Рабочая программа по литературе для домашнего обучения
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Шабанова Екатерина Владимировна

Рабочая программа составлена для ученицы с ОВЗ с указанием коррекционных задач к каждому уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_lit.docx76.72 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

1. Общая характеристика учебного предмета

    Рабочая программа по литературе для 8 классе составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

программы «Литература. 5 – 11 классы» под редакцией В. Я Коровиной, Москва, «Просвещение», 2013 год

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цели изучения литературы в основной школе:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским

гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе
  • освоения художественных текстов.

Поставленные цели предполагают решение следующих задач:

  • получить знания о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладеть умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением

выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Место предмета в учебном плане.

В предметной области «Филология»  в обязательной  части базисного учебного плана основного общего образования (Вариант 1)  на изучение предмета «Литература» в 8 классе отведено  68 часов (2 часа в неделю). В тематическое планирование внесены коррекционные задачи, решаемые на каждом конкретном уроке.

2 . Содержание учебного предмета «Литература»

Введение – 1 ч.Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество – .

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни)

 Предания как исторический жанр русской народной прозы. «

Из древнерусскойлитературы – 3 ч

«Житие Александра Невского

«Шемякин суд». 

Из литературы XVIII века – 3 ч.

Денис Иванович Фонвизин. «Недоросль» (сцены).

Из литературы XIX века – 37 ч.

Иван Андреевич Крылов.

Кондратий Федорович Рылеев. 

 Александр Сергеевич Пушкин.

.«История Пугачёва» (отрывки), «Капитанская дочка». 

 Михаил Юрьевич Лермонтов..«Мцыри». 

Николай Васильевич Гоголь.  «Ревизор». .«Шинель». 

 Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ «Певцы».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. .«История одного города» (отрывок).

Николай Семёнович Лесков.. «Старый гений». 

 Лев Николаевич Толстой..«После бала»

Поэзия родной природыА. С. Пушкин«Цветы последние милей…», 

М. Ю. Лермонтов«Осень», 

Ф. И. Тютчев«Осенний вечер», А. А. Фет«Первый ландыш», А.Н.Майков. «Поле зыблется цветами…».

Антон Павлович Чехов.«О любви» (

Из русской литературы XX века –16 ч.

Иван Алексеевич Бунин..«Кавказ». 

 Александр Иванович Куприн..«Куст сирени». 

 Александр Александрович Блок.«Россия». 

 Сергей Александрович Есенин. «Пугачёв». 

 Иван Сергеевич Шмелёв. «Как я стал писателем». 

 Писатели улыбаются.

Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко..

Александр Трифонович Твардовский. «Василий Тёркин». 

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов

Виктор Петрович Астафьев.«Фотография, на которой меня нет». 

 Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег», Д. Мережковский«Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине: Н. Оцуп«Мне трудно без России…» (отрывок); 3. Гиппиус«Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин«У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы – 5 ч.

Уильям Шекспир. «Ромео и Джульетта».

Жан Батист Мольер. «Мещанин во дворянстве»

Вальтер Скотт. «Айвенго».

3.  Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета «Литература»

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:- Осознавать эстетическую ценность русской литературы.- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.Ученик получит возможность научиться:- Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения,самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции.

- Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Ученик получит возможность научиться:

- Адекватной оценке трудностей.

- Адекватной оценке своих возможностей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий Ученик получит возможность научиться:

- Осуществлять коммуникативную рефлексию.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- строить сообщения в устной и письменной форме;- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;- осуществлять синтез как составление целого из частей;- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов,- устанавливать аналогии.Ученик получит возможность научиться:- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиямиучителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняянедостающие компоненты;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Предметные результаты обучения

Ученик научится:- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;- выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания.                                                                                                                                                  

Ученик получит возможность научиться

- сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор.


4. Календарно–тематическое планирование по литературе в 8 классе

 (2 часа в неделю, всего 68 часов в год)

Сроки, неделя, месяц

Тема урока

Содержание темы

Виды учебной деятельности

Формы контроля

Планируемые предметные результаты

Д/з

Коррекционные задачи

ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС)

УУД   Познавательные          Выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника

Регулятивные               Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия.

Коммуникативные      Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Личностные                   Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

1

Сентябрь,

 1 неделя

Введение. Литература как искусство слова. Связь литературы и истории.

Формирование стартовой мотивации к обучению. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание.

Ответы на вопросы.

Сформированы общие представления о роли книги в жизни человека; о связи литературы и истории; умение подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг

Подготовьте пересказ вступительной статьи, сопроводив его примерами из прочитанных вами произведений.

Коррекция мышления путём развития умения проводить сравнительно-сопоставительный анализ изучаемого материала

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ЧАСА)

УУД   Познавательные          Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме, умеют заменять термины определениями, знают теоретический материал по теме, умеют делать морфемный разбор, структурируют знания.

Регулятивные               Вносят коррективы и дополнения в составленные планы, осознают качество и уровень усвоения, вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, оценивают достигнутый результат.

Коммуникативные      Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать, умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания, могут слушать и слышать друг друга, умеют создавать связный текст

Личностные                   Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, знание основных принципов и правил отношения к природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий, освоение личностного смысла учиться.

2

Сентябрь,

 2 неделя

Русские народные песни, отражение в них жизни народа. Особенности хоровых и лирических песен, частушек.

Частушка как малый песенный жанр.

Устное народное творчество. Виды и жанры УНТ. Частушка (развитие представлений). Тематика и поэтика частушки. Особенности художественной формы фольклорных произведений.

Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока.

Ответы на вопросы, выразительное чтение текстов песен и частушек.

Сформированы представления о понятиях «фольклор», «хоровая песня», «лирическая песня», «частушка», об особенностях хоровых и лирических песен; понимание их эстетической и художественной ценности, а также различие песен по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии; умение анализировать их.

1. Прочитать стр. 6 – 14 учебника, подумать над вопросами и заданиями на стр. 14-15.

2. Подготовить собственный текст частушки на школьную тему.

3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение на тему «Русская историческая песня».

Выразительное чтение текста, заранее подготовленное дома.

Коррекция недостатков речевого развития путём построения связного высказывания .

3

Сентябрь,

 2 неделя

Особенности содержания и художественной формы исторических народных песен как жанра фольклора. Предания как исторический жанр русской народной прозы.

