урок«ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНЫМ СВОЙСТВАМ ЕГО СОЕДИНЕНИЙ. АМФОТЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ» с презентацией.
методическая разработка (химия, 9 класс) по теме
Урок
«ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНЫМ СВОЙСТВАМ ЕГО СОЕДИНЕНИЙ. АМФОТЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ»
разработан для учащихся 9 класса. На этом уроке повторяются основные знания о периодической системе элементов, строении атомов, полученные в 8 классе, а также происходит расширение понятия амфотерность и совершенствуются умения написания уравений реакций. Всё это происходит в процессе самостоятельной работы. Урок сопровождается презентацией.
разработан
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_amf.docx | 24.7 КБ |
urok_no_3.amfoternost.pptx | 121.21 КБ |
Предварительный просмотр:
9 класс
Урок № 3 «ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНЫМ СВОЙСТВАМ ЕГО СОЕДИНЕНИЙ. АМФОТЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ»
Обучающая цель урока:
1.Актуализация знаний о ПСХЭ , связи со строением атома и значении для характеристики соединений химического элемента.
Развивающая цель урока:
1.Развитие умения составлять схемы строения атома и характеризовать химические элементы и их важнейшие соединения.
Воспитательная цель урока:
1.Воспитание чувства патриотизма.
Оборудование: ПСХЭ, портрет Д.И.Менделеева.
Реактивы: простые вещества Аl,Zn, сложные вещества: АlCl3, ZnCl2, NaOH, HCl, Аl 2O3, ZnO
Методы: рассказ, беседа, самостоятельная работа
Литература:
- « Химия.9 класс. Поурочные планы. ( по учебнику Габриеляна О.С.) В.Г Денисова. Изд Учитель. Г. Волгоград. 2003-64с.
- «Поурочные разработки по химии ( по учебнику Габриеляна О.С.) М.Ю.Горковенко
Ход урока :
- Актуализация знаний по теме ПСХЭ.
- Инструктаж по выполнению самостоятельной работы.
Углубление и расширение знаний
- Выполнение самостоятельной работы.
- Обсуждение результатов. Коррекция знаний.
- Рефлексия.
- Дом.зад. §2 упр 3,4 п;
План- конспект урока:
- Актуализация знаний по теме ПСХЭ.
Что показывает № порядковый?
Что показывает № периода?
Что показывает № группы? Для всех ли элементов?
Как определить возможные степени окисления?
Как изменяются Ме и НеМе свойства элементов в группах?
Как изменяются Ме и НеМе свойства элементов в периодах?
На какие группы делятся оксиды исходя из химических свойств?
Дайте им определения.
Как доказать характер оксида?
- Инструктаж по выполнению самостоятельной работы.
Дайте характеристику химических элементов по плану.
Аl – 1вариант и Zn- 2вариант
Вспомним что такое амфотерность?
Как составить уравнение взаимодействия кислотного и амфотерного оксида со щёлочью?
(объяснение по алгоритму в презентации)
План характеристики химического элемента ( см.§2 учебник)
1.положение элемента в ПСХЭ:
порядковый номер
номер группы, подгруппа (главная или побочная)
номер периода, ряд (чётный или нечётный)
2. схема строения атома (возможные степени окисления)
по уровням
подуровням
графическая схема
3. характер элемента( Ме или НеМе)
4. сравнение свойств с соседями по группе
5. сравнение свойств с соседями по периоду
6. формула и характер оксида, доказательство характера (уравнения реакций)
7. формула и характер гидроксида, доказательство характера (уравнения реакций)
8. формула и характер летучего водородного соединения, доказательство характера (уравнения реакций)
- Выполнение самостоятельной работы.
- Обсуждение результатов. Коррекция знаний.
Закрепление происходит во время самостоятельной работы.
