РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе в 10 классе
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме
Программа отражает основной минимум знаний по литературе для 10 класса. Характер организаций материала курса на историко-литературной основе способствует осознанию историко-литературного процесса.
Целью преподавания литературы на старшей ступени является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.
Учитывая рекомендации, изложенные в письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта среднего образования, в рабочей программе выделены часы на развитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 720 КБ |
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.doc | 265.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
посёлка городского типа Уруша
«Рассмотрено» Руководитель МО Никулина О.А. Протокол № ___ от «__»____________2011г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ СОШ Семёнова Н.В. «__»________________2011г. | «Утверждено» на педсовете Протокол № ___ от «__»_________________2011г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе в 10 классе
среднего общего образования
(базовый уровень)
учителя русского языка и литературы
I категории
Никулиной Оксаны Анатольевны
2012-2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования (2004)
- Программы по литературе для 10-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И. С. Збарский, В.П. Полухина).
Она отражает основной минимум знаний по литературе для 10 класса. Характер организаций материала курса на историко-литературной основе способствует осознанию историко-литературного процесса.
Целью преподавания литературы на старшей ступени является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.
Учитывая рекомендации, изложенные в письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта среднего образования, в рабочей программе выделены часы на развитие речи.
Цели:
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознании
и самосовершенствованию, способной к созидательной
деятельности в современном мире; формирование
гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувств
патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста,
образного и аналитического мышления, творческого воображенш
читательской культуры и понимания авторской позиции,
исторической и эстетической обусловленности литературного
процесса; формирование начальных представлений о специфике
литературы в ряду других искусств, потребности в
самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве
формы и содержания, основных историке - литературных
сведений и теоретике -литературных понятий; формирование
общего представления об историке - литературном процессе;
овладение умениями чтения и анализа художественных
произведений с привлечением базовых литературоведческих
понятий и необходимых сведений по истории литературы;
выявления в произведениях конкретно-исторического и
общечеловеческого содержания; грамотного использования
русского литературного языка при создании собственных устных и
письменных высказываний.
Преемственность: изучение литературы в 10-11 классах разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения курса на историке- литературной основе. Рабочая программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним, включаются историке- литературные сведения, теоретике — литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Изучение литературы в старших классах есть продолжение литературного образования в основной школе.
Сведения о программе Программа общеобразовательных учреждений: Литература. 5 – 11 кл./ Под ред. В.Я.Коровиной. – 4 – е изд. – М.: Просвещение, 2008.
Изменения в программе
В связи с тем, что по сравнению с прошлым учебным годом нагрузка с 140 часов в год изменилась на 105 часов, были убраны уроки по творчеству Крылова, Кольцова, А. Толстого. Уменьшены часы по изучению жизни и творчества писателей.
Обоснование выбора
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе предоставляет огромные возможности для формирования духовно богатой, разносторонне развитой личности, в жизни которой особое значение имеют культурные традиции, подлинные нравственные и эстетические ценности, нашедшие отражение, в частности, в лучших произведениях отечественной и мировой литературы. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
В программе реализуется деятельностный подход, предполагающий овладение конкретными умениями и навыками, связанными с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, а также практическое их использование в процессе создания собственных устных и письменных речевых высказываний, исследовательских и творческих работ, в учебной деятельности и в различных сферах коммуникации и ситуациях общения. При этом сохраняется достаточно традиционный перечень литературных произведений, без изучения которых невозможно приобщение школьников к подлинным ценностям отечественной и зарубежной литературы, духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.
Основная цель предлагаемого курса литературы — постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, т. е. их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование у учащихся комплекса читательских умений и навыков филологического анализа, учитывающего уровень развития современного отечественного и зарубежного литературоведения, но при этом соответствующего возрастным особенностям школьников и задачам средней общеобразовательной школы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
• определять род и жанр произведения;
• сопоставлять литературные произведения;
• выявлять авторскую позицию;
• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Информация о кол-ве учебных часов. Место предмета «Литература» в базисном учебном плане.
Программа рассчитана на 105 часов (3ч в неделю при 35 рабочих неделях).
При составлении планирования отведены часы на развитие письменной речи учащихся.
