Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова урок 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Урок по творчеству М.Ю. Лермонтова для 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motiv_odinochestva_v_lirike_m.yu_._lermontova.docx | 32.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
( «На севере диком», «Утёс»).
Цели урока:
- расширить представление о творчестве М.Ю. Лермонтова, дав обучающимся возможность самим проследить, как раскрывается тема одиночества в стихотворениях «Утёс», «На севере диком»;
Планируемые результаты:
Предметные: анализ стихотворений, умение находить средства выразительности в стихотворениях поэта, оценивать интерпретацию художественного текста, выразительно читать стихотворения.
Личностные УУД: самоопределение, нравственно – этическая ориентация, способность к самооценке своих поступков.
Регулятивные УУД : целеполагание, саморегуляция, выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничства с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, иллюстрации к произведению, репродукции картин известных художников, ресурсы сети Интернет, соц.сеть работников образования .
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить…
М.Ю. Лермонтов
Ход урока
1.Актуализация знаний. (2мин)
Учитель читает отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Одиночество»:
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить,
Делить веселье- все готовы:-
Никто не хочет грусть делить.
Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как, судьбе послушно,
Года уходят будто сны.
2.Проблемный вопрос. ( 5 мин)
Учитель: Это отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Одиночество».
- Строки из этого стихотворения являются эпиграфом нашего урока.
- Какое состояние души передаётся в этом отрывке?
- Ребята, а как вы думаете, что такое одиночество?
- Давайте обратимся к толковому словарю. ( На доске записано определение одиночества)
1. Одинокий – уединенный, живущий там, где мало людей, отдельно.
2. Одинокий – живущий одиноко, сам по себе, без семьи, товарищей.
Словарь В.И. Даля
-Скажите, о чем вы думаете, когда слышите слово «одиночество»?
- Подберите синонимы к слову «одиночество»
ОДИНОЧЕСТВО=ТОСКА=УЕДИНЕНИЕ=УНЫЛОСТЬ
- Какого человека можно назвать одиноким?
-Легко ли одиноким людям?
- А что чувствует одинокий человек?
- А поэт может быть одиноким? (Да, каждый человек в своей жизни когда-нибудь испытывает чувство одиночества.
Например , А.С.Пушкин был очень одинок в детстве в моменты, когда родители уезжали на бал. Он коротал одиночество в библиотеке отца.
-Почему Лермонтов был одинок? (поэту тоже было знакомо чувство одиночества. Хотя он и рос в любви и ласки бабушки, но ранняя смерть матери и разлука с отцом наложили след на его характер.)
…Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть
Учитель: Сам Лермонтов признавался: « Любил сначала в жизни я угрюмое уединенье, где укрывался весь в себя»
- Может ли жизнь поэта накладывать отпечаток на его творчество?
На этот вопрос мы постараемся сегодня ответить. ( На доске записана тема урока Мотив… в лирике М.Ю. Лермонтова).
-Чувством одиночества пронизаны многие произведения М.Ю.Лермонтова.
Такой устойчивый образ в литературоведении называется мотив.
Мотив — устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь.
- Какие поэтические образы помогают создать чувство одиночества? (тучи, одинокий листок)
- Какие вы знаете стихотворения, где звучит тот же мотив? («Тучи»,» «Листок»)
-Хотели бы вы узнать, в каких еще стихотворениях звучит такой же мотив?
- Какова же тема нашего урока? Дополните слово. (Одиночество)
- Мы будем работать в группах. Проведем исследования.
3. Постановка целей и задачи урока. (2мин)
- Что мы будем исследовать? (стихотворения М.Ю. Лермонтова)
- Как будем исследовать? (Работать с текстом стихотворений)
-Какие вопросы перед началом исследования поставим перед собой?
- Мы определили тему урока- «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова». Давайте попробуем определить цель урока.
Цель урока: как раскрывается тема одиночества в стихотворениях Лермонтова
Задачи урока :(формулируют дети):
-В каких стихотворениях поэта отражено чувство одиночества?
