Разработка урока "Характеристики позиционных систем счисления"
презентация урока для интерактивной доски по информатике и икт (10 класс) по теме

Ивахненко Светлана Николаевна

Урок "Характеристики позиционных систем счисления" проводится с использованием интерактивной доски. На интерактивной доске на двух слайдах представлена незаполненная таблица "Запись чисел в различных системах счисления". . Несколько учащихся по очереди заполняют таблицу с помощью электронного маркера. Промежуточные вычисления они производят, а потом стирают инструментом «ластик» на правой пустой части слайдов. Остальные учащиеся работают в своих тетрадях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока

«Характеристики позиционных систем счисления. Запись чисел в различных позиционных систем счисления»

Разработала:

учитель информатики

БОУ СОШ № 29

ст. Новотитаровской

Динского района

Краснодарского края

Ивахненко

Светлана Николаевна

2013 г.


Тема урока:  «Характеристики позиционных систем счисления. Запись чисел в различных позиционных систем счисления»

Цель урока:      Познакомить учащихся с характеристиками позиционных систем счисления: алфавитом, базисом и основанием. Научить записывать числа в различных системах счисления.

Оборудование:   компьютерный   класс - 14   компьютеров    для     учеников,     проектор,

                       интерактивная доска.

Ход урока:

  1. Приветствие. Организационный момент.
  2. Экспресс – опрос: проверка знаний основных сведений о системах счисления и об истории их развития.
  3. Основная часть урока – новый материал:
  1. лекция;
  2. работа  в тетрадях.
  1. Вопросы и задания по новому материалу.
  2. Домашнее задание.
  3. Заключение.

I. Приветствие. Организационный момент.

II) Экспресс – опрос:

Учитель, используя презентацию, проводит фронтальный опрос При проверке используются заготовки ответов.

  1. Что такое система счисления? (Это способ записи чисел).
  2. На какие группы делятся системы счисления? (На позиционные и непозиционные).
  3. Чем отличаются позиционные системы счисления от непозиционных? (В позиционных системах счисления вклад каждой цифры в величину числа зависит от ее места в записи числа, а в непозиционных не зависит).
  4. Как определить значение числа во многих непозиционных системах счисления? (Надо сложить значения цифр этого числа).
  5. Какие вы знаете непозиционные системы счисления? (Единичная, древнеегипетская, римская, алфавитные).
  6. Какие символы использовались в качестве цифр в этих системах счисления? (Палочки, иероглифы, буквы).
  7. Какие вы знаете позиционные системы счисления? (Десятичная, двоичная, восьмеричная и т. д.).
  8. Какая система счисления применяется в компьютерах и почему? (Двоичная, потому что электронные элементы компьютера могут находиться только в двух различных устойчивых состояниях).

  1. Новая тема: Характеристики позиционных систем счисления: алфавит, базис и основание.

(Соответствующие определения проецируются на интерактивную доску).

Множество различных цифр, используемых в позиционной системе счисления для записи чисел называется алфавитом системы счисления.

Алфавит десятичной системы счисления: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Алфавит двоичной системы счисления: 0, 1.

Базис позиционной системы счисления – это последовательность чисел, каждое из которых задает значение цифры «по месту» или «вес» каждого разряда.

Базис десятичной системы счисления: 1, 10, 102, 103, …

Базис двоичной системы счисления: 1, 2, 22, 23, …

Базис десятичной системы счисления: 1, 8, 82, 83, …

Как видите, эти последовательности бесконечные. В разных системах один и тот же разряд имеет разный «вес».

Основание позиционной системы счисления – это количество цифр в алфавите системы.

Основание системы счисления определяет ее название. Основанием может быть натуральное число, большее или равное двум. Если основание системы счисления Р меньше 10, то в качестве алфавита удобно (но не обязательно) использовать первые Р арабских цифр. Если основание больше 10, то в качестве первых 10 цифр обычно используют 10 арабских цифр, а в качестве остальных цифр – буквы латинского алфавита. Для систем счисления с основаниями, большими 36, единых правил для формы записи цифр не существует.

А сейчас нарисуем и заполним таблицу «Характеристики систем счисления».

На интерактивной доске представлена незаполненная таблица. Несколько учащихся по очереди заполняют таблицу с помощью электронного маркера. Остальные работают в своих тетрадях.

Система счисления

Основание

Алфавит

Базис

Десятичная

10

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

1, 10, 102, 103, …

Двоичная

2

0, 1

1, 2, 22, 23, …

Троичная

3

0, 1, 2

1, 3, 32, 33, …

Пятеричная

5

0, 1, 2, 3, 4

1, 5, 52, 53, …

Восьмеричная

8

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

1, 8, 82, 83, …

Шестнадцатеричная

16

0 – 9, A, B, C, D, E, F

1, 16, 162, 163, …

Для того, чтобы различать числа, записанные в разных системах счисления, будем после записи чисел ставить нижний индекс, равный основанию системы счисления. Исключение - десятичная система счисления, ее индекс можно не писать.