Формы организации образовательного процесса
Особое место в учебном курсе отводится урокам-практикумам, включенным в программу в системной последовательности и посвященным освоению и закреплению наиболее важных читательских умений и навыков: выразительного чтения как способа интерпретации художественного текста, филологического анализа литературного произведения (целостного и в заданном аспекте), построения самостоятельных устных и письменных высказываний, работы со справочной и критической литературой, применения полученных знаний и умений в различных сферах деятельности и ситуациях общения. Указанные уроки обладают относительной самостоятельностью, не связаны жестко с изучением конкретных литературных произведений, поэтому привлекаемый для них материал может варьироваться.
Организация учебного процесса: классно-урочная, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
Помимо традиционных (монографических) тем, составляющих ядро программы и реализующих задачи изучения литературы на базовом и профильном уровнях, для каждого класса выделены специальные уроки-обзоры. Эти уроки предоставляют учителю и учащимся свободу выбора произведений для чтения и анализа, предполагают знакомство школьников с произведениями определенного жанра, сходными по тематике, проблематике, образной системе, времени создания и т. д. Особенно важна роль таких уроков в старших классах. Если в основной школе уроки-обзоры направлены прежде всего на расширение круга чтения школьников, их знакомство с памятниками мировой и отечественной литературы, то в старших классах цель этих уроков — систематизировать представления учащихся о литературном процессе. Для уроков-обзоров отбирались, как правило, небольшие по объему произведения, способные вызвать у школьников интерес близкой им тематикой, острыми проблемами, динамичным сюжетом, необычной художественной формой. Обращение к таким произведениям поможет осуществлять углубленный филологический анализ помещенных в программе художественных текстов, в том числе исследовать интертекстуальные связи произведения, проводить сопоставительный анализ произведений на завершающем этапе литературного образования.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа текста, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);
Виды деятельности учащихся на уроке
На каждом этапе школьного курса литературы, помимо круга детально и разносторонне изучаемых литературных произведений, определяется также перечень основных видов деятельности, связанных с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, развитием устной и письменной речи учащихся, и необходимых теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий. В центре внимания при этом оказывается не столько овладение учащимися современным филологическим метаязыком (что, безусловно, может быть полезным для старшеклассников, уже избравших для себя гуманитарную сферу деятельности), сколько выработка умений и навыков практического анализа литературного произведения и их использование в разных сферах деятельности.
Отбор литературного материала и определение приемов работы с ним осуществлялись в соответствии с требованиями нормативных документов, направляющих и регламентирующих деятельность учителя, а также с учетом возрастных особенностей и читательских предпочтений учащихся. Особо важной задачей изучения литературы авторы программы считают формирование у учащихся устойчивого интереса и мотивации не только к чтению и непосредственному восприятию литературных произведений (задача сама по себе весьма актуальная в настоящее время), но и к постижению их художественной специфики на основе филологического анализа (целостного или в заданном аспекте), а также к высказыванию собственных оценок и суждений по поводу прочитанного, представлению интерпретации литературного произведения. Одним из непременных условий успешного осуществления самых разнообразных видов учебной деятельности является осознание учащимися осваиваемых ими на уроках литературы знаний и умений как личностно и общественно значимых и практически применимых в повседневной жизни.
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
переложение текста;
продолжение текста;
составление тезисов;
редактирование;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
реферирование;
докладирование;
рецензирование;
аннотирование и т.д.
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Технологии.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения (применение информационно--коммуникативных технологий,
проблемный метод, дифференцированное и развивающее обучение, тестированный контроль знаний и т.д.).
Материально — техническое обеспечение:
DVDплеер;
Интернет ресурсы;
Цифровые образовательные ресурсы (энциклопедия по литературе,
материал по творчеству писателей)
КИМы;
портреты писателей;
-литературные произведения кабинета, школьной и сельской библиотеки.
Формы и средства контроля
Формами контроля являются
подготовка и защита рефератов, проектов по литературе,
тест;
проверочная работа с выборочным ответом;
комплексный анализ текста;
публичное выступление по общественно-важным проблемам;
зачётная система по некоторым темам курса.
классное и домашнее сочинение по изученному произведению;
устное высказывание на заданную тему;
ответ на проблемный вопрос.