- Какие поэтические образы помогают создать чувство одиночества?
-Какие изобразительно-выразительных средства использовал М.Ю. Лермонтов, рисуя эти образы? (С помощью чего?)
- Перед началом исследования вспомним некоторые изобразительно-выразительные средства.
4. Словарная работа (1 мин)
Антитеза – противопоставление образов, героев, картин.
Инверсия – художественный прием, необычный порядок слов в предложении.
5. Работа в группах (8 мин)
Задания для групповой работы
Работа в группах ( 5 групп по 5 человек).
Каждая группа анализирует одно стихотворение (1- «На севере диком…», 2- «Утёс») по данному плану и заполняет таблицу. 3 группа- «Любители поэзии»,4 группа-«Исследователи»,5 группа- «Любители живописи»
- группа
Анализ стихотворения «Утёс»
- Какое настроение создаёт стихотворение? Почему? Благодаря чему оно возникает?
- Какие картины возникают в вашем воображении при чтении стихотворения? Опишите их.
- Какие художественные средства помогают их создать?
- Назовите эпитеты к словам тучка и утес.
- Каковы образы утёса и тучки?
- Определите значение слова лазурь.
7 . Заполните таблицу цитатами
Основные образы | Тучка | Утес |
Внешний облик | ||
Внутреннее состояние | ||
Движение в пространстве | ||
Глагольная лексика |
- группа
Анализ стихотворения «На севере диком…»
1 . Какое настроение создаёт стихотворение? Почему? Благодаря чему оно возникает?
2. Какие картины возникают в вашем воображении при чтении стихотворения? Опишите их.
- Какие художественные средства помогают их создать?
- Что же разделяет сосну и пальму? Как подчёркивается в стихотворении
- А что объединяет сосну и пальму?
- О чём заставляет задуматься стихотворение?
- Определите значение слова риза.
Название стихотворения | Настроение в стихотворении | Ключевое слово | Основные образы | Изобразительно-выразительные средства |
«На севере дикеом…» |
|
|
|
|
Задание для 3 группы «Любители поэзии»
-Каким настроением проникнут оригинал?
-Передает ли перевод Лермонтова интонацию оригинала?
-Какие однокоренные слова звучат в стихотворении Лермонтова?
- Заполните таблицу
- А теперь сопоставим образы Лермонтова и Гейне
Лермонтов | Гейне |
Задание для 4 группы «Исследователи» Задание дано заранее на дом
Тютчев
На севере мрачном, на дикой скале,
Кедр одинокий,
Подъемлясь, белеет,
И сладко заснул он в инистой мгле,
И сон его вьюга лелеет.
Про юную пальму снится ему,
Что в краю отдалённом востока
Под мирной лазурью,
На светлом холму
Стоит и цветёт одиноко.
А. А. Фет
На севере дуб одинокий
Стоит на пригорке крутом;
Он дремлет, сурово покрытый
И снежным и льдяным ковром.
Во сне ему видится пальма
В далёкой восточной стране,
В безмолвной, глубокой печали,
Одна, на горячей скале…
Сравните эти стихотворения и заполните цитатами таблицу:
-В чем сходство и различие стихотворений Ф. Тютчева и А. Фета?
-Сравните со стихотворением М.Ю. Лермонтова.
- В каком из переводов больше изобразительно-выразительных средств?
Ф.И. Тютчев | А.А.Фет |
Задание для 5 группы «Ценители живописи»
И.И.Шишкин «На севере диком…» (1890)
Составьте небольшой рассказ о картине И.И. Шишкина.
1.Что изображено на картине?
2. Какова ее композиция? Колорит?
3. Какое настроение выразил художник?
- Музыкальная пауза (5 мин)
- Почему на многие стихи Лермонтова написана музыка? Может быть потому, что поэт сам был очень музыкальным человеком, и стихи его были как песни.
