Рабочая программа по литературе 6 класс.(индивидуальное обучение)
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме
Планирование по литературе 6 класс для учеников, обучающихся на дому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_6_klass.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования по литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5),примерной программы основного общего образования по литературе и программы под ред. В.Г.Беленького (Беленький Г.И. Программа по литературе. - //Программы для общеобразовательных учреждений. – М., 2005).
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Литература – базовая учебная дисциплина. Её цель - формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения.
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры возможно через реализацию следующих задач:
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Программа составлена с учётом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На первой ступени основного общего образования, в 5-6 классах, формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции. В этот период продолжается работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики либо включены в аннотацию.
Механизм формирования ключевых компетенций предполагает следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой на конец года обучающиеся должны овладеть следующими общеучебными умениями, навыками и способами деятельности:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью;
составление плана;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса могут использоваться система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
В 6 классе предполагаются следующие формы контроля: устный ответ, работа в тетради, тестирование.Учёт достижений осуществляется на основе анализа тетрадей по литературе, а также их участия в творческой деятельности (олимпиады, конкурсы и т.п.)
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 6 классе.
Преподавание ведётся по учебнику-хрестоматии М.А.Снежневской и О.М.Хреновой (Снежневская М.А, Хренова О.М. Литература. Начальный курс. 6 класс. – М., 2005).
Раздел II. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и проводить элементарный анализ художественного текста;
выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
давать краткую характеристику героев,
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о конкретном произведении и его авторе.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе и цитатного, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, составление сравнительной характеристики;
- итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.
Раздел III. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, 6 КЛАСС
№п/п | Тема, урок в теме. | Тип урока | Элементы содержания | Вид контроля. Контрольные материалы. | Дата проведения |
1 | Введение. Человек-главный объект изображения в художественной литературе | КУ | Знать, что литература – это художественное отражение жизни, а человек – главный объект изображения в художественной литературе, знать структуру и краткое содержание учебника-хрестоматии, понимать важность изучения литературы в школе. | Устные ответы, сочинение «Ожившие вещи» |
2 | Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник». Строение и язык былин | Урок-исследование. | Расширить представление об эпическом герое, совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа текста, навыки устной речи, закрепить представление о жанровых особенностях былины | Пересказ былины, анализ её языка, особенностей строения. |
3 | «Повесть временных лет». «Никита Кожемяка». Сказка и летопись (сопоставление) | Урок-исследование. | Знать: определение понятий «древ- нерусская литература», «летопись», «летописание»,,«летописец», «сказание», содержание статьи учебника; понимать значение летописи в формировании всей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю; уметь отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества. | Выборочный пересказ. Подробный пересказ отдельных фрагментов |
4 | «Слово о погибели Русской земли» | КУ | Знать время и причину написания «Слова…», уметь читать «Слово…», сохраняя стиль (торжественно и с любовью). Понимать значение «Слова…» в истории литературы. | Выразительное чтение с учетом особенностей «Слова…» |
5 | «Евпатий Коловрат» | УПЗУ | Знать содержание повести, время написания, уметь отвечать на вопросы по тексту, пересказывать отдельные эпизоды близко к тексту. Понимать чувства автора. | Тестирование по древнерусской литературе. Пересказ близко к тексту. |
6 | В. А. Жуковский. «Светлана» | КУ | Знать факты биографии поэта, сюжет баллады. Познакомить учеников с творчеством Жуковского-переводчика, развить понятие о жанре баллады, совершенствовать навыки анализа стихотворного текста. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. Нравственный выбор героини баллады. | Пересказ сюжета. Чтение наизусть. Беседа по вопросам. Рассказ по картине. |
7 | А. К. Толстой «Канут» | УПЗУ | Знать факты биографии А. К. Толстого, сюжет произведения. Уметь составлять цитатный план, отвечать на вопросы по содержанию, понимать переживания и чувства героев. | Выразительное чтение в лицах. Составление цитатного плана. |