Основной формой контроля является сочинение
Организация текущего и промежуточного контроля знаний.
Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме, в каждом разделе (указано в учебно - тематическом планировании и в календарном планировании).
Виды контроля:
-промежуточный: пересказ, выразительное чтение (в том числе наизусть), развёрнутый ответ на вопрос, викторины, тесты, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика героя, конспектирование (лекции учителя, статьи учебника), подбор необходимой информации для сообщений на литературную или историко-культурную темы, презентация проектов
- итоговый: анализ стихотворения, письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений — формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует использование компьютерных и информационно-коммуникационных технологий и средств обучения: мультимедийных уроков виртуальной школы и репетиторов Кирилла и Мефодия, электронного учебного издания «Библиотека школьника», презентаций. Ключевая компетенция, по определению С. В. Степанова, может быть определена как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая является заданной (обязательной, необходимой) для качественной, продуктивной деятельности в определенной сфере. Во-первых, это электронные уроки и тесты, которые существенно решают проблему наглядности. На разных этапах уроков литературы может быть использовано электронное сопровождение в виде презентации. Компьютер становится добрым помощником при демонстрации схем, таблиц, опорных конспектов, к которым учитель может обратиться в любое время (при условии систематизации материала). Можно демонстрировать также задания для фронтальной работы с классом. В-третьих, неоценимую помощь в работе оказывает электронная универсальная «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», содержащая энциклопедические статьи, иллюстрации, видеофрагменты, виртуальные экскурсии, интерактивные таблицы. Пособие знакомит пятью видами словарей, что особенно необходимо при словарно-орфографической работе. На уроках литературы с помощью фонотеки, содержащейся в пособии, слушаем живой голос поэтов и писателей, музыку из кинофильмов, звучание музыкальных инструментов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого,
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, классификация;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом
виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, исполь
зование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и
использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизу
альный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме
результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источни
ков информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки
своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Базовый учебник
Учебник: Русская литература 19 века. 10 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Ю.В.Лебедев. – 4 – е изд. – М.: Просвещение, 2008.
Учебно-методический комплект
1. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006
Словари и справочники:
1) Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
2) Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
3) М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
4) Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
5) Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
6) Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:
Просвещение, 2008.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
3. Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008
4. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006
5. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
6. Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ. Художественное время и пространство.
Содержание и форма. Поэтика.
Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.
Деталь. Символ. Подтекст.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
Гипербола. Аллегория.
Стиль.
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.
Литературная критика.
Содержание программы учебного курса литературы для 10 класса
Введение (1 час). Общая характеристика русской классической лите ратуры XIX века:
золотой век русской поэзии (первая треть столетия);
эпоха великих романов (нравственно-философская пробле матика, психологизм, художественное своеобразие);
роль литературы в духовной жизни русского общества.
Общее понятие об историко-литературном процессе.
Н.М. Карамзин
Русская литература первой половины XIX века (10 часов)
(2ч.) «История государства Российского». Романтический историзм.
Русский романтизм в первой четверти
20 в. В.А. Жуковский. (2ч.)
Очерк жизни и творчества. Романтический мир В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»
А. С. ПУШКИН (4 часа). Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» («IX. Ипутник усталый на Бога роптал...»), «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Осень» (отрывок), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «(Из Пиндемонти)».
Философское осмысление жизни, свободы, творчества и при роды. Религиозные мотивы и образы.
«Медный Всадник». Изображение конфликта между государ ством и личностью. Отношение автора к личности Петра I и к Евгению. Особенности композиции; выразительность деталей.
«Борис Годунов». Новый тип исторической пьесы. («Пьеса без героя»). Особенности композиции. Образ Бориса Годунова. Роль народа в трагедии.
Значение творчества Пушкина в русской литературе и духов ной жизни русского общества.
Для самостоятельного чтения
Поэты пушкинской поры: стихотворения К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского и др.
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (2 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изу ченного).
Для чтения и изучения
«Как часто, пестрою толпою окружен...», «Молитва» («Я, Ма терь Божия, ныне с молитвою...»), «Отчего», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...».
Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностя ми времени и таланта: безотрадность «при жажде жизни и из бытке чувства» (В. Г. Белинский).
Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества, жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермон това.
Для самостоятельного чтения
«Демон».
Н. В. ГОГОЛЬ (4 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Невский проспект». Контраст в изображении героев повести. Тема столкновения мечты и действительности. Сочетание лириз ма, юмора и сатиры.
Литературные направления первой половины XIX века — ро мантизм и реализм (общая характеристика).
Русская литература второй половины XIX века
(86 часов)
Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богат ство языка.
Проза (26 часов)
И. А. ГОНЧАРОВ (7 часов). Жизнь и творчество.
Для чтения и изучения
«Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова. Роль в ро мане истории его взаимоотношений с Ольгой Ильинской. Траги ческий колорит в изображении судьбы Обломова. Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской пози ции. Обломовщина: ее исторические и социальные корни, нрав ственное содержание.
Для самостоятельного чтения
«Обыкновенная история».
А. Н. ОСТРОВСКИЙ (8 часов). Жизнь и творчество (тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах драматурга).
Для чтения и изучения
«Гроза». Катерина и Кабаниха — два полюса Калиновского мира. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным цар ством». Символика заглавия пьесы.
Для самостоятельного чтения
«Лес», «Снегурочка», «Бесприданница».
И. С. ТУРГЕНЕВ (10 часов). Жизнь и творчество (с обобщением изучен ного).
Для чтения и изучения
«Отцы и дети». Базаров в системе действующих лиц. Ум, твердая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. Его нигилизм и нравственный максимализм. Отношение автора к герою. Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе. Своеобразие компо зиции (испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов). Споры вокруг романа.
Для самостоятельного чтения
«Дворянское гнездо».
Из поэзии середины XIX века (14 часов)
Н. А. НЕКРАСОВ (6 часов). Жизнь и творчество (с обобщением изучен ного).
Для чтения и изучения
«Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»).
«Кому на Руси жить хорошо». Замысел и история создания поэмы. Народнопоэтическая основа поэмы. Ее композиция и стиль. Философия народной жизни («Крестьянка»). Тема судьбы России («Пир на весь мир»).
Для чтения и бесед
«В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Тишина», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О, Муза! Я у двери гроба!..».
Лирика Некрасова — воплощение страданий, дум и чаяний народа. Лирический герой как выразитель веры в народ, неудов летворенности собой, готовности к самопожертвованию. Некра сов о высоком назначении поэзии.
Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических жанров с прозаическими; широкое v пользование фольклора.
Ф. И. ТЮТЧЕВ (3 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Silentium!», «Цицерон», «О, как убийственно мы любим... «Не то, что мните вы, природа...», «Предопределение», «Она с дела на полу...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»).
Для чтения и бесед
«Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять... «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Слезы людские, слезы людские...», «Осенний вечер» (по выбору).
Тютчев — поэт-философ. Трагическое ощущение мимолетности человеческого бытия. Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Пластическая точность образов, их символический смысл.
А. А. ФЕТ (2 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Шепот, робкое дыханье...», «Какая грусть! Конец аллеи... «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Это утро, радость эта... «Ласточки пропали...» (по выбору).
Для чтения и бесед
«Еще майская ночь», «Я пришел к тебе с приветом... «В лунном сиянии» (по выбору).
Традиционные поэтические темы — природа, любовь, творчество — и «новое их освещение волшебным языком искусств! (А. А. Фет). Изображение мимолетных, изменяющихся состоят человеческой души и природы. Музыкальность лирики Фета.
Проза (46 часов)
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ (12 часов). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе. Бескомпро миссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории. Трагическая постановка и решение проб лемы личной ответственности человека за судьбы мира. «Двой ники» Раскольникова и их художественная роль.
Для самостоятельного чтения
«Идиот».
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (2 часа). Жизнь и творчество (с обобще нием изученного).
Для чтения и бесед
«История одного города» (обзор с чтением и разбором избран ных страниц). Замысел, проблематика и жанр произведения. Гротеск, черты антиутопии в произведении.
И. С. ЛЕСКОВ (1 час). Жизнь и творчество (с обобщением изучен ного).
Для чтения и изучения
«Однодум». Тема праведничества в рассказе. Герой, который «возвышается над чертою простой нравственности» (Н. С. Лес ков). Язык рассказа.
