Календарно-тематическое планирование по литературе. Литература и игра, 5 класс (ММОШ)
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Кладова Ирина Владимировна

 Предложенное календарно-тематическое планирвание по литературе детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общие направления воспитания и направления обучающихся средствами литературы в соответствии с федеральным стандартом и с учётом Стратегии развития пермского образования до 2030 года, в частности реализует деятельностный подход к преподаванию литературы в рамках внедрения муниципальной модели "Основная школа-пространство выбора" (ММОШ).

 Одним из предложенных элементов ММОШ является поточно-групповой метод организации учебного процесса (ПГМО), позволяющий создавать реальное пространство для образовательного выбора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование уроков поточно-группового метода обучения

по литературе в 5 классе (ММОШ)

ЛИТЕРАТУРА КАК ИГРА

102 часа (3 часа в неделю)

Программа и учебник Г.С.  Меркина, С.А.Зинина, В.А. Чалмаева

Учитель: Кладова Ирина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ "СОШ№64№г.Перми

Пояснительная записка

Одной из актуальных проблем в преподавании литературы  является формирование у учащихся  интереса к  чтению, повышение мотивации к изучению предмета литература вообще.  Задача учителя в современных условиях заключается не только в том, чтобы заинтересовать учеников художественным произведением, но и научить анализировать прочитанное, размышлять, высказывать свое мнение. Игра на уроке литературы   позволяет решать эти задачи.  В игре незаметно, сами собой, исчезнут стены, разделяющие сейчас учителя и ученика и самих учеников, родится новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит детей и взрослых, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.

В.Сухомлинский писал: «Сказка, фантазия, игра - животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений…». Участники литературных игр получают не только удовольствие, но и новые коммуникативные навыки, личностное саморазвитие. Игроки погружаются в текст, проводят лингвостилистический, литературоведческий анализ, интерпретируют и трансформируют прочитанный материал.
Литературная игра развивает дивергентное мышление (поиск в разных направлениях, высказывание различных гипотез), в противовес конвергентному мышлению (поиск в одном направлении при получении одного правильного ответа).

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно, причём познавательные действия ученика выполняются в структуре деятельности, которая имеет личностный смысл.

 

Цель изучения литературы в потоке «Литература как игра»: Развитие творческих способностей учащихся через активные виды деятельности, формирование коммуникативной  компетентности  учащихся.

Задачи:

-Приобщить учащихся к  истокам русской и мировой  художественной литературы

(познавательные УУД)

-Формировать у  учащихся  умение продуктивной совместной деятельности

(коммуникативные  УУД)

-Воспитывать эстетический вкус и идейно-нравственную позицию (личностные УУД)

Планируемый результат.

В результате изучения литературы в потоке «Литература как игра» ученики должны научиться:

  1. воспринимать художественную речь, художественный текст
  2. комментировать прочитанное
  3. создавать игровые задания по литературе
  4. осуществлять продуктивное  общение в совместной деятельности (Развитие коммуникативных УУД)

 В любой игре, используемой на уроке литературы, должны быть учтены следующие моменты:

  • возраст участников, для которых предназначена игра,
  • желательное количество участников,
  • необходимый реквизит,
  • описание хода игры,
  • обязательно-методические цели игры, то чем она будет полезна учащимся.

Любая игра будет намного эффективнее, если играть открыто, то есть обсуждать с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнить, изменить, улучшить. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра. Развиваются творческие способности и мышление ребёнка.

Виды литературных игр:

