Конспект урока по литературному чтению 3 класс : А.С.Пушкин «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях»
план-конспект урока по литературе по теме

Крючкова Надежда Валерьевна

Конспект урока по литературному чтению 3 класс : А.С.Пушкин «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_chteniyu_3_klass.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ЦО № 953 СВАО

РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУНОМУ ЧТЕНИЮ

3 КЛАСС

        

                                                                   Подготовила учитель начальных классов

 Крючкова Надежда Валерьевна

ТЕМА УРОКА: А.С.Пушкин «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цели и задачи урока: 

  • рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой;
  • формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;
  • раскрыть идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки;
  • совершенствовать умение анализировать средства создания образа-персонажа в художественном произведении.

Оборудование: 

Тексты сказок:

  • Братьев Гримм “Белоснежка”;
  • А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.
  • Таблицы для сравнительного анализа.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

Учитель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну сказок, узнаем много нового и интересного. Будьте внимательны, и тогда урок покажется вам увлекательным.

2. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Когда мы читаем народную волшебную сказку, то попадаем в удивительный мир. Давайте вспомним, а какими признаками отличается народная волшебная сказка?

Дети: 

1. В ней есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное царство и т.д.

2. В ней есть фантастические персонажи: леший, колдунья и т.д.

3. В волшебной сказке случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных и т.д.

4. Иногда им помогают волшебные предметы или волшебные слова.

Учитель: Эти знания пригодятся вам сегодня на уроке.

Постановка учебной задачи:

Чем похожа сказка Пушкина на народные волшебные сказки и чем отличаются от них.

3. Введение нового материала.

Учитель: Для ответа на этот вопрос обратимся к сопоставлению сказки братьев Гримм “Белоснежка” (обработанный народный вариант) и литературной сказки А.С. Пушкина. (Дети прочитали заранее сказку братьев Гримм и “Сказку о мертвой царевне” А.С. Пушкина. На партах у каждого тексты обеих сказок).

Напомню вам, что немецкие ученые-филологи братья Гримм записывали сказки от народных сказителей, сознательно стремясь сохранить народный дух и народный язык. Позднее они лишь обработали услышанные и записанные варианты, придав им литературную форму. Поэтому сказки немецких ученых можно рассматривать как литературно обработанные варианты народных сказок. С русскими сказками подобную работу провели известнейший русский фольклорист Александр Николаевич Афанасьев и позднее писатель Алексей Николаевич Толстой.

Сказки братьев Гримм были опубликованы в 10-20-х годах XIX века, т.е. раньше, чем сказка Пушкина (1833 г.). Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом сказки. Также нам известно об интересе Пушкина к русским народным сказкам, песням, преданиям, к истории родной страны. Много времени Александр Сергеевич отдавал собиранию и изучению архивов и исторических материалов о великих деятелях русской истории – Петре I, Пугачеве, Борисе Годунове. В своих произведениях писатель прославлял не только великих царей и полководцев, но и талант, самобытность простого русского человека. В селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с толпой людей, подпевая нищим слепцам, прислушиваясь к меткому народному слову. Вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: “Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!” Пушкин создал пять замечательных литературных сказок, “пропитанных русским духом”. Вспомните их.

Дети:

“Сказка о рыбаке и рыбке”

“Сказка о мертвой царевне…”

“Сказка о попе и работнике его Балде”

“Сказка о царе Салтане…”

“Сказка о золотом петушке”

Сопоставительный анализ.

Что общего в этих сказках?

Учитель: Сравните сказку Пушкина со сказкой братьев Гримм.

(Дети заполняют таблицу, отпечатанную для каждого, у учителя – таблица на доске).

Что общего в этих сказках?

1. Герои:

2. События:

Учитель: Назовите героев, которые есть в обеих сказках. Докажите цитатой их текста.

Дети: Мать, мачеха, жених, семь друзей.

Учитель: Есть ли похожие события?

Дети: Падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют в лесу, мачеха хочет ее убить, героиню выручают друзья, а затем оживляет принц.

Чем различаются сказки?

Сказка братьев Гримм

Сказка Пушкина

1. 7 гномов.

 

2. Мачеха трижды пытается убить падчерицу.

 

3. Принц случайно находит Белоснежку.

 

4. Жестокий финал: мачеху убивают.

 

5. Сказка написана в прозе.

 

Учитель: Попробуйте самостоятельно дополнить таблицу, сопоставив первые три пункта.

Проверим.

Дети: 

1. Семь богатырей.

2. Черница приходит один раз с яблочком.

3. Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру.

Учитель: Давайте вместе сопоставим следующие пункты.

В итоге таблица выглядит следующим образом.

Сказка братьев Гримм

Сказка Пушкина

1. 7 гномов.

1. Семь богатырей.

2. Мачеха трижды пытается убить падчерицу.

2.Черница приходит один раз с яблочком.

3. Принц случайно находит Белоснежку.

3. Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру.

4. Жестокий финал: мачеху убивают.

Мачеха умирает от тоски и зависи.

5. Сказка написана в прозе.

Написана в стихах, красивым литературным языком.

Учитель: Как вы считаете, сказка Пушкина – пересказ народной сказки или авторская, литературная сказка?

Дети: Поэт создает свою неповторимую сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна.