Народная песня, историческая песня.

Предание (развитие представлений). Особенности содержания и художественной формы народных преданий.

Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока.

Ответы на вопросы, выразительное чтение текстов песен. Тест.

Сформированы представления о понятиях «историческая песня», «предание», об особенностях исторических песен и преданий; понимание их эстетической и художественной ценности, а также различие песен по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии.

1. Перечитать предание «О покорении Сибири Ермаком».

2. Подготовить пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику из текста.

3. Выучить определения (предание, (лирическая песня, историческая песня, частушка).

Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста.

Коррекция недостатков речевого развития и мышления через работу по отбору лексического материала

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (4 ЧАСА)

УУД   Познавательные          Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные               Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Коммуникативные      Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей.

Личностные                   Уважение истории, культурных и исторических памятников.

4

Сентябрь,

 3 неделя

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и подвиги Александра Невского.

Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (развитие представления).

Формирование разных способов и форм действия оценки.

Подготовить выразительное чтение фрагмента жития, передавая интонационно величественную простоту речи летописца и чувства, переживаемые автором. Письменный ответ на вопросы.

Сформированы представление об определении понятий «древнерусская литература», «летопись», «летописание», «летописец», «поучение», исторические сведения о принятии на Руси христианства характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника; понимать значение летописи и жития в формировании всей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю; умения отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества.

1. Подготовить связный рассказ о житийной литературе и «Житии Александра Невского», используя текст произведения и материал учебника на стр. 21 – 29.

2. Подготовить письменную характеристику князя Александра, используя текст «Жития…».

Чтение текста, изображение схемы, описывающей взаимосвязи главного героя произведения с другими героями.

Коррекция мышления через развитие внимания к художественной детали.

5

Сентябрь,

3 неделя

Р/Р Подготовка к сочинению-размышлению «Праведник и защитник земли Русской» по повести «Житие Александра Невского».

Содержание повести. Нравственные законы, которым следуют ее главный герой

Работа с текстом, с учебником. Устное и письменное высказывание.

Выразительное чтение. Беседа. Ответы на вопросы.

Сформированы правильное восприятие содержания текста, умение анализировать древнерусский текст, выразительно читать и определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе.

Написать небольшое сочинение-рассуждение «Праведник и защитник земли Русской…».

Ответы на вопросы

Коррекция абстрактного мышления через работу над схематическим изображением структуры слов и подбор их по данным схемам.

6

Сентябрь,

4 неделя

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.

Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. Особенности ее поэтики. Действительные и вымышленные события, сатирический пафос произведения.

Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока.

Беседа. Ответы на вопросы.

Сформированы правильное восприятие содержания текста, умение анализировать текст, выразительно читать и определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе.

1. Подготовить повесть к выразительному чтению в классе.

2. Какое впечатление произвела на вас повесть? Подготовьте развёрнутый ответ, включив выражение «шемякин суд» как поговорку.

Чтение текста

Коррекция логического мышления и памяти путём выполнения упражнений комплексного характера.

7

Сентябрь,

4 неделя

Входной контроль. Тестирование.

Обобщение и систематизация знаний

Тест

Показан уровень полученных знаний и умение интерпретировать прочитанные произведения; демонстрация уровня литературного развития и творческих способностей учащихся.

Прочитать комедию «Недоросль». Индивидуальное задание: подготовить сообщение о творчестве Фонвизина.

Коррекция логического мышления и памяти путём выполнения упражнений комплексного характера.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (3 ЧАСА)

УУД   Познавательные          Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные               Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные      Умеют работать в парах, эффективно сотрудничать.

Личностные                   Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

8

Сентябрь,

5 неделя

Д.И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе.Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме.

Классицизм. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.

Работа с текстами произведений. Беседа.

Выразительное чтение. Беседа. Ответы на вопросы.

Сформировано правильное восприятие содержания текста, умение анализировать текст, выразительно читать, умение строить ответ в соответствии с темой и основной мыслью, уважительно относиться к нравственным ценностям русского народа.

1. Подумать над вопросами и заданиями в конце комедии (стр. 72-73).

 3. Прочитать статью на стр. 73-76, знать основные правила классицизма.

3. Подготовить художественный пересказ понравившегося эпизода.

Чтение текста и выделение ключевых слов абзаца, ключевого смыслового отрывка всего текста.

Коррекция мыслительных процессов через осуществление связного высказывания

9

Сентябрь,

5 неделя

Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя).

Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Работа с текстами произведений. Беседа.

Комментированное чтение и обсуждение. Сочинение-рассуждение на одну из проблемных тем

Сформировано правильное восприятие содержания текста, умение анализировать текст, выразительно читать, умение строить ответ в соответствии с темой и основной мыслью, уважительно относиться к нравственным ценностям русского народа.

Прочитать повесть Карамзина «Наталья, боярская дочь». Индивидуальное задание: подготовить сообщение о творчестве Карамзина.

Чтение текста и выделение ключевых слов абзаца, ключевого смыслового отрывка всего текста.

Коррекция мыслительных процессов через осуществление связного высказывания

10

Октябрь,

1 неделя

Вн.чт. Слово о Н.М. Карамзине. «Наталья, боярская дочь» - повесть о добрых старых временах и верной любви.

Особенности анализа эпизода прозаического произведения.  История одной любви как часть истории русского народа

Работа с текстом произведения. Беседа.

Беседа. Ответы на вопросы.

Сформировано правильное восприятие содержания текста, умение анализировать текст, выразительно читать, умение строить ответ в соответствии с темой и основной мыслью, уважительно относиться к нравственным ценностям русского народа.

Прочитать басню «Лягушки, просящие царя». Индивидуальное задание: подготовить сообщение о творчестве Крылова.

Чтение, пересказ прочитанного

Коррекция внимания  и мышления через выполнение упр. аналитико-синтетического характера (анализ учебного материала и умение объяснить выбор.)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (33 ЧАСА)

УУД   Познавательные          Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки, определяют основную и второстепенную информацию, структурируют знания.

РегулятивныеПредвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?), определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивают достигнутый результат.

КоммуникативныеИспользуют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений, устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе, умеют создавать связный текст.

ЛичностныеОриентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, освоение личностного смысла учиться.

