проект "школьная поэзия"(долгосрочный)
творческая работа учащихся по литературе (8 класс) на тему
Как научить детей понимать поэзию.
Как научить детей любить поэзию.
Как научить их самими стать поэтами и гордиться своими произведениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raspolozhennost_k_tvorchestvu.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Приморского края
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Спасская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»
Проект « Школьная поэзия»
(долгосрочный)
Подготовила:
воспитатель
Плакса Ю.С.
г.о. Спасск – Дальний
2011-2012гг
Школьная поэзия
«Поэзия, как и проза, есть, прежде всего,
и главным образом известный способ
мышления и познания».
А.А.Потебня.)
Расположенность к творчеству – высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное в любой сфере человеческой деятельности.
Я считаю, что заниматься творчеством в коррекционной школе крайне необходимо. Существует множество приемов, развивающих творческие способности детей, благодаря которым развиваются главные качества, необходимые для успеха в любом деле: творческий склад ума, нацеленность на творчество, развивается логическое мышление. Одним из оригинальных способов развития воображения, мышления, речи и других психических процессов можно считать сочинение стихов. Стихосложение является особой формой развития детской речи, благодаря которой оказываются развитыми такие важнейшие ее функции, как метафоричность и ритмичность, а также совершенствуется композиция речевого высказывания. Стихотворная речь в отношении обыденной речи является продуктивной и более высокой формой детского речевого развития. Из этого вытекает следующая цель данного проекта:
Цель: использование в творческой деятельности речи как средства для самовыражения, и таким образом получение возможности перейти в другой план мышления, объективирование собственных переживаний, подчинение их контролю, что делает переживания более продуктивными и точными.
Ребятам нравится самим сочинять их на разные темы. В процессе стихосложения решается целый комплекс задач:
Обучающие:
расширять кругозор и активизировать словарный запас;
ознакомить с понятиями рифма и ритм;
обучать навыкам самостоятельного стихосложения;
учить переносить полученные знания в новую ситуацию;
Развивающие:
развивать творческое воображение, память, речь, образное мышление;
развивать умения определять размер, рифму стихосложения, выделять главное в тексте;
развивать творческо-литературных, художественных способностей подростков
побуждать к выражению своих мыслей, чувств, идей в стихотворении.
Воспитывающие:
формировать уважительное отношение к поэзии
осознать нравственные ценности и формировать устойчивые ценностные ориентации на основе стихов русских поэтов, музыки и собственного сочинительства.
воспитать поэтический слух и совершенствовать навыки выразительного чтения
Я занимаюсь стихосложением в 8-ом классе, ребятам в этом классе от 13-ти до 15-ти лет, то есть они все находятся в подростковом периоде. Почти всем подросткам нравится сочинять стихи. Дети все имеют диагноз – умственная отсталость. Особенности высшей нервной деятельности умственно отсталого школьника проявляются в дефектах познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.
Умственно отсталым детям свойственно нарушение всех операций мышления (слабость аналитико-синтетической деятельности, низкая способность к отвлечению и обобщению, сравнение с опорой на несущественные признаки и т.д.).
Интеллектуальная недостаточность и незрелость личности проявляются в следующих особенностях эмоциональной сферы умственно отсталых детей и школьников: слабость интеллектуальной регуляции эмоций, их малая дифференцированность, полярность, несоответствие внешним воздействиям по силе и содержанию, затруднения в развитии высших (интеллектуальных, моральных, эстетических) чувств, низкий уровень развития средств эмоциональной выразительности.
Но, несмотря на своеобразие, атипичность психического развития умственно отсталых детей это не исключает наличия у них определенных потенциальных возможностей. Мы с ребятами только начали работать в этом направлении, но они уже показали неплохие результаты, они неплохо умеют подбирать рифмы, чувствуют размер, но конечно им необходима помощь и корректировка
Я помогаю им в процессе стихосложения, используя следующие методы и приемы:
По источникам получения новых знаний (Е.И. Перовский, Д.О. Лорджкипанидзе):
словесные (устное или печатное слово) (+!);
наглядные (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) (+);
По уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность (М.И. Скаткин, И.Я. Лернер)
репродуктивные (используется для приобретения умений и навыков);
проблемно – поисковые (каждый шаг предполагает творческую деятельность);
Методы эмоционального стимулирования учебно-познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский):
создание ситуации успеха в обучении;
использование игр и игровых форм организации деятельности ;
Методы развития творческих способностей и личностных качеств учащихся (Ю.К. Бабанский):
учебные дискуссии;
творческие задания;
постановка проблемы или создание проблемной ситуации ;
Методы контроля и диагностики (Ю.К. Бабанский):
устный контроль;
письменный контроль;
Работая над своим проектом, я использую следующие технологии:
1) Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. Система Е.Н. Ильиной: «Преподавание литературы как предмета, формирующего человека»
2) Педагогика сотрудничества
3) Диалог культур ( В.С Библер, С.Ю. Курганов)
4) Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волкова)
Этот проект:
- творческий, подчиняется жанру конечного результата (стихотворение);
- по профилю знаний – это межпредметный проект;
- По характеру координации проект с открытой или явной координацией;
- по уровню контактов это внутришкольный проект;
- по количеству участников – личностный;
- по продолжительности – долгосрочный;
- по типу объекта проектирования - морфологический.
