Урок по литературе «Что это за мир такой?..» для 7 класса (по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»)
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок по развитию навыков анализа художественного произведения и читательского вкуса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_dost.docx | 18.83 КБ |
urok_po_dost.docx | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе «Что это за мир такой?..» для 7 класса
(по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»)
Господи, что это за мир такой,
если решил он обойтись без добрых людей?
В.Распутин
Цели урока:
- развитие навыков анализа художественного произведения и читательского вкуса ;
- пробуждение сочувствия к слабым;
- знакомство с произведением М.П.Мусоргского.
Задачи урока:
- познакомить ребят с рассказом ;
- рассмотреть жанровое своеобразие и особенности композиции;
- проследить, как раскрывается тема «маленького человека» и образ Петербурга ;
- углубить понятие о реализме.
Слово учителя. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством всемирно известного русского писателя Ф.М. Достоевского.
- Какие произведения вы знаете?
- Что вы помните о жизни писателя?
Вот ещё некоторые факты биографии. Жестоким ударом для мальчика стала ранняя смерть горячо любимой матери. Все последующие годы семья жила в бедности. Нелёгкие испытания пришлось ему вынести и во взрослой жизни. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы тот никогда не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой жизни - голод, страдания, грубость, грязь, унижения и оскорбления.
Вспомнив об этом, давайте послушаем музыку известного русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.
1 часть «Слеза» (1,29 мин.)
- Какое настроение создаёт музыка? Попробуйте подобрать название.
- Что общего у этой пьесы и рассказа Ф.М.Достоевского?
(Варианты уч-ся). Пьеса называется «Слеза». Прозвучала её 1 часть.
Вы, наверное, обиделись на нас с Достоевским за такое мрачное произведение, которое он написал, а я задал?
Зачем детский рассказ такой грустный? (Жизнь - это не только праздники, спокойные будни, но и беда, горе, лишения. Потому и в искусстве есть печальные произведения. Это и есть суть реализма: отражать то, что происходит на самом деле).
Поговорим о художественных особенностях рассказа.
- Как вы понимаете смысл названия? С первой строки засияла надежда – горе кончится.
- В чём особенность композиции? Реальные события без всякого перехода продолжаются на небесах после смерти героя.
- Для чего автор использует этот приём? От этого сюжет воспринимается убедительнее, достовернее.
Главный герой… Это не просто «маленький человек» вроде Акакия Акакиевича или Самсона Вырина, это в прямом смысле маленький «маленький человек»: он тоже одинок, беден, беззащитен, и ему меньше 6 лет.
- Какими приёмами создан его образ? Портреты окружающих его людей, его душевное и физическое состояние. Найдите в тексте.
- В чём особенность речи героя? Всего 1 фраза в конце рассказа. Прочитайте её.
Особенность пейзажа в том, что это - городской пейзаж.- Найдите в тексте описание города. «И какой здесь стук и гром…»
- Почему такое скупое описание? (Он умирает, и ему не до красоты, дворцов, мостов.)
Не сказано, что это Петербург – но, скорее всего, так и есть. Это враждебная герою сила: холодный, сырой, равнодушный город.
Рассказ очень короткий, но в нём есть несколько важных эпизодических персонажей. Это вторая после города враждебная сила – люди.
Прочитайте, кто они? «мёртво пьяный халатник-сосед, ворчливая старуха, равнодушный «блюститель порядка», четыре богатые барыни, постаравшиеся не заметить, что мальчик замёрз до полусмерти.
В чём вы видите смысл эпизода с механическими куклами? Это весело и красиво, но помочь ребёнку они не могут – они куклы – а люди не хотят – это омрачит их праздник.
Как писатель изобразил рай? Какие реальные детали он включил в его описание? Для чего он это сделал?
А теперь обратимся к эпиграфу. Может ли кто-то спасти маленького героя от смерти?
Вспомните другие книги о бедных детях. («Дети подземелья» В.Г.Короленко, « Белый пудель» А.И.Куприна, «Спать хочется», «Ванька» А.П.Чехова. Что общего у этих произведений с нашим сегодняшним рассказом? В чём отличие? Нет мистического мотива.
Послушаем 2 и 3 части «Слезы».
Как звучит 2 её часть? Откуда берётся светлый мотив? Это воспоминание о счастливом прошлом.
Объясните смысл печали последней части. Это то, что есть сейчас – какая-то утрата. Последние аккорды – это выражение надежды на лучшее будущее. Горе уйдёт.
Рефлексия.
Понравился ли вам рассказ? Какой завет даёт автор своим читателям – вам?
А.С.Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский - все эти писатели встают на
защиту «маленького человека», их произведения проникнуты беспредельной
любовью к нему, болью за его безрадостное существование. А мы, читатели,
чувствуем сострадание к ним, вспоминая слова внутреннего монолога Акакия Акакиевича: « Я брат твой!»
Оценки. Домашнее задание: сочинить счастливый финал рассказа.
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе «Что это за мир такой?..» для 7 класса
(по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»)
Господи, что это за мир такой,
если решил он обойтись без добрых людей?
В.Распутин
Цели урока:
- развитие навыков анализа художественного произведения и читательского вкуса ;
- пробуждение сочувствия к слабым;
- знакомство с произведением М.П.Мусоргского.