11

Октябрь,

1 неделя

Слово об И.А. Крылове.Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

И.А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Понятие басни, ее морали, особенности построения. Тематика басен Крылова.

Обучение выразительному чтению и анализу произведения.

Беседа. Выразительное чтение. Анализ басен.

Сформированы представления о фактах биографии И.А. Крылова и его творчестве, исторической основе басен, их художественных особенностях и тематике.

1. Выучить наизусть на выбор одну из басен.

2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о творчестве Рылеева.

Чтение басни, расстановка пауз.

Коррекция монологической речи уч-ся путем развернутого ответа на вопросы учителя.

12

Октябрь,

2 неделя

К.Ф. Рылеев.Слово о поэте.Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича.

Понятие о думе, особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К.Ф. Рылеева. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ.

Обучение выразительному чтению и анализу произведения (в том числе сопоставительному).

Выразительное чтение. Беседа. Ответы на вопросы. Сопоставительный анализ думы и предания.

Сформированы представления о фактах биографии К.Ф. Рылеева, его творчестве, о думе как литературном жанре; умение выполнять сопоставительный анализ двух произведений.

1. Подготовить выразительное чтение думы «Смерть Ермака». 2. Подумать над вопросами, предложенными на стр. 90.

3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о творчестве Пушкина.

Выразительное чтение отрывка из текста.

Коррекция мышления через внимание к худ детали. Корр. смыслового восприятия через работу над содержанием текста заметки.

13

Октябрь,

2 неделя

А.С. Пушкин.Слово о поэте.

Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября». Их основные темы и мотивы.

Обучение анализу стихотворения. Особенности поэтической формы. Понятия темы и мотива лирического произведения.

Обучение выразительному чтению и анализу произведения.

Ответить на вопрос: какие средства художественной изобразительности использует поэт, чтобы передать чувства лирического героя, его настроение? Выразительное чтение стихотворений.

Сформированы представления о художественных средствах, использующихся поэтом для того, чтобы передать чувства и эмоции лирического героя; умение работать с текстом стихотворения, дополнительными источниками, создавать устное монологическое высказывание.

Выучить наизусть стихотворение Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»).

Чтение стихотворения, расстановка пауз.

Коррекция познавательной. сферы путём использования уч-ся обобщённых приёмов умственной деятельности  

14

Октябрь,

3 неделя

А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина.

Историческая основа произведений Пушкина. Особенности содержания, формы, композиции.

Работа с текстом. Работа с учебником. Беседа. Комментированное чтение.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Беседа.

Сформированы представления об исторической основе произведений Пушкина, умения воспринимать и анализировать прозаический текст; давать сравнительную характеристику героев, определить роль художественных средств; выразительно читать произведение.

1. Прочитать «Историю Пугачёва» (отрывки).

2. Ответить на вопросы (устно).

Самостоятельная постановка вопросов по содержанию прочитанного литературного произведения.

Коррекция грамматического строя речи через составление предложений и употребление предложений

15

Октябрь,

3 неделя

А.С. Пушкин.«История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя.

Историческая основа произведения и его художественные особенности. Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора.

Работа с текстом. Работа с учебником. Беседа. Комментированное чтение.

Выразительное чтение произведения. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.

Сформированы умения воспринимать и анализировать прозаический текст, характеризовать героя, определять его роль в произведении.

1. Прочитать «Капитанскую дочку».

2. Написать сочинение-миниатюру «Мои первые впечатления о романе „Капитанская дочка‟».

Самостоятельная постановка вопросов по содержанию прочитанного литературного произведения.

Коррекция грамматического строя речи через составление предложений и употребление предложений

16

Октябрь,

4 неделя

А.С. Пушкин.«Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

История создания романа «Капитанская дочка». Особенности содержания, формы, композиции.

Работа с текстом. Работа с учебником. Беседа. Комментированное чтение.

Взаимопроверка. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.

 Сформированы умения определять место повести в творчестве Пушкина; определять идейный замысел автора, видеть роль автора и рассказчика в повести.

1. Знать определения литературоведческих терминов «повесть», «роман», «семейные записки», «хроника», «жанр».

2. Продолжите пословицу «Берегите честь смолоду». Почему именно она является эпиграфом ко всей повести?

Самостоятельная постановка вопросов по содержанию прочитанного литературного произведения.

Коррекция грамматического строя речи через составление предложений и употребление предложений

17

Октябрь,

4 неделя

Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности.

Характеристика главного героя произведения. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич.

Работа с текстом. Работа с учебником. Беседа. Комментированное чтение.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Сопоставительный анализ.

Сформировано умение понимать идейное содержание повести, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, выражать своё отношение.

1. Подготовить пересказ о падении Белогорской крепости, сохраняя стиль и последовательность событий.

Нахождение в тексте отрывка, который помог бы ответить на поставленный вопрос.

Коррекция  мышления путём выполнения упр. аналитико-синтетического характера

18

Ноябрь,

2 неделя

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

Нравственный идеал. Характеристика героини. Маша и Гринёв.

Работа с текстом. Работа с учебником. Беседа. Комментированное чтение.

Самопроверка. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.

Сформировано умение понимать идейное содержание повести, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, выражать своё отношение.

1. Найдите в романе все эпизоды, в которых появляется Пугачёв. Сопоставьте его портреты в главах «Вожатый, «Приступ», «Незваный гость» и «Мятежная слобода». Чем обусловлены сходство и различия между этими портретными описаниями?

2. Сопоставьте картины военных советов в Белогорской крепости (пирушка у Пугачёва) и в Оренбурге. Что даёт такое сопоставление для понимания характера Пугачёва?

Нахождение в тексте отрывка, который помог бы ответить на поставленный вопрос.

Коррекция  мышления путём выполнения упр. аналитико-синтетического характера

19

Ноябрь,

2 неделя

Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина.

Народное восстание в авторской оценке.

Работа с текстом. Работа с учебником. Беседа. Комментированное чтение.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.

Сформировано умение понимать идейное содержание повести, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, выражать своё отношение.

1. Дать связный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Пугачёва после прочтения „Капитанской дочки‟»?

2. Как изображается Швабрин в романе «Капитанская дочка»?

Самостоятельная постановка вопросов по содержанию прочитанного литературного произведения.

Коррекция мышления через развитие внимания к художественной детали.

20

Ноябрь,

3 неделя

Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская Дочка».

Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Понятие о романе и реалистическом произведении.

Работа с текстом. Работа с учебником. Беседа. Комментированное чтение.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Взаимопроверка.

Сформировано умение понимать идейное содержание повести, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, выражать своё отношение, отмечать особенности языка произведения.

1. Подготовить фактический материал к написанию сочинения о Маше Мироновой.

2. Составить план к теме «Образ Пугачёва в романе А.С. Пушкина „Капитанская дочка‟».

Чтение текста, изображение схемы, описывающей взаимосвязи главного героя произведения с другими героями.

Коррекция грамматического строя речи через составление предложений и употребление предложений с различной эмоциональной окраской в речи.

21

Ноябрь,

3 неделя

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Работа с текстом. Работа с учебником. Беседа. Комментированное чтение.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.

Сформировано умение определять тему, идею сочинения, видеть границы темы, иметь представление о темах широких и узких, уметь строить сочинение в соответствии с типом речи.

Написать сочинение на одну из тем по выбору

Ответы на вопросы

Коррекция логического мышления и памяти путём выполнения упражнений комплексного характера.

22

Ноябрь,

4 неделя

Вн.чт. А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести.

Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога. Образ Петербурга.

Работа с текстом. Беседа. Комментированное чтение.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.

Сформированы умения воспринимать и анализировать прозаический текст, характеризовать героя, определять его роль в произведении.

Задание по группам: подготовить сообщения об основных темах творчества Лермонтова.

Чтение текста, пометка непонятных слов.

Коррекция мыслительных процессов через осуществление связного высказывания

23

Ноябрь,

4 неделя

М.Ю. Лермонтов.Слово о поэте.Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Историческая основа произведений Лермонтова. Особенности содержания, формы, композиции.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение.

Сформированы представления об исторической основе произведений Лермонтова, умения воспринимать и анализировать текст; давать сравнительную характеристику героев, определить роль художественных средств; выразительно читать произведение.

1. Подготовить чтение наизусть стихотворения «Кавказ».

2. Прочитать поэму «Мцыри».

Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста.

Коррекция монологической речи уч-ся путем развернутого ответа на вопросы учителя

24

Ноябрь,

5 неделя

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой.

Нравственная проблематика произведения. Жанровое своеобразие. Романтически-условный историзм поэмы.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение.

 Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение произведения.

Сформировано умение работать с литературным произведением, сопоставлять героев и определять авторскую позицию; понимать многообразие и сложность человеческих характеров и взаимоотношений.

Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника».

Выразительное чтение текста, заранее подготовленное дома.

Коррекция мышления через внимание к худ детали. Корр. смыслового восприятия через работу над содержанием текста заметки.

25

Декабрь,

1 неделя

Особенности композиции поэмы «Мцыри».Анализ эпизода из поэмы «Мцыри».

Роль описаний природы в поэме.

Развитие представлений о жанре романтической поэмы.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение. Анализ отрывков.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение произведения.

Сформировано понимание образности структуры, темы произведения; умение анализировать лирическое произведение, определять его художественные особенности, выразительно читать его.

1. Подобрать цитатный материал, характеризующий любовь Мцыри к жизни и природе, его жажду подвигов и борьбы, страстное стремление к свободе и постоянную тоску по родине и дому. 2. Подготовиться к тесту

Чтение стихотворного текста расстановка пауз.

Коррекция абстрактного мышления через работу над схематическим изображением структуры слов и подбор их по данным схемам.

26

Декабрь,

2 неделя

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Художественный анализ произведений. Разрушение красоты и гармонии человека с миром.

Контроль.

Тестовые задания. Анализ стихотворений.

Сформировано умение в собственном высказывании использовать богатые возможности русской речи.

Индивидуальное задание: подготовить сообщение о творчестве Гоголя.

Ответы на вопросы

Коррекция внимания  и мышления через выполнение упр. аналитико-синтетического характера (анализ учебного материала и умение объяснить выбор.)

27

Декабрь,

2 неделя

Н.В. Гоголь.Исторические произведения в творчестве Н.В. Гоголя.

Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Составление плана.

Сформировано представление об исторических произведениях в творчестве Гоголя; умение находить исторические детали в произведении и отмечать их роль, пересказывать эпизод, участвовать в диалоге

Прочитать I действие комедии и статью учебника «Николаевская Россия во времена Гоголя» и подумать, как эта статья помогает понять события, происходящие в комедии Гоголя.

Чтение, пересказ прочитанного

Коррекция грамматического строя речи через составление предложений и употребление предложений

28

Декабрь,

3 неделя

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью».

История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.

Сформировано представление о замысле повести, её исторической основе; умение характеризовать литературных героев, оценивать их поступки, сравнивать их, выделять эпизоды, важные для их характеристики, составлять пересказ по плану.

1. Повторить литературоведческие термины сюжетно-композиционных элементов.

2. Заполнить таблицу о чиновниках уездного города.

Выразительное чтение отрывка из текста.

Коррекция  мышления путём выполнения упр. аналитико-синтетического характера

29

Декабрь,

3 неделя

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников.

Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. Художественная деталь.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.

Сформировано умение характеризовать литературных героев, оценивать их поступки, сравнивать их, выделять эпизоды, важные для их характеристики.

1. Объясните смысл фамилии Хлестакова. Что такое «хлестаковщина» в вашем понимании?

2. Подумать над вопросами учебника.

Нахождение в тексте отрывка, который помог бы ответить на поставленный вопрос.

Коррекция мышления через нахождение и анализ собственных ошибок.

30

Декабрь,

4 неделя

Хлестаков.Хлестаковщина как нравственное явление.

Понятие о «миражной интриге».

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.

Сформировано умение характеризовать литературных героев, оценивать их поступки, сравнивать их, выделять эпизоды, важные для их характеристики

Подготовить устную характеристику городничего и Хлестакова.

Самостоятельная постановка вопросов по содержанию прочитанного литературного произведения.

Коррекция мышления через развитие внимания к художественной детали.

31

Декабрь,

4 неделя

Особенности композиционной структуры комедии.Подготовка к домашнему сочинению.

Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.

Работа с текстом. Работа с учебником. Беседа. Комментированное чтение.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.

Сформировано умение правильно строить сочинение; характеризовать героя, давать личную оценку его поступкам, подбирать нужный цитатный материал.

