рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена по учебно-методическому комплекту под редакцией. В.Я.Коровиной. Включает в себя пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса, учебно-тематьический план, календарно-тематический план, список использованной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_8_klass.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 8 класса. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Литература» (В.Я.Коровина. Москва. «Просвещение»), включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год.
Согласно действующему учебному плану школы образовательная программа для 8 класса предусматривает обучение литературе в объеме 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Основным курсом 8 класса остается чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с тем 8 класс вносит новые существенные элементы в литературное образование учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно- эстетической проблематике, способам выражения авторского сознания, особенностям родов и жанров. Произведения располагаются по хронологическому принципу (за исключением песен) – первый шаг к курсу на историко-литературной основе в старших классах.
Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы.
Ко времени обучения в 8 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы, художественное пространство и время. В 8 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшим теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству.
В 8 классе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.
Содержание стандарта реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Требования к знаниям и умениям обучающихся 8 класса
В результате изучения литературы ученик 8 класса должен знать:
Тексты художественного произведения.
Основные темы и особенности композиции изученных произведений.
Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.
Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.
уметь:
Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
Различать эпические, лирические и драматические произведения.
Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.
Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.
Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.
Давать анализ отдельного эпизода.
Литература – 8класс
68ч.
УМК Коровиной В.Я.
Учебно-тематический план
№ п./п. | Тематический блок | Количество часов (в год) |
1 | Русская литература и история | 1 |
2 | УНТ | 3 |
3 | Из древнерусской литературы | 2 |
4 | Из русской литературы 18 века | 3 |
5 | Из русской литературы 19 века | 31 |
6 | Из русской литературы 20 века | 15 |
7 | Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе | 1 |
8 | Поэты русского зарубежья о Родине | 1 |
9 | Из зарубежной литературы | 4 |
10 | Повторение изученного за курс 8 класса | 1 |
11 | Развитие речи | 6 |
ИТОГО | 68 |
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе
№ п/п | Наименование раздела, общее количество часов | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Прим |
план | факт |
1 | Русская литература и история 1ч. | Русская литература и история | 1 |
2 | УНТ 3ч. | Русские народные песни | 1 |
3 | Частушки. Предания | 1 |
4 | Исторические песни русского народа. | 1 |
5 | Из древнерусской литературы 2ч. | Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского | 1 |
6 | О «Повести о Шемякином суде». Шемякин суд | 1 |
7-9 | Из русской литературы 18 века 3ч. | Д.И Фонвизин «Недоросль» | 3 |
10 | РР Сочинение по комедии Д.И Фонвизина «Недоросль» | 1 |
11 | Из русской литературы 19 века 31ч. | И.А.Крылов. Лягушки, просящие царя. Обоз. | 1 |
12 | К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака» | 1 |
13 | История России в творчестве А.С.Пушкина. Обзор произведений поэта на историческую тематику. | 1 |
14 | Историческая основа повести «Капитанская дочка». Соотношение исторической правды и художественного вымысла в повести. | 1 |
15 | Образ Гринёва, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. | 1 |
16 | Четыре встречи Пугачёва и Гринёва. | 1 |
17 | Сопоставительный анализ героев повести «Капитанская дочка»: Пугачёв – Савельич – капитан Миронов; Пугачёв – его соратники; Пугачёв – Екатерин II. | 1 |
18 | Отношение автора к Пугачёву и народному восстанию. Утверждение писателем нравственных идеалов, чести и долга. Роль эпиграфа в повести. | 1 |