Для самостоятельного чтения
«Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда».
Л. Н. ТОЛСТОЙ (21 час). Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Война и мир» — роман-эпопея. Народ и личность — одна из главных проблем романа. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Богатая внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни. Душевная красота в понимании писателя. Любовь Толсто го к жизни, чувство полноты бытия. «Мысль народная» в романе (вопрос о смысле исторического процесса, о границах человече ской воли). Кутузов и Наполеон. Правдивое изображение войны и основных ее героев — простых солдат — как художественное
открытие Толстого. Единство картин войны и мира и философ ских размышлений писателя. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних монологов). Кар тины природы в романе.
Мировое значение творчества JI. Н. Толстого.
Для самостоятельного чтения
«Севастопольские рассказы».
А. П. ЧЕХОВ (10 часов). Жизнь и творчество (с обобщением изучен ного).
Для чтения и изучения
«Ионыч», «Студент», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой».
Чехов — враг пошлости, фальши, бездуховности. Мечта о кра соте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как основе честной и чистой жизни. Лаконизм повествования, искус ство детали, роль пейзажа, отсутствие морализаторства, ориен тация на читателя-единомышленника. Чехов в начале XX столе тия: предчувствие общественных перемен, тема будущего.
Для чтения и изучения
«Вишневый сад». Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. Разлад их желаний и стремлений, с одной стороны, и реальностей жизни — с другой, как основа драмати ческого конфликта. Лиризм и мягкий юмор Чехова. Тоска по иной, истинной человеческой жизни. Смысл названия пьесы. Лирическая комедия или драма?
Новаторство Чехова-драматурга: обыденность изображаемых событий; психологический подтекст (роль пауз, лирических мо нологов, пейзажа, музыки). Пьесы Чехова на сцене.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов (всего) | В том числе развитие речи |
Введение.. Общая характеристика русской литературы хIх в. | 1 |
Н.М. Карамзин | 2 |
В.А. Жуковский. | 2 |
Русская литература первой половины XIX века А.С.Пушкин | 8 | 2 |
М.Ю.Лермонтов | 6 |
Н.В.Гоголь | 5 |
Русская литература второй половины XIX века И.А.Гончаров | 5 |
А.Н.Островский | 5 | 2 |
И.С.Тургенев | 10 | 2 |
Н.Г. Чернышевский | 4 |
Н.А.Некрасов | 9 | 2 |
Ф.И.Тютчев | 2 |
А.А.Фет | 2 |
Проза | 8 | 2 |
Ф.М.Достоевский |
М.Е.Салтыков-Щедрин | 2 |
И.С.Лесков | 2 |
Л.Н.Толстой | 15 | 2 |
А.П.Чехов | 4 |
Заключительный урок. Значение русской литературы хIх. | 1 |
Итого | 93 | 12 |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс
Учитель: О.А. Никулина
№ п/п | Тема раздела, урока. | К-во ч. по разде-лу | Кол-во часов по теме | Планируемый результат | Д/З | Дата прове-дения урока |
1 | Введение. Общая характеристика русской литературы хIх в. | 1 | 1 | Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы XIX века с мировой |
2 | Н.М. Карамзин Очерк жизни и творчества. | 2 | 1 |
3 | «История государства Российского». Романтический историзм. | 1 | Знать приемы создания образов в поэме. Уметь раскрыть конфликт личности и государства. |
4 | Русский романтизм в первой четверти 20 в. В.А. Жуковский. Очерк жизни и творчества. | 2 | 1 |
5 | Романтический мир В.А. Жуковского. Баллада «Светлана» | 1 |
6 | Русская литература первой половины XIX в. А.С. Пушкин. Очерк жизни и творчества. | 8+2 | 1 | Знать о художественных открытиях А.С.Пушкина. Уметь анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и философскую глубину. |
7-8 | Основные мотивы в лирике А.С.Пушкина. | 2 | Анализ стихотворения, художественных приёмов поэта |
9 | Трагедия А.С.Пушкина «Борис Годунов». | 1 |
10 | Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Отражение эпохи в романе. | 1 | Знать тему, идею, основные , мотивы, жанрово-композици- онные особенности романа А.С.Пушкина. Уметь делать обобщение по произведению как «энциклопе- дии русской жизни» (повторе- ние ранее изученного) |
11 | Индивидуальное и типическое в образе Онегина. | 1 | Уметь делать обобщение по произведению как «энциклопе- дии русской жизни» (повторе- ние ранее изученного) |
12 | Онегин и Ленский. | 1 |
13 | Татьяна Ларина - воплощение авторского идеала. | 1 |