- Рефлексия
- Составьте формулу:
- амфотерного оксида железа (III)
- метажелезной кислоты
- метаферрата натрия
- Дом.зад. §2 упр 3,4 п;
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
целеполагание Обучающая цель урока: 1.Актуализация знаний о ПСХЭ , связи со строением атома и значении для характеристики соединений химического элемента. 2.Углубление и развитие знаний об амфотерных элементах. Развивающая цель урока: 1.Развитие умения составлять схемы строения атома и характеризовать химические элементы и их важнейшие соединения. Воспитательная цель урока: 1.Воспитание чувства патриотизма. Оборудование: ПСХЭ, портрет Д.И.Менделеева. Реактивы: простые вещества А l , Zn , сложные вещества: А lCl 3, ZnCl 2, NaOH , HCl , А l 2 O 3, ZnO Методы: рассказ, беседа, самостоятельная работа
Ход урока : Актуализация знаний по теме ПСХЭ. Инструктаж по выполнению самостоятельной работы, углубление знаний. Выполнение самостоятельной работы. Обсуждение результатов, коррекция знаний. Дом.зад . §2 упр 3,4 п ;
вопросы Что показывает № порядковый? Что показывает № периода? Что показывает № группы? Для всех ли элементов?
План характеристики химического элемента ( см.§2) 1.положение элемета в ПСХЭ 2. схема строения атома ( возможные степени окисления ) 3. характер элемента( Ме или НеМе ) 4. сравнение свойств с соседями по группе 5. сравнение свойств с соседями по периоду 6. формула и характер оксида, доказательство характера ( уравнения реакций ) 7. формула и характер гидроксида , доказательство характера ( уравнения реакций ) 8. формула и характер летучего водородного соединения, доказательство характера ( уравнения реакций )
Самостоятельная работа Дать характеристику элемента по плану 1 вар. А l 2 вар. Zn
Алюминий А l III период, III группа, главная подгруппа + 13 ) ) ) 2 8 3 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 2 3 p 1 s ↑↓ p ↑↓ ↑↓ ↑↓ ↑↓ d ↑↓ ↑
Цинк - Zn IV период, II группа, побочная подгруппа + 30 ) ) ) ) 2 8 18 2 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 2 3 p 6 3 d 10 4 s 2 s 1 2 3 4 ↑↓ p ↑↓ ↓↑ ↑↓ ↑↓ d ↑↓ ↑↓ ↑↓ ↑↓ ↑↓ ↑↓ ↑↓ ↑↓ ↑↓ f ↑↓
Изменение металлических свойств А l 3. Металлические свойства В < А l < G а 4 . Металлические свойства Cu < А l < Ga
Изменение металлических свойств Zn 3. металлические свойства > Zn > Cd 4. металлические свойства Cu < Zn < Ga
Понятие амфотерность Амфо – двоякий, двойственный Амфора- Амфибия- Амфотерный элемент- сочетает свойства металла и неметалла Амфотерный оксид- сочетает свойства основного и кислотного оксида Амфотерный гидроксид - сочетает свойства основного и кислотного гидроксида , т. е. и кислота и основание одновременно.
определения Амфотерные оксиды – оксиды , которые реагируют и с кислотами и со щелочами с образованием соли и воды. Амфотерные гидроксиды - гидроксиды , которые реагируют и с кислотами и со щелочами с образованием соли и воды.
Как составить уравнение взаимодействия кислотного и амфотерного оксида со щёлочью Составьте формулу кислоты А l 2 O 3 + Н 2 О = Н2 А l 2 O 4 (:2) = НА l О 2 2. Запишите её над формулой оксида НА l О 2 ⁄ А l 2 O 3 +2 КОН = 3. Поменяй местами водород в кислоте и металл в щёлочи Н А l О 2 → К А l О 2 4. Составь формулу соли правильно К +1 А l O 2 -1 5. Вставь в уравнение, допиши воду, расставь коэффициенты.
