РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе в 5 классе
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 694.5 КБ |
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_urokov_literatury.doc | 247.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
посёлка городского типа Уруша
«Рассмотрено» Руководитель МО О.А. Никулина Протокол № ___ от «__»____________2011г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ СОШ Семёнова Н.В. «__»________________2011г. | «Утверждено» на педсовете Протокол № ___ от «__»_________________2011г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе в 5А,Б классах
среднего общего образования
(базовый уровень)
учителя русского языка и литературы
I категории
Никулиной Оксаны Анатольевны
2012 -2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта(утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2008 ) и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной ( Литература. В 2ч. М.: Просвещение, 2008).
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.
от 5 марта 2004 года), Федерального базисного учебного плана (утверждён приказом Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года), программы по литературе для
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Обоснование выбора
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной
компетенциями.
Таким образом, компетентностный подход к созданию календарно-тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся 5 классов.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Согласно действующему в школе учебному плану, календарно-тематический план предусматривает обучение программному материалу за 70 часов в объёме 2 часов в неделю.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен
Знать/ понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Информация о кол-ве учебных часов. Место предмета «Литература» в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе (35 недель) – 70 часов, 2 раза в неделю.
Формы обучения:
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи, внеклассное чтение.
Виды деятельности учащихся на уроке
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-взаиморецензирование;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
переложение текста;
продолжение текста;
составление тезисов;
редактирование;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
реферирование;
докладирование;
рецензирование;
аннотирование и т.д.
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Технология обучения
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как развивающее обучение, дифференцированное, тестовый контроль знаний в зависимости от склонностей, потребностей и способностей класса, применение информационно--коммуникативных технологий.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Даннная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, классификация;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Организация текущего и промежуточного контроля знаний.
Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме, в каждом разделе (указано в учебно - тематическом планировании и в календарном планировании).
Виды контроля:
-промежуточный: пересказ, выразительное чтение (в том числе наизусть), развёрнутый ответ на вопрос, викторины, тесты, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика героя, конспектирование (лекции учителя, статьи учебника), подбор необходимой информации для сообщений на литературную или историко-культурную темы, презентация проектов
- итоговый: анализ стихотворения, письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 70 – 100 %;
«4» - 60 – 69 %;
«3» - 40 – 59 %;
«2»- менее 30
Учебник-хрестоматия, 6 класс, в двух частях, авторы-составители: В.П. Полухина,В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, Москва, «Просвещение», 2008.
Учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ
Учебно-методический комплект:
Программа по литературе для 5-11 классов / Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. – М. «Просвещение», 2010 .
Литература. 5 кл. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.Я. Коровина (и др.). – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
Демиденко, Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл. / Е.Л. Демиденко. – 3-е изд., стереопит. – М.: Дрофа, 2010.
Агапова И. А., Давыдова М. А. Литературные композиции. 5-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2008.
Королева Н.С., Мошенская Г.Н. Открытые уроки литературы: 5-9 классы. – М.: ВАКО. 2010. (Мастерская учителя-словесника).
Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам) / авт.-сост. Т.М. Амбушева и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я. Коровиной «Литература: 5 класс» / О.А. Ерёмина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен». 2008.
Литература. Поурочные планы. Программа под редакцией В.Я. Коровиной. 5-7 классы. Электронное пособие. Издательство «Учитель».
СЛОВАРИ
Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Под ред. О. В. Творогова. — М.: Просвещение, 1996.
Русские писатели XIX — начала XX века: Биобиблиографический словарь / Под ред. Н. Н. Скатова. — М.: Просвещение, 1995.
Русские писатели XIX века: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. П. А. Николаева. — М.: Просвещение, 1996.
Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. Н. П. Михальской. — М.: Просвещение, 1996.
5. Русские писатели: XX век: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. Н. Н. Скатова. — М.: Просвещение, 1998.
6. А. С. Пушкин: Школьный энциклопедический словарь / Под ред.
В. И. Коровина. — М.: Просвещение, 1999.
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов |
Введение. Книга в жизни человека. | 1 |
Устное народное творчество Русские народные сказки. | 6 |
Из древнерусской литературы. | 2 |
Из литературы XVIII века. | 2 |
Из литературы XIX века. | 32 |
Из литературы XX века. | 18 |
Из зарубежной литературы. | 7 |
Итоговые уроки | 2 |
ИТОГО | 70 |
Содержание тем учебного курса.
Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Славянская мифология
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Произведения для заучивания наизусть
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья..»
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)
Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»
А.А. Фет. «Весенний дождь».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Список литературы для самостоятельного чтения
Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».
А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.
М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).
А. В. Кольцов. Осень. Урожай.
Н. В. Гоголь. Страшная месть.
Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.
Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.
В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.
А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.
И. С. Никитин. Утро. Пахарь.
Я. П. Полонский. Утро.
А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат.......
Ф. И. Тютчев. Утро в горах.
Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.
Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).
А. Н. Островский. Снегурочка.
А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.
Из русской литературы XX века
М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».
А. И. Куприн. Чудесный доктор.
И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...».
А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».
С. А. Есенин. Песнь о собаке.
Дон Аминадо. Колыбельная.
И. С. Соколов-Микитов. Зима.
П. П. Бажов. Каменный цветок.
М. М. Пришвин. Моя родина.
С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.
А. Т. Твардовский. Лес осенью.
Е. И. Носов. Варька.
В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.
Из зарубежной литературы Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор). Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.
М. Твен. Приключения Тома Сойера.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: фольклор, УНТ, басня, стихотворная и прозаическая речь, ритм, рифма, способы рифмовки, сравнение, гипербола, эпитет, фантастика и юмор, баллада (развитие представлений); сказка, виды сказок (закрепление представления); сказ и сказка (общее и различное), аллегория, понятие об эзоповом языке, литературная сказка, метафора, звукопись, аллитерация, портрет, пейзаж, литературный герой, сюжет, композиция литературного произведения, драма как род литературы, автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
Учащиеся должны уметь:
воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
отличать стихотворения от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;
выявлять основную нравственную проблематику произведения;
определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
пользоваться алфавитным каталогом библиотеки;
ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);
выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка загадка, басня, рассказ);
подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни и т.д.
создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков литературы
в 5 - А,Б классах
учитель: О.А. Никулина
№ ур. | Тема раздела и урока | Колчас по раз делу | Кол-во часов по теме | Требования к уровню подготовки учащихся, теория литературы | Виды работы на уроке | Домашнее задание | Дата проведе ния |
1 | Введение Писатели о роли книг в жизни человека и общества. | 1 | 1 | Знать: как сделана книга (обложка, титул, форзац, сноска, оглавление, автор, художник, редактор, корректор, наборщик); что такое литература как учебный предмет и вид искусства. Уметь: пользоваться учебником литературы за 5 класс. Искусство. | Беседа, работа с учебником. | Знать определение тропов.Сочинение-размышление (по высказыванию о книге) |
2 | Устное народное творчество Малые жанры фольклора (колыбельные песни, частушки, считалки, заклички, скороговорки, загадки). | 6 | 1 | Знать особенности и жанры фольклора, отличать произведения УНТ от прочих по стилистическим особенностям Фольклор. Жанры фольклора. | Пересказ очерка уч. стр. |
3 | Народная мораль в сказке «Царевна - лягушка»: добро побеждает зло. Сказки как вид народной прозы. | 1 | Классифицировать сказки, уметь выразительно читать сказку, конспектировать статью учебника Постоянные эпитеты, сказочные формулы. Сказка. Виды сказок. Гипербола.. Сравнение. | Работа с учебником, слушание, составление и запись памятки «Как рассказывать сказку» | Пересказ сказки «Царевна- лягушка». |
4 | Герои сказки « Иван- крестьянский сын и чудо - юдо» в оценке народа. Особенности сюжета. | 1 | Знать содержание сказки, героев повествования, уметь читать в лицах Гипербола. Героическая сказка. | Пересказ. Чтение. Составление плана. | Выборочный пересказ «Первая и вторая ночь в дозоре», «Решающий бой Ивана». Рассмотреть иллюстрации, рассказать о том, какой эпизод изображен |
5 | Тема мирного труда и защиты родной земли в сказке «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо». | 1 | «Иван-царевич и Чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Вариативность народных сказок | Пересказ, беседа по содержанию. | Составить план – характеристику героя. |
6 | Р.р. Рассказ - характеристика сказочного героя. «Иван - крестьянский сын - защитник родной земли». | 1 | Знать содержание сказки, героев повествования, уметь читать в лицах Тема, средства характеристики героя. | Создание творческой письменной работы | Выразительное чтение. Стр. 28-37, вопросы 1-8 |
7 | Вн./чт. Народные представления о справедливости, добре зле в сказках о животных и бытовых сказках.