1 ученик: Поэтическому слову Лермонтова точно, художественно проникновенно отвечают поистине «говорящие мелодии» Даргомыжского в его лирических музыкальных пейзажах «Сосна», « Ночевала тучка золотая…».
Прослушивание музыки.
2 ученик: Итак, на стихи М.Ю. Лермонтова были написаны романсы, лирические музыкальные пейзажи и партитуры. Не остался в стороне и русский симфонический жанр.
Учитель: Творчество Лермонтова не оставило равнодушными и нас с вами. У многих возникло желание создать творческие работы на тему одиночества в лирике поэта. Группа художников представит вам свои работы.
- Выступление групп (3-мин на выступление)-15 мин и
С ними выступают группы, подготовленные дома.
Выступление группы «Любители поэзии»
- Незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ в 1841 году Лермонтов написал стихотворение «На севере диком…». Это был перевод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне «Ein Fichtenbaum», «Сосна». Оно было написано в 1822 году и входило в большой цикл стихотворений о любви. Так что стихотворение Лермонтова - это художественный перевод стихотворения Г.Гейне.
Чтение стихотворения Лермонтова.
Генрих Гейне
Сосна стоит одиноко
На севере, на холодной вершине.
Она дремлет, белым покрывалом
Окутывают ее лед и снег.
Она мечтает о пальме,
Которая далеко на востоке
Одиноко и молча печалится
Обращаем ваше внимание на то, что в этом переводе не может быть рифмы, не сохранен и ритм, так как это дословный перевод. Поэтому мы его не можем назвать его стихотворением. Есть такой термин-подстрочник (читает учитель, на партах распечатанный текст). В немецком языке слово СОСНА – мужского рода. Этот образ – аллегорический: с его помощью поэт выражает собственные лирические переживания: чувство одиночества и тоски по далёкой возлюбленной.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине cocнa.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой —
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
М.Ю. Лермонтов
Задание для группы группы «Любители поэзии»
-Каким настроением проникнут оригинал? (интонация грустная, печальная, тоскливая)
-Передает ли перевод Лермонтова интонацию оригинала? (да, в стихотворении Лермонтова та же печальная интонация, то же щемящее чувство одиночества, та же неисполнимая мечта о далекой родной душе, тоже одинокой).
-Какие однокоренные слова звучат в стихотворении Лермонтова? ( одиноко, одна)
- Заполните таблицу
А теперь сопоставим образы Лермонтова и Гейне.
Лермонтов | Гейне |
На голой вершине | На холодной вершине |
Снегом сыпучим одета, как ризой, она | Белым покрывалом окутывает ее снег и лед |
На утесе горючем | На пылающей скале |
Лермонтов Гейне
На голой вершине на холодной вершине
-В каком случае, на ваш взгляд, сильнее выражена бесприютноcть, обездоленность?
( у Лермонтова, так как голой – пустой, незащищенной)
Снегом сыпучим белым покрывалом окутывает ее снег и лед
Одета, как ризой, она
-Чем Лермонтовский перевод интересен? ( у Лермонтова усилено великолепие убранства, есть возвышенная торжественность, но и в торжественном одеянии одиночество приносит страдание)
На утесе горючем на пылающей скале
У Лермонтова эпитет «горючий» фольклорный, а значит, более проникновенный, глубокий.
М. Лермонтов не только точно передал мысль об одиночестве и невозможности счастья, он обогатил стихотворение Гейне поэтическими изобразительными средствами (запись в тетрадь).
-Можем ли мы сказать, что в стихотворении Лермонтова удваивается мотив одиночества?
Конечно, перевод настолько совершенен, что является скорее самостоятельным стихотворением, навеянным лирикой Генриха Гейне.
Выступление группы «Исследователи»
Стихотворение Гейне переводили и другие поэты.
Первым Гейне стал переводить Фёдор Иванович Тютчев. В 1827 г. в «Северной лире» появляется его перевод из Гейне («С чужой стороны» — «На севере мрачном...»)