14-15 | Р./Р. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина. | 2 | Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную психологическую характеристику героев. |
16 | Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества.«Петербургские повести. Обзор. | 5 | 1 | Знать факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры. Уметь анализировать прозаическое произведение, входящее в цикл. |
17 | Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души». История создания. Особенности жанра и композиции. | 1 | Знать жанр поэмы, композицию, значение образа автора, проблематику произведения. Уметь делать обобщение по теме.образ автора |
18 | Образцы помещиков. | 1 | Знать авторские приемы изображения помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» Уметь изложить художественный текст с сохранением его обенностей, объяснить использованные во фрагменте приемы писателя в создании образа |
19 | Жизненный путь Павла Ивановича Чичикова. | 1 |
20 | Образ России. Поэма в русской критике. | 1 |
21 | М.Ю.Лермонтов. Очерк жизни и творчества. | 6 | 1 | Знать реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова. Уметь анализировать романтические стих-я |
22 | Художественный мир лирики М.Ю.Лермонтова. | 1 | Знать стих-ия по теме, приемы изображения жизни и смерти в лирике поэта. Уметь производить идейно-тематический анализ, понимать логику истории и развития связей человека и природы; |
23 | Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Повторение изученного. | 1 | Знать романтическое и реалистическое в произведении писателя, жанроые, композиционные особенности, идею произведения. Уметь делать обобщение об идейно-композиционном содержании романа. |
24 | Особенности композиции. | 1 |
25-26 | Трагедия Печорина. Печорин в системе образов романа. | 2 |
27 | Русская литература второй половины XIX века Очерк жизни и творчества И.А.Гончарова. | 5 | 1 | Знать факты биографии писателя, особенности композиции, социально-нравственную проблематику романа. Уметь готовить сообщение об основных этапах творчества писателя. |
28 | Роман И.А.Гончарова «Обломов». Образ главного героя. | 1 | Знать содержание романа «Обломов», понятия «типичный герой», «диалектика»; Уметь давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера |
29 | Обломов и Штольц. | 1 | Знать содержание романа «Обломов». Уметь составлять сравнительную характеристику героев. |
30 | Обломов и Ольга Ильинская. | 1 |
31 | «Что такое обломовщина?» «Обломов» в русской критике. | 1 | Знать понятие «обломовщина» Уметь находить признаки явления в жизни и в романе. |
32 | Очерк жизни и творчества драматурга. Театр Островского. | 5+2 | 1 | Знать основные моменты биографии писателя,его вкладе в развитие русского национального театра. Уметь готовить сообщение о писателе. |
33 | Драма А.Н.Островского «Гроза». История создания. Жанрово-художественное своеобразие. | 1 | Знать историю создания пьесы, новаторство драматурга, понятия драматургия, драма, трагедия, конфликт. Уметь характеризовать персонажей, соотносить их характеристики с «говорящими» фамилиями. |
34 | Обитатели города Калинова. | 1 | Знать законы «Домостроя» как законы жизни Замоскворечья; содержание драмы. Уметь характеризовать персонажей, выявлять средства характеристики персонажа (речь, ремарка) |
35 | Трагедия Катерины. | 1 | Знать содержание текста пьесы, законы жизни Замоскворечья, самодурство как национальное явление, роль религиозности в духовном мире человека. Уметь работать с текстом, составлять подробную характеристику Катерины. |
36 | Кульминация и развязка. Оценка пьесы русской критикой. | 1 | Знать словесную символику драмы, литературную критику. Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь |
37-38 | Р./Р. Классное сочинение по творчеству А.Н. Островского. | 2 |
39 | И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества писателя. Своеобразие цикла рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника». Образцы русских крестьян и помещиков. | 10+2 | 1 | Знать о личности и судьбе писателя, жанр записок, стиль писателя. Уметь делать сообщение о писателе и его творчестве |
40 | Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». История создания и идейно-художественное своеобразие. | 1 | Знать содержание текста романа. Отражение в романе политической борьбы 60-х годов, положение пореформенной Росси. Уметь выявлять нравственную и философскую основу романа. |