| 1 | Классифицировать сказки, уметь выразительно читать сказку, конспектировать статью учебника Знать о бытовых сказках, уметь отмечать народные представления о добре и зле Бытовая сказка, сказка о животных | Читать по ролям, находить особенности бытовой сказки, пересказывать сказку сжато, делать устную характеристику героев, находить примеры олицетворений, знать, что такое аллегория | Стр.39-44, вопросы 1-5 |
8 | Древнерусская литература Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». | 2 | 1 | Знать: обстоятельства возникновения древнерусской литературы; понятия (авторский, анонимный, рукописный); жанры ДРЛ (летописи, хождения, поучения, послания и др.); Уметь: рассказать об отличии фольклора от литературы; беседовать по вопросам; характеризовать летопись. Летопись | Беседа по прочитанному, выборочное чтение. | Стр.45-50, вопросы 1-3 |
9 | Подвиги героев во имя мира на родной земле в летописном рассказе «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | 1 | Знать временные рамка древнерусской литературы, называть примеры произведений древнерусской литературы, знать особенности создания древнерусских книг, читать научно-популярный текст, составлять вопросы по прочитанному, | Слушание учителя, работа с учебником, чтение отрывков древнерусской литературы | Пересказ статьи учебника (с.45) дочитать летопись «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» |
10-11 | Из литературы 18 века Научные истины в поэтической форме в стихотворении М. В. Ломоносова М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру...». | 2 | 2 | Знать: о детстве, годах учения и литературной деятельности М.В.Ломоносова; понятия (юмор, юмористическое стихотворение); Уметь: обсуждать по вопросам; выразительно читать стихотворение; находить признаки юмористического стихотворения Роды и жанры литературы. Юмористическое нравоучение | Обсуждение эпиграфа, работа с м/м презентацией, чтение и обсуждение стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру» |
12-14 | Из литературы 19 века Осмеяние пороков — лести, глупости, жадности, неблагодарности в баснях И.А.Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». | 32 | 3 | Знать: биографию И.А.Крылова; жанровые признаки басни (мораль, аллегория, сатирическое изображение, олицетворение и др.); термины (басня, аллегория, мораль, басенный стих); Уметь: работать со статьей учебника; определять жанровые признаки басни; рассказать о жизни и творчестве И.А.Крылова; готовить сообщение по теме; читать по ролям. Басня, аллегория, мораль басни. | Комментированное чтение и обсуждение. Работа над выразительным | Стр. 55-56, басни Эзопа, Лафонтена |
15 | Отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне». Чтение и анализ басен. | 1 | Знать определение басни и морали, уметь видеть художественные особенности басен | Чтение и анализ басен Инсценирование - творческая работа. | Подготовить сообщения об Эзопе, Лафонтене, Сумарокове |
16 | Вн./чт. Баснописцы 18 века. | 1 | Знать определение аллегории, сюжет басни, уметь выразительно читать | Инсценирование, запись опорного конспекта, сообщения учащихся, чтение переводов и современных басен | Попробуем сочинить басню (для желающих) |
17 | В.А. Жуковского. «Спящая царевна», Особенности сюжета. Герои Литературной сказки. | 1 | Знать: биографию В.А.Жуковского; историю создания сказки «Спящая царевна»; термины (литературная/авторская сказка); черты народной сказки в произведениях В.А.Жуковского; Уметь: беседовать по содержанию; художественно пересказывать фрагменты сказки, сочетая при этом элементы повествования, описания и рассуждения; сравнивать сказки с одинаковыми сюжетами, используя вопросы учителя. | Беседа по прочитанному, выборочное чтение | Составить словарик устаревших слов .Стр. 67-80, вопросы 1-6 |
18 | Благородство и жестокость в балладе В.А. Жуковского «Кубок». | 1 | Знать историю создания баллады и о нравственно-психологических проблемах баллады, уметь выразительно читать | Беседа по прочитанному, чтение и комментирование, анализ баллады. | Стр. 80-86 выучить наизусть отрывок из баллады. Подготовить сообщение о жизни и творчестве А.С.Пушкина. |
