«Кавказ в лирике М.Ю.Лермонтова» Урок – проект /Литература, 8 класс/
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Волкова Лариса Павловна

Эффективная организация урока позволяет решать множество образовательных задач. Урок-проект дает возможность моделировать различные виды учебной деятельности школьников. Цель - развитие ключевых компетенций обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kavkaz_v_lirike_lermontova.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  учреждение –

 Средняя  общеобразовательная  школа  №9 города Аткарска

Саратовской области

«Кавказ в лирике М.Ю.Лермонтова»

 Урок – проект

/Литература,  8 класс/

Волкова Лариса Павловна,

учитель русского языка и литературы

МОУ – СОШ №9 г. Аткарска

Цели урока:

 обучающая – способствовать углублению знаний учащихся о творчестве          М.Ю.Лермонтова на основе исследования одного из периодов его жизни;

развивающая – формировать опыт участия в творческих группах, самостоятельного литературоведческого исследования и обобщения материала; развивать познавательную творческую сферу учащихся;

воспитательная – прививать интерес к русской литературе, формировать представление об истинных человеческих ценностях.

Тип урока:

урок-исследование, обобщение и систематизация знаний.

Технология:

проблемно-исследовательская, проектная.

Оборудование урока:

мультимедийный проектор, компьютерная презентация; сб. «Поэзия М.Ю.Лермонтова», ДВЧ (Дневник внеклассного чтения), раздаточный материал (стихотворение «Валерик» /фрагмент).

Этапы урока

Этап I. Экспресс-диагностика

Можете ли вы точно объяснить, почему Лермонтов не раз оказывался на Кавказе?

Вы можете назвать имена друзей Михаила Юрьевича?

Знаете ли вы точно, что такое ритмическая проза?

Можете ли вспомнить хотя бы одну строчку из лермонтовского стихотворения «Валерик»?

Вы бывали на Кавказе?


 

     Экспресс-диагностика проводится с использованием сигнальных карточек  «+»  «-».

Учитель и эксперты визуально определяют количество положительных и отрицательных ответов, на основании этого делается вывод:

-Большинство из вас «отрицательно» ответили на поставленные вопросы. А вы хотите быть готовым к ответу на них? Да? Тогда начинаем урок.

// Оформление страницы «Результаты исследования» в ДВЧ.

Этап II. «Погружение в тему», постановка целей урока.

     - Сегодня нам предстоит встреча с талантливым поэтом и потрясающе мудрым человеком. Мы будем говорить о лирике М.Ю.Лермонтова и, конечно же, о нем, смело встречавшем удары судьбы и так и оставшемся в памяти всех, кто его любил, человеком с большими умными и очень грустными глазами. Сегодня мы услышим поэта, который из своего времени обращается к нам с напоминанием: любите жизнь и будьте счастливы в этом лучшем из миров.

      Лермонтов и Кавказ – это одна из серьезнейших тем в литературоведении. Мы же сегодня проведем свое исследование, в ходе которого попытаемся определить:

 какое место в лирике Лермонтова занимает кавказская тема;

 что формировало лермонтовское отношение к Кавказу;

 каково общечеловеческое звучание кавказской лирики Лермонтова.

Поиск ответов на эти вопросы и определит содержание нашего творческого проекта «Кавказ в лирике М.Ю.Лермонтова».

Этап III. Реализация индивидуального проекта «Лермонтовский Кавказ. Страница Дневника внеклассного чтения».

Место действия в поэме «Мцыри» - Кавказ. Только ли в поэме встречаем мы, говоря словами Белинского, грандиозные картины фантастического Кавказа? Какие лермонтовские строки украсили страницы вашего Дневника внеклассного чтения?

(Презентация Дневника внеклассного чтения – выступления школьников)

Экспресс-исследование: 1. В какие годы писал Лермонтов о Кавказе?

                                           2. В каких литературных жанрах звучит тема Кавказа?

Этап  IV. Защита проекта «Страницы жизни М.Ю.Лермонтова»

               ( Группа     «Лермонтоведы»).

     Проблемный вопрос: «Чем объяснить лермонтовскую влюбленность в Кавказ?»

Содержание проекта:

1825 г. – Первая поездка на Кавказ с бабушкой /запись на странице «Результаты  

                     исследования».

Заочная экскурсия по Кавказу «Лермонтовский Кавказ».

1837 г. – Первая ссылка на Кавказ (Пушкин; «Смерть поэта»)

 «Один день из жизни М.Ю.Лермонтова».

                     Кавказ подарил друга – А.Одоевского /запись на странице «Результаты  

 исследования».

