рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

 Ольга Николаевна Дьяченко

Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена по учебно-методическому комплекту под редакцией. В.Я.Коровиной. Включает в себя пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса, учебно-тематьический план, календарно-тематический план, список использованной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_8_klass.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 8 класса. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Литература» (В.Я.Коровина. Москва. «Просвещение»), включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год.

Согласно действующему учебному плану школы образовательная программа для 8 класса предусматривает обучение литературе в объеме 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Основным курсом 8 класса остается чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с тем 8 класс вносит новые существенные элементы в литературное образование учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно- эстетической проблематике, способам выражения авторского сознания, особенностям родов и жанров. Произведения располагаются по хронологическому принципу (за исключением песен) – первый шаг к курсу на историко-литературной основе в старших классах.
Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы.

Ко времени обучения в 8 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы, художественное пространство и время. В 8 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшим теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству.
В 8 классе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

Содержание стандарта  реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Требования к знаниям и умениям обучающихся 8 класса


В результате изучения литературы ученик 8 класса
 должен знать:

Тексты художественного произведения.

Основные темы и особенности композиции изученных произведений.

Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.

Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.
уметь:

Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.

Различать эпические, лирические и драматические произведения.

Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.

Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.

Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.

Давать анализ отдельного эпизода.

Литература – 8класс    

68ч.

УМК Коровиной В.Я.

Учебно-тематический план


п./п.

Тематический блок

Количество

часов (в год)

1

Русская литература и история

1

2

УНТ

3

3

Из древнерусской литературы

2

4

Из русской литературы 18 века

3

5

Из русской литературы 19 века

31

6

Из русской литературы 20 века

15

7

Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе

1

8

Поэты  русского зарубежья о Родине

1

9

Из зарубежной литературы

4

10

Повторение изученного за курс 8 класса

1

11

Развитие речи

6

ИТОГО

68

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе


п/п

Наименование раздела, общее количество часов

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Прим

план

факт

1

Русская литература и история

1ч.

Русская литература и история

1

2

УНТ

3ч.

Русские народные песни

1

3

Частушки. Предания

1

4

Исторические песни русского народа.

1

5

Из древнерусской литературы

2ч.

Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского

1

6

О «Повести о Шемякином суде». Шемякин суд

1

7-9

Из русской литературы 18 века

3ч.

Д.И Фонвизин «Недоросль»

3

10

РР Сочинение по комедии Д.И Фонвизина  «Недоросль»

1

11

Из русской литературы 19 века

31ч.

И.А.Крылов. Лягушки, просящие царя. Обоз.

1

12

К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака»

1

13

История России в творчестве А.С.Пушкина. Обзор произведений поэта на историческую тематику.

1

14

Историческая основа повести «Капитанская дочка». Соотношение исторической правды и художественного вымысла в повести.

1

15

Образ Гринёва, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов.

1

16

Четыре встречи Пугачёва и Гринёва.

1

17

Сопоставительный анализ героев повести «Капитанская дочка»: Пугачёв – Савельич – капитан Миронов; Пугачёв – его соратники; Пугачёв – Екатерин II.

1

18

Отношение автора к Пугачёву и народному восстанию. Утверждение писателем нравственных идеалов, чести и долга. Роль эпиграфа в повести.

1

19

Образ Маши Мироновой, её душевная стойкость, нравственная красота. Смысл названия произведения.

1


20

РР Кл.соч. Обучающее сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

21

Художественные особенности повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1


22

Стихотворения А.С.Пушкина: «19 октября», «Туча», «К***»

1

23

Вн.чт. Повесть А.С Пушкина «Пиковая дама». О повести «Пиковая дама»

1

24

История создания поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Особенности романтического мировосприятия. Роль эпиграфа в раскрытии авторского замысла.

1

25

Анализ главного героя лермонтовской поэмы «Мцыри».

1

26

Образы-символы в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Особенности композиции и конфликта поэмы.

1

27

Вн.чт. Знакомство с поэмой М.Ю.Лермонтова «Демон»

1

28

РР  Кл.соч.  Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

1

29

Детство и юность Н.В.Гоголя. Становление писателя. История создания комедии «Ревизор». Рождение авторского замысла.

1

30

Знакомство с афишей гоголевской комедии. Комментированное чтение по ролям 1-го действия комедии. Чиновники города N

1

31

Образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Хлестаков и «хлестаковщина».

1

32

Основной конфликт комедии «Ревизор». Особенности развития сюжета.

1

33

Художественные особенности комедии Н.В.Гоголя. Специфика гоголевской сатиры. «Смех сквозь слёзы».

1

34

РР Кл.соч.  Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1

35

Н.В.Гоголь «Шинель»

1

36

Вн.чт. Знакомство с текстом комедии Н.В.Гоголя «Женитьба»

1

37-38

М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок).

2

39-

40

Н.С.Лесков «Старый гений»

2

41

История создания рассказа «После бала». Особенности жанра.

1

42

 Особенности композиции рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Полковник на балу и после бала. РР Подготовка к домашнему сочинению  по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»

1

43

Поэзия родной природы. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.Н.Майков

1

44

А.П.Чехов «О любви»

1

45

Из русской литературы 20 века

15ч.

И.А.Бунин «Кавказ»

1

46

А.И.Куприн «Куст си рении»

1

47

А.А.Блок «Мир на Куликовом поле», «На поле Куликовом», «Россия»

1

48

 С.А.Есенин «Пугачев» (отрывок)

1

49

И.С.Шмелев «Как я стал писателем» ( в сокращении)

1

50

М.А. Осоргин «Пенсне»

1

51

Писатели улыбаются

1

52

Тэффи «Жизнь и воротник»

1

53

М.М.Зощенко «История болезни»

1

54

Судьба А.Т.Твардовского в годы войны. История создания поэмы «Василий Тёркин»

1

55

Особенности композиции поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»

1

56

 Анализ образа главного героя поэмы «Василий Тёркин»

1

57

РР Защита проектов по поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»

1

58

А.П.Платонов «Возвращение» ( в сокращении)

1

59

Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

1

60

В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

1

61

Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе

1ч.

И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов

1

62

Поэты  русского зарубежья о Родине

1ч.

Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон  Аминадо, И.Бунин

1

63

Из зарубежной литературы

4ч.

У.Шекспир «Ромео и Джульетта» (Сцены)

1

64

Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» (В сокращении)

1

65

ДЖ.Свифт «Путешествия…Гилливера…» (Главы  из романа)

1

66

В.Скотт «Айвенго» (Главы  из романа)

1

67

Повторение изученного за курс 8 класса

1ч.

РР Защита презентаций по изученному за курс 8 класса

1

68

Подведение итогов за год. Список  книг на лето

1

Список литературы

 Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. Москва: Просвещение, (2007-2012) Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И.

Ерёмина О. А. «Поурочное планирование по литературе: 8 класс». – Москва: Издательство «Экзамен», 2008 г.

Золотарёва И. В., Крылова Т. А. Поурочные разработки по литературе, 8 кл., М.: Просвещение, 2003 г.

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы:8 кл.-Москва: Просвещение, 2006

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 кл.: Метод. Советы   / Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....


 

Комментарии

 Ольга Николаевна Дьяченко

Ваш материал мне очень помог. Огромное спасибо. С уважением - Петриченко Е.М.