проект "школьная поэзия"(долгосрочный)
творческая работа учащихся по литературе (8 класс) на тему

Как научить детей понимать поэзию.

Как научить детей любить поэзию.

Как научить их самими стать поэтами и гордиться своими произведениями

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raspolozhennost_k_tvorchestvu.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Приморского края

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Спасская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

Проект « Школьная поэзия»

(долгосрочный)

Подготовила:

                                                                                                     воспитатель

Плакса Ю.С.

г.о. Спасск – Дальний

2011-2012гг

Школьная поэзия

«Поэзия, как и проза, есть, прежде всего,

 и главным образом известный способ

 мышления и познания».

А.А.Потебня.)

Расположенность к творчеству – высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное в любой сфере человеческой деятельности.

Я считаю, что заниматься творчеством в коррекционной школе крайне необходимо. Существует множество приемов, развивающих творческие способности детей, благодаря которым развиваются главные качества, необходимые для успеха в любом деле:  творческий склад ума, нацеленность на творчество, развивается логическое мышление. Одним из оригинальных способов развития воображения, мышления, речи и других психических процессов можно считать сочинение стихов. Стихосложение является особой формой развития детской речи, благодаря которой оказываются развитыми такие важнейшие ее функции, как метафоричность и ритмичность, а также совершенствуется композиция речевого высказывания. Стихотворная речь в отношении обыденной речи является продуктивной и более высокой формой детского речевого развития. Из этого вытекает следующая цель данного проекта:

Цель: использование в творческой деятельности речи как средства для самовыражения, и таким образом получение возможности перейти в другой план мышления, объективирование собственных переживаний,  подчинение их  контролю, что делает переживания более продуктивными и точными.

 Ребятам нравится самим сочинять их на разные темы. В процессе стихосложения решается целый комплекс задач:

Обучающие:  

расширять кругозор и активизировать словарный запас;

ознакомить с понятиями рифма и ритм;

обучать навыкам самостоятельного стихосложения;

учить переносить полученные знания в новую ситуацию;

Развивающие:

развивать творческое воображение, память, речь, образное мышление;

развивать умения определять размер, рифму стихосложения, выделять главное в тексте;

развивать творческо-литературных, художественных  способностей подростков

побуждать к выражению своих мыслей, чувств, идей в стихотворении.

Воспитывающие:

формировать уважительное отношение к поэзии

осознать нравственные ценности и формировать устойчивые ценностные ориентации на основе стихов русских поэтов, музыки и собственного сочинительства.

воспитать поэтический слух и совершенствовать навыки выразительного чтения

Я занимаюсь стихосложением в 8-ом классе, ребятам в этом классе от 13-ти до 15-ти лет, то есть они все находятся в подростковом периоде. Почти всем подросткам нравится  сочинять стихи. Дети все имеют диагноз – умственная отсталость. Особенности высшей нервной деятельности  умственно отсталого школьника проявляются в дефектах познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.

Умственно отсталым детям свойственно нарушение всех операций мышления (слабость аналитико-синтетической деятельности, низкая способность к отвлечению и обобщению, сравнение с опорой на несущественные признаки и т.д.).

Интеллектуальная недостаточность и незрелость личности проявляются в следующих особенностях эмоциональной сферы умственно отсталых детей и школьников: слабость интеллектуальной регуляции эмоций, их малая дифференцированность, полярность, несоответствие внешним воздействиям по силе и содержанию, затруднения в развитии высших (интеллектуальных, моральных, эстетических) чувств, низкий уровень развития средств эмоциональной выразительности.

Но, несмотря на своеобразие, атипичность психического развития умственно отсталых детей это не исключает наличия у них определенных потенциальных возможностей. Мы с ребятами только начали работать в этом направлении, но они уже показали неплохие результаты, они неплохо умеют подбирать рифмы, чувствуют размер, но конечно им необходима помощь и корректировка

Я помогаю им в процессе стихосложения, используя следующие методы  и приемы:

По источникам получения новых знаний (Е.И. Перовский, Д.О. Лорджкипанидзе):

словесные (устное или печатное слово)  (+!);

наглядные (наблюдаемые предметы, явления, наглядные     пособия) (+);

По уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность (М.И. Скаткин, И.Я. Лернер)

репродуктивные (используется для приобретения умений и навыков);

проблемно – поисковые (каждый шаг предполагает творческую деятельность);

Методы эмоционального стимулирования учебно-познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский):

создание ситуации успеха в обучении;

использование игр и игровых форм организации деятельности ;

Методы развития творческих способностей и личностных качеств учащихся (Ю.К. Бабанский):

учебные дискуссии;

творческие задания;

постановка проблемы или создание проблемной ситуации ;

Методы контроля и диагностики (Ю.К. Бабанский):

устный контроль;

письменный контроль;

Работая над своим проектом, я использую следующие технологии:

1) Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. Система Е.Н. Ильиной:  «Преподавание литературы как предмета, формирующего человека»

2) Педагогика сотрудничества

3) Диалог культур ( В.С Библер, С.Ю. Курганов)

4) Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волкова)

Этот проект:

- творческий, подчиняется жанру конечного результата (стихотворение);

- по профилю знаний – это межпредметный проект;

- По характеру координации проект с открытой или явной координацией;

- по уровню контактов это внутришкольный проект;

- по количеству участников – личностный;

- по продолжительности – долгосрочный;

- по типу объекта проектирования - морфологический.

