Рабочая программа по литературе для надомного обучения 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для надомного обучения 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_8kl.docx | 37.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«МБОУ «СОШ №___»
«Рассмотрено» на МО учителей русского языка и литературы__________________ Протокол №________ от «____»____________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______________/___________./ «____»____________20__ г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № __________/__________./ Приказ №____ от «____» _________20__ г. |
Рабочая программа
по литературе
для надомного обучения
учении_ 8 класса
ФИ учащегося
на 20__ -20__ учебный год
Разработана на основе: программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной «Литература 5-11 классы».- М: «Просвещение», 2010 г.
Составитель: Карпова Н.Н.,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Бийск, 20__г.
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе:
1. Основной образовательной программы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №__»
2. Учебного плана для 8-х классов на 20__ учебный год
3. Программы по литературе для общеобразовательных учреждений, под редакцией В.П.Коровиной «Литература 5-11 классы». - М: «Просвещение», 2010
.
На изучение курса «Литература. 8 класс» отводится 70 часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, календарно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, формы контроля и нормы оценки знаний учащихся
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические. Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература.5-11 классы» под редакцией В.Я. Коровиной, 12-е издание, М. Просвещение 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6, 7-8 классы и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая – владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках со второй группой важно уделять больше внимания активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя до начальных сведений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
В авторскую программу были внесены изменения. Это связано с переходом учащегося на домашнее обучение в режиме занятий 0,5 часа в неделю.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов |
Устное народное творчество | 0,5 |
Древнерусская литература | 0,5 |
Из русской литературы XVIII века | 2 |
Из русской литературы XIX века. | 10,5 |
Из русской литературы XX века. | 1,5 |
Зарубежная литература. | 2,5 |
Задание для летнего чтения | |
Итого: | 17,5 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем урока | Кол-во часов | Информационные ресурсы | Дата проведения | |
План | Факт | ||||
1 | Историзм творчества русских классиков. | 0,5 | |||
2 | УНТ. Народныхепесни. Частушкаи. Предания | 0,5 | |||
3 | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского». «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. | 0,5 | |||
4 | Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина | 0,5 | http://peressa2009.narod2.ru/materiali_k_urokam/ | ||
5 | И. А. Крылов. Слово о баснописце. Сатирическое изображение человеческих пороков | 0,5 | |||
6 | К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы Рылеева | 0,5 | |||
7,8 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории. Гуманизм и историзм Пушкина в романе«Капитанская дочка». Подготовка к сочинению по роману | 1 | |||
9 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова. Поэма «Мцыри» | 0,5 | |||
10 | Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе | 0,5 | http://peressa2009.narod2.ru/materiali_k_urokam/ | ||
11 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города». Сатира на общественные порядки. | 0,5 | |||
12 | Контрольная работа по творчеству Лермонтова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина. | 0,5 | |||
13 | Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» | 0,5 | |||
14 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала» | 0,5 | |||
15 | Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Майкова. | 0,5 | |||
16 | А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье | 0,5 | |||
17 | И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ» | 0,5 | |||
18 | А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени» | 0,5 | |||
19 | А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве | 0,5 | |||
20 | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. | 0,5 | |||
21 | И.С.Шмелев Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминания о пути к творчеству | 0,5 | |||
22 | Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий | 0,5 | |||
23 | М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | 0,5 | |||
24 | Контрольная работа по творчеству Толстого, Чехова, Бунина, Блока, Есенина | 0,5 | |||
25 | А.Твардовский. Слово о поэте. «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни. Композиция и язык поэмы. | 0,5 | |||
25 | А.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение» | 0,5 | |||
27 | В.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20-го века» | 0,5 | |||
28,29 | Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине | 01 | |||
30 | У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в трагедии. | 0,5 | |||
31 | Ж.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве». Общечеловеческий смысл комедии | 0,5 | |||
32 | Дж.Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества | 0,5 | |||
33 | В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман | 0,5 | |||
34 | Урок-зачет. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. | 0,5 | http://peressa2009.narod2.ru/materiali_k_urokam/ | ||
35 | Резервные уроки | 0,5 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Формы контроля:
- различные виды пересказа,
- устные и письменные сочинения,
- отзывы, доклады, творческие работы (создание сказок, былин, очерков и пр.),
- инсценирование,
- викторины,
- заучивание наизусть,
- составление развернутых планов.
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
оценка | Содержание и речь | грамотность |
«5» | - Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | - Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | - В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | - Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании идо 7 речевых недочетов. | Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
«1» | В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. | Имеется более 7 орфографических и 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. |
Перечень учебно-методического обеспечения
Для учащихся:
1. Коровина В.Я., Журавлев В. П., Коровин В.И.. Литература: 8 кл.: Учеб.-хрестоматия в 2 ч. - М.: Просвещение, 2008.
Для учителя:
1.Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8класс. – М: ВАКО, 2009
2. Бушко О.М. Школьный словарь литературоведческих терминов. - Калуга ,Золотая аллея,1999
3. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Книга для учителя. - М.: Просвещение,2002
4. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 класс: Метод. советы под ред. В. И. Коровина. - М.: Просвещение, 2008
http://peressa2009.narod2.ru/materiali_k_urokam/
http://peressa2009.narod2.ru/materiali_k_urokam/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Рабочая программа по алгебре для надомного обучения 10 класс".
Методическая разработка "Рабочая программа по алгебре для надомного обучения 10 класс"....
Рабочая программа по геометрии для надомного обучения 10 класс
Рабочая программа по геометрии для надомного обучения 10 класс...
Методическая разработка рабочей программы по геометрии для надомного обучения 11 класс.
Рабочая программа по геометрии для надомного обучения 11 класс....
Рабочая программа по русскому языку надомного обучения. 8 класс
Рабочая программапо русскому языкудля 8 класса/надомное обучение/на 2015/ 2016 учебный год...
Рабочая программа по английскому языку (надомное обучение) УМК “Enjoy English” М.З.Биболетова, Н.Н.Трубанева 6 класс
Данная программа конкретизирует содержание образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Программа дает ус...
Рабочая программа по физкультуре для надомного обучения 6 класс
Рабочая программа по физкультуре для надомного обучения 6 класс...
Рабочая программа по физкультуре для надомного обучения 7 класс
Рабочая программа по физкультуре для надомного обучения 7 класс...