Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова урок 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Лукьяненко Наталья Дмитриевна

Урок по творчеству М.Ю. Лермонтова для 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motiv_odinochestva_v_lirike_m.yu_._lermontova.docx32.44 КБ

Предварительный просмотр:

Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

                                     (  «На севере диком», «Утёс»).

Цели урока:

расширить представление о творчестве М.Ю. Лермонтова, дав обучающимся возможность самим проследить, как раскрывается тема одиночества в стихотворениях «Утёс», «На севере диком»;

Планируемые результаты: 

Предметные: анализ стихотворений, умение  находить  средства выразительности в стихотворениях поэта, оценивать интерпретацию художественного текста, выразительно читать стихотворения.

Личностные  УУД: самоопределение, нравственно – этическая  ориентация, способность к самооценке своих  поступков.

Регулятивные УУД : целеполагание, саморегуляция, выделение и осознание  обучающимся  того, что уже усвоено.

Коммуникативные УУД:  планирование  учебного сотрудничства    с  учителем и сверстниками, соблюдение   правил  речевого  поведения, умение  высказывать и   обосновывать  свою точку зрения.

Средства обучения:  компьютер, проектор, иллюстрации к произведению, репродукции картин известных художников, ресурсы сети Интернет, соц.сеть работников образования .

                                                           Как страшно жизни сей оковы
                                                         Нам в одиночестве влачить…

                                                                                    М.Ю. Лермонтов

                                                       Ход урока

1.Актуализация  знаний. (2мин)

Учитель читает отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Одиночество»:

Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить,

Делить веселье- все готовы:-

Никто не хочет грусть делить.

Один я здесь, как царь воздушный,

Страданья в сердце стеснены,

И вижу, как, судьбе послушно,

Года уходят будто сны.

2.Проблемный вопрос. ( 5 мин)

Учитель: Это отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Одиночество».

- Строки  из этого стихотворения являются эпиграфом нашего урока.

- Какое состояние души передаётся в этом отрывке?

- Ребята, а как вы думаете, что такое одиночество?

- Давайте обратимся к толковому словарю. ( На доске записано определение одиночества) 

1. Одинокий – уединенный, живущий там, где мало людей, отдельно.

2. Одинокий – живущий одиноко, сам по себе, без семьи, товарищей.

Словарь В.И. Даля

-Скажите, о чем вы думаете, когда слышите слово «одиночество»?

- Подберите синонимы к слову «одиночество»

ОДИНОЧЕСТВО=ТОСКА=УЕДИНЕНИЕ=УНЫЛОСТЬ

- Какого человека можно назвать одиноким?

-Легко ли одиноким людям?

- А что чувствует одинокий человек?

- А поэт может быть одиноким? (Да, каждый человек в своей жизни когда-нибудь испытывает чувство одиночества.

 Например ,   А.С.Пушкин был очень одинок в детстве в моменты, когда родители уезжали на бал. Он коротал одиночество в библиотеке отца.

-Почему Лермонтов был одинок?  (поэту тоже было знакомо чувство одиночества. Хотя он и рос в любви и ласки бабушки, но ранняя смерть матери и разлука с отцом наложили след на его характер.)

…Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть

Учитель: Сам Лермонтов признавался: « Любил сначала в жизни я угрюмое уединенье, где укрывался весь в себя»

Может ли жизнь поэта накладывать отпечаток  на его творчество? 

На этот вопрос мы постараемся сегодня ответить. ( На доске записана тема урока Мотив… в лирике М.Ю. Лермонтова).

-Чувством одиночества пронизаны многие произведения М.Ю.Лермонтова.

Такой устойчивый образ в литературоведении называется мотив.

 Мотив — устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь.

-   Какие поэтические образы помогают создать  чувство одиночества?   (тучи, одинокий листок)

- Какие вы знаете стихотворения, где звучит тот же мотив? («Тучи»,» «Листок»)

-Хотели бы вы узнать, в каких еще стихотворениях звучит такой же мотив?

- Какова же тема нашего урока? Дополните  слово. (Одиночество)

- Мы будем работать в группах. Проведем исследования.

3.  Постановка целей и задачи урока. (2мин)

- Что мы будем исследовать? (стихотворения М.Ю. Лермонтова)

- Как будем исследовать?     (Работать с текстом стихотворений)

-Какие вопросы перед началом исследования поставим перед собой?