Ожидаемые результаты:

По окончании проекта воспитанники должны

Уметь:

- Выразительно прочитывать стихотворение;

-Сдерживать эмоционально–поведенческие  отклонения на занятиях стихосложения;

-Давать общую характеристику произведению;

-Формулировать свое восприятие стихотворения на уровне первичного впечатления;  

 -Понимать и объяснять цель использования в стихотворении средств выразительности;

 -Выражать свои мысли, чувства, идеи в стихотворении.

-Самостоятельно подбирать рифмы;

-Самостоятельно заниматься стихосложением.

 Знать:

-О творчестве известных поэтов;

-О важной роли поэзии в жизни людей

-О влиянии поэзии на развитие речи и её культуру.

-Основы стихосложения (ритм, стихотворный размер, рифма);

-Порядок анализа поэтического текста;

Этапы работы:

1. Подготовительный этап

Цель: ввести детей в мир поэзии.

Задачи:

- знакомство со стихотворениями известных поэтов;

- учить  отличать прозу от стихотворения;

-дать представление о стихосложении в жизни человека и человечества (историческая справка);

- выявить литературные предпочтения ребят в области поэзии.

Содержание деятельности:

Изучение творчества - Пушкина, Лермонтова, Тютчева и т. д.;

Прослушивание стихотворений в исполнении актеров;

Чтение прозы.

2. Проектировочный этап

Цель: Познакомить ребят с ритмической организацией речи, рассмотреть  все основные стиховые параметры.

- Что такое рифма

- Что такое рифмовка. Способы рифмовки (парная, перекрёстная кольцевая  

 (охватная, опоясывающая), холостая, смешанная)

- Размеры стихосложения

Двухсложный:         ямб, хорей

Трехсложные:         дактиль, амфибрахий, анапест

Содержание деятельности:

Подбор рифмы по окончаниям;

Чтение четверостиший с различными способами рифмовки, их определение;

Определение размера в четверостишиях;

3. Практический этап

Цель: формировать умение рифмовать слова, выявить детей, склонных к литературному творчеству.

- Знакомство с «Буриме»  (рифмование по опорным словам, на которые должна заканчиваться стихотворная строчка);

- Определение в стихотворениях способа рифмовки и размера;

- Игра «Доскажи словечко» (в рифму);

- Составление четверостиший на заданную тему;

- Выбор объекта для поэтического описания;

-Самостоятельное написание стихотворений (необходима помощь руководителя проекта).

4. Аналитический этап

Цель: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, исследовать уже осуществленную деятельность с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности, обдумывать будущую деятельность.

- Рефлексия

На какую оценку по пятибалльной шкале ребята оценивают свои стихотворения.

Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?

С какими трудностями столкнулись

Ожидали ли они такого результата

Понравилось ли им процесс стихосложения и планируют они в дальнейшем заниматься поэзией.

Каковы замечания и предложения на будущее (себе,  руководителю проекта)

5. Заключительный этап

Цель: осуществить окончательный  контроль, формировать чувство гордости за своё поэтическое произведение, совершенствовать навыки выразительного чтения

- Чтение своих стихотворений на общешкольном  конкурсе чтецов;

- Выпуск стенгазеты «Мир наших увлечений» со стихотворениями участников проекта;

-Публикация стихотворений участников проекта в газете «Вестник Спасска», « Спасск»;

- Публикация на художественно-литературном портале «Изба-Читальня»;

- Участие в различных краевых литературных конкурсах среди детей и подростков.

Творчество- это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. И если найден общий язык, то ребята обязательно отзовутся и поймут, что являются не просто пассажиром, а членами команды общечеловеческого корабля. Именно поэтому я хочу закончить свое выступление словами АНТУАНА де СЕНТ- ЭКЗЮПЕРИ: «Мы все заодно, уносимые  одной и той же планетой, мы команда одного корабля».

Предлагаю вашему вниманию то, что получилось у нас с ребятами в процессе совместной работы.

Когда на улице зима»

Когда на улице зима-

Белеют окна и поля.

Снежок пушистый – лучший друг,

Он слышит даже сердца стук.

Стоят деревья все в снегу,

Я с ними до пруда дойду.

На лёд с улыбкой посмотрю,

Коньки одену – погоню.

Деревьям встречным я кричу:

« Боюсь, сейчас я упаду!» 

Вдруг треск услышала на льду,

Наверно, я домой пойду.

Придя домой, поставлю чай

Возьму с вазы конфету

Отец сказал: «Дочь, не скучай,

Ведь скоро будет лето».