8 | А. С. Пушкин. О поэте. | УОНМ | Знать факты биографии А. С. Пушкина, его первые поэтические опыты, уметь видеть, как события жизни отражаются в стихотворениях, развивать навыки анализа стихотворного текста. | Устный опрос (о жизни поэта) Выразительное чтение. |
9 | «Песнь о вещем Олеге» | КУ | Знать историю создания «Песни…», ее летописный источник. Уметь видеть отличие баллады от летописного сказания, проводить языковой анализ. | Выразительное чтение, анализ языка «Песни…» |
10 | «Зимнее утро». «Няне» | УПЗУ | Знать: какие художественные средства и приемы использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа. Уметь воспринимать поэтический текст, проводить его анализ, находить эпитеты, метафоры, сравнения. | Чтение наизусть. Экспрессивная лексика – в тетрадь. |
11 | О романе «Дубровский» | УОНМ | Знать историческую эпоху начала 19 века, историю создания романа; понимать зависимость поведения человека от социальной среды; уметь составлять план в соответствии с рассказом; | Составление плана к отдельным главам и ко всему роману. |
12 | Столкновение чести с деспотизмом власти и денег. Дубровский и Троекуров. | КУ | Уметь давать характеристику образов литературных героев. Уметь сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев. Понять основные черты русского национального характера (няня, Архип, Антон.) | Сравнительная характеристика героев (составление сложного плана). |
13 | Владимир Дубровский | УПЗУ | Уметь давать характеристику образов литературных героев. Знать: содержание анализируемых глав; уметь: анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе. Следить за раскрытием характера героя в сюжете литературного произведения. | Раскрытие характера героя в сюжете лит.произведения(исследование). |
14 | Маша Троекурова и Владимир Дубровский | УПЗУ | Знать основные элементы композиции изучаемого произведения, уметь их выделять. Уметь давать характеристику образов литературных героев. Знать: содержание анализируемых глав; понимать причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям; уметь: составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа | Исследование композиции худ. произведения. |
15 | «Благородный разбойник» и несчастный человек. Авторская оценка произведения. | Урок-исследование | Уметь давать характеристику образов литературных героев. Знать: содержание анализируемых глав; понимать причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям; уметь: составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа | Устное сочинение-рассуждение о героях. Характеристика одного из героев. |
16 | Художественное мастерство Пушкина в изображении деталей быта, интерьера, пейзажа. Внутренние монологи героев. | КУ | Знать определение пейзажа, интерьера, уметь находить их в тексте. Понимать роль пейзажа и внутреннего монолога в передаче душевного состояния героя. | Изобразительно-выразительные средства языка. Пейзаж, его роль в произведении. |
17 | М. Ю. Лермонтов. О поэте. «Парус» Аллегорический смысл, одиночество, тоска, грусть | УОНМ | Знать факты биографии М. Ю. Лермонтова (необычность его судьбы, гениальность), уметь проводить анализ стихотворения, видеть инверсию и понимать смысл её использования. Понимать роль морского пейзажа в передаче душевного состояния героя. | Рассказ о жизни поэта. Составление плана статьи учебника. |
18 | «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. «Тучи». | Урок-исследование. | Знать историю создания стихотворений. Уметь проводить их анализ. Понимать назначение антитезы в стихах. | Анализ стихотворения. Фронтальный опрос. |
19 | Н. В. Гоголь. Об авторе и его книге. | УОНМ | Знать основные факты биографии писателя, историю создания сборника «Вечеров…», понимать ценность произведения Гоголя в развитии литературы. | Рассказ о жизни писателя. Составление плана статьи учебника. |
20 | «Майская ночь, или Утопленница». | КУ | Знать содержание повести, уметь пересказывать текст, сохраняя стилевые черты, выделять картины, изображающие народную жизнь, Понимать, что такое «юмор» и видеть способы юмористического повествования. | Ответы на вопросы по содержанию повести. Выборочный пересказ. |
21 | Страницы поэзии Н. П. Огарев, А. К. Толстой, А. А. Фет, И. С. Никитин, А. Н. Плещеев, И. З. Суриков. | КУ | Знать русских поэтов-пейзажистов 19 века, содержание программных стихотворений, уметь читать их выразительно, анализировать поэтический текст, понимать образы и настроения пейзажной лирики, связь стихов с жизнью героев и самих поэтов. | Сообщения о жизни и творчестве поэтов. Выразительное чтение стихотворения. |
22 | А. П. Чехов. О писателе. Приглашаем в библиотеку. О смешном в художественном произведении. | УОНМ | Знать: факты биографии писателя, определение понятий «юмор», «сатира», «ирония». Понимать: смысл названия рассказа; уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания. | Рассказ об А. П. Чехове. Юмор, ирония, сатира – разновидности комического. |
23 | «Толстый и тонкий». | Урок-исследование. | Знать: содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним». Понимать: смысл названия рассказа; уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания. | Чтение по ролям (инсценировка). |
24 | «Смерть чиновника», «Пересолил». | УПЗУ | Знать: содержание рассказа, определение понятий «юмор», «сатира»; «ирония», понимать: смысл названия рассказа; уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания. | Пересказ. Приемы создания комического эффекта. |
