Тематическое планирование. 5 класс, Литература
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование уроков литературы в 5-м классе.
№ | Тема | Тема урока | Изучаемые вопросы |
Введение (1 час) | Роль книги в жизни человека | Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. |
Устное народное творчество (6 часов) | Малые жанры фольклора | Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни |
Сказки как вид народной прозы. | Сказки как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой |
Художественный мир сказки «Царевна-лягушка» | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван-Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Сказочные формулы. Фантастика. |
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа. |
Бытовые сказки и сказки о животных | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народное представление о добре и зле в бытовых сказках. |
Мои любимые сказки | Р.р. Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках» |
Из древнерусской литературы (1 час) | Возникновение древнерусской литературы. | Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи. |
Из литературы XVIII века (1 час) | М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру» как юмористическое нравоучение. | М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы. |
Из литературы первой половины XIX века (19 часов) | Басня как литературный жанр. | Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века). |
«Волк и Ягненок». Понятие аллегории. | И. А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях Волк и Ягненок». Понятие об аллегории и морали |
«Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом» | И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали |
«Волк на псарне» | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни. |
В.А. Жуковский Сказка «Спящая царевна». | В.А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки |
Баллада «Кубок» | В.А. Жуковский «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады |
А.С. Пушкин. «Няне» | А.С. Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. |
Пролог к поэме «Руслан и Людмила» | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок |
Тестирование | Письменные ответы или тестирование |
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
| А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояния добра и злых сил. Система образов сказки. |
Сходство и различие литературной и народной сказки. | Р.р. Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. Обучение домашнему сочинению: «В чем превосходство царевны над царицей в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина?» «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина: Общность и различие» |
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке. |
Антоний Погорельский. В.М. Гаршин «Attelea Princeps» | В.М. Гаршин «Attelea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения. |
М.Ю. Лермонтов. «Бородино» | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен. |
Изобразительно-выразительные средства стихотворения «Бородино» | Изобразительно-выразительные средства стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения |
Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки» | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки» «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести |
Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место» | Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор. |
Н. А. Некрасов. «На Волге» | Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге» Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете. |
«Есть женщины в русских селеньях». Поэтический образ русской женщины | Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины |
Из литературы второй половины XIX века (13 часов) | И.С. Тургенев. «Муму» | И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна. |
Нравственный облик Герасима | Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни её челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества |
Тургенев – мастер портрета и пейзажа | Р.р. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Тургенева «Муму» «Что воспевает Тургенев в образе Герасима», «Друзья и враги Герасима», «В чём вина и беда барыни?» |
Контрольная работа по творчеству Некрасова, Тургенева (тест). | Контрольная работа по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Тургенева. |
А.А. Фет. «Весенний дождь» | А.А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни |
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы |
Р.р. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристики героев | Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы». «Друзья и враги пленного Жилина». «Гуманистические мысли Толстого в рассказе «Кавказский пленник» |
А.П. Чехов. «Хирургия» | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия» |
Русские поэты 19 века о Родине и родной природе. | Русские поэты 19 века о Родине и родной природе. Лирика Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувства и настроений |
Лирика И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, | Лирика И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова. |
Вн.ч. И.А. Бунин. «Косцы» | Вн.ч. И.А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа |
В.Г. Короленко. «В дурном обществе» | В.Г. Короленко Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений |
Портрет как средство изображения героев | Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев |
Р.р. Изображение города и его обитателей в повести «В дурном обществе». | Р.р. Изображение города и его обитателей в повести Короленко «В дурном обществе». Понятие о композиции литературного произведения. |
Из русской литературы XX века (17 часа) | С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы | С.А. Есенин. Слово о писателе. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…». Своеобразие языка стихотворений. |
| П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка» | П.П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера |
Образ хозяйки Медной горы в сказе Бажова. | Образ хозяйки Медной горы в сказе Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка |
К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб». | К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». |
Роль пейзажа в сказке Паустовского «Тёплый хлеб» | Роль пейзажа в сказке Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы произведения |
Вн.ч. К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы» | Вн.ч. К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении Паустовского |
С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» | С.Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы |
Р.р. Традиции народных сказок в пьесе Маршака | Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе Маршака |
А.П. Платонов. «Никита» | А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита» Был и фантастика |
Тестирование за 3 четверть | Контрольная работа по литературе или тестирование |
В.П. Астафьев. «Васюткино озеро» | В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу |
Понятие об автобиографическом произведении | «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении |
Р.р. Сочинение на заданную тему. | Р.р. Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе 20 века: Есенин, Бажов, Паустовский, Астафьев (по одному произведению)», «какие поступки сверстников вызывают мое восхищение?(по произведениям Паустовского, Платонова, Астафьева)» |
Поэтическое восприятие окружающего мира | Русские поэты 20 века о Родине и родной природе: Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира и своего места в нем |
Русские поэты 20 века о Родине и родной природе | Русские поэты 20 века о Родине и родной природе: А.А. Прокофьев, Д.Б. Кедрин, Н.М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе |
Саша Чёрный. «Игорь Робинзон» | Саша Чёрный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь Робинзон» |
К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». | К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». Война и дети |
Из зарубежной литературы (8 часов). | Р. Стивенсон. «Вересковый мёд» | Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Её драматический характер |
Вн.ч. Д.Дефо. «Робинзон Крузо» | Вн.ч. Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя романа Дефо Гимн неисчерпаемым возможностям человека |
Х.К. Андерсен. «Снежная королева» | Х. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева» реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда |
В поисках Кая | В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини |
Р.р. Мои любимые сказки Андерсена | Наши любимые сказки Андерсена. |
Вн.чт. Ж.Санд. «О чём говорят цветы» | Ж.Санд. «О чём говорят цветы» Спор героев о прекрасном |
Вн.чт. М. Твен. «Приключения Тома Сойера» | Вн.чт. М. Твен.Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья Черты характера героев |
Вн.чт. Дж. Лондон. «Сказание о Кише» | Вн.чт. Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера. Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа |
Подведение итогов года (1) | «Путешествие по стране Литературии 5-го класса» | Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5-го класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе
Урок по теме «Собирательные числительные» относится к типу уроков объяснения нового материала. В его структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент, повторен...
Календарно -тематическое планирование по литературе 8 класс (Учебник «Литература» для 8 класса.—Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Литература и игра, 5 класс (ММОШ)
Предложенное календарно-тематическое планирвание по литературе детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общие направления воспитания и направления обучающихся средствами л...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование уроковлитературы в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)
Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...