Бородина Елена

Учащаяся 8-го класса

14 лет

«Любовь к матери»

Когда я научилась

Слово «мама» говорить,

Тогда же научилась

Сильно тебя любить.

Если заплачешь, мама,

Тебя я обниму

Скажу тебе я прямо:

«Не плачь, тебя люблю»

Я просыпаюсь рано -

А в доме запах пирогов.

Смотрю и говорю я: «Мама,

Я слышу стук твоих шагов.

И мне становится спокойней,

И мне становится теплей,

Когда ты в доме, всем удобней

Своим теплом меня согрей».

Зенкова Мария

Учащаяся 8-го класса

14 лет

«Лучшей подруге»

Мы с тобою часто спорим

И ругаемся всегда.

Мы с тобою дружбу строим,

Не на год, а навсегда.

Ты мне – лучшая подруга

И мне кажется, что мы –

Я и ты:  моя подруга.

Вместе будем хороши.

За любое дело взявшись,

Мы с тобой горой стоим,

А потом с тобой обнявшись,

Мы о дружбе говорим.

Ты моя подруга с детства

Нашей дружбой дорожу

Солнцу, птицам и цветам

О нашей дружбе расскажу.

Зенкова Дарья

Учащаяся 8-го класса

14 лет

Используемая литература:

 1. Тим Скоренко. Учебник стихосложения. Работа опубликована на сайте автора, который является автором и исполнителем авторской песни и сетевым поэтом (г. Минск).

2. М.Швец. Технология русского стихосложения.

 С.Пб, «ЛЕКС СТАР», 2002. – 96 с.

 Первая книга литературного (не профессионального) современного критика. Легко и доступно изложены основы современной теории и практики русского стихослагательства. Предназначается для молодых начинающих авторов.

 3. Тимофей Бондаренко. Основы стихосложения – современный взгляд. Автор – сетевой поэт. Работа очень полемична. В основном посвящена ритмике стиха, в преломлении которой рассматриваются все основные стиховые параметры.

 4. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях. М., «Высшая школа», 1993 – 272 с.

 Михаил Леонович Гаспаров (1935-2005 гг.) – известнейший советский и российский филолог-стиховед. В книге на примерах стихов поэтов «серебряного века» подробно рассматриваются все аспекты теории стихосложения. Очень интересное и полезное пособие для поэтов, особенно начинающих.

 5. Шенгели Г.А. Техника стиха.

 Георгий Аркадьевич Шенгели (1894-1956 гг.) – поэт, переводчик, филолог. «Техника стиха» - последняя и незавершенная его работа. В книге решается центральная стиховедческая проблема – взаимоотношение языка и стиха. Книга имеет более 300 стр. текста, хорошо иллюстрированного классическими стихами. Излагаются вопросы ритмики, размерности, рифмы, строфики. Написана доступным языком и вполне приемлема в качестве учебного пособия для поэтов различного квалификационного уровня.

 6. Кожинов В.В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества. М., Алгоритм, 2001. – 320 с. Книга теоретизирована, сложна для начинающих поэтов. Рассматриваются вопросы содержания и формы поэзии, природы стиха, ритмики, интонации, размерности.

 7. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., Аспект Пресс, 1999 – 334 с.

 8. Н.А.Богомолов. Краткое введение в стиховедение.

 9. Этика символистического стихосложения.

 10. Б.И.Осипов. Русские стиховые системы.

 11. К.Тарановский. О поэзии и поэтике.

 12. В.Е.Холшевников. Основы стиховедения. Русское стихосложение.

 13. В.Брюсов. Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам.

 14. И.Сельвинский. Студия стиха.

 15. Б.В.Томашевский. Поэтика.

 16. Варлам Шаламов. Заметки о стихах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по учебно-воспитательной деятельности, в рамках долгосрочных проектов "Экологический марш"

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут сам...

открытый урок в 6 классе "Многогранники. Обобщение." Долгосрочный проект

Учебник "Математика" в 6 классе под редакцией Козловой. Задолго до изучения темы "Многогранники" группы детей получили конкретные задания для поиска на страницах Интернет или других ресурсах. Сбор мат...

Статья "Личностно-ориентированная мотивация и самоконтроль как средства долгосрочного запоминания материала на уроках иностранного языка"

Статья опубликована  в электронном вестнике Центра переподготовки и повышения квалификации по филологии и лингвострановедению в разделе «Методика преподавания языков и литератур» по адресу http:/...

Как организовать долгосрочный проект в школе.

Опыт и практика организации школьной компании....

Долгосрочный проект

Применение долгосрочного проекта способствует развитию социальной активности.В результате написания проекта учащаяся узнала о экологических проблемах ХМАО. Например, что сбор клюквы повысит экономичес...

Учебно – методическое пособие: Ролево – игровой, творческий, долгосрочный проект: «Что за чудо эти сказки»

  Актуальность  проблемы:          Важно донести до сознания дошкольников обра...