Авторская программа по учебно-воспитательной деятельности, в рамках долгосрочных проектов "Экологический марш"
рабочая программа по экологии (8 класс) по теме
- Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_po_proektnoy_deyatelnosti.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа по проектной деятельности:
«Юный эколог- исследователь»
в 8 классах
@ ГБОУ СОШ №4 п.Алексеевка г.о.Кинель Самарской области
Петина Оксана Викторовна
Учитель химии и экологии
Пояснительная записка
Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников.
Данная программа может востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления.
Цели и задачи программы
Цель:
- формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.
Задачи:
- привить учащимся навыки работы с методами, необходимыми для исследований - наблюдением, измерением, экспериментом, мониторингом и др.;
- воспитать экологическое мировоззрение и культуру;
- развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);
- развить творческие и коммуникативные способности учащихся;
- научить правильно оформлять результаты работы, защищать.
Содержание программы первого года обучения.
Учебно-тематический план программы "Юный эколог - исследователь".
Тема | Всего часов | В том числе | |||
теоретич. занятия | практич. занятия | исслед. деят-ть | экскурсии | ||
1.Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
|
|
2.Определитель флоры и фауны | 6 | 1 | 3 |
| 2 |
3.Гербарий растительности | 5 | 1 | 3 |
| 1 |
4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Самарской области | 7 | 2 | 3 |
| 2 |
5.Особо охраняемые территории Самарской области | 7 | 2 | 3 |
| 2 |
6.Экофакторы и среды жизни | 12 | 2 | 4 | 4 | 2 |
7.Биоценоз и экосистемы | 12 | 2 | 4 | 4 | 2 |
8.Популяции | 12 | 2 | 4 | 4 | 2 |
9.Биосфера | 3 | 1 | 2 |
|
|
10. Заключительное занятие | 2 |
| 2 |
|
|
ИТОГО: | 68 | 14 | 29 | 12 | 13 |
Вводное занятие
2 ч. (1/1/-/-)
Теор. часть. Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.
Практ. часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.
Определители флоры и фауны
6 ч. (1/3/-/2)
Теор. часть. Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб.
Практ. часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.
Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры и фауны.
Гербарий растительности
5 ч. (1/3/-/1)
Теор. часть. Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.
Практ. часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.
Экскурсии. В лес, на луг. Сбор материала для составления гербариев древесно-кустарниковой и травянистой растительности.
4. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Самарской области
7 ч. (2/3/-/2)
Теор. часть. Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений и животных Самарской области, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры и фауны Самарской области
Практ. часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги. Составление карты ареалов редких видов животных и растений Самарской области. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Самарского края".
Экскурсии. Заповедник.»Национальный парк «Самарская Лука "Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами флоры и фауны края".
Особо охраняемые территории Самарской области
7ч. (2/3/-/2)
Теор. часть. Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников.
Практ. часть. Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной .
Экологические факторы и среды жизни организмов
12 ч. (2/4/4/2)
Теор. часть. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Законы Аллена, Бергмана, Ламотта, Вант-Гоффа. Биологические ритмы. Теория расчетных низкочастотных ритмов (физический цикл - 23 дня, эмоциональный цикл - 28 дней, интеллектуальный цикл - 33 дня). Фотопериодизм. Закон Хопкинса. Лимитирующие факторы. Законы Либиха, Вильямса, Шелфорда. Эдафический фактор. Растения-индикаторы. Биотические отношения: внутривидовые (конгруэнции, каннибализм), межвидовые (конкуренция, аллелопатия, хищничество, паразитизм, симбиоз, мутуализм, комменсализм, аменсализм). Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания. Жизненные формы организмов (классификации И.Г.Серебрякова, К. Раункиера, Д.Н. Кашкарова).
Практ. часть. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Составление климадиаграмм. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: "Наблюдение за растениями - индикаторами", "Жизненные формы растений городского парка", "Описание экосистемы аквариума".
Иссл. работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Суточная активность животных зооуголка. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений. Самоизреживание растительной популяции. Экскурсии. В городской парк. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.
Биоценоз и экосистемы
12 ч. (2/4/4/2)
Теор. часть. Биоценоз. Компоненты биоценоза: почва, фитоценоз, зооценоз, энтоценоз. Структура биоценоза: видовая, пространственная, экологическая, трофическая. Учение В.Н. Сукачева о биогеоценозе. Биогеоценоз и экосистема. Экологическая ниша. Экосистема. Типы экосистем (природная, агроэкосистема, индустриально-городская). Экологическая сукцессия, климакс сообщества, гомеостаз экосистемы. Создание органического вещества в экосистеме. Продуктивность экосистемы. "Экологические пирамиды". Распад "пирамид". Закон Р. Линдемана (правило 10%).
Практ. часть. Описание экологической ниши 2-3 организмов (аквариум). Решение экологических задач. Написание реферата по результатам экскурсии.
Иссл. работа. Влияние световой энергии на процесс фотосинтеза (на примере комнатных растений).
Экскурсии. В лес "Лесной биогеоценоз и экологические ниши организмов". В парк. "Надземная ярусность растительности парка".
Популяции
12 ч. (2/4/4/2)
Теор. часть. Популяция. Типы популяций. Структура популяций (половая, возрастная, пространственная, этологическая). Численность и плотность популяций. Акклиматизация и интродукция. Рациональное и нерациональное использование популяций.
Практ. часть. Решение экологических задач. Составление диаграмм зависимости половой структуры, возрастной структуры популяций на примере животных зооуголка. Определение численности популяции методом вторичной выборки. Составление памятки о правилах поведения в лесу, о рациональном использовании лесных богатств.
Биосфера
3 ч. (1/2/-/-)
Теор. часть. Биосфера. Состав биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Распределение жизни в биосфере. Живое вещество и его функции в биосфере. Круговорот веществ и элементов в биосфере (вода, кислород, углерод, азот, фосфор, сера). Ноосфера.
Практ. часть. Решение задач. Моделирование круговорота химических элементов.
Заключительное занятие
2 ч. (-/2/-/-)
Практ. часть. Конференция исследовательских работ кружковцев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА организации научно-исследовательской деятельности учащихся «Карасунский округ как туристический объект»
Программа организации научно-исследовательской деятельности «Карасунский округ как туристический объект» предназначена для учащихся 9 классов в рамках Научного гимназического общества «Лига сотв...
Стажёрская практика «Использование современного оборудования в учебно-воспитательном процессе школы в рамках реализации ФГОС и при организации ДОТ» с темой «Возможности дистанционной системы «ГлобалЛаб» - мастер-класс
В презентации представлен материал с помощью которого можно работать в сетевом сообществе исследователей ГлобалЛаб....
Программа районного семинара «Проектная деятельность в рамках ФГОС ООО»
Семинар для учителей технологии проходил 19.10.2015....
Рабочая программа по спецкурсу: "Проектная деятельность" в рамках дополнительных образовательных услуг
Рабочая программа по спецкурсу "Проектная деятельность"...
Авторская программа по курсу внеурочной деятельности в 5-7 кл.
Данный факультативный курс задуман автором для решения проблемы приобщения учащихся к сложным видам интеллектуального труда, учебным и научным исследованиям.В современных условиях подготовка шко...
Авторский материал "Организация учебно-воспитательного процесса с детьми ОВЗ, детьми-инвалидами"
2.11.2018 «Всероссийский интерактивный образовательный портал «Аксиома»...
Доклад на тему: «Виды и формы учебно-воспитательно-коррекционной деятельности на занятиях ритмикой с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья и нарушения эмоционально-личностного развития».
Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют необходимость психолого-педагогическ...