- Мы определили тему урока- «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова». Давайте попробуем определить цель урока.

 Цель урока: как раскрывается тема одиночества в стихотворениях Лермонтова

Задачи урока :(формулируют дети):

-В каких стихотворениях поэта отражено чувство одиночества?

      - Какие поэтические образы помогают создать  чувство одиночества?

-Какие изобразительно-выразительных средства использовал М.Ю. Лермонтов, рисуя эти образы? (С помощью чего?)

- Перед началом исследования вспомним некоторые изобразительно-выразительные средства.

4.  Словарная работа (1 мин)

Антитеза – противопоставление образов, героев, картин.

Инверсия – художественный прием, необычный порядок слов в предложении.

5. Работа в группах (8 мин)

Задания  для групповой работы

Работа в группах ( 5 групп по 5 человек).

Каждая группа анализирует одно стихотворение (1- «На севере диком…», 2- «Утёс») по данному плану и заполняет таблицу. 3 группа- «Любители поэзии»,4 группа-«Исследователи»,5 группа- «Любители живописи»

  1. группа

                       Анализ стихотворения «Утёс»

  1. Какое настроение создаёт стихотворение? Почему? Благодаря чему оно возникает?
  2.  Какие картины возникают в вашем воображении при чтении стихотворения? Опишите их.                                                                                                                                          
  3. Какие художественные средства помогают их создать?
  4. Назовите  эпитеты к словам тучка и утес.
  5. Каковы образы утёса и тучки?
  6. Определите значение слова лазурь.

       7 .  Заполните таблицу цитатами

Основные образы

Тучка

Утес

Внешний облик

Внутреннее состояние

Движение в пространстве

Глагольная лексика

  1. группа

                      Анализ стихотворения «На севере диком…»

  1 . Какое настроение создаёт стихотворение? Почему? Благодаря  чему оно возникает?

2.  Какие картины возникают в вашем воображении при чтении стихотворения? Опишите их.

  1.  Какие художественные средства помогают их создать?
  2. Что же разделяет сосну и пальму? Как подчёркивается в стихотворении
  3.  А что объединяет сосну и пальму?
  4. О чём заставляет задуматься стихотворение?
  5. Определите значение слова риза.

 Название стихотворения

Настроение в стихотворении 

 Ключевое      слово

Основные образы 

 Изобразительно-выразительные средства

«На севере дикеом…»

 

 

 

 

      Задание для 3 группы   «Любители поэзии»

-Каким настроением проникнут оригинал?

-Передает ли перевод Лермонтова интонацию оригинала?  

-Какие однокоренные слова звучат в стихотворении Лермонтова?

- Заполните таблицу

- А теперь сопоставим образы Лермонтова и Гейне

 

Лермонтов

Гейне

Задание для 4 группы «Исследователи»  Задание дано заранее на дом

         

 Тютчев

На севере мрачном, на дикой скале,

Кедр одинокий,

Подъемлясь, белеет,

И сладко заснул он в инистой мгле,

И сон его вьюга лелеет.

Про юную пальму снится ему,

Что в краю отдалённом востока

Под мирной лазурью,

На светлом холму

Стоит и цветёт одиноко.

                                                                           А. А. Фет  

                                        На севере дуб одинокий

                                        Стоит на пригорке крутом;

                                        Он дремлет, сурово покрытый

                                        И снежным и льдяным ковром.

                                        Во сне ему видится пальма

                                        В далёкой восточной стране,

                                        В безмолвной, глубокой печали,

                                        Одна, на горячей скале…

     Сравните эти стихотворения и заполните цитатами  таблицу:

-В чем сходство и различие стихотворений Ф. Тютчева и А. Фета?

-Сравните со стихотворением М.Ю. Лермонтова.

- В каком из переводов больше изобразительно-выразительных средств?

Ф.И. Тютчев

А.А.Фет

Задание для 5 группы «Ценители живописи»

И.И.Шишкин  «На севере диком…» (1890)

Составьте небольшой рассказ о картине И.И. Шишкина.

1.Что изображено на картине?

2. Какова ее композиция? Колорит?

3. Какое настроение выразил художник?

  1. Музыкальная  пауза (5 мин)

- Почему на многие стихи Лермонтова написана музыка? Может быть потому, что поэт сам был очень музыкальным человеком, и стихи его были как песни.