19 | Образ Маши Мироновой, её душевная стойкость, нравственная красота. Смысл названия произведения. | 1 |
20 | РР Кл.соч. Обучающее сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | 1 |
21 | Художественные особенности повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | 1 |
22 | Стихотворения А.С.Пушкина: «19 октября», «Туча», «К***» | 1 |
23 | Вн.чт. Повесть А.С Пушкина «Пиковая дама». О повести «Пиковая дама» | 1 |
24 | История создания поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Особенности романтического мировосприятия. Роль эпиграфа в раскрытии авторского замысла. | 1 |
25 | Анализ главного героя лермонтовской поэмы «Мцыри». | 1 |
26 | Образы-символы в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Особенности композиции и конфликта поэмы. | 1 |
27 | Вн.чт. Знакомство с поэмой М.Ю.Лермонтова «Демон» | 1 |
28 | РР Кл.соч. Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». | 1 |
29 | Детство и юность Н.В.Гоголя. Становление писателя. История создания комедии «Ревизор». Рождение авторского замысла. | 1 |
30 | Знакомство с афишей гоголевской комедии. Комментированное чтение по ролям 1-го действия комедии. Чиновники города N | 1 |
31 | Образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Хлестаков и «хлестаковщина». | 1 |
32 | Основной конфликт комедии «Ревизор». Особенности развития сюжета. | 1 |
33 | Художественные особенности комедии Н.В.Гоголя. Специфика гоголевской сатиры. «Смех сквозь слёзы». | 1 |
34 | РР Кл.соч. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | 1 |
35 | Н.В.Гоголь «Шинель» | 1 |
36 | Вн.чт. Знакомство с текстом комедии Н.В.Гоголя «Женитьба» | 1 |
37-38 | М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок). | 2 |
39- 40 | Н.С.Лесков «Старый гений» | 2 |
41 | История создания рассказа «После бала». Особенности жанра. | 1 |
42 | Особенности композиции рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Полковник на балу и после бала. РР Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» | 1 |
43 | Поэзия родной природы. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.Н.Майков | 1 |
44 | А.П.Чехов «О любви» | 1 |
45 | Из русской литературы 20 века 15ч. | И.А.Бунин «Кавказ» | 1 |
46 | А.И.Куприн «Куст си рении» | 1 |
47 | А.А.Блок «Мир на Куликовом поле», «На поле Куликовом», «Россия» | 1 |
48 | С.А.Есенин «Пугачев» (отрывок) | 1 |
49 | И.С.Шмелев «Как я стал писателем» ( в сокращении) | 1 |
50 | М.А. Осоргин «Пенсне» | 1 |
51 | Писатели улыбаются | 1 |
52 | Тэффи «Жизнь и воротник» | 1 |
53 | М.М.Зощенко «История болезни» | 1 |
54 | Судьба А.Т.Твардовского в годы войны. История создания поэмы «Василий Тёркин» | 1 |
55 | Особенности композиции поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» | 1 |
56 | Анализ образа главного героя поэмы «Василий Тёркин» | 1 |
57 | РР Защита проектов по поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» | 1 |
58 | А.П.Платонов «Возвращение» ( в сокращении) | 1 |
59 | Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945гг. | 1 |
60 | В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет» | 1 |
61 | Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе 1ч. | И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов | 1 |
62 | Поэты русского зарубежья о Родине 1ч. | Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон Аминадо, И.Бунин | 1 |
63 | Из зарубежной литературы 4ч. | У.Шекспир «Ромео и Джульетта» (Сцены) | 1 |
64 | Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» (В сокращении) | 1 |
65 | ДЖ.Свифт «Путешествия…Гилливера…» (Главы из романа) | 1 |
66 | В.Скотт «Айвенго» (Главы из романа) | 1 |
67 | Повторение изученного за курс 8 класса 1ч. | РР Защита презентаций по изученному за курс 8 класса | 1 |
68 | Подведение итогов за год. Список книг на лето | 1 |
Список литературы
Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. Москва: Просвещение, (2007-2012) Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И.
Ерёмина О. А. «Поурочное планирование по литературе: 8 класс». – Москва: Издательство «Экзамен», 2008 г.
Золотарёва И. В., Крылова Т. А. Поурочные разработки по литературе, 8 кл., М.: Просвещение, 2003 г.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы:8 кл.-Москва: Просвещение, 2006
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 кл.: Метод. Советы / Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....
Комментарии
Спасибо за программу.
Ваш материал мне очень помог. Огромное спасибо. С уважением - Петриченко Е.М.