Например: 1011012, 12768, A316.

Запись чисел в различных системах счисления.

В позиционных системах счисления в отличие от непозиционных записывают и отрицательные, и дробные числа. Но вначале мы научимся считать в различных системах, то есть перечислять по порядку натуральные числа этих систем.

По аналогии с десятичной системой счисления каждое следующее натуральное число при счете больше предыдущего на единицу, то есть мы сейчас научимся прибавлять 1 к числам в различных системах счисления.

Складывать лучше всего «в столбик» и сложение, как обычно, нужно начинать с младшего разряда. Если сумма единиц разряда окажется равной или большей основания системы счисления, то возникает перенос единицы в старший разряд.

Нарисуем и заполним таблицу «Запись чисел в различных системах счисления».

Половину таблицы (числа от 0 до 10 в разных системах) заполним на уроке, остальное надо доделать дома.

На интерактивной доске на двух слайдах представлена незаполненная таблица. Несколько учащихся по очереди заполняют таблицу с помощью электронного маркера. Промежуточные вычисления они производят, а потом стирают инструментом «ластик» на правой пустой части слайдов. Остальные работают в своих тетрадях.

Основание системы счисления

10

2

3

5

8

16

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

2

10

2

2

2

2

3

11

10

3

3

3

4

100

11

4

4

4

5

101

12

10

5

5

6

110

20

11

6

6

7

111

21

12

7

7

8

1000

22

13

10

8

9

1001

100

14

11

9

10

1010

101

20

12

A

11

1011

102

21

13

B

12

1100

110

22

14

C

13

1101

111

23

15

D

14

1110

112

24

16

E

15

1111

120

30

17

F

16

10000

121

31

20

10

17

10001

122

32

21

11

18

10010

200

33

22

12

19

10011

201

34

23

13

20

10100

202

40

24

14

IV. Вопросы и задания по новому материалу:

При проверке используются заготовки ответов.

1.         Выпишите все цифры 20-ричной системы счисления.

        (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F, G, H, I, J)

2.         Укажите, какие числа записаны с ошибкой, ответ объясните:

                1237, 30054, А516, 184767.

        (30054, так как в алфавите четверичной системы нет цифры 5;

        184767, так как в алфавите семеричной системы нет цифр 7 и 8)

  1. Какое минимальное основание может иметь система счисления, если в ней записаны все следующие числа:

                432, 120, 111, 2331.

        (Р=5, так как максимальная цифра в числах 4)

  1. Запишите наибольшее число (двузначное) в восьмеричной, пятеричной и троичной системах счисления.

        (77, 44, 22)

  1. Запишите наименьшее трехзначное число в восьмеричной, пятеричной и троичной системах счисления.

        (100, 100, 100)

6.        Какой цифрой заканчиваются четные двоичные числа? Нечетные?

        (Четные – цифрой 0, нечетные – цифрой 1)

V.  Домашнее задание.

Выучить характеристики позиционных систем счисления. Заполнить до конца таблицу «Запись чисел в различных системах счисления».

  1. Заключение.

Учащиеся познакомились с характеристиками позиционных систем счисления и научились записывать по порядку натуральные числа в различных системах счисления.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Преобразование целых чисел в позиционных системах счисления"

Урок предназначен для изучения и закрепления правил перевода целых чисел в позиционных системах счисления. Интригующее начало урока настраивает ребят на изучение материала....

Методическая разработка урока по теме "Арифметические операции в позиционных системах счисления"

Урок разработан с учетом особенностей работы в школе для детей с девиантным поведением....

Урок-закрепление по теме: "Системы счисления. Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую"

Целью данного урока является закрепление учащимися 8-го класса умений по переводу целых чисел из одной системы счисления в другую. В ходе урока учащиеся работают в группах по 2-3 человека. Самос...

Раздаточный материал для проведения итоговой самостоятельной работы по теме "Системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления"

В самостоятельной работе подобраны разносторонние задания для выявления уровня усвоения материала обучающимися. В помощь учителю даны ответы для проверки работ....

Методическая разработка занятия по дисциплине «Информатика и ИКТ» Арифметические операции в позиционных системах счисления

Тема «Арифметические операции в позиционных системах счисления» изучается в курсе дисциплины «Информатика и ИКТ», являющейся частью основной образовательной программы в соответ...

Презентация по теме "Системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления" для 8 кл.

Презентация содержит основные определения по теме "Системы счисления", процесс перевода чисел из любой системы счисления в десятичную и наоборот, перевод из двоичной системы счисления в вось...