1 ученик: Поэтическому слову Лермонтова точно, художественно проникновенно отвечают поистине «говорящие мелодии» Даргомыжского в его лирических музыкальных пейзажах «Сосна», « Ночевала тучка золотая…».

Прослушивание музыки.

2 ученик: Итак, на стихи М.Ю. Лермонтова были написаны романсы, лирические музыкальные пейзажи и партитуры. Не остался в стороне и русский симфонический жанр.

Учитель: Творчество Лермонтова не оставило равнодушными и нас с вами. У многих возникло желание создать творческие работы на тему одиночества в лирике поэта. Группа художников представит вам свои работы.

  1. Выступление групп (3-мин на выступление)-15 мин и  

С ними выступают группы, подготовленные дома.

Выступление группы  «Любители   поэзии»

      -  Незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ в 1841 году Лермонтов написал стихотворение «На севере диком…». Это был перевод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне «Ein Fichtenbaum», «Сосна». Оно было  написано в 1822 году и входило в  большой цикл стихотворений о любви. Так что стихотворение Лермонтова - это художественный перевод стихотворения Г.Гейне.  

    Чтение стихотворения Лермонтова.         

          Генрих  Гейне

          Сосна стоит одиноко

          На севере, на холодной вершине.

          Она дремлет, белым покрывалом

          Окутывают ее лед и снег.

         Она мечтает о пальме,

         Которая  далеко на востоке

         Одиноко и молча печалится

    Обращаем  ваше внимание на то, что в этом переводе не может быть рифмы, не сохранен и ритм, так как это дословный перевод. Поэтому мы его не можем назвать его стихотворением. Есть такой термин-подстрочник (читает учитель,  на партах  распечатанный текст). В немецком языке слово СОСНА – мужского рода. Этот образ – аллегорический: с его помощью поэт выражает собственные лирические переживания: чувство одиночества и тоски по далёкой возлюбленной.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине cocнa.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой —

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

М.Ю. Лермонтов

      Задание для группы   группы «Любители поэзии»

-Каким настроением проникнут оригинал?   (интонация грустная, печальная, тоскливая)

-Передает ли перевод Лермонтова интонацию оригинала?  (да, в стихотворении Лермонтова та же печальная интонация, то же  щемящее чувство одиночества, та же неисполнимая мечта о далекой родной душе, тоже одинокой).

-Какие однокоренные слова звучат в стихотворении Лермонтова?   ( одиноко, одна)

- Заполните таблицу

А теперь сопоставим образы Лермонтова и Гейне.

Лермонтов

Гейне

На голой вершине

На холодной вершине

Снегом сыпучим одета, как ризой, она

Белым покрывалом окутывает ее снег и лед

На утесе горючем

На пылающей скале

   

 Лермонтов                                                           Гейне

На голой вершине                                             на холодной вершине

-В каком случае, на ваш взгляд, сильнее выражена бесприютноcть,  обездоленность?

( у Лермонтова, так как голой – пустой, незащищенной)

Снегом сыпучим                                                  белым покрывалом  окутывает ее снег и лед

 Одета, как ризой, она

-Чем  Лермонтовский  перевод интересен? ( у Лермонтова усилено великолепие убранства, есть возвышенная торжественность, но и в торжественном одеянии одиночество приносит страдание)

На утесе горючем                                                 на пылающей скале

У Лермонтова эпитет «горючий» фольклорный, а значит, более проникновенный, глубокий.

М. Лермонтов не только  точно передал мысль об одиночестве и невозможности счастья, он обогатил стихотворение Гейне поэтическими изобразительными средствами (запись в тетрадь).

-Можем ли мы сказать, что в стихотворении Лермонтова удваивается мотив одиночества?

Конечно, перевод настолько совершенен, что является скорее самостоятельным стихотворением, навеянным лирикой Генриха Гейне.

Выступление  группы  «Исследователи»

    Стихотворение Гейне переводили и другие поэты.

 Первым Гейне стал переводить Фёдор Иванович Тютчев. В 1827 г. в «Северной лире» появляется его перевод из Гейне («С чужой стороны» — «На севере мрачном...»)

- Перевод Фета был опубликован в "Москвитянине"  еще до первой посмертной публикации стихотворения М.Ю. Лермонтова "На севере диком стоит одиноко..." в "Отечественных записках" .

- Тютчев и Фет учли, что слово «сосна» в немецком языке мужского рода и заменили её существительными мужского рода «кедр» и «дуб». Их переводы ближе к стихотворению Гейне по характеру лирического переживания – любовного переживания.