Ожидаемые результаты:
По окончании проекта воспитанники должны
Уметь:
- Выразительно прочитывать стихотворение;
-Сдерживать эмоционально–поведенческие отклонения на занятиях стихосложения;
-Давать общую характеристику произведению;
-Формулировать свое восприятие стихотворения на уровне первичного впечатления;
-Понимать и объяснять цель использования в стихотворении средств выразительности;
-Выражать свои мысли, чувства, идеи в стихотворении.
-Самостоятельно подбирать рифмы;
-Самостоятельно заниматься стихосложением.
Знать:
-О творчестве известных поэтов;
-О важной роли поэзии в жизни людей
-О влиянии поэзии на развитие речи и её культуру.
-Основы стихосложения (ритм, стихотворный размер, рифма);
-Порядок анализа поэтического текста;
Этапы работы:
1. Подготовительный этап
Цель: ввести детей в мир поэзии.
Задачи:
- знакомство со стихотворениями известных поэтов;
- учить отличать прозу от стихотворения;
-дать представление о стихосложении в жизни человека и человечества (историческая справка);
- выявить литературные предпочтения ребят в области поэзии.
Содержание деятельности:
Изучение творчества - Пушкина, Лермонтова, Тютчева и т. д.;
Прослушивание стихотворений в исполнении актеров;
Чтение прозы.
2. Проектировочный этап
Цель: Познакомить ребят с ритмической организацией речи, рассмотреть все основные стиховые параметры.
- Что такое рифма
- Что такое рифмовка. Способы рифмовки (парная, перекрёстная кольцевая
(охватная, опоясывающая), холостая, смешанная)
- Размеры стихосложения
Двухсложный: ямб, хорей
Трехсложные: дактиль, амфибрахий, анапест
Содержание деятельности:
Подбор рифмы по окончаниям;
Чтение четверостиший с различными способами рифмовки, их определение;
Определение размера в четверостишиях;
3. Практический этап
Цель: формировать умение рифмовать слова, выявить детей, склонных к литературному творчеству.
- Знакомство с «Буриме» (рифмование по опорным словам, на которые должна заканчиваться стихотворная строчка);
- Определение в стихотворениях способа рифмовки и размера;
- Игра «Доскажи словечко» (в рифму);
- Составление четверостиший на заданную тему;
- Выбор объекта для поэтического описания;
-Самостоятельное написание стихотворений (необходима помощь руководителя проекта).
4. Аналитический этап
Цель: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, исследовать уже осуществленную деятельность с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности, обдумывать будущую деятельность.
- Рефлексия
На какую оценку по пятибалльной шкале ребята оценивают свои стихотворения.
Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
С какими трудностями столкнулись
Ожидали ли они такого результата
Понравилось ли им процесс стихосложения и планируют они в дальнейшем заниматься поэзией.
Каковы замечания и предложения на будущее (себе, руководителю проекта)
5. Заключительный этап
Цель: осуществить окончательный контроль, формировать чувство гордости за своё поэтическое произведение, совершенствовать навыки выразительного чтения
- Чтение своих стихотворений на общешкольном конкурсе чтецов;
- Выпуск стенгазеты «Мир наших увлечений» со стихотворениями участников проекта;
-Публикация стихотворений участников проекта в газете «Вестник Спасска», « Спасск»;
- Публикация на художественно-литературном портале «Изба-Читальня»;
- Участие в различных краевых литературных конкурсах среди детей и подростков.
Творчество- это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. И если найден общий язык, то ребята обязательно отзовутся и поймут, что являются не просто пассажиром, а членами команды общечеловеческого корабля. Именно поэтому я хочу закончить свое выступление словами АНТУАНА де СЕНТ- ЭКЗЮПЕРИ: «Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы команда одного корабля».
Предлагаю вашему вниманию то, что получилось у нас с ребятами в процессе совместной работы.
Когда на улице зима»
Когда на улице зима-
Белеют окна и поля.
Снежок пушистый – лучший друг,
Он слышит даже сердца стук.
Стоят деревья все в снегу,
Я с ними до пруда дойду.
На лёд с улыбкой посмотрю,
Коньки одену – погоню.
Деревьям встречным я кричу:
« Боюсь, сейчас я упаду!»
Вдруг треск услышала на льду,
Наверно, я домой пойду.
Придя домой, поставлю чай
Возьму с вазы конфету
Отец сказал: «Дочь, не скучай,
Ведь скоро будет лето».
