владимира Высоцкого: Фильмы, роли, песни. Виктор
2. Наполним музыкой сердца. Антология авторской песни. Составитель
Р. Шипов. Москва, "Советский композитор", 1989.
3. Среди нехоженных дорог одна - моя. Сборник туристских песен.
Москва, ПРОФИЗДАТ 1989.
4. Я, конечно, вернусь. Стихи и песни В.Высоцкого. Воспоминания.
Москва, "Книга" 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вечер памяти Владимира Высоцкого « Такую жизнь нельзя назвать короткой».
Материал может быть использован на уроке литературы, а также при разработке классного часа. Желательно использовать диск с песнями Высоцкого....
Презентация для проведения вечера памяти Владимира Высоцкого
Данная презентация может быть использована при проведении вечера памяти Владимира Высоцкого....
Вечер памяти Владимира Семеновича Высоцкого
Сценарий литературно-музыкального вечера для старшеклассников, посвященный дню памяти Владимира Семеновича Высоцкого. В него вошли стихи и песни автора и об авторе....
Вечер памяти Владимира Высоцкого
Этот литературный вечер был проведён к 75-летию замечательного поэта и актёра....
Вечер памяти Владимира Высоцкого
Этот литературный вечер был проведён к 75-летию замечательного поэта и актёра....
Вечер памяти Владимира Высоцкого
Эта встреча не дань моде, а дань памяти. Памяти о человеке, который воплотил в себе боль и совесть нашего времени.Памяти поэта Владимира Высоцкого посвящается....
Сценарий Вечер памяти Владимира Высоцкого
Сценарийвечера авторской песни, посвященного памяти Владимира Высоцкого Дата проведения – 25 января 2024 годаМесто проведения – актовый зал МБОУ «Зун-Муринская СОШ»Ц...