41 | Мир «отцов» в романе. | 1 | Знать понятия конфликт, идеологический конфликт, содержание текста. Уметь анализировать текст, составлять сравнительную характеристику героев. |
42-43 | Образ Базарова. | 2 | Знать понятие духовный конфликт, текст произведения. Уметь представлять психологические портреты героев, анализировать текст. |
44-45 | Базаров и Одинцова. Наказание любовью. | 2 | Знать содержание текста, жизненную позицию Базарова. Уметь показать, как проходит герой путь испытания любовью. |
46-47 | Смерть Базарова. Эпилог романа. | 2 | Знать особенности анализа эпизода в произведении. Уметь анализировать эпизод |
48 | «Отцы и дети» в русской критике. Споры вокруг романа. | 1 | Знать позиции литературных критиков Н.Добролюбова, Д.Писарева. Уметь представлять точки зрения литературных критиков и автора, строить рассуждение. |
49-50 | Р./Р. Классное сочинение по творчеству И.С. Тургенева. | 2 |
51 | Очерк жизни, творческой и общественной деятельности Н.Г.Чернышевского. | 4 | 1 |
52 | Диссертация Н.Г.Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». | 1 |
53 | Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Особенности жанра и композиции. Рахметов – особенный герой | 1 |
54 | Четвёртый сон Веры Павловны. | 1 |
55-56 | Очерк жизни и творчества Н.С. Лескова. Повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник». Тема праведничества. | 2 | 2 | Знать факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни. Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать главы повести с точки зрения художественного своеобразия. |
57 | Из поэзии середины XIX века Очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова. | 9+2 | 1 | Знать биографию Н.А.Некрасова, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта. |
58 | Тема поэта и поэзии в лирике Н.А.Некрасова. | 1 | Уметь строить сообщение о поэте, анализировать стих-ия поэта |
59 | Народная тема в лирике Н.А.Некрасова. | 1 | Знать основные мотивы лирики, новаторство поэта. Уметь анализировать стих-ия поэта с точки зрения их идейного содержания и формы. |
60 | Любовная лирика Н.А.Некрасова. | 1 | Анализ стих-ий поэта с точки зрения их идейного содержания и формы. |
61 | Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, жанр, композиция. | 1 | Знать историю создания поэмы, ее содержание и композицию Уметь определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней. |
62-63 | Образы крестьян и помещиков. | 2 | Знать многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Уметь характеризовать героев |
64 | Образы крестьянок. Женская доля на Руси. | 1 | Уметь характеризовать героев |
65 | Заступники народные. Проблемы счастья и смысла жизни. | 1 | Знать содержание поэмы. Уметь характеризовать образы обиженных людей и народных заступников в поэме. |
66-67 | Р./Р.Классное сочинение по творчеству Н.А.Некрасова. | 2 |
68 | Очерк жизни и творчества Ф.И.Тютчева. Единство мира и философия природы в лирике поэта. | 2 | 1 | Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, об эстетической концепции «чистого искусства», средствах выразительности и философском характере лирики. Уметь анализировать текст в единстве формы и содержания. |
69 | Основные темы поэзии Ф.И.Тютчева. | 1 | Знать разнообразие тематики стих-ий поэта Уметь анализировать лирические стих-ия. |
70-71 | Очерк жизни и творчества А.А.Фета. Основные темы лирики А.А.Фета. | 2 | 2 | Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, факты биографии поэта. Уметь анализировать стих-ия. Раскрывать их философский характер |
72 | Проза Очерк жизни и творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. Сатира М.Е.Салтыкова-Щедрина в «Истории одного города». | 2 | 1 | Иметь представление о замысле, истории создания, жанре, композиции романа. Уметь характеризовать образы градоначальников |
73 | «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина. Эзопов язык произведений сатирика. | 1 | Уметь анализировать сказки, выявляя проблематику. |
74 | Очерк жизни и творчества Ф.М.Достоевского. | 8+2 | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности творческого метода: полифонийность, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм. Уметь выступать с сообщениями о писателе. |