3.  1840 г. – Вторая ссылка на Кавказ. Гибель поэта.


      Мнение / оценка экспертов:

1.Каковы были цели вашего исследование проекта?

2.Какое впечатление оставила у вас эта работа?

(В  общих чертах учащиеся  были знакомы с биографией поэта, но не ожидали, что будет так грустно и горько читать о годах, проведенных  им на Кавказе – без близких, без родных, почти без друзей. Дуэль. Скорее, убийство).

// В ходе защиты проекта класс фиксирует основные положения выступлений  учащихся.

Видеопауза. «Горная сказка».

Этап V. Защита проектного задания «Об одном стихотворении М.Ю.Лермонтова».

 Создание проблемной ситуации.

- Стихотворение, о котором пойдет речь, написано задолго до этих драматических событий – гибели поэта. 1832 г. Лермонтову всего 18 лет. Но в его поэтической исповеди нет юношеской наивности.

Содержание проекта:

Чтение отрывков из стихотворения «Синие горы Кавказа! приветствую вас…»

Рассмотрение результатов литературоведческого исследования.

// Запись на странице «Результаты исследования»: «Синие горы Кавказа! приветствую вас…». Ритмическая проза. Дактиль. Торжественность.

Релакс - пауза. «Один из литературных героев говорил, что искусство выпрямило его душу. А мы с вами, ребята, на уроке поэзии. Пожалуйста, проследите за своей посадкой: спины, плечи. Все должно быть красиво! Спасибо!»

Этап VI. Защита проектного задания «Жалкий человек! Чего он хочет?..» (Загадка одной строки.)

        Создание проблемной ситуации.

    -Мы сегодня говорим не только о лермонтовском Кавказе, но и о самом поэте. «Бог дал ему ум мудреца и душу ребенка», - сказал кто-то из литературоведов. Им приходится открывать тайны лермонтовского наследия. А загадку одной строки я предложила решить юным исследователям. Итак, «Жалкий человек! Чего он хочет?..» (Загадка одной строки.)

Содержание проекта:

Обсуждение гипотез.

Презентация результатов исследования.

// Запись на странице «Результаты исследования»: «Жалкий человек! Чего он хочет?.. небо ясно, под небом места много всем…»

Слово учителя: «Небо ясно, под небом места много всем…» Такие мудрые слова обращает к нам поэт через века. Нужно, чтобы они были услышаны. Военные конфликты, теракты –  явление нашего времени. За всем этим - кровь, страдания, смерть.

   

Этап VII. Обобщение результатов исследования. Экспресс-диагностика.

I. Можете ли вы  объяснить, почему Лермонтов не раз оказывался на Кавказе?

  II. Вы можете назвать имена друзей Михаила Юрьевича?

  III. Знаете ли вы точно, что такое ритмическая проза?

   IV. Можете ли вспомнить хотя бы одну строчку из лермонтовского стихотворения  

      «Валерик»?

V. Приходилось ли вам  бывать  на  Кавказе?


       

    Мнение экспертов:

Ребята  верно ответили на поставленные вопросы. Значит, цель урока достигнута.

Этап VIII. Итог урока.  

   Слово учителя: Надеюсь, что наше исследование поможет вам, ребята, полнее представить облик М.Ю. Лермонтова – поэта и человека.

   Оценка работы творческих групп, экспертов, выступлений отдельных учащихся. Уточнение домашнего задания.     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по лирике Лермонтова. Урок литературы. 6 класс

Обобщающий урок по изучению лирики М.Ю.Лермонтова...

Урок-исследование на тему "Особое философское звучание лирики природы в творчестве Ф. Тютчева” (10 класс).

Урок с применением групповой технологии. Исследование философской, пейзажной лирики Ф.И.Тютчева...

"Синие горы Кавказа в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова" урок литературы в 8классе

Литературно-музыкальная композиция "Кавказ в судьбе М.Ю.Лермонтова". На уроке звучат стихи поэта,романсы "Горные вершины","Выхожу один я на дорогу",дополнительные сведения из жизни поэта на Кавказе....

Словарное богатство поэтического языка А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (урок развития речи в 6 классе)

Словарное богатство поэтического языкаА.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова(урок развития речи в 6 классе) Подготовительный этап:   Урок развития устной речи производится после того, как изучены...

Урок по теме "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова" (8 класс, программа Меркина)

Урок по теме "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова" был проведен для молодых учителей в рамках муниципального проекта "Становление". Основными задачами данного урока было оп...

Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова урок 6 класс

Урок по творчеству М.Ю. Лермонтова для 6 класс...