Календарно-тематическое планирование по литературе. Литература и игра, 5 класс (ММОШ)
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Предложенное календарно-тематическое планирвание по литературе детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общие направления воспитания и направления обучающихся средствами литературы в соответствии с федеральным стандартом и с учётом Стратегии развития пермского образования до 2030 года, в частности реализует деятельностный подход к преподаванию литературы в рамках внедрения муниципальной модели "Основная школа-пространство выбора" (ММОШ).
Одним из предложенных элементов ММОШ является поточно-групповой метод организации учебного процесса (ПГМО), позволяющий создавать реальное пространство для образовательного выбора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно-тематическоепланирование по литературе, 5 класс | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование уроков поточно-группового метода обучения
по литературе в 5 классе (ММОШ)
ЛИТЕРАТУРА КАК ИГРА
102 часа (3 часа в неделю)
Программа и учебник Г.С. Меркина, С.А.Зинина, В.А. Чалмаева
Учитель: Кладова Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ "СОШ№64№г.Перми
Пояснительная записка
Одной из актуальных проблем в преподавании литературы является формирование у учащихся интереса к чтению, повышение мотивации к изучению предмета литература вообще. Задача учителя в современных условиях заключается не только в том, чтобы заинтересовать учеников художественным произведением, но и научить анализировать прочитанное, размышлять, высказывать свое мнение. Игра на уроке литературы позволяет решать эти задачи. В игре незаметно, сами собой, исчезнут стены, разделяющие сейчас учителя и ученика и самих учеников, родится новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит детей и взрослых, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.
В.Сухомлинский писал: «Сказка, фантазия, игра - животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений…». Участники литературных игр получают не только удовольствие, но и новые коммуникативные навыки, личностное саморазвитие. Игроки погружаются в текст, проводят лингвостилистический, литературоведческий анализ, интерпретируют и трансформируют прочитанный материал.
Литературная игра развивает дивергентное мышление (поиск в разных направлениях, высказывание различных гипотез), в противовес конвергентному мышлению (поиск в одном направлении при получении одного правильного ответа).
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно, причём познавательные действия ученика выполняются в структуре деятельности, которая имеет личностный смысл.
Цель изучения литературы в потоке «Литература как игра»: Развитие творческих способностей учащихся через активные виды деятельности, формирование коммуникативной компетентности учащихся.
Задачи:
-Приобщить учащихся к истокам русской и мировой художественной литературы
(познавательные УУД)
-Формировать у учащихся умение продуктивной совместной деятельности
(коммуникативные УУД)
-Воспитывать эстетический вкус и идейно-нравственную позицию (личностные УУД)
Планируемый результат.
В результате изучения литературы в потоке «Литература как игра» ученики должны научиться:
- воспринимать художественную речь, художественный текст
- комментировать прочитанное
- создавать игровые задания по литературе
- осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности (Развитие коммуникативных УУД)
В любой игре, используемой на уроке литературы, должны быть учтены следующие моменты:
- возраст участников, для которых предназначена игра,
- желательное количество участников,
- необходимый реквизит,
- описание хода игры,
- обязательно-методические цели игры, то чем она будет полезна учащимся.
Любая игра будет намного эффективнее, если играть открыто, то есть обсуждать с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнить, изменить, улучшить. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра. Развиваются творческие способности и мышление ребёнка.
Виды литературных игр:
- Литературные викторины - включают вопросы, требующие хорошего знания текста, что способствует внимательному чтению учащимися предложенного текста. Вопросы викторины ориентированы и на связи литературы с другими видами искусства;
- Игры-загадки (ребусы, кроссворды, шарады) - эта группа дидактических игр используется на уроках для проверки глубины и прочности знаний по материалу большого объема и как средство развития сотрудничества школьников; с их помощью ученики закрепляют и углубляют знания литературоведческих понятий;
- Игры-аукционы - дают возможность углубить и расширить возможные понятия литературы, воспитывать познавательную активность, чувства ответственности, культуры общения, культуры диалога.
- Шуточные вопросы - позволяют проверить эрудицию учащихся, знание текста, способность к логическому рассуждению и ассоциативному мышлению, развивают внимательность, быстроту реакции, чувство юмора;
- «Эффект присутствия» - прием интервью или письма от имени героя литературного произведения, воображаемые экскурсии или заочные путешествия, в которых ученики становятся участниками или очевидцами событий, знакомятся с людьми, животными в ту или иную эпоху.