75 | Роман Ф.М.Достоевского «Бедные люди». Тема «маленького человека». | 1 | Знать особенности изображения Петербурга в романе, о приеме контраста. Уметь характеризовать Петербург на основе комментария текста, строить развернутые рассуждения. |
76 | Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». История создания и идейно-художественное своеобразие. | 1 | Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию романа. Уметь видеть в тексте художественные приемы создания образов. |
77 | Социальные и философские предпосылки бунта Раскольникова. | 1 |
78-79 | Крушение теории Раскольникова. | 2 | Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию Уметь выявлять в процессе анализа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к его преступлению, развенчание теории. |
80 | «Преступление и наказание»-роман отражений. Раскольников в системе образов романа. | 1 | Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию Уметь выявлять место Раскольникова в системе образов романа, определять в романе и в жизни Раскольникова место Сони Мармеладовой как ангела-хранителя. |
81 | Финал романа. Нравственные уроки Ф.М.Достоевского. | 1 | Уметь выявлять в процессе анализа полифонизм, психологизм повествования, роль детали, символику имен, цифр, цвета, снов, евангельских мотивов. |
82-83 | Р./Р. Классное сочинение по творчеству Ф.М.Достоевского. | 2 |
84-85 | Очерк жизни и творчества Л.Н.Толстого. | 15+2 | 2 | Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий. Уметь строить сообщение о писателе, анализировать стих-ия поэта. |
86 | «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого. Суровая, правда, войны. | 1 | Знать историческую основу рассказов, понимать их патриотический смысл. Уметь анализировать отдельные эпизоды |
87 | Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир. Творческая история создания. Особенность жанра. | 1 | Знать историю создания романа-эпопеи, смысл названия, жанровое своеобразие. Уметь определять систему нравственных ценностей романа |
88 | Светское общество Петербурга и Москвы. | 1 |
89 | Мысль «семейная» в романе. | 1 |
90-91 | Этапы духовных исканий Андрея Болконского. | 2 |
92-93 | Этапы духовных исканий Пьера Безухова. | 2 | Знать проблемы истинного и ложного героизма в романе. Уметь во время анализа романа сравнивать жизнь и поступки героев. |
94 | Образ Наташи Ростовой. Любимая героиня Толстого. | 1 | Знать содержание текста, особенности изображения женских образов в романе, их внутреннего мира. Уметь характеризовать женские образы, путь нравственных исканий Наташи Ростовой. |
95 | «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!». | 1 |
96 | Мысль «историческая» в романе. Кутузов и Наполеон. | 1 |
97 | «Мысль народная» в романе. | 1 | Уметь видеть в ходе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война». |
98 | Эпилог. Нравственные уроки романа Л.Н. Толстого. | 1 | Знать текст «Эпилога» Уметь анализировать текст«Эпилога» как гуманистический пафос произведения. |
99-100 | Р./Р. Классное сочинение по творчеству Л.Н.Толстого. | 2 | Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, анализировать эпизод, определять его роль в романе. |
101 | Очерк жизни и творчества А.П.Чехова. Ранние рассказы А.П.Чехова. Идейно-художественное своеобразие. | 4 | 1 | Знать жизненный и творческий путь А.П.Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества. Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать рассказы художественного своеобразия |
102 | Рассказ А.П.Чехова «Ионыч». Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения. | 1 | Знать текст рассказа. Уметь раскрывать проблематику истинных и ложных ценностей, выявлять принцип нисходящего развития личности. |
103 | Пьеса А.П.Чехова «Вишнёвый сад». Жанровое и композиционно-художественное своеобразие. | 1 | Знать особенности драматургии Чехова. Уметь определять жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей. |
104 | Своеобразие конфликта и его разрешения. Система образов в пьесе. | 1 | Знать своеобразие чеховского стиля в драматургии |
105 | Заключительный урок. Значение русской литературы хIх. | 1 | 1 | Презентация проектов, творческих работ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Литература, 5 класс
Рабочая программа. Литература, 5 класс...
Рабочая программа. Литература, 6 класс
Рабочая программа. Литература, 6 класс...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...