Урок- характеристика.
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова!» - писал Я.А. Каменский. Различного рода игры – хорошая форма для коллективного познания. С их помощью можно моделировать реальную научную, производственную или иную «взрослую» деятельность. Общая цель игры: формирование творческого отношения к предмету.
Как нельзя лучше эту форму урока можно использовать при изучении весьма скучной, с точки зрения учеников, темы «Создание характеристики героя».
Наличие плана-схемы характеристики, умение находить портретные особенности, объяснять поступки героев, конечно, помогает учащимся в определении характера героя, но в какой-то мере «убивает» творчество и интерес, превращая важную работу в рутинную.
Приемы ТРИЗ технологии помогают отойти от стереотипа проведения уроков по созданию характеристики героя, потому что их главной особенностью является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности» (Муштавинская И.В. «Технология развития критического мышления») Так как эти приемы не столь широко распространены и применяются, в представленном конспекте урока литературы мы сочли необходимым представить их краткое описание.В данном уроке вы сможете не только воспользоваться дидактическими материалами к уроку , но и познакомиться с новыми приемами ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава.
Был упрям страшно. Это был один из тех
характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV
век на полукочующем углу Европы.
Весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свите пуль, в сабельном блеске, и наносит всем удары, и не слышит нанесенных.
Впереди других понесся витязь всех бойче, всех красивее; так и летели черные волосы из-под медной его шапки: вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы.
Выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, когда паненки отворотили глаза
свои, - ничто, похожее на стон, не вырвался из уст его; не дрогнуло лицо его.
Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая бы пересилила русскую силу!
Имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата: чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощию изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания.
Казалось, был на роду написан битвенный путь и труднее знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться от нее, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва.
Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.
Начал с того свое поприще, что в первый еще год бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественно обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам.
Однако же заметно стал он пасмурен и печален. Три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него. Оглянулся он теперь вокруг себя: все новое на Сече, все перемерли старые товарищи. Ни одного из тех, которые стояли за правое дело, за веру и братство.
Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их хлопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма. Сам с своими казаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саблю, именно: когда комиссары не уважали в чем старшин и стояли перед ними в шапках, когда глумились над Православием и не чтили обычая предков и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства.
Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет; женщина чаще стала представляться горячим мечтам его; он, слушая философские диспуты, видел ее поминутно, свежую, черноокую, нежную: пред ним беспрерывно мелькали ее сверкающие, упругие перси, нежная, прекрасная, вся обнаженная рука: самое платье облипавшее вокруг ее девственных и вместе мощных членов, дышало в мечтах его каким-то невыразимым сладострастием. Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать казаку о женщине и любви, не отведав битвы.
Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны-братья, чтобы казак покинул в беде или продал как-нибудь своего товарища. И те и другие нам товарищи - меньше их или больше, - все равно, все товарищи, все нам дороги.
Сильный был он казак, не раз атаманствовал на море и много натерпелся всяких бед. Схватили их турки у самого Трапезонта и всех забрали невольниками на галеры, взяли их по рукам и ногам в железные цепи, не давали по целым неделям пшена и поили противной морской водою. Все вынесли и вытерпели бедные невольники, лишь бы не переменять православной веры. Не вытерпел атаман, истоптал ногами святой закон, скверною чалмой обвил грешную голову, вошел в доверенность к паше, стал ключником на корабле и старшим над всеми невольниками.
Считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях - обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайне мере никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время. Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову.
Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымется из Русской земли свой царь, и не покорилась ему!..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/24/picture-62146.jpg)
конспект и презентация к уроку "Характеристика растений семейства Лилейные"
Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме «Характеристика растений семейства Лилейные» для учащихся 7 класса, по программе Н.И.Сонина. Цели урока: изучить характерные особенности семейства...
урок«ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНЫМ СВОЙСТВАМ ЕГО СОЕДИНЕНИЙ. АМФОТЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ» с презентацией.
Урок «ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНЫМ СВОЙСТВАМ ЕГО СОЕДИНЕНИЙ. АМФОТЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ» разработан для учащихся 9 класса. На этом уроке повторяются основные знания ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-132435-1355203238.jpg)
Урок Характеристика переходного элемента
По данной презентации можно провести урок по характеристике химического элемента - переходного по плану: положение в ПС, строение атома и его электронных оболочек, простое вещество и его соединения, а...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-210835-1361713739.jpg)
Модульный урок "Характеристика многоклеточных животных"
Разработка модульного урока "Характеристика многоклеточных животных". Учебник Сонин. Биология. Многообразие живых организмов (страницы соответсвуют старому изданрию)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/04/picture-358690-1386183106.png)
Разработка урока "Характеристики позиционных систем счисления"
Урок "Характеристики позиционных систем счисления" проводится с использованием интерактивной доски. На интерактивной доске на двух слайдах представлена незаполненная таблица "Запись чисел в различных ...
Конспект урока: "Характеристика твердого состояния вещества."
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и свойствами твердых тел, деформацией, ее видами и характеристиками, тепловым расширением твердых тел....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/30/picture-530381-1506794037.jpg)
Конкурсная работа " Открытый урок «Характеристика подгруппы кислорода. Кислород и озон. "
Конкурсная работа " Открытый урок «Характеристика подгруппы кислорода. Кислород и озон. "...