Написать сочинение на одну из тем.

Самостоятельная постановка вопросов по содержанию прочитанного литературного произведения.

Коррекция мышления через развитие внимания к художественной детали.

32

Декабрь,

5 неделя

Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.

Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. Потеря Башмачкиным лица. Тема «маленького человека».

Работа с текстом. Работа с учебником. Беседа. Комментированное чтение.

Беседа. Ответы на вопросы.

Сформировано умение характеризовать литературных героев, оценивать их поступки, сравнивать их, выделять эпизоды, важные для их характеристики

Подготовиться к контрольному тесту по пройденному материалу.

Самостоятельная постановка вопросов по содержанию прочитанного литературного произведения.

Коррекция мышления через развитие внимания к художественной детали.

33

Декабрь,

5 неделя

Промежуточный контроль.

Тестирование.

Контроль.

Тест.

Показан уровень полученных знаний и умение интерпретировать прочитанные произведения; демонстрация уровня литературного развития и творческих способностей учащихся.

1. Прочитать отрывки из романа «История одного города» М.Е. Салтыков-Щедрина.

2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о творчестве Салтыкова-Щедрина.

Ответы на вопросы

Коррекция мышления путём развития умения проводить сравнительно-сопоставительный анализ изучаемого материала

34

Январь,

2 неделя

М.Е. Салтыков-Щедрин.«История одного города» (отрывок).

Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Образы градоначальников.

Слово о писателе, редакторе, издателе. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык.

Работа с текстом. Работа с учебником. Беседа. Комментированное чтение.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.

Сформировано умение характеризовать литературных героев, оценивать их поступки, сравнивать их, выделять эпизоды, важные для их характеристики

1. Подготовить комментированное чтение.

2. Выписать в словарик непонятные слова и выражения.

3. Подготовить выразительное чтение фрагмента текста, стремясь передать сатирический характер произведения.

Чтение текста, нахождение отрывка, наиболее подходящего в качестве описания к иллюстрации.

Коррекция недостатков речевого развития путём построения связного высказывания .

35

Январь,

2 неделя

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».Подготовка к домашнему сочинению.

Обличение строя, основанного на бесправии народа

Работа с текстом. Работа с учебником. Беседа. Комментированное чтение.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.

Сформировано умение правильно строить сочинение; характеризовать героя, давать личную оценку его поступкам, подбирать нужный цитатный материал.

Написать сочинение на одну из тем.

Чтение текста, нахождение отрывка, наиболее подходящего в качестве описания к иллюстрации.

Коррекция недостатков речевого развития путём построения связного высказывания .

36

Январь,

3 неделя

Н.С. Лесков.Слово о писателе.Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество.

Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство созданияхудожественного образа.

Работа с текстом. Работа с учебником. Беседа. Комментированное чтение.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.

Сформировано умение характеризовать литературных героев, оценивать их поступки, сравнивать их, выделять эпизоды, важные для их характеристики

Подумать над вопросами:

1. В чём смысл эпиграфа к рассказу?

2. Какое историческое время «проживают» персонажи рассказа?

3. Какие проблемы общества поднимаются в произведении?

4. Как объяснить название рассказа?

Чтение текста и выделение ключевых слов абзаца, ключевого смыслового отрывка всего текста.

Коррекция недостатков речевого развития и мышления через работу по отбору лексического материала

37

Январь,

3 неделя

Л.Н. Толстой.Слово о писателе.Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои.

Идея разделённости двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Работа с текстом. Работа с учебником. Беседа. Комментированное чтение.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Взаимопроверка.

Сформировано умение характеризовать литературных героев, оценивать их поступки, сравнивать их, выделять эпизоды, важные для их характеристики

1. Написать сочинение-миниатюру о том, что нового вы узнали о жизни великого писателя.

2. Прочитать рассказ «После бала».

3. Какую особенность в рассказе вы заметили?

Чтение текста и составление "карты перемещений героя" (выписывание всех мест, в которых он побывал).

Коррекция грамматического строя речи через составление предложений и употребление предложений с различной эмоциональной окраской в речи.

38

Январь,

4 неделя

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала».Психологизм рассказа. Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество».

Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев.

Работа с текстом. Работа с учебником. Беседа. Комментированное чтение

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Взаимопроверка.

Сформировано умение характеризовать литературных героев, оценивать их поступки, сравнивать их, выделять эпизоды, важные для их характеристики

1. Когда Толстой работал над рассказом, у него появлялись варианты названия: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «Отец и дочь», «А вы говорите…» и «После бала». Чем он обосновывает изменение названия? Почему остановился на последнем?

2. Прочитать материалы учебника: «Жизненные источники рассказа „После бала‟», «Композиция художественного произведения».

Чтение текста, изображение схемы, описывающей взаимосвязи главного героя произведения с другими героями.

Коррекция логического мышления и памяти путём выполнения упражнений комплексного характера.

39

Январь,

4 неделя

Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.

План анализа лирического произведения

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Анализ стихотворений.

Сформировано умение анализировать лирическое произведение по плану; представления о художественных средствах, использующихся поэтом для передачи чувств и эмоций лирического героя; умение работать с текстом стихотворения, дополнительными источниками, создавать устное монологическое высказывание.

1. Выучить наизусть одно стихотворение.

2. Прочитать повесть «Ася» И.С. Тургенева.

3. Индивидуальное задание: сообщение о творчестве Тургенева.

Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста

40

Февраль,

1 неделя

Личность, судьба, творчество И.С. Тургенева. Автобиографический характер повести «Ася». Ася как образ «тургеневской девушки».

История появления повести «Ася». Характеристика героев произведения.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение

Взаимопроверка. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.

Сформировано представление о Тургеневе как писателе, истории появления повести «Ася»; умение определять тему, идею, конфликт произведения, видеть авторскую позицию.

Характеристика Аси (письменно) по плану.

Выразительное чтение текста, заранее подготовленное дома.

Коррекция внимания  и мышления через выполнение упр. аналитико-синтетического характера (анализ учебного материала и умение объяснить выбор.)

41

Февраль,

1 неделя

«У счастья нет завтрашнего дня». Подготовка к сочинению по повести Тургенева «Ася».

Причины драмы рассказчика, обреченного на одиночество.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.

