Авторская программа по учебно-воспитательной деятельности, в рамках долгосрочных проектов "Экологический марш"
рабочая программа по экологии (8 класс) по теме

  • Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_po_proektnoy_deyatelnosti.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа по проектной деятельности:

«Юный эколог- исследователь»

в 8 классах

@ ГБОУ СОШ №4 п.Алексеевка г.о.Кинель Самарской области

Петина Оксана Викторовна

Учитель химии и экологии

Пояснительная записка

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников.

Данная программа может востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления.

Цели и задачи программы

Цель:

  1. формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.

Задачи:

  1. привить учащимся навыки работы с методами, необходимыми для исследований - наблюдением, измерением, экспериментом, мониторингом и др.;
  2. воспитать экологическое мировоззрение и культуру;
  3. развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);
  4. развить творческие и коммуникативные способности учащихся;
  5. научить правильно оформлять результаты работы, защищать.

Содержание программы первого года обучения.
Учебно-тематический план программы "Юный эколог - исследователь".

Тема

Всего часов

В том числе

теоретич. занятия

практич. занятия

исслед. деят-ть

экскурсии

1.Вводное занятие

2

1

1

 

 

2.Определитель флоры и фауны

6

1

3

 

2

3.Гербарий растительности

5

1

3

 

1

4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Самарской области

7

2

3

 

2

5.Особо охраняемые территории Самарской области

7

2

3

 

2

6.Экофакторы и среды жизни

12

2

4

4

2

7.Биоценоз и экосистемы

12

2

4

4

2

8.Популяции

12

2

4

 4

9.Биосфера

3

1

2

 

 

10. Заключительное занятие

2

 

2

 

 

ИТОГО:

68

14

29

12

13

Вводное занятие

2 ч. (1/1/-/-)

Теор. часть. Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

Практ. часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

Определители флоры и фауны

6 ч. (1/3/-/2)

Теор. часть. Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб.

Практ. часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.

Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры и фауны.

Гербарий растительности

5 ч. (1/3/-/1)

Теор. часть. Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.

Практ. часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.

Экскурсии. В лес, на луг. Сбор материала для составления гербариев древесно-кустарниковой и травянистой растительности.

4. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Самарской области

7 ч. (2/3/-/2)

Теор. часть. Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений и животных Самарской области, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры и фауны Самарской области

Практ. часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги. Составление карты ареалов редких видов животных и растений Самарской области. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Самарского края".

Экскурсии. Заповедник.»Национальный парк «Самарская Лука "Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами флоры и фауны края".

Особо охраняемые территории Самарской области

7ч. (2/3/-/2)

Теор. часть. Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников.

Практ. часть. Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной .

Экологические факторы и среды жизни организмов

12 ч. (2/4/4/2)

Теор. часть. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Законы Аллена, Бергмана, Ламотта, Вант-Гоффа. Биологические ритмы. Теория расчетных низкочастотных ритмов (физический цикл - 23 дня, эмоциональный цикл - 28 дней, интеллектуальный цикл - 33 дня). Фотопериодизм. Закон Хопкинса. Лимитирующие факторы. Законы Либиха, Вильямса, Шелфорда. Эдафический фактор. Растения-индикаторы. Биотические отношения: внутривидовые (конгруэнции, каннибализм), межвидовые (конкуренция, аллелопатия, хищничество, паразитизм, симбиоз, мутуализм, комменсализм, аменсализм). Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания. Жизненные формы организмов (классификации И.Г.Серебрякова, К. Раункиера, Д.Н. Кашкарова).

Практ. часть. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Составление климадиаграмм. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: "Наблюдение за растениями - индикаторами", "Жизненные формы растений городского парка", "Описание экосистемы аквариума".

Иссл. работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Суточная активность животных зооуголка. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений. Самоизреживание растительной популяции. Экскурсии. В городской парк. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.

Биоценоз и экосистемы

12 ч. (2/4/4/2)

Теор. часть. Биоценоз. Компоненты биоценоза: почва, фитоценоз, зооценоз, энтоценоз. Структура биоценоза: видовая, пространственная, экологическая, трофическая. Учение В.Н. Сукачева о биогеоценозе. Биогеоценоз и экосистема. Экологическая ниша. Экосистема. Типы экосистем (природная, агроэкосистема, индустриально-городская). Экологическая сукцессия, климакс сообщества, гомеостаз экосистемы. Создание органического вещества в экосистеме. Продуктивность экосистемы. "Экологические пирамиды". Распад "пирамид". Закон Р. Линдемана (правило 10%).

Практ. часть. Описание экологической ниши 2-3 организмов (аквариум). Решение экологических задач. Написание реферата по результатам экскурсии.

Иссл. работа. Влияние световой энергии на процесс фотосинтеза (на примере комнатных растений).

Экскурсии. В лес "Лесной биогеоценоз и экологические ниши организмов". В парк. "Надземная ярусность растительности парка".

Популяции

12 ч. (2/4/4/2)

Теор. часть. Популяция. Типы популяций. Структура популяций (половая, возрастная, пространственная, этологическая). Численность и плотность популяций. Акклиматизация и интродукция. Рациональное и нерациональное использование популяций.

Практ. часть. Решение экологических задач. Составление диаграмм зависимости половой структуры, возрастной структуры популяций на примере животных зооуголка. Определение численности популяции методом вторичной выборки. Составление памятки о правилах поведения в лесу, о рациональном использовании лесных богатств.

Биосфера

3 ч. (1/2/-/-)

Теор. часть. Биосфера. Состав биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Распределение жизни в биосфере. Живое вещество и его функции в биосфере. Круговорот веществ и элементов в биосфере (вода, кислород, углерод, азот, фосфор, сера). Ноосфера.

Практ. часть. Решение задач. Моделирование круговорота химических элементов.

Заключительное занятие

2 ч. (-/2/-/-)

Практ. часть. Конференция исследовательских работ кружковцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА организации научно-исследовательской деятельности учащихся «Карасунский округ как туристический объект»

Программа организации научно-исследовательской деятельности  «Карасунский округ как туристический объект» предназначена для учащихся 9 классов в рамках Научного гимназического общества «Лига сотв...

Программа районного семинара «Проектная деятельность в рамках ФГОС ООО»

Семинар для учителей технологии проходил 19.10.2015....

Авторская программа по курсу внеурочной деятельности в 5-7 кл.

Данный факультативный курс  задуман автором для решения проблемы приобщения учащихся к сложным видам интеллектуального труда, учебным и научным исследованиям.В современных условиях подготовка шко...

Авторский материал "Организация учебно-воспитательного процесса с детьми ОВЗ, детьми-инвалидами"

2.11.2018 «Всероссийский интерактивный образовательный портал «Аксиома»...

Доклад на тему: «Виды и формы учебно-воспитательно-коррекционной деятельности на занятиях ритмикой с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья и нарушения эмоционально-личностного развития».

Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют необходимость психолого-педагогическ...