Урок литературы по повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Урок литературы по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья».
Цели: создание педагогической среды, ориентированной на формирование у обучающихся познавательного интереса к чтению, развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_po_povesti_v.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья».
Цели: создание педагогической среды, ориентированной на формирование у обучающихся познавательного интереса к чтению, развитию речи.
Задачи: Углубить представление учащихся об идейно-художественном своеобразии повести В.Г. Короленко «Дети подземелья.
Совершенствовать умение определять роль портрета и пейзажа в художественном произведении.
Воспитывать стремление к здоровому образу жизни, умение сострадать ближнему.
Оборудование:
портрет В.Г. Короленко, иллюстрации И.И. Пчелко; пейзажные зарисовки.
Ход урока:
Я хотел, чтобы ты почувствовал чужое
горе и перестал носиться со своим.
В.Г. Короленко.
1. Сообщение темы и цели урока
-О каком произведении мы продолжим сегодня разговор?
-Цель нашего урока: не только обобщить знания о прочитанном произведении, но и выяснить, какова роль портрета и пейзажа в художественном произведении; а также поговорить о здоровом образе жизни.
2. Вступительное слово учителя.
-Мы живём с вами в 21 веке, намного позже тех лет, когда была написана повесть В.Г. Короленко «Дети подземелья».
Гениальность большого писателя В.Г. Короленко заключается в том, что он заглянул со страниц своей книги к нам, в будущее, на много лет вперёд, показал общие черты прошлого и настоящего и дал укрепление нравственного, физического и психологического здоровья.
3. Словарная работа
- Вы сказали, что это повесть. Докажите своё мнение.
- Какие сюжетные линии мы отмечаем в повести? (История становления личности; история представителей «дурного общества»)
4 Проверка домашнего задания
- Дома вы должны были ответить на вопрос: «Что имел в виду Тыбурций, когда сказал Васе: «…может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу?» Прочитайте свои размышления по этому поводу.
Вывод: Повесть заставляет нас задуматься не только о нравственном, но и физическом здоровье.
- Кто из героев был очень слаб здоровьем и страдал физически?
Выборочный пересказ.
Расскажите, какой была последняя осень Маруси
Работа с книгой:
-Откройте 7 главу, найдите и зачитайте описание осени.
- Каким другим словом можно назвать описание природы? (пейзаж)
- Как связана природа с жизнью девочки?
- Чего не хватает Марусе, чтобы быть здоровой?
- Давайте попутешествуем: перенесёмся в то далёкое время. Вот мы рядом с Марусей.
- Как уберечь её от физического нездоровья?
- Что мы можем посоветовать Марусе? (Работа парами с таблицей.)
- Давайте и мы позаботимся о своём здоровье.
- Физминутка.
Закрываем глаза. Представим, что вышли на свежий воздух, дышим лесной свежестью, кругом зелёная трава, поют птицы, светит яркое солнце. Что я нарисовала? (пейзаж) Тянемся к солнышку, набираемся энергии космоса. Снимаем усталость, расслабляемся.
- Описывая тяжёлую жизнь героев повести, Короленко широко использует еще одно художественное средство. Какое? Ответите сами.
- Задание «Узнай героя».
а) «Это был мальчик лет 9, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые локоны лохматились над чёрными задумчивыми глазами (портрет)
б) Можем ли мы по портрету судить об отношении автора к герою? Докажите на примере портрета Маруси.
в) Кто изображен на иллюстрации? По каким признакам догадались? Какая деталь в портрете говорит, что это умный, внимательный человек ? (глаза) Портрет Тыбурция.
Давайте прокомментируем «заключение» повести.
- Сколько лет прошло со дня смерти Маруси? Как вы догадались?
- О чем могли читать Вася и Соня у могилы Маруси?
- Какие обещания могли давать?
- Есть ли в наше время дети, жизнь которых похожа на жизнь маленьких обитателей часовни?
Чем можно им помочь? (Ответы уч-ся)
Домашнее задание.
Всем вам жалко Марусю. Я предлагаю вам побыть в роли писателя: измените финал повести. Напишите сочинение на тему: «Я хочу, чтобы Маруся осталась жива». Ребятам, у которых возникнут трудности с написанием сочинения, я предлагаю заполнить карточку, с которой мы работали в классе, с обратной стороны (Чтобы быть здоровым, мне нужно…
Итог урока.
- Прочитайте эпиграф. Как вы его понимаете?
- Эти слова В. Короленко мало прочитать, их нужно пропустить через себя, пережить вместе с героями все трагические моменты и стать добрее, милосерднее, внимательнее друг к другу. С этой задачей вы справились великолепно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по повести А.Платонова «Юшка». Любить «всем теплом и светом свое
Урок по повести А.Платонова «Юшка». тема: " Любить «всем теплом и светом своего сердца».Воспитанию человека, добрых чувств в нем посвящен урок по рассказу А.Платонова «Юш...
Методическая разработка урока литературы. «ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ В. МАКАНИНА «ЛАЗ»
1) Продолжить знакомство с лучшими образами современной русскойлитературы 2) Овладеть приемами анализа и синтеза при чтении художественноготекста. 3) Вызвать интерес к чтению современной рус...
Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".
На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...
Урок литературы по повести А. Платонова "Котлован". "Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе повести".
Технологическая карта урока...
Разработка урока литературы по повести Степана Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" глава "Шагаа" 7 классе
Урок является продолжением изучения автобиографических произведений. Ребята знакомы с творчеством Л.Толстого и М.Горького.В тувинской литературе это произведение считается одним из щедевров. Оно включ...
Конспект урока литературы по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Тема: Знакомство с героями. Историческая основа повести (глава 1).
Первый урок по повести представляет собой знакомство с героями произведения...
Творческая мастерская на уроке литературы по повести В.Распутина «Уроки французского»
Данный материал может быть использован на уроке литературы при изучении повести В.Распутина «Уроки французского»....