- Ролевая игра - требует не только знания текста произведения, но и воображения, фантазии, способности смоделировать ситуацию по заданным параметрам; предполагает деление на команды, что развивает навыки сотрудничества; в ролевой игре используются вопросы и задания, развивающие у учащихся способности актера, режиссера или автора сценария;
- Игры-соревнования - в ходе таких игр учащиеся получают не только навыки самостоятельной работы, углубляют и расширяют знания по теме, но и приобретают опыт общения, сотрудничества. Игры – соревнования проводятся, как правило, как состязания команд;
- Ретроспективные игры (роль героя литературного персонажа);
- Деловые игры – разыгрываются роли современников, изучающих историческое прошлое и литературное произведение;
- Игры-путешествия – развивают интерес школьников к урокам литературы. Волшебные сказки, колеса времени, сказочные календари уносят путешественников в загадочный мир.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы
ЛИТЕРАТУРА КАК ИГРА
5 класс (3 часа в неделю)
102 часа
Программа и учебник Г.С. Меркина, С.А.Зинина, В.А. Чалмаева
Тема | Кол-во часов | Основное содержание | Деятельность учащихся | Развитие УУД |
1 четверть | ||||
Книга и ее роль в духовной жизни человека. | 1 | Знакомство со структурой и содержанием учебника,с историей книги,определение роли книги в жизни человека. Выявление круга читательских интересов. | Чтение статьи учебника. Кроссворд по любимой книге | Умение ориентироваться в тексте. |
Античный миф: «Рождение Зевса». Сюжет мифа. Миф «Олимп» Миф «Одиссей на острове циклопов. Полифем» | 3 | Знакомство с героями мифов Древней Греции. Мифы о Зевсе. | Выразительное чтение. Пересказ. Составляем галерею:Герои мифов. | Умение выделить главное в прослушанном тексте(познавательные УУД) |
Из устного народного творчества Загадки. Пословицы и поговорки. Русские сказки. «Царевна-лягушка» Сказка «Чего на свете не бывает» Сказка «Падчерица» | 5 | Тематика и семантическая структура загадок,знакомство с наиболее распространенными видами загадок. Выявление источников происхождения пословиц и поговорок,различи,виды.Знакомство с наследием Даля В.И. | Игра «Загадки в книжку- малышку».Составление таблиц. Составление плана. Проблемные вопросы. | Формирование логического мышления,творческих навыков. Формирование представлений об особенностях устного народного творчества и народного мировосприятия (познавательные УУД) |
Из древнерусской литературы. Из «Повести временных лет» «Кий, Щек, Хорив», «Дань хазарам» | 2 | Воссоздание атмосферы эпохи,нашедшей отражение в «Повести временных лет».Выявление символического значения легенды | Выразительное чтение. Составление вопросов к статье учебника. | Формирование умения выделить главное в услышанном. Формирование навыков художественного пересказа.(познавательные, коммуникативные) |
Из басен народов мира. Эзоп «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград». | 1 | Знакомство с легендами об Эзопе.,ваыявление значения морали басни «Ворона и Лисица»,роль басен в жизни общества. | Выразительное чтение. Игровой компонент: Мини -спектакль. Инсценировка отрывков из басен. Чтение по ролям. | Формирование нравственно эстетического представления учащихся .Расширение словарного состава учащихся.(личностные) |
Русские басни. В.К. Тредиаковский «Ворон и Лиса». А.П.Сумароков «Ворона и Лиса», М.В. Ломоносов «Случилось вместе два Астронома в пиру…» Басни И.А. Крылова.«Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под дубом». Русская басня в XX в. С.В. Михалков «Грибы», «Зеркало» | 3 | Знакомство с творчеством Тредиаковского В.К.,Сумарокова А.П.,Ломоносова М.В. Выявление морали , особенностей языка этих авторов. И.А.Крылов.Знакомство с биографией. Особенности языка.Значение крылатых выражений. Басни 20 века. Выявление морали,связь сюжетов с баснями И.А.Крылова. | Выразительное чтение. Чтение по ролям. Чтение наизусть. Работа в группах: создаем иллюстрации к басням по заданным(выбранным) строчкам басни | Формирование нравственно-эстетических представлений в ходе изучения и знакомства с особенностями этого жанра.(личностные |
Из русской литературы XIX в. Детство А.С. Пушкина. Книга в судьбе поэта. А.С. Пушкин «Няне» | 2 | Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне*. | Чтение наизусть, письменный опрос. Учимся составлять стихи. Буриме. | Выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование (познавательные) |
2 четверть | ||||
А.С.Пушкин | 10 | Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств. | Чтение наизусть, письменный опрос. Игровой компонент: Аукцион рифм Буриме. | Выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование (познавательные) |
Поэзия XIX века о родной природе | 2 | А.А. Фет. «Чудная картина...» М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весенние воды». Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «Вночном». | Чтение наизусть. Игра: «Поэтичные времена года» | |
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ | 5 | Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность | Выразительное чтение наизусть, письменный опрос. Театр «Искусство слова и пантомима» Читаем, изображаем | Выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», |
Н.В. ГОГОЛЬ | 7 | Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством».Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести. | Тест. Игра с элементами театрализации «Колядки» | Краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование. |
И.С. ТУРГЕНЕВ | 7 | Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ«Мужу» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык». | Пересказ эпизода. Чтение наизусть. Викторина. | Выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины .(познавательные) |
3 четверть | ||||
Н.А. НЕКРАСОВ | 3 | Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка.». | Чтение наизусть. Кроссворд | Выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями. |