Сформировано умение правильно строить сочинение; характеризовать героя, давать личную оценку его поступкам, подбирать нужный цитатный материал.

1. Написать сочинение на тему по выбору.

2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о биографии Чехова.

Ответы на вопросы

Коррекция мышления путём развития умения проводить сравнительно-сопоставительный анализ изучаемого материала

42

Февраль,

2 неделя

А.П. Чехов.Слово о писателе.Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

Оценки творчества Чехова современниками. Сюжет и образная система рассказа. Психологизм рассказов Чехова.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение.

Сформировано представление о Чехове как художнике слова, понятиях сюжета и образной системе рассказов; умение дать оценку действиям персонажей, объяснить значение диалога и художественной детали.

1. Письменно ответить на вопросы:

1) Кто прав и кто виноват в безвыходной ситуации?

2) Правильно ли поступили герои?

Выразительное чтение текста, заранее подготовленное дома.

Коррекция внимания  и мышления через выполнение упр. аналитико-синтетического характера (анализ учебного материала и умение объяснить выбор.)

43

Февраль,

2 неделя

Вн.чт. Истинное и ложное в человеческих отношениях, любовь в рассказе А.П. Чехова «Шуточка». Психологизм в рассказах писателя.

Сюжет и образная система рассказа.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение

Сформировано представление о Чехове как художнике слова, понятиях сюжета и образной системе рассказов; умение дать оценку действиям персонажей, объяснить значение диалога и художественной детали.

1. Прочитать рассказ «Кавказ», определить его тему.

2. Ответить на вопрос:

Какие чувства вызвали у вас поступки героев?

3. Индивидуальное задание: сообщение о творчестве Бунина.

Выразительное чтение текста, заранее подготовленное дома.

Коррекция внимания  и мышления через выполнение упр. аналитико-синтетического характера (анализ учебного материала и умение объяснить выбор.)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (18 ЧАСОВ)

УУД   Познавательные          Анализируют условия и требования задачи, умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи, выделяют и формулируют познавательную цель, создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста, умеют заменять термины определениями, выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, выражают структуру задачи разными средствами, выделяют и формулируют познавательную цель.  

Регулятивные               Осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат, вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, оценивают достигнутый результат.

Коммуникативные      Учатся принимать решение и реализовывать его, проявляют внимание к личности другого, стремятся устанавливать доверительные отношения, проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам, уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.  

Личностные                   Признание ценности здоровья, своего и других людей, уважение ценностей семьи, оптимизм в восприятии мира, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им, доброжелательное отношение к окружающим.  

44

Февраль,

3 неделя

И.А. Бунин. Слово о писателе.Проблема рассказа «Кавказ».

Мастерство И.А. Бунина-прозаика.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Беседа.

Сформировано представление о биографии Бунина, о его творчестве; умение вдумчиво читать и интерпретировать текст, определять авторский замысел, выражать собственное отношение к прочитанному и подбирать цитаты для подтверждения собственной позиции.

1. Ответить на вопрос (письменно): «О чем меня заставил задуматься рассказ Бунина «Кавказ»?

2. Прочитать рассказ Куприна «Куст сирени».

Чтение, деление текста или отрывка литературного произведения на смысловые части.

Коррекция монологической речи уч-ся путем развернутого ответа на вопросы учителя

45

Февраль,

3 неделя

А.И. Куприн.Слово о писателе.Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.

Понятие о сюжете и фабуле.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Беседа.

Сформировано представление о биографии Куприна, о его творчестве; умение вдумчиво читать и интерпретировать художественный текст, на его основе анализировать поступки героев и их характеры, определять авторский замысел, выражать собственное отношение к прочитанному и подбирать цитаты для подтверждения собственной позиции.

Подготовиться к диспуту.

Чтение, деление текста или отрывка литературного произведения на смысловые части.

Коррекция мышления через внимание к худ детали. Корр. смыслового восприятия через работу над содержанием текста заметки

46

Февраль,

4 неделя

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?».

Подготовка к домашнему сочинению.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.

Сформировано умение правильно строить сочинение; характеризовать героя, давать личную оценку его поступкам, подбирать нужный цитатный материал.

1. Написать сочинение на одну из тем по выбору.

2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о Горьком.

Выборочный пересказ отрывка из литературного произведения в соответствии с заданием (понравившийся, объясняющий что-то).

Коррекция грамматического строя речи через составление предложений и употребление предложений

47

Февраль,

4 неделя

Слово о Максиме Горьком. Реальная основа рассказа «Челкаш». Герои рассказа, их характеры и судьбы.

Автобиографический характер повести. Причины поступков героев.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение.

Сформировано умение вдумчиво читать и интерпретировать художественный текст, на его основе анализировать поступки героев и их характеры, определять авторский замысел, пересказывать эпизоды, выделяя важные события.

1. Заполнить таблицу в тетради.

2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о творчестве Блока.

Создание характеристики героя литературного произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

Коррекция познавательной. сферы путём использования уч-ся обобщённых приёмов умственной деятельности  

48

Март,

1 неделя

А.А. Блок.Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «На поле Куликовом». «Россия». Образ России и её истории.

Специфические черты характера, присущие отдельным героям произведения.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение.

Сформировано умение анализировать прочитанное; характеризовать героев; выделять специфические черты характера, присущие отдельным персонажам.

1. Подготовить выразительное чтение цикла «На поле Куликовом».

2. Найти строки, которые могли бы стать эпиграфом к циклу.

Чтение стихотворения, расстановка пауз..

Коррекция  мышления путём выполнения упр. аналитико-синтетического характера

49

Март,

1 неделя

С.А. Есенин.Слово о поэте.«Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.

Понятие о драматической поэме. План анализа эпизода.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение.

Сформировано умение объяснять роль эпизода в композиции произведения; характеризовать героев в эпизоде; оценивать их поведение и речь, выделять специфические черты характера, присущие отдельным персонажам.

1. Поразмышлять над вопросами, предложенными в учебнике.

Краткий пересказ литературного произведения.

Коррекция мышления через развитие внимания к художественной детали.

50

Март,

2 неделя

Урок-конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.

Содержание легенды. Жанровое своеобразие произведения.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение.

Сформировано умение выделять жанровое своеобразие произведений; анализировать их; характеризовать героев; оперировать понятиями «романтический герой», «романтическое произведение».

Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы С.А. Есенина «Пугачёв» (монолог Пугачёва и Хлопуши).

Выборочный пересказ отрывка из литературного произведения в соответствии с заданием (понравившийся, объясняющий что-то).

Коррекция мышления путём развития умения проводить сравнительно-сопоставительный анализ изучаемого материала

51

Март,

2 неделя

И.С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

Факты жизни и творчества поэта. Своеобразие художественной формы воспоминания.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение

Устный анализ произведения. Беседа. Ответы на вопросы.  Выразительное чтение.

Сформировано представление о Шмелёве как писателе; умение раскрыть художественное своеобразие воспоминания, анализировать прочитанное.

Ответить на вопросы:

1) К чему рассказ «Как я стал писателем» ближе: к дневниковым записям, рассказу или воспоминаниям?

2) Что открывал герой в людях и что ему нравилось в них?

3) Как к Шмелеву пришло умение писать? Почему герой почувствовал, что он «другой»?

4) В какое историческое время происходит становление писателя? По каким предметам мы можем догадаться?

Чтение, деление текста или отрывка литературного произведения на смысловые части.

Коррекция недостатков речевого развития и мышления через работу по отбору лексического материала

52

Март,

3 неделя

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом‟» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий.

Тэффи. «Жизнь и воротник».

М.М. Зощенко. «История болезни».

Ироническое повествование о прошлом и современности. Сатира.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение.

Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение.

Сформировано умение определять главную мысль, идейную позицию произведений сатирической направленности, анализировать прочитанное.

1. Подготовить пересказ одного из отрывков (история Древнего мира, Средних веков, Новой истории), подчеркнув юмористическую и сатирическую направленность.

2. Прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник», Зощенко «История болезни».

3. Индивидуальное задание: подготовить сообщения о творчестве Тэффи и Зощенко.

Выборочный пересказ отрывка из литературного произведения в соответствии с заданием (понравившийся, объясняющий что-то).

Коррекция логического мышления и памяти путём выполнения упражнений комплексного характера.

53

Март,

3 неделя

М.А. Осоргин.Слово о писателе.Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

Сведения о творческом пути писателя. Содержание произведения.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение.

Сформировано представление об Осоргине как о писателе; понимание проблематики его рассказа; умение выражать собственное отношение к прочитанному.

1. Задание по группам: творческий путь поэта. Твардовский на войне, история создания «Василия Тёркина».

2. Прочитать главы из поэмы «Василий Тёркин».

Составление плана (цитатного, картинного, обычного) литературного произведения.

Коррекция недостатков речевого развития путём построения связного высказывания .

54

Март,

4 неделя

А.Т. Твардовский. Слово о поэте.Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема служения Родине.

Сюжет поэмы. Ее идейно-тематическое содержание и восприятие современниками.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение.

Сформировано умение понимать сюжет и идейно-тематическое содержание поэмы; анализировать текст, оценивать действия героев, выражать собственное отношение к прочитанному и подбирать цитаты для подтверждения собственной позиции.

1. Прочитать главу «Переправа».

2. Вопросы в учебнике.

Чтение стихотворения, расстановка пауз.

Коррекция мыслительных процессов через осуществление связного высказывания

55

Март,

4 неделя

Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. Правда о войне в поэме Твардовского.

Содержание. Особенности языка писателя.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение.

Сформировано понимание идейного содержания произведения; умение определять художественные особенности; воспринимать и анализировать художественный текст, видеть его красоту, тему и идейный замысел автора.

Прочитать главы «О награде», «Гармонь», «Два бойца», «Кто стрелял», «Смерть и воин».

Чтение, деление текста или отрывка литературного произведения на смысловые части.

Коррекция внимания  и мышления через выполнение упр. аналитико-синтетического характера (анализ учебного материала и умение объяснить выбор.)

56

Апрель,

2 неделя

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин».Юмор. Фольклорные мотивы.

Сюжет. Его идейно-тематическое содержание. Авторские отступления. Мастерство А.Т. Твардовского в поэме.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.

Сформировано понимание идейного содержания произведения; умение определять художественные особенности; воспринимать и анализировать художественный текст, видеть его красоту, тему и идейный замысел автора.

1. Подготовить характеристику Василия Тёркина (письменно).

2. Выучить наизусть отрывок из поэмы.

3. Прочитать рассказ А.П. Платонова «Возвращение».

6. Индивидуальное задание: биография и творческий путь Платонова.

Чтение, пересказ прочитанного

Коррекция монологической речи уч-ся путем развернутого ответа на вопросы учителя.

57

Апрель,

2 неделя

А.П. Платонов.Слово о писателе.Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Факты биографии Пастернака. Особенности его языка.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.

Сформировано представление о Платонове как о писателе; умение анализировать художественный текст; определять своеобразие изобразительных средств языка, выражать собственное отношение к прочитанному и подбирать цитаты для подтверждения собственной позиции.

1. Групповое задание: подготовить сообщения о поэтах-песенниках.

2. Прочитать по учебнику статью «Фронтовая судьба „Катюши‟», подготовить пересказ.

Самостоятельная постановка вопросов по содержанию прочитанного литературного произведения.

Коррекция познавательной. сферы путём использования уч-ся обобщённых приёмов умственной деятельности  

58

Апрель,

3 неделя

Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского, Б. Окуджавы, А. Фатьянова, Л. Ошанина.

План анализа лирических произведений.

М. Исаковский («Катюша», «Враги сожгли родную хату…»), Б. Окуджава («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А. Фатьянов («Соловьи»), Л. Ошанин («Дороги»).

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение.

Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение.

Сформировано представление об особенностях лирических произведений о ВОВ; умение выразительно читать патриотические стихотворения.

1. Прочитать рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

2. Ответить на вопросы в учебнике.

Чтение текста, нахождение отрывка, наиболее подходящего в качестве описания к иллюстрации.

Коррекция грамматического строя речи через составление предложений и употребление предложений

59

Апрель,

3 неделя

В.П. Астафьев. Слово о писателе.Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе.

Развитие представлений о герое-повествователе.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.

Сформировано представление об идейно-нравственном содержании рассказа; умение анализировать эпическое произведение, определять особенности жанра, композиции, темы.

Подготовить материал к классному сочинению о войне.

Чтение текста, изображение схемы, описывающей взаимосвязи главного героя произведения с другими героями.