25 | В. Г. Короленко. О писателе. Короленко – публицист. «Дети подземелья». | УОНМ | Знать факты биографии писателя, которые нашли отражение в повести. Уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения. | Тестирование по творчеству Чехова. |
26 | Тонкие душевные движения, сложность человеческих взаимоотношений. | УПЗУ | Уметь работать над анализом художественного произведения, над характеристикой литературного героя. Формирование главного героя под влиянием жизненных обстоятельств и окружающих людей | Выборочный пересказ: жизнь героя в родительском доме. |
27 | Открытия, которые сделал для себя Вася, общаясь с новыми друзьями. | Урок-исследование. | Уметь работать над анализом художественного произведения, над характеристикой литературного героя. Формирование главного героя под влиянием жизненных обстоятельств и окружающих людей | Ответы на вопросы по содержанию повести. Анализ поступков героя. |
28 | Проблема нравственного выбора. | УОСЗ | Уметь работать над анализом художественного произведения, над характеристикой литературного героя Понимать, что изменила в жизни Васи и в нем самом дружба с детьми подземелья. | Характеристика одного из героев. |
29 | А. П. Платонов. «Песчаная учительница». | УОНМ КУ | Знать факты биографии А. П. Платонова, уметь определять тему и нравственные проблемы произведения, давать ответы на вопросы. | Развернутый и обоснованный ответ на вопрос. Выборочный пересказ. |
30 | М. М. Зощенко «Не надо врать», «Бедный Федя». | УОНМ КУ | Знать факты биографии М. М. Зощенко, особенности его рассказов, уметь в комическом положении героя увидеть мораль произведения. | Пересказ близкий к тексту. |
31 | М. М. Пришвин. Писатель о себе. «Кладовая солнца» | Урок изучения нового материала. | Знать автора, содержание сказки- были; понимать смысл понятий «сказка-быль», «философская притча», отношение рассказчика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча; уметь выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды произведения, выборочно выразительно читать их и пересказывать | Составление плана произведения. Выразительное чтение эпизодов. |
32 | Сказка-быль «Кладовая солнца». Человек во взаимодействии с природой. | УПЗУ | Знать содержание сказки-были, проблемы, поставленные автором, уметь находить нужные эпизоды, сравнивать портреты, поведение, отношение друг к другу и к жизни Митраши и Насти. Понимать отношение автора к своим героям. | Пересказ близкий к тексту. Сравнение Насти и Митраши. Роль рассказчика в повести. |
33 | В.Г.Распутин. О писателе. Интервью Распутина. | УОНМ КУ | Знать: автора, содержание рассказа; понятия: «герой - повествователь», «рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»; понимать, в каких трудных послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя; уметь анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя. Уметь определять роль автора и рассказчика в произведении. | Средства раскрытия характера в сюжете: работа над выразительным чтением и пересказом эпизода с употреблением различных средств изображения характера. |
34 | «Уроки французского». | Урок-исследование. | Понимать скрытый смысл названия рассказа, главную мысль ,мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику; смысл посвящения и предисловия, уметь анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, | Составление цитатного плана к содержанию рассказа. Пересказ эпизодов. Инсценировка. |
35 | Завершая изучение литературы в 6 классе. Обобщение. Приглашаем в библиотеку. | КУ | Знать содержание курса литературы 6 класса, уметь отвечать на вопросы по содержанию текстов. | Беседа по вопросам курса. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.
Беленький Г.И. Программа по литературе. - //Программы для общеобразовательных учреждений. – М., 2005.
Снежневская М.А, Хренова О.М. Литература. Начальный курс. 6 класс. – М., 2005.
Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. – М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для 8 класса(индивидуальное обучение)
В днном разделе представлена рабочая программа по литературе для 8 класса(индивидуальное обучение), рассчитанная на 0,5 часа...
Рабочая программа по литературе 5 класс индивидуальное обучение
За основу взята Примерная программа по литературе и Программа для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы» (Базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной....
Рабочая программа по литературе для домашнего обучения
Рабочая программа составлена для ученицы с ОВЗ с указанием коррекционных задач к каждому уроку...
Рабочая программа для 10 класса (индивидуальное обучение).
Рабочая программа по физике (индивидуальное обучение) в 10-м классе составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физике, авторской примерной программы по физике для 10-11 к...
Рабочая программа по литературе (6 класс, обучение на дому)
Статус документаНастоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учрежде...
Рабочая программа по литературе для надомного обучения 8 класс
Рабочая программа по литературе для надомного обучения 8 класс...
Рабочая программа Информатика 7 класс (Индивидуальных занятий)
Авторская программа курса «Информатика» для 7-9 классов. Авторы: Семакин И.Г., Цветкова М.С.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016 г....