- Оригинальность стихотворения Лермонтова в изменении акцентов, изменения характера переживания – чувства безысходного одиночества.

- Можно сказать,  что Лермонтов обогатил стихотворение Гейне с помощью более выразительных средств. Стихотворение “На севере диком…” можно назвать самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне.

Задание для группы «Исследователи»

         

 Тютчев

На севере мрачном, на дикой скале,

Кедр одинокий,

Подъемлясь, белеет,

И сладко заснул он в инистой мгле,

И сон его вьюга лелеет.

Про юную пальму снится ему,

Что в краю отдалённом востока

Под мирной лазурью,

На светлом холму

Стоит и цветёт одиноко.

                                                                           А. А. Фет  

                                        На севере дуб одинокий

                                        Стоит на пригорке крутом;

                                        Он дремлет, сурово покрытый

                                        И снежным и льдяным ковром.

                                        Во сне ему видится пальма

                                        В далёкой восточной стране,

                                        В безмолвной, глубокой печали,

                                        Одна, на горячей скале…

     Сравните эти стихотворения и заполните цитатами  таблицу:

-В чем сходство и различие стихотворений Ф. Тютчева и А. Фета?

-Сравните со стихотворением М.Ю. Лермонтова.

- В каком из переводов больше изобразительно-выразительных средств?

Ф.И. Тютчев

А.А.Фет

На севере мрачном, на дикой скале,

На севере дуб

Стоит на пригорке крутом;

Кедр одинокий

дуб одинокий

И сладко заснул он в инистой мгле,

сурово покрытый

И снежным и льдяным ковром.

И сон его вьюга лелеет.

Про юную пальму снится ему,

Во сне ему видится пальма

Что в краю отдалённом востока

В далёкой восточной стране,

На светлом холму

Стоит и цветёт одиноко.

                                                                           

на горячей скале…

Одна

Выступление  группы «Ценители живописи»:

Обратите внимание на картину И.И. Шишкина «На севере диком…» (Репродукция на доске). Эта картина созданная в 1890г., передаёт чувства средствами живописи.  

На картине в центре, на переднем плане изображена могучая одинокая сосна на мрачном фоне безбрежных далей. Ветки сосны опустились, поникли под тяжестью снежного убранства. Она как будто погружена в вечную мечту о другом, светлом и радостном мире.

 Колорит картины тёмный, мрачный. Источник бледного света не виден, он находится вне картины- сверху и справа – об этом мы можем судить по тени, которую отбрасывает сосна. Эта тень усиливает ощущение одиночества, холода, тоски.

Учитель:-  Спасибо группам. А теперь обратите внимание, что общего в этих стихотворениях? ( Тема).

Какой мотив звучит в стихотворениях? (Мотив  одиночества )

  1. Обобщение: (3 мин)

   Итак, мотив одиночества очень значим в произведениях М.Лермонтова. Мастерство поэта восхищает, стихотворения поражают глубиной переживаемого чувства. На его красивых, но грустных стихотворениях об одиночестве мы учимся сочувствовать и  сопереживать.

9.  Рефлексия (2 мин)

На уроке я узнал …....( много нового о жизни и творчестве поэта)

Было интересно …...     (увидеть картины.....)

Хотел бы узнать......... ( в каких ещё стихот. Лермонтова есть образ Паруса.)

10 .  Домашнее задание: (2 мин)

  1. Выучить одно из стихотворений наизусть
  2. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению
  3. Представьте, что вы являетесь издателем сборника стихов об одиночестве. Какие бы стихотворения вы в него включил?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"

Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....

Конспект урока по литературе по теме : «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова»

Одна из главных характерных черт лирики Лермонтова - резкое отрицание существующей действительности. Если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчеств...

Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.

Презентация к уроку литературы в 6 классе поможет учителю организовать урок  по изучению лирики М.Ю.Лермонтова....

Конспект урока по литературе «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»

Конспект учебного занятия по литературе с использованием ЦОР...

Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова на примере стих-ий "Утёс", "Листок"

Цель: расширить представление о творчестве русского поэта М.Ю. Лермонтова....

Рабочий лист к уроку литературы 6 класс . "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"

В данный рабочий лист включены разноуровневые задания....

Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова

Разработка урока литературы в 6 классе по теме "Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова"....