Коррекция мышления через развитие внимания к художественной детали.

60

Апрель,

4 неделя

Классное сочинение«Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося).

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение.

Сформированы навыки построения сочинения в соответствии с заданной темой, идеей, типом высказывания; умения составлять план к нему, подбирать нужный цитатный материал.

Групповое задание: подготовить чтение стихотворений русских поэтов о Родине, природе и рассказы об их жизни и творчестве.

Ответы на вопросы

Коррекция абстрактного мышления через работу над схематическим изображением структуры слов и подбор их по данным схемам.

61

Апрель,

4 неделя

Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.

Поэты Русского зарубежья.

Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение

Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение.

Сформировано представление о содержании стихотворений, особенностях языка поэтов; умение анализировать лирическое произведение, чувствовать настроение автора.

1. Прочитать трагедию «Ромео и Джульетта».

2. Ответить на вопросы в учебнике.

Чтение текста и составление "карты перемещений героя" (выписывание всех мест, в которых он побывал).

Коррекция  мышления путём выполнения упр. аналитико-синтетического характера

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (5 ЧАСОВ)

УУД   Познавательные          Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки, составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты, определяют основную и второстепенную информацию, выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий, строят логические цепи рассуждений, выделяют и формулируют проблему, выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки, структурируют знания.  

Регулятивные               Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона, вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные      Интересуются чужим мнением и высказывают свое, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической речью, умеют слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть диалогической речью, адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.    

Личностные                   Знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий, ориентация в системе моральных норм и ценностей, освоение общемирового культурного наследия, основ социально-критического мышления.

62

Май,

1 неделя

У. Шекспир.Слово о писателе.«Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира.

 Понятие об авторе.

Темы его творчества. Конфликт как основа сюжета произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта».

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение.

Сформировано представление о содержании трагедии, особенностях языка поэта; умение анализировать произведение, чувствовать настроение автора.

Выучить один из сонетов Шекспира, обосновать свой выбор.

Создание характеристики героя литературного произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

Коррекция грамматического строя речи через составление предложений и употребление предложений с различной эмоциональной окраской в речи.

63

Май,

2 неделя

Сонеты У. Шекспира.«Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».Воспевание поэтом любви и дружбы.

Творческий путь поэта. Сонет как форма лирической поэзии.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение

Устный и письменный анализ сонетов. Выразительное чтение.

Сформировано представление о содержании стихотворений, особенностях языка поэта; умение анализировать лирическое произведение, чувствовать настроение автора.

1. Прочитать комедию Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» (сцены).

2. Ответить на вопросы в учебнике.

Выборочный пересказ отрывка из литературного произведения в соответствии с заданием

Коррекция логического мышления и памяти путём выполнения упражнений комплексного характера.

64

Май,

2 неделя

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение.

Сформировано представление о содержании комедии, особенностях языка поэта; умение анализировать произведение, чувствовать настроение автора.

1. Прочитать «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта.

2. Ответить на вопросы в учебнике.

Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста.

Коррекция мышления путём развития умения проводить сравнительно-сопоставительный анализ изучаемого материала

65

Май,

  3 неделя

Дж. Свифт.Слово о писателе.«Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

Нравственная проблематика произведения.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение.

Сформировано представление о содержании произведения, его нравственной проблематики; умение анализировать произведение; роли художественной детали.

1. Прочитать «Айвенго» В. Скотта.

2. Ответить на вопросы в учебнике.

Выразительное чтение текста, заранее подготовленное дома.

Коррекция недостатков речевого развития путём построения связного высказывания

66

Май,

3 неделя

В. Скотт.Слово о писателе.«Айвенго» как исторический роман.

Исторический роман.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение

Сформировано представление о писателе, о содержании произведения, об особенности исторических произведений; умение понимать авторский замысел, выражать собственное отношение к прочитанному и подбирать цитаты для подтверждения собственной позиции.

Подготовиться к итоговому тесту.

Чтение и определение категории персонажей литературного произведения:  

Коррекция недостатков речевого развития и мышления через работу по отбору лексического материала

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД (2 ч)

67

Май,

4 неделя

Контрольное тестированиепо итогам изучения курса.

Тестирование.

Контроль.

Тест

Показан уровень полученных знаний и умение интерпретировать прочитанные произведения; демонстрация уровня литературного развития и творческих способностей учащихся.

Ответы на вопросы

Коррекция мыслительных процессов через осуществление связного высказывания

68

Май,

4 неделя

Обобщающий урок «По страницам прочитанных книг». Выявление уровня литературного развития учащихся 8 класса. Итоги года.

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Задание на лето.

Обобщение и систематизация знаний.

Итоговая игра

Показан уровень полученных знаний и умение интерпретировать прочитанные произведения; демонстрация уровня литературного развития и творческих способностей.

Список литературы на лето.

Ответы на вопросы

Коррекция мыслительных процессов через осуществление связного высказывания


5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

- Учебник «Литература. 8 класс», В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Москва, «Просвещение», 2013

- Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2012

- Энциклопедический словарь юного литературоведа. Для среднего и старшего школьного возраста. Составитель В.И.Новиков.(Москва: Издательство «Педагогика», 1988)

-Бушко О.М. Школьный словарь литературоведческих терминов, 2-е издание. М. Материк-Альфа, 2005

- Диск: Фонохрестоматия для учебника литературы 8 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа,физика,7кл.Перышкин(домашнее обучение)

Пояснительная записка Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерных программ основного общего о...

Рабочая программа по изобразительному искусству.Домашнее обучене 6 кл,

Рабочая программа разработана для работы с учениками находящимися на домашнем обучении....

Рабочая программа по литературе для ученика 5 класса, находящегося на домашнем обучении

Дистанционное обучение детей-инвалидов. Рабочая программа по литературе для ученика 5 класса, находящегося на домашнем обучении....

Рабочая программа по литературе (6 класс, обучение на дому)

Статус документаНастоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учрежде...

Рабочая программа по литературе для надомного обучения 8 класс

Рабочая программа по литературе для надомного обучения 8 класс...

Рабочая программа по литературе для обучающегося 6 класса , находящегося на домашнем обучении

Рабочая программа по литературе для обучающегося с ограниченными возможностями, находящегося на домашнем обучении....