19 | А. С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. Стихотворение «Няне» | 1 | Знать: биографию А.С.Пушкина; историю рождения пушкинской «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» и ее содержание; противостоянии добрых и злых ил в сказке; основные образы сказки; о чертах народности в поэме «Руслан и Людмила»; о наличии «бродячих» сюжетов сказок народов мира; термины (рифма, ритм, строфа, стопа, стихотворная и прозаическая речь, литературная сказка); Уметь: беседовать по тексту, используя прием устного словесного рисования; выразительно читать наизусть; сопоставлять характеристики центральных героев, составляя таблицу; составлять план сказки; комментировать прочитанное | Чтение и проверка первичного восприятия Работа с учебником. Рассказ о поэте |
20 | А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок. | 1 | Знать о прологе к поэме как о собирательной картине народных сказок, уметь читать наизусть, делать иллюстрацию Поэма, пролог. | Выразительное чтение. Работа с учебником, чтение и обсуждение пролога к «Руслане и Людмиле», беседа, словесное рисование, словарная работа | Выучить наизусть отрывок. |
21 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Центральные образы сказок. | 1 | Выразительно читать и анализировать прочитанное, составлять план сюжета произведения, находить особенности волшебной сказки Знать сюжет сказки, понятие о стихотворной сказке, уметь доказывать закономерность победы добра в сказках | Чтение , беседа, словесное рисование, словарная работа, сопоставление с народными сказками и сказкой Жуковского | Выделить основные части сказки и озаглавить их, прочитать (вспомнить) содержание других сказок Стр.91-108, вопросы 1-12Сравнить сказку Пушкина со сказкой Жуковского «Спящая царевна» написать сочинение по одной из тем: В чем превосходство царевны над царицей? Что помогло Елисею в поисках невесты? |
22 | Р/р. Сопоставление сказки А.С.Пушкина с народными сказками, сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна» и сказкой братьев Гримм «Белоснежка». «Бродячие» сюжеты. | 1 | Знать о рифме, ритме, строфе, уметь рассказывать о сказках Пушкина | Анализ поэтического текста. Художественный пересказ, ответы на вопросы, обсуждение опорная запись в тетрадях, Письменная работа: Добрые и злые силы в сказках Пушкина | Составить план сочинения. Нарисовать иллюстрацию к любимой пушкинской сказке |
23 | Р/р. СОЧИНЕНИЕ-отзыв на самостоятельно прочитанную литературную сказку. | 1 | Умение развивать речь | Творческая работа | Дописать сочинение |
24 | Вн./чт. А. Погорельский «Чёрная курица». Нравоучительное содержание сказки. | 1 | Знать сюжет сказки, уметь пересказать нравоучительное содержание | Пересказ, ответы на вопросы | Стр. 118-152, вопросы 1-7 |
25-26
| М.Ю.Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения | 2 | Знать: биографию М.Ю.Лермонтова, условия, в которых формировался характер решительный, вольный и страстный; историческую основу стихотворения «Бородино»; понятия (сравнение, эпитет, гипербола, звукопись, метафора, аллитерация); особенности организации текста и композицию стихотворения «Бородино»; Уметь: составлять цитатный план по эпизоду; наблюдать за развитием сюжета и поведением героев; давать художественный анализ сцены; беседовать по вопросам. | слушание, чтение стихотворения «Бородино» Беседа по прочитанному, литературный анализ текста. | «Бородино» - наизусть.Стр.164-171, вопросы 1-9 |
27 | Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». | | 1 | Знать: биографию Н.В.Гоголя; термины (юмор, сатира, лирика, фантастик, гротеск); о своеобразии сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»; сюжет повести «Заколдованное место»; Уметь: выразительно читать; составлять план ответа, используя материал учебника; беседовать по содержанию. Знать сюжет повести, понятие «быль», уметь отвечать на вопросы Понятие о фантастике. | Слушание , работа с учебником, просмотр видео- фрагмента | Стр.172-185 Читать. |
28 | Р/р. Сочетание комического и трагического, реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место». Особенности языка повести. | 1 | Юмор. Повесть, изобразительно-выразительные средства речи | чтение и обсуждения сказки |
29 | Н.А. Некрасов. Картины природы и судьба народа в стихотворении Н.А.Некрасова «На Волге». Образы бурлаков. | 1 | Знать: биографию и черты личности Н.А. Некрасова, нашедшие отражение в стихотворении «На Волге»; особенности композиции стихотворения «На Волге»; о поэтическом образе русской женщины, созданном Некрасовым в Беседа по прочитанному, литературный анализ текста, составление плана и работа с ним поэме «Мороз, Красный нос»; Уметь: рассказать о жизни и творчестве писателя; выразительно читать стихотворение наизусть; беседовать по прочитанному, используя цитаты из текста. | Беседа по прочитанному, литературный анализ текста, составление плана и работа с ним. |