Л.Н. ТОЛСТОЙ | 7 | Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческаяистория. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражениев ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям. | Сочинение | Различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия. (познавательные) |
А.П. ЧЕХОВ | 2 | Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизниА.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»', тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа. | Экспресс-опрос. Игра : «Суд над героем...» | Чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимисявопросов и заданий для экспресс-опроса. |
И.А. БУНИН | 2 | Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояниеперсонажа. Выразительные средства создания образов. | Пересказ. Чтение наизусть. План. Игра — представление «Я живу в деревне» | Пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос. (познавательные) |
Л.Н. АНДРЕЕВ | 2 | Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа(тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала. | Письменный опрос. Игра « Я- критик» | Пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос. |
А.И. КУПРИН | 2 | Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа. | Пересказ от другого лица,отзыв об эпизоде. Загадки про петуха. | Рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя. (познавательные) |
4 четверть | ||||
А.А. БЛОК | 2 | Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение«Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»:образная система, художественное своеобразие стихотворения. | Чтение наизусть. Игра «Актер и его тема..» | Выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов |
С.А. ЕСЕНИН | 3 | Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина. | Чтение наизусть. Галерея « Моя Родина» | Чтение наизусть, цитатный план. |
А.П. ПЛАТОНОВ | 2 | Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты. | Художественный пересказ фрагмента. Составление вопросов теста, Кроссворд викторины (на выбор) | Рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений. (познавательные) |
П.П. БАЖОВ . | 3 | Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа. | Толковый словарик по сказам Бажова. Игра «Малахитовая шкатулка» | Пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Основы гражданской идентичности.(познавательные и личностные) |
Н.Н. НОСОВ | 1 | Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов | Небылица собственного сочинения | |
Е.И. НОСОВ | 1 | Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном. | Игра «Если бы я был волшебником» | Пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. |
Родная природа в произведениях писателей XX века | 3 | Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»: В.Ф. Боков. «Поклон »; Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»; Р.Г. Гамзатов. «Песня Соловья»; В.И. Белов. «Весенняя ночь»; В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок). | Чтение наизусть. Творческая работа “Любимый уголок природы». Иллюстрирование | Выразительное чтение и анализ лирического произведения.(коммуникативные и личностные) |
Д. ДЕФО | 3 | Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо»(отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра. | Изложение с элементами сочинения. Статья в литературоведческий словарь | Комментировать прочитанное, создавать собственный текст на основе произведения |
Х.К. АНДЕРСЕН | 2 | Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность. | Ролевая игра . | Комментировать прочитанное, создавать собственный текст на основе прочитанного произведения (познавательные, личностные) |
М.ТВЕН | 3 | Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера»(отрывок): мир детства и мир взрослых. | Письменный отзыв о герое. Игра с элементами театрализации | Различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое (познавательные и коммуникативные) |
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ | 2 | Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека | План. Иллюстрирование | Составление плана, письменная и устная характеристика героя (познавательные |
ДЖ. ЛОНДОН. | 2 | Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых). | Кроссворд | Устный и письменный портрет героя |
А. ЛИНДГРЕН | 3 | Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок). | Игра «Любимые герои А. Линдгрен» | |
Итоговый урок | 1 | «Литературный карнавал» |
Литература для учащихся:
- Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Г. Меркин. – М., 2008
Литература для учителя:
1.Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. – М., 2004
- Г.Меркин, С.Зинин, В.Чалмаев. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. – М., «Русское слово», 2011
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя под редакцией А.Г. Асмолова, М., «Просвещение», 2010
- Н.Е. Соловьёва. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин) Методическое пособие под редакцией Г.С. Меркина, Москва «Русское слово» 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по программе литература (надомное обучение) 5 класс
Календарно-тематическое планирование по программе литература (надомное обучение) 5 классПрограмма изучения (предмет): литератураКоличество часов по программе: 34 часаКоличество часов в неделю: 1 часТи...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Рабочая программа по литературе. Литература и театр, 5 класс (ММОШ).
Предложенная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общие направления воспитания и развития обучающихся средствами литературы в соответствии с ФГОС и с учётом Страт...
Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе
Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...
Календарно-тематическое планирование по родной литературе (русской) в 9 классе
Календарно-тематическое планирование по родной литературе (русской) в 9 классе на 17 часов (0,5 часа в неделю)....
Календарно-тематическое планирование по родной литературе (русской) в 7 классе
Календарно-тематическое планирование по родной литературе (русской) в 7 классе ...