  1. Литературные викторины - включают вопросы, требующие хорошего знания текста, что способствует внимательному чтению учащимися предложенного текста. Вопросы викторины ориентированы и на  связи литературы с другими видами искусства;
  2. Игры-загадки (ребусы, кроссворды, шарады) - эта группа дидактических игр используется на уроках для проверки глубины и прочности знаний по материалу большого объема и как средство развития сотрудничества школьников; с их помощью ученики закрепляют и углубляют знания литературоведческих понятий;
  3. Игры-аукционы -  дают возможность углубить и расширить возможные понятия литературы, воспитывать познавательную активность, чувства ответственности, культуры общения, культуры диалога.  
  4. Шуточные вопросы - позволяют проверить эрудицию учащихся, знание текста, способность к логическому рассуждению и ассоциативному мышлению, развивают внимательность, быстроту реакции, чувство юмора;
  5.  «Эффект  присутствия» -  прием интервью  или письма от имени героя литературного произведения, воображаемые экскурсии или заочные путешествия, в которых ученики становятся участниками или очевидцами событий, знакомятся с людьми, животными в ту или иную эпоху.
  6. Ролевая игра - требует не только знания текста произведения, но и воображения, фантазии, способности смоделировать ситуацию по заданным параметрам; предполагает деление на команды, что развивает навыки сотрудничества; в ролевой игре используются  вопросы и задания, развивающие у учащихся способности актера, режиссера или автора сценария;
  7. Игры-соревнования - в ходе таких игр учащиеся получают не только навыки самостоятельной работы, углубляют и расширяют знания по теме, но и приобретают опыт общения, сотрудничества. Игры – соревнования проводятся, как правило, как состязания команд;
  8. Ретроспективные игры (роль героя литературного персонажа);
  9. Деловые игры – разыгрываются роли современников, изучающих историческое прошлое и литературное произведение;
  10. Игры-путешествия – развивают интерес школьников к урокам литературы. Волшебные сказки, колеса времени, сказочные календари уносят путешественников в загадочный мир.  


Календарно-тематическое планирование уроков литературы

ЛИТЕРАТУРА КАК  ИГРА

5 класс (3 часа в неделю)

102 часа

Программа и учебник Г.С.  Меркина, С.А.Зинина, В.А. Чалмаева

Тема

Кол-во часов

Основное содержание

Деятельность учащихся

Развитие УУД

1 четверть

Книга и ее роль в духовной жизни человека.

1

Знакомство со структурой и содержанием учебника,с историей книги,определение роли книги в жизни человека. Выявление круга читательских интересов.

Чтение статьи учебника. Кроссворд по любимой книге

Умение ориентироваться в тексте.

Античный миф: «Рождение Зевса». Сюжет мифа. Миф «Олимп»

Миф «Одиссей на острове циклопов. Полифем»

3

Знакомство с героями мифов Древней Греции.

Мифы о Зевсе.

Выразительное чтение. Пересказ.

Составляем  галерею:Герои мифов.

Умение выделить главное в прослушанном тексте(познавательные УУД)

Из  устного  народного  творчества

Загадки.

Пословицы и поговорки.

Русские сказки. «Царевна-лягушка»

Сказка «Чего на свете не бывает»

Сказка «Падчерица»

5

Тематика и семантическая структура загадок,знакомство с наиболее распространенными видами загадок.

Выявление источников происхождения пословиц и поговорок,различи,виды.Знакомство  с наследием Даля В.И.

Игра «Загадки в книжку- малышку».Составление таблиц.

Составление плана. Проблемные вопросы.

Формирование логического мышления,творческих навыков.

Формирование представлений об особенностях устного народного творчества и народного мировосприятия

(познавательные УУД)

Из древнерусской литературы. Из «Повести временных лет»

«Кий, Щек, Хорив», «Дань хазарам»

2

Воссоздание атмосферы эпохи,нашедшей отражение в «Повести временных лет».Выявление символического значения  легенды

Выразительное чтение. Составление вопросов к статье учебника.

Формирование умения выделить главное в услышанном. Формирование навыков художественного пересказа.(познавательные, коммуникативные)

Из басен народов мира. Эзоп «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград».

1

Знакомство с легендами об Эзопе.,ваыявление значения морали басни «Ворона и Лисица»,роль басен   в жизни общества.

Выразительное чтение.

Игровой компонент:

Мини -спектакль. Инсценировка отрывков из басен. Чтение  по  ролям.

Формирование   нравственно эстетического представления учащихся .Расширение словарного состава  учащихся.(личностные)

Русские басни. В.К. Тредиаковский «Ворон и Лиса».  А.П.Сумароков «Ворона и Лиса», М.В. Ломоносов «Случилось вместе два Астронома в пиру…»

Басни И.А. Крылова.«Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под дубом».

Русская басня в XX в. С.В. Михалков «Грибы», «Зеркало»

3

Знакомство с творчеством Тредиаковского В.К.,Сумарокова А.П.,Ломоносова М.В.