30 | Вн./чт. Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Мир детства в стихотворении. | 1 | Знать отрывки из стихов наизусть, уметь выразительно читать их Поэма | Слушание, работа с учебником, выразительное чтение, составление плана и работа с ним |
31 | И. С. Тургенев. « Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению людей. | 1 | Знать: биографию и начало литературной деятельности И.С.Тургенева; историю создания и прототипы рассказа «Муму»; содержание рассказа «Муму»; о нравственном превосходстве Герасима над окружавшими в доме барыни людьми; Уметь: аналитически читать учебник и рассказ; беседовать по вопросам; давать сопоставительную характеристику героям; рассказывать о герое (портрет, история жизни); выразительно читать по ролям; кратко пересказывать текст; работать по опорной схеме; обмениваться читательскими впечатлениями. Рассказ. Особенности композиции. Понятие о литературном герое | Слушание , работа с учебником, заочное путешествие, чтение рассказа | Стр. 207-225, рассказ о Герасиме |
32 | Духовные и нравственные качества Герасима. | 1 | Знать о проблеме крепостничества на Руси, уметь описывать героев рассказа. Составлять индивидуальную характеристику героя на основе анализа средств создания образа, знать средства создания образа героя: портрет, речь, отношение к другим, отношение других, авторская характеристика, описание интерьера, находить в тексте ИВС (сравнения, эпитета, гиперболы) | Анализ начала рассказа, беседа. Описание портрета и пейзажа | Подготовить рассказы о Татьяне (1) и о Капитоне (2) |
33 | Немота главного героя - символ немого протеста крепостных крестьян. | 1 | Знать сюжет рассказа, уметь характеризовать героев рассказа | Художественный пересказ, ответы на вопросы, обсуждение, сопоставительная характеристика | Подготовиться к сочинению |
34 | Р/р. СОЧИНЕНИЕ по повести И.С. Тургенева «Муму». | 1 | Знать понятия «сравнение», «гипербола», сюжет рассказа, уметь составлять связный текст | Обсуждение отдельных глав и эпизодов, подготовка черновиков |
35 | Л. Н. Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. | 1 | Знать: о жизненном пути Л.Н.Толстого; термины (идея, рассказ, авторская позиция); содержание и главных героев рассказа «Кавказский пленник»; Уметь: беседовать по материалам учебника; слушать индивидуальные задания; работать с толковым словарем и иллюстрациями; выбирать эпизоды для анализа теста; беседовать по итогам групповой работы; составлять план сочинения. | Работа со статьей учебника, тестирование, аналитический пересказ | Прочитать рассказ до конца |
36-37 | Р.р. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. | 2 | Знать историю жизни героев, план сравнительной характеристики, уметь анализировать поступки героев | Беседа , работа с текстом, работа с иллюстрациями | Ответить на вопрос «Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?» |
38 | А. П. Чехов «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. | 1 | Знать: биографию А.П.Чехова; понятия (юмор, сатира) и термины (идея, сюжет, рассказ); содержание рассказов («Толстый и тонкий, «Хирургия»); особенности ранних рассказов А.П.Чехова; Уметь: работать в группе; беседовать по домашнему заданию; выразительно читать по ролям; инсценировать рассказ; отвечать на вопросы по тексту рассказов. | Беседа по вопросам, работа с текстом произведения | Стр.279-288, вопросы |
39 | Вн./чт. Рассказы Антоши Чехонте. | 1 | Знать о писателе, сюжет рассказа, методику составления сценария, уметь давать определение юмору | Беседа , работа с текстом, комментированное чтение, пересказ, инсценирование |
40 | А.А. Фет. Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь». Воплощение красоты жизни. | 1 | Знать о поэте, мотивах его стихов, уметь выразительно их читать и отвечать на вопросы | Выразительно читать лирические произведения, анализировать стихотворения, характеризовать лирического героя стихотворения, словесно рисовать пейзажи, изображённые в произведении | Стр. 245-247, наизусть |
41 | Ф.И. Тютчев. Противопоставление судеб человека и коршуна в стихотворении «С поляны коршун поднялся…». | 1 | Знать о поэте, мотивах его стихов, уметь выразительно их читать и отвечать на вопросы | Выразительно читать лирические произведения, анализировать стихотворения, |