Бородина Елена
Учащаяся 8-го класса
14 лет
«Любовь к матери»
Когда я научилась
Слово «мама» говорить,
Тогда же научилась
Сильно тебя любить.
Если заплачешь, мама,
Тебя я обниму
Скажу тебе я прямо:
«Не плачь, тебя люблю»
Я просыпаюсь рано -
А в доме запах пирогов.
Смотрю и говорю я: «Мама,
Я слышу стук твоих шагов.
И мне становится спокойней,
И мне становится теплей,
Когда ты в доме, всем удобней
Своим теплом меня согрей».
Зенкова Мария
Учащаяся 8-го класса
14 лет
«Лучшей подруге»
Мы с тобою часто спорим
И ругаемся всегда.
Мы с тобою дружбу строим,
Не на год, а навсегда.
Ты мне – лучшая подруга
И мне кажется, что мы –
Я и ты: моя подруга.
Вместе будем хороши.
За любое дело взявшись,
Мы с тобой горой стоим,
А потом с тобой обнявшись,
Мы о дружбе говорим.
Ты моя подруга с детства
Нашей дружбой дорожу
Солнцу, птицам и цветам
О нашей дружбе расскажу.
Зенкова Дарья
Учащаяся 8-го класса
14 лет
Используемая литература:
1. Тим Скоренко. Учебник стихосложения. Работа опубликована на сайте автора, который является автором и исполнителем авторской песни и сетевым поэтом (г. Минск).
2. М.Швец. Технология русского стихосложения.
С.Пб, «ЛЕКС СТАР», 2002. – 96 с.
Первая книга литературного (не профессионального) современного критика. Легко и доступно изложены основы современной теории и практики русского стихослагательства. Предназначается для молодых начинающих авторов.
3. Тимофей Бондаренко. Основы стихосложения – современный взгляд. Автор – сетевой поэт. Работа очень полемична. В основном посвящена ритмике стиха, в преломлении которой рассматриваются все основные стиховые параметры.
4. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях. М., «Высшая школа», 1993 – 272 с.
Михаил Леонович Гаспаров (1935-2005 гг.) – известнейший советский и российский филолог-стиховед. В книге на примерах стихов поэтов «серебряного века» подробно рассматриваются все аспекты теории стихосложения. Очень интересное и полезное пособие для поэтов, особенно начинающих.
5. Шенгели Г.А. Техника стиха.
Георгий Аркадьевич Шенгели (1894-1956 гг.) – поэт, переводчик, филолог. «Техника стиха» - последняя и незавершенная его работа. В книге решается центральная стиховедческая проблема – взаимоотношение языка и стиха. Книга имеет более 300 стр. текста, хорошо иллюстрированного классическими стихами. Излагаются вопросы ритмики, размерности, рифмы, строфики. Написана доступным языком и вполне приемлема в качестве учебного пособия для поэтов различного квалификационного уровня.
6. Кожинов В.В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества. М., Алгоритм, 2001. – 320 с. Книга теоретизирована, сложна для начинающих поэтов. Рассматриваются вопросы содержания и формы поэзии, природы стиха, ритмики, интонации, размерности.
7. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., Аспект Пресс, 1999 – 334 с.
8. Н.А.Богомолов. Краткое введение в стиховедение.
9. Этика символистического стихосложения.
10. Б.И.Осипов. Русские стиховые системы.
11. К.Тарановский. О поэзии и поэтике.
12. В.Е.Холшевников. Основы стиховедения. Русское стихосложение.
13. В.Брюсов. Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам.
14. И.Сельвинский. Студия стиха.
15. Б.В.Томашевский. Поэтика.
16. Варлам Шаламов. Заметки о стихах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по учебно-воспитательной деятельности, в рамках долгосрочных проектов "Экологический марш"
Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут сам...
открытый урок в 6 классе "Многогранники. Обобщение." Долгосрочный проект
Учебник "Математика" в 6 классе под редакцией Козловой. Задолго до изучения темы "Многогранники" группы детей получили конкретные задания для поиска на страницах Интернет или других ресурсах. Сбор мат...
Статья "Личностно-ориентированная мотивация и самоконтроль как средства долгосрочного запоминания материала на уроках иностранного языка"
Статья опубликована в электронном вестнике Центра переподготовки и повышения квалификации по филологии и лингвострановедению в разделе «Методика преподавания языков и литератур» по адресу http:/...
Как организовать долгосрочный проект в школе.
Опыт и практика организации школьной компании....
Долгосрочный проект
Применение долгосрочного проекта способствует развитию социальной активности.В результате написания проекта учащаяся узнала о экологических проблемах ХМАО. Например, что сбор клюквы повысит экономичес...
Учебно – методическое пособие: Ролево – игровой, творческий, долгосрочный проект: «Что за чудо эти сказки»
Актуальность проблемы: Важно донести до сознания дошкольников обра...