Задачи урока:
- познакомить ребят с рассказом ;
- рассмотреть жанровое своеобразие и особенности композиции;
- проследить, как раскрывается тема «маленького человека» и образ Петербурга ;
- углубить понятие о реализме.
Слово учителя. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством всемирно известного русского писателя Ф.М. Достоевского.
- Какие произведения вы знаете?
- Что вы помните о жизни писателя?
Вот ещё некоторые факты биографии. Жестоким ударом для мальчика стала ранняя смерть горячо любимой матери. Все последующие годы семья жила в бедности. Нелёгкие испытания пришлось ему вынести и во взрослой жизни. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы тот никогда не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой жизни - голод, страдания, грубость, грязь, унижения и оскорбления.
Вспомнив об этом, давайте послушаем музыку известного русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.
1 часть «Слеза» (1,29 мин.)
- Какое настроение создаёт музыка? Попробуйте подобрать название.
- Что общего у этой пьесы и рассказа Ф.М.Достоевского?
(Варианты уч-ся). Пьеса называется «Слеза». Прозвучала её 1 часть.
Вы, наверное, обиделись на нас с Достоевским за такое мрачное произведение, которое он написал, а я задал?
Зачем детский рассказ такой грустный? (Жизнь - это не только праздники, спокойные будни, но и беда, горе, лишения. Потому и в искусстве есть печальные произведения. Это и есть суть реализма: отражать то, что происходит на самом деле).
Поговорим о художественных особенностях рассказа.
- Как вы понимаете смысл названия? С первой строки засияла надежда – горе кончится.
- В чём особенность композиции? Реальные события без всякого перехода продолжаются на небесах после смерти героя.
- Для чего автор использует этот приём? От этого сюжет воспринимается убедительнее, достовернее.
Главный герой… Это не просто «маленький человек» вроде Акакия Акакиевича или Самсона Вырина, это в прямом смысле маленький «маленький человек»: он тоже одинок, беден, беззащитен, и ему меньше 6 лет.
- Какими приёмами создан его образ? Портреты окружающих его людей, его душевное и физическое состояние. Найдите в тексте.
- В чём особенность речи героя? Всего 1 фраза в конце рассказа. Прочитайте её.
Особенность пейзажа в том, что это - городской пейзаж.- Найдите в тексте описание города. «И какой здесь стук и гром…»
- Почему такое скупое описание? (Он умирает, и ему не до красоты, дворцов, мостов.)
Не сказано, что это Петербург – но, скорее всего, так и есть. Это враждебная герою сила: холодный, сырой, равнодушный город.
Рассказ очень короткий, но в нём есть несколько важных эпизодических персонажей. Это вторая после города враждебная сила – люди.
Прочитайте, кто они? «мёртво пьяный халатник-сосед, ворчливая старуха, равнодушный «блюститель порядка», четыре богатые барыни, постаравшиеся не заметить, что мальчик замёрз до полусмерти.
В чём вы видите смысл эпизода с механическими куклами? Это весело и красиво, но помочь ребёнку они не могут – они куклы – а люди не хотят – это омрачит их праздник.
Как писатель изобразил рай? Какие реальные детали он включил в его описание? Для чего он это сделал?
А теперь обратимся к эпиграфу. Может ли кто-то спасти маленького героя от смерти?
Вспомните другие книги о бедных детях. («Дети подземелья» В.Г.Короленко, « Белый пудель» А.И.Куприна, «Спать хочется», «Ванька» А.П.Чехова. Что общего у этих произведений с нашим сегодняшним рассказом? В чём отличие? Нет мистического мотива.
Послушаем 2 и 3 части «Слезы».
Как звучит 2 её часть? Откуда берётся светлый мотив? Это воспоминание о счастливом прошлом.
Объясните смысл печали последней части. Это то, что есть сейчас – какая-то утрата. Последние аккорды – это выражение надежды на лучшее будущее. Горе уйдёт.
Рефлексия.
Понравился ли вам рассказ? Какой завет даёт автор своим читателям – вам?
А.С.Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский - все эти писатели встают на
защиту «маленького человека», их произведения проникнуты беспредельной
любовью к нему, болью за его безрадостное существование. А мы, читатели,
чувствуем сострадание к ним, вспоминая слова внутреннего монолога Акакия Акакиевича: « Я брат твой!»
Оценки. Домашнее задание: сочинить счастливый финал рассказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок. Проблема милосердия в святочном рассказе Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"
Данный урок построен на том, чтобы побудить одиннадцатилетних ребятишек, рассуждать о судьбе мальчика, погибшего от холода и голода в большом многолюдном городе в рождественскую ночь. Зато, наве...
Методическая разработка урока литературы Тема: Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эсте...
УРОКИ ДОБРА И МИЛОСЕРДИЯ ПО РАССКАЗУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»
Анализ рождественского рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"....
урок литературы по рассказу Ф. М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"
урок литературы по рассказу Ф. М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"....
«Твори добро» (по святочным рассказам Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и Б. Екимова «За тёплым хлебом»).
Цель урока: Познакомиться с жанром святочного (рождественского) рассказа...
"Почему не случилось чуда?".Технологическая карта урока литературы в 6 классе по рассказу Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"
Урок по рассказу Достоевского Ф.М. "Мальчик у Христа на ёлке" посвящен осознанию школьниками того, как важно неравнодушное и милосердное отношение к окружающим нас людям. Оно,...