42 | Вн./чт. Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. | 1 | Знать о стихотворном ритме как о средстве передачи чувств и настроений, уметь выразительно рассказывать об авторе читать стихи, | Работа с учебной статьей , чтение и анализ стихотворений, словесное рисование |
43 | Р/р. Обучение анализу лирического произведения ( на материале стихотворений русских поэтов 19 века). | 1 |
44 | Из литературы XX века. И. Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе. | 18 | 1 | Знать о писателе, сюжет рассказа, уметь составлять рассказ по репродукции картины и делать иллюстрации по содержанию рассказа | Работа с учебником, с иллюстрациями, комментированное чтение | Сочинение-миниатюра на тему «Какое впечатление на меня произвел рассказ Бунина?» |
45 | В.Г.Короленко «В дурном обществе». Вася и его отец. | 1 | Знать отдельные факты биографии писателя, отвечать на вопросы по прочитанному научно-популярному тексту, выразительно читать текст произведения, владеть понятием сюжет и составлять подробный план сюжета произведения Составлять аналитический пересказ текста, отвечать на вопросы по прочитанному, выразительно читать текст, выделять границы эпизодов | Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, аналитический пересказ, выразительное чтение. | Подготовить пересказ, близкий к тексту «История с куклой». |
46 | Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей. | 1 | Знать о портрете как средстве изображения героев, уметь составлять рассказ о литературном герое, подтвер ждая мысли чтением эпизодов | Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение. | Составить план ответа на вопрос: «Какими средствами пользуется автор, чтобы создать ужасающую картину жизни детей подземелья»? |
47 | Вн./чт. А.И.Куприн. Рассказ о писателе. «Тапер». Проблемы взаимоотношений детей и взрослых | 1 | Знать понятие о композиции литературного произведения, схему написания сочинения, уметь составлять связный письменный текст | работа с текстом, комментированное чтение | Прочитать рассказ «Скворцы» |
48 | С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворении «Я покинул родимый дом». | 1 | Знать факты жизни поэта, выразительно читать стихотворения, отвечать на вопросы по прочитанному, создавать словесные иллюстрации, работать с терминологическим словарём, определять тему, основную мысль произведения, характеризовать образ лирического героя | Обучение анализу лирического произведения. | Стр.49-52, вопросы 1-9 |
49 | П.П. Бажов «Медной горы хозяйка». Народное представление о положительном герое. | 1 | Знать о писателе, содержание сказа, уметь составлять план к рассказу о писателе, представить образ Хозяйки Медной горы | , работа с текстом, комментированное чтение | Подготовить художественный пересказ отрывка из сказки.прочитать «Малахитовую шкатулку», подготовить рассказ на тему «Судьба Танюшки» |
50 | К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» — сказка о труде и взаимной выручке. | 1 | Знать героев сказки, уметь оценить их поступки , рассказать о роли пейзажа в произведении | Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение | пересказ близко к тексту |
51 | Вн./чт. К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы». | 1 | Знать сюжет рассказа и смысл названия,уметь рассказать случай из жиз ни о каком-либо животном | Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение |
52 | С.Я. Маршак Художественные особенности пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Традиции народной сказки. | 1 | Знать положительных и отрицательных героев пьесы, уметь рассказать о столкновении добра и зла | Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение. работа с м/м презентацией, инсценирование, анализ отдельных сцен, работа с памяткой | Подготовить выразительное чтение отрывка по выбору. |
53 | Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев». | 1 |
54 | А.П. Платонов «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. | 1 | Знать о жизни и творчестве писателя, восприятии окружающего мира героем произведения, уметь оценивать поступки героев | Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение. | Выделить особенности повествования в рассказе Стр. 106-115, вопросы учебника |