Учитель: Как вы думаете, зачем Пушкин пересказал сказку братьев Гримм?

Дети: Братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, а Пушкин – о русских людях.

Учитель: Как это показано в тексте?

Дети: Богатыри, терем, троекратное обращение Елисея к силам природы, народные выражения.

Учитель: Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные идеалы, мысли, представления о жизни.

Сказка братьев Гримм рассказывается ради традиционно народной идеи: наказание, и порой очень жестокое, злых сил и вознаграждение слабых и беззащитных.

В отличие от сказки братьев Гримм, сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта - она прославляет человеческую верность и любовь. Мотив поисков своей возлюбленной королевичем Елисеем – пушкинское “добавление” к народному сюжету. Теме любви и верности посвящена и начальная картина смерти родной матери царевны (“восхищенья не снесла”). С этой же темой связаны взаимоотношения царевны и богатырей, их сватовство, отсутствующие в сказке “Белоснежка”. Темой преданности и любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко, погибающего ради своей хозяйки.

Анализ образа главной героини.

Учитель: В каких русских народных сказках встречаются мачеха и падчерица?

Дети: “Морозко”, “Хаврошечка” и т.д.

Учитель: Какой в них изображается падчерица?

Дети: Скромной, доброжелательной, трудолюбивой, ласковой девушкой.

Учитель: Какой мы видим молодую царевну в сказке Пушкина?

Дети: Красивой, ласковой, нежной, Соблюдающей правила народного этикета (“честь хозяям отдала…”), трудолюбивой (“все порядком убрала”), религиозной (“засветила Богу свечку”), верной своему жениху (“Но другому я навечно отдана. Мне всех милей королевич Елисей”).

Учитель: То есть Пушкин продолжает фольклорные традиции, дополняя и углубляя их.

В пушкинской сказке мы чувствуем открытое авторское отношение к героине, чего не знает народная сказка. Автор нежно любит свою героиню и восхищается ею (“красавица – душа”, “милая девица”, “моя душа” и т.д.)

В целом поэт создает неповторимый индивидуальный характер “царевны молодой” с помощью детального описания ее внешности, речи, подробного изображения поведения героини, включает в текст сказки многочисленные авторские оценки, показывает отношение к героине других персонажей.

4. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- На следующем уроке мы будем сочинять рассказ о царевне. Приготовьтесь рассказать о ней, используя цитаты из текста. Нарисуйте иллюстрацию к любимому фрагменту для выставки к “Часу творчества”.

5. Итог урока.

Сегодня мы с вами определяли, чем сказка Пушкина похожа на народные волшебные сказки и чем отличается от них.

Каким образом мы это делали? (Сравнивали сказку Пушкина и сказку братьев Гримм).

Понравился ли вам сегодняшний урок?

Спасибо всем. Урок окончен.

Словарик

1) Инда - даже.
(2) Сочельник - день накануне Рождества Христова.
(3) Молодица - здесь - молодая жена.
(4) Ломлива (от глагола "ломаться") - упряма, капризна.
(5) Перст - палец (отсюда: перстень, наперсток).
(6) Сват - отец жениха или невесты (сватья - мать жениха или невесты).
(7) Девичник - вечеринка с подругами в доме невесты накануне свадьбы.
(8) Сенная девушка - служанка для черной работы ("чернавка"), жившая в сенях царского терема.
(9) Подворье - огороженный двор с хозяйственными постройками перед домом.
(10) Подбираясь - подбирая, приподнимая длинное платье.
(11) Горница - чистая половина избы.
(12) Под святыми - под иконами.
(13) Полати - широкие нары для спанья, устраиваемые в избах под потолком.
(14) Светлица - небольшая светлая комната в верхней части дома.
(15) Сарачин - искаженное "сарацин"; так в старину назывались арабы. Здесь: недруг, враг.
(16) Спешить- сбросить с коня, сделать пешим.
(17) Прекословить - спорить.
(18) Рогатка - орудие наказания, деревянный или железный обруч на шею.
(19) Черница - монахиня.


 

tzar3.jpg
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатыря Александр Сергеевич ПУШКИН
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях: СКАЗКА / ХУДОЖНИК: Тимофей Иванович Ксенофонтов.- ИЗДАТЕЛЬСТВО: Л.: , 1961, 28 стр.
Скопировано с сайта
http://www.childhoodbooks.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и сами богатырях"разрабатывался для учащихся шестых классов школы глухих. Сценарий подготовили - учитель класса Кретова Н.В и учитель...

Урок - исследование по литературе в 5 классе А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

Урок разработан по УМК В. Коровиной в соответствии с  ФГОС второго поколения....

Литературное чтение 4 класс тема урока: «А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Литературное чтение 4 класс тема урока: «А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»...

Урок литературы в 5-ом классе на тему "В чём секрет победы?" ( по произведению А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях")

Урок литературы в 5-ом классе на тему "В чём секрет победы?" ( по произведению А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях")...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Конспект урока по чтению в 7 классе для учащихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости (интеллектуальные нарушения) Тема: А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Определение главной мысли произведения.

Урок адаптирован для 7 класса спецальной школы. Задания, вызывающие трудности у детей, выполняются вместе с учителем. Упор делается на видеоряд и аудиосопровождение....