А l 2 O 3 –оксид амфотерен Основный характер А l 2 O 3 + 6Н Cl → 2А lCl 3 + 3Н2 О А l 2 O 3 + 6Н + + 6 Cl - →2А l 3+ + 6 Cl - + 3Н2 О А l 2 O 3 + 6Н + → 2А l 3+ + 3Н2 О Кислотный характер А l 2 O 3 + 2 КОН →2КА l O 2 + Н2 О А l 2 O 3 + 2К + +2ОН - →2К + + 2А lO 2 - + Н2 О А l 2 O 3 + 2ОН - →2А l O 2 - + Н2 О
ZnO – оксид амфотерен Основный характер ZnO + 2Н Cl → ZnCl 2 + Н2 О ZnO + 2Н + +2 Cl - → Zn 2+ + 2 Cl - + Н2 О ZnO + 2Н + → Zn 2+ + Н2 О Кислотный характер ZnO + 2 КОН → К2 Zn О2 + Н2 О ZnO + 2 К + + 2ОН - → 2 К + + Zn О2 2- + Н2 О ZnO + 2 ОН - → Zn О2 2- + Н2 О
А l (ОН) 3 – основание амфотерное А l (ОН)3 + 3Н Cl → А lCl 3 + 3Н2 О А l (ОН)3 +3Н + + 3 Cl - →А l 3+ + 3 Cl - + 3Н2 О А l (ОН)3 + 3Н + → А l 3+ + 3Н2 О А l (ОН)3 - кислота Н 3 А l О 3 – ортоалюминиевая НА l О2 - метаалюминиевая При сплавлении НА l О 2 + КОН →КА l O 2 + Н2 О НА l О 2 + К + + ОН - →К + + А l O 2 2- + Н2 О НА l О 2 + ОН - → А l O 2 2- + Н2 О В растворе А l (ОН)3 + КОН → К[А l ( OH ) 4 ] А l (ОН)3 + К + +ОН - → К + + А l ( OH ) 4 - А l (ОН)3 + ОН - → А l ( OH ) 4 -
Zn (ОН)2 – основание амфотерное Zn (ОН)2 + + 2Н Cl → ZnCl 2 + 2Н2 О Zn (ОН)2 + + 2Н + +2 Cl - → Zn 2+ +2 Cl - + 2Н2 О Zn (ОН)2 + 2Н + → Zn 2+ + 2Н2 О Zn (ОН)2 - кислота Н 2 Zn О 2 При сплавлении Н 2 Zn О 2 + 2 КОН → К2 Zn О 2 + 2Н2 О Н 2 Zn О 2 + 2 К + +2ОН - →2 К + + Zn О 2 2- + 2Н2 О Н 2 Zn О 2 + 2ОН - → Zn О 2 2- + 2Н2 О В растворе Zn (ОН)2+ 2КОН →К 2 [ Zn ( OH ) 4 ] Zn (ОН)2 + 2К + +2ОН - →2К + + Zn ( OH ) 4 2- Zn (ОН)2 + 2ОН - → Zn ( OH ) 4 2-
рефлексия Составьте формулу: амфотерного оксида железа ( III) Метажелезной кислоты Метаферрата натрия
Литература: « Химия.9 класс. Поурочные планы. ( по учебнику Габриеляна О.С.) В.Г Денисова. Изд Учитель. Г. Волгоград. 2003-64с. «Поурочные разработки по химии ( по учебнику Габриеляна О.С.) М.Ю.Горковенко «Химия 9» учебник Габриеляна О.С изд. Дрофа 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Основные элементы вязания крючком.
Урок по технологии для 9 класса с применением метода интеллект – карт для активизации и развития информационно-познавательной и мыслительной деятельности обучающихся по техноло...
Кислотно-основные свойства гидроксидов
Презентация к уроку "Кислотно-основные свойства гидроксидов"...
Презентация "Щелочные металлы. Химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов"
Презентация "Щелочные металлы. Химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов" ...
Методическая разработка семинарского занятия Тема: «Свойства соединений d-элементов»
АннотацияСоединения d-элементов: серебра нитрат, цинка сульфат, калия перманганат и другие не только применяются в медицине, но и используются в качестве реактивов при проведении химического анализа.Р...
Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды
Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды....
Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в соединении
Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в соединении....
Презентация "Химические свойства органических соединений".
В презентации собраны химические свойства основных классов органических соединений. Замещение, присоединение, окисление, термические превращения. Качественные реакции на различные классы органических ...