55 | В.П. Астафьев. Автобиографический рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. | 1 | Знать: о жизни и творчестве В.П.Астафьева; понятия (автобиографическая проза, пейзаж); содержание рассказа «Васюткино озеро», основные черты характера героя; Уметь: делать индивидуальное сообщение; работать с текстом по самостоятельно составленному плану; работать в группе по содержанию текста; обсуждать содержание рассказа, выявляя восприятие произведения; комментировать прочитанный текст. | Выразительное чтение, пересказ, беседа, план. | Стр.116-146, смысл названия, иллюстра ции |
56 | Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро». | 1 | Читать текст и комментировать его, составлять выборочный пересказ отдельных эпизодов, составлять письменную характеристику героя | Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение. | Художественный пересказ понравившегося отрывка. |
57 | К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете». А. Твардовский « Рассказ танкиста». Война и дети. | 1 | Знать страницы биографии авторов стихов о войне, уметь читать выразительно | Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений. | Выразительное чтение стихотворений. |
58 | Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе.(И.А. Бунин, Н.М. Рубцов, Дон-Аминадо). | 1 | Знать страницы биографии авторов стихов, уметь читать выразительно наизусть | Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений | Наизусть стихотворение по выбору уч-ся |
59 | Р/р. Сопоставительный анализ стихотворений. Д. Кедрин «Алёнушка» и А. А. Прокофьева «Алёнушка». | 1 |
60 | Вн./чт. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в стихотворениях русских поэтов 20 века. | 1 |
61 | С. Черный. «Кавказский пленник» . Юмористический сюжет рассказа. | 1 | Знать образы и сюжеты литературной классики, уметь придумывать забавные истории | Беседа по вопросам, работа с текстом произведения. | Мини-сочинение «Мои любимые игры» |
62 | Из зарубежной литературы Р. Стивенсон « Вересковый мед». Подвиг героя баллады во имя сохранения традиций предков. | 7 | 1 | Знать о бережном отношении автора к традициям предков, уметь видеть драматический характер баллады | Выразительное чтение и частичный анализ баллады | выразительное чтение Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Прочитать. |
63-64 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Герой на острове. Тема путешествия в литературе. | 2 | Знать о писателе, сюжет одного из отрывков, уметь отвечать на вопросы учебника | Беседа по вопросам, работа с текстом произведения. |
65-66 | Г. X. Андерсен. «Снежная королева». Кай и Герда. Мастер слов и сказок. В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. | 2 | Знать отличие народной сказки от литературной, отличать один тип сказки от другой, знать фамилии известных писателей – сказочников и произведения, написанные ими Знать основные факты жизни писателя, читать материалы учебника и составлять по прочитанному вопросы, правильно отвечать на вопросы викторины по сказкам Андерсена | Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение. | Письменно ответить на вопрос: «Что сближает и что разделяет Кая и Герду?» |
67 | М. Твен. « Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Система воспитания и обучения. | 1 | Знать содержание отдельных глав романа, уметь отвечать на вопросы | Беседа, чтение отдельных глав |
68 | Д. Лондон. «Сказания о Кише». Повествование о мужестве, смелости, благородстве. | 1 | Знать сюжет произведения, уметь оценивать поступки главного героя | Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение. |
69 | Путешествие по стране « Литературии» 5 класс. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 | Итоговый урок-праздник, выявление уровня литературного развития учащихся | беседа по вопросам |
70 | Подведение итогов года. Задание для летнего чтения. | 1 | Знать ранее изученный материал, уметь ориентироваться в мире прочитанных книг Знать авторов и названия их произведений, принадлежность текстов к определённым жанрам, владеть литературными терминами, узнавать героев произведений по описанию, репликам | Литературная игра, тест, беседа по вопросам |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Литература, 5 класс
Рабочая программа. Литература, 5 класс...
Рабочая программа. Литература, 6 класс
Рабочая программа. Литература, 6 класс...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...