Выявление морали , особенностей языка этих авторов.

И.А.Крылов.Знакомство с биографией. Особенности языка.Значение крылатых выражений.

Басни 20 века. Выявление морали,связь сюжетов с баснями И.А.Крылова.

Выразительное чтение. Чтение по ролям.

Чтение наизусть.

Работа в группах: создаем иллюстрации к басням по заданным(выбранным) строчкам басни

Формирование нравственно-эстетических представлений в ходе изучения и знакомства с особенностями этого жанра.(личностные

 Из русской литературы XIX в.  Детство А.С. Пушкина. Книга в судьбе поэта.

А.С. Пушкин «Няне»

2

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта.  Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение  «Няне*.

Чтение наизусть, письменный опрос.

Учимся составлять стихи. Буриме.

Выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование

(познавательные)

2 четверть

А.С.Пушкин

10

  Образы природы в стихотворениях поэта  «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».  «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина;  чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма  «Руслан и Людмила»  (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Чтение наизусть, письменный опрос.

Игровой  компонент: Аукцион рифм

Буриме.

Выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование

(познавательные)

Поэзия  XIX  века  о

родной  природе

2

А.А. Фет.  «Чудная картина...»

М.Ю. Лермонтов.  «Когда волнуется желтеющая нива...»  Ф.И. Тютчев.  «Есть в осени первоначальной...», «Весенние воды».

Е.А.  Баратынский.  «Весна, весна! как воздух чист!..»  И.З.Суриков.  «Вночном».

Чтение наизусть.

Игра:  «Поэтичные времена года»

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

5

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение  «Бородино».  История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и  литература; любовь к родине, верность

Выразительное чтение наизусть, письменный опрос. Театр «Искусство слова и пантомима» Читаем, изображаем

Выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле»,

Н.В. ГОГОЛЬ

7

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть  «Ночь перед Рождеством».Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события  повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Тест. Игра с элементами театрализации «Колядки»

Краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

И.С. ТУРГЕНЕВ

7

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново  в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ«Мужу»  и стихотворение в прозе  «Воробей».  Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие,  гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке:  стихотворение в прозе  «Русский язык».

Пересказ эпизода.

Чтение наизусть. Викторина.

Выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины .(познавательные)

3 четверть

Н.А. НЕКРАСОВ

3

Детские впечатления поэта. Стихотворение  «Крестьянские  дети».  Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение  «Тройка.».

Чтение наизусть.

Кроссворд

Выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

7

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ  «Кавказский пленник».  Творческаяистория. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в  человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражениев ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.

Сочинение

Различные виды чтения, письменный отзыв  на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.

(познавательные)

А.П. ЧЕХОВ

2

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова.  Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизниА.П. Чехова. Рассказ  «Злоумышленник»',  тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Экспресс-опрос.

Игра : «Суд над героем...»

Чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимисявопросов и заданий для экспресс-опроса.

И.А. БУНИН

2

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение  «Густой зеленый ельник у дороги...»:  тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказ  «В деревне»:  слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояниеперсонажа. Выразительные средства создания образов.

Пересказ. Чтение наизусть. План.

Игра — представление «Я живу в деревне»

Пересказ и чтение наизусть, цитатный план,  письменный ответ на вопрос.

(познавательные)

Л.Н. АНДРЕЕВ

2

Краткие сведения о писателе. Рассказ  «Петька на даче»:  основная тематика и нравственная проблематика рассказа(тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика.  Значение финала.

Письменный опрос.

Игра « Я- критик»

Пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

А.И. КУПРИН

2

Краткие сведения о писателе. Рассказ  «Золотой петух».  Тема, особенности создания образа.

Пересказ от другого лица,отзыв об эпизоде.

Загадки про петуха.

Рассказ (расширение и углубление  представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

(познавательные)

4 четверть

А.А. БЛОК

2

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного  А. Блока.  Блоковские  места  (Петербург,  Шахматово).  Стихотворение«Летний вечер»:  умение чувствовать красоту  природы и сопереживать ей; стихотворение  «Полный месяц  встал над лугом...»:образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Чтение наизусть.

Игра   «Актер и его тема..»

Выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов

С.А. ЕСЕНИН

3

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове.  Стихотворения:  «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима  —  аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы... »  —  по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая  родина.

Чтение наизусть.

Галерея

 « Моя  Родина»

Чтение наизусть, цитатный план.

А.П. ПЛАТОНОВ

2

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ  «Никита».  Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.

Художественный пересказ фрагмента.

Составление вопросов теста,

Кроссворд

викторины

(на выбор)

Рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

(познавательные)

П.П. БАЖОВ

.

3

Краткие сведения о писателе. Сказ  «Каменный цветок».  Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.

Толковый словарик по сказам Бажова. Игра  «Малахитовая шкатулка»

Пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Основы гражданской идентичности.(познавательные и личностные) 

Н.Н. НОСОВ

1

Краткие сведения о писателе. Рассказ  «Три охотника»:  тема, система образов

Небылица собственного сочинения

Е.И. НОСОВ

1

Краткие сведения о писателе. Рассказ  «Как патефон петуха от смерти спас».  Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Игра «Если бы я был волшебником»

Пересказ от другого лица, отзыв  об эпизоде.

Родная  природа  в  произведениях  писателей  XX  века

3

Час поэзии «Поэзия и проза  XX  века о родной природе»:

В.Ф. Боков.  «Поклон »;

Н.М. Рубцов.  «В осеннем лесу»;

Р.Г.  Гамзатов.  «Песня Соловья»;

В.И.  Белов.  «Весенняя ночь»;

В.Г. Ра с п у т и н.  «Век живи  —  век люби»  (отрывок).

Чтение наизусть.

Творческая работа  “Любимый уголок природы».

Иллюстрирование

Выразительное чтение и анализ лирического произведения.(коммуникативные и личностные)

Д.  ДЕФО

3

Краткие сведения о писателе. Роман  «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо»(отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Изложение с элементами сочинения. Статья в литературоведческий словарь

Комментировать прочитанное, создавать собственный текст на основе произведения

Х.К. АНДЕРСЕН

2

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка  «Соловей»:  внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Ролевая игра .

Комментировать прочитанное, создавать собственный текст на основе прочитанного произведения

(познавательные, личностные)

М.ТВЕН

3

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман  «Приключения Тома Сойера»(отрывок): мир детства и мир взрослых.

Письменный отзыв о герое.

Игра с элементами театрализации

Различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое

(познавательные и коммуникативные)

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

2

Краткие сведения о писателе. Повесть  «Борьба за огонь»  (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека

План. Иллюстрирование

Составление плана, письменная и устная  характеристика героя

(познавательные

ДЖ. ЛОНДОН.

2

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления.  «Сказание о Кише»  (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).

Кроссворд

Устный и письменный портрет героя

А. ЛИНДГРЕН

3

Краткие сведения о писательнице. Роман  «Приключения Эмиля из Лённеберги»  (отрывок).

Игра «Любимые герои А. Линдгрен»

Итоговый  урок

1

«Литературный карнавал»

Литература для учащихся:

  1. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Г. Меркин. – М., 2008

Литература для учителя:

1.Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. – М., 2004

  1. Г.Меркин, С.Зинин, В.Чалмаев. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. – М., «Русское слово», 2011
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя под редакцией А.Г. Асмолова, М., «Просвещение», 2010
  3. Н.Е. Соловьёва. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин) Методическое пособие под редакцией Г.С. Меркина, Москва «Русское слово» 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по программе литература (надомное обучение) 5 класс

Календарно-тематическое планирование по программе литература (надомное обучение) 5 классПрограмма изучения (предмет): литератураКоличество часов по программе: 34 часаКоличество часов в неделю: 1 часТи...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Рабочая программа по литературе. Литература и театр, 5 класс (ММОШ).

Предложенная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общие направления воспитания и развития обучающихся средствами литературы в соответствии с ФГОС и с учётом Страт...

Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе

Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно  ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...

Календарно-тематическое планирование по родной литературе (русской) в 9 классе

Календарно-тематическое планирование по родной литературе (русской) в 9 классе на 17 часов (0,5 часа в неделю)....

Календарно-тематическое планирование по родной литературе (русской) в 7 классе

Календарно-тематическое планирование по родной литературе (русской) в 7 классе ...