- Перевод Фета был опубликован в "Москвитянине" еще до первой посмертной публикации стихотворения М.Ю. Лермонтова "На севере диком стоит одиноко..." в "Отечественных записках" .
- Тютчев и Фет учли, что слово «сосна» в немецком языке мужского рода и заменили её существительными мужского рода «кедр» и «дуб». Их переводы ближе к стихотворению Гейне по характеру лирического переживания – любовного переживания.
- Оригинальность стихотворения Лермонтова в изменении акцентов, изменения характера переживания – чувства безысходного одиночества.
- Можно сказать, что Лермонтов обогатил стихотворение Гейне с помощью более выразительных средств. Стихотворение “На севере диком…” можно назвать самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне.
Задание для группы «Исследователи»
Тютчев
На севере мрачном, на дикой скале,
Кедр одинокий,
Подъемлясь, белеет,
И сладко заснул он в инистой мгле,
И сон его вьюга лелеет.
Про юную пальму снится ему,
Что в краю отдалённом востока
Под мирной лазурью,
На светлом холму
Стоит и цветёт одиноко.
А. А. Фет
На севере дуб одинокий
Стоит на пригорке крутом;
Он дремлет, сурово покрытый
И снежным и льдяным ковром.
Во сне ему видится пальма
В далёкой восточной стране,
В безмолвной, глубокой печали,
Одна, на горячей скале…
Сравните эти стихотворения и заполните цитатами таблицу:
-В чем сходство и различие стихотворений Ф. Тютчева и А. Фета?
-Сравните со стихотворением М.Ю. Лермонтова.
- В каком из переводов больше изобразительно-выразительных средств?
Ф.И. Тютчев | А.А.Фет |
На севере мрачном, на дикой скале, | На севере дуб Стоит на пригорке крутом; |
Кедр одинокий | дуб одинокий |
И сладко заснул он в инистой мгле, | сурово покрытый И снежным и льдяным ковром. |
И сон его вьюга лелеет. Про юную пальму снится ему, | Во сне ему видится пальма |
Что в краю отдалённом востока | В далёкой восточной стране, |
На светлом холму Стоит и цветёт одиноко.
| на горячей скале… Одна |
Выступление группы «Ценители живописи»:
Обратите внимание на картину И.И. Шишкина «На севере диком…» (Репродукция на доске). Эта картина созданная в 1890г., передаёт чувства средствами живописи.
На картине в центре, на переднем плане изображена могучая одинокая сосна на мрачном фоне безбрежных далей. Ветки сосны опустились, поникли под тяжестью снежного убранства. Она как будто погружена в вечную мечту о другом, светлом и радостном мире.
Колорит картины тёмный, мрачный. Источник бледного света не виден, он находится вне картины- сверху и справа – об этом мы можем судить по тени, которую отбрасывает сосна. Эта тень усиливает ощущение одиночества, холода, тоски.
Учитель:- Спасибо группам. А теперь обратите внимание, что общего в этих стихотворениях? ( Тема).
- Какой мотив звучит в стихотворениях? (Мотив одиночества )
- Обобщение: (3 мин)
Итак, мотив одиночества очень значим в произведениях М.Лермонтова. Мастерство поэта восхищает, стихотворения поражают глубиной переживаемого чувства. На его красивых, но грустных стихотворениях об одиночестве мы учимся сочувствовать и сопереживать.
9. Рефлексия (2 мин)
На уроке я узнал …....( много нового о жизни и творчестве поэта)
Было интересно …... (увидеть картины.....)
Хотел бы узнать......... ( в каких ещё стихот. Лермонтова есть образ Паруса.)
10 . Домашнее задание: (2 мин)
- Выучить одно из стихотворений наизусть
- Нарисовать иллюстрацию к стихотворению
- Представьте, что вы являетесь издателем сборника стихов об одиночестве. Какие бы стихотворения вы в него включил?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"
Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....
Конспект урока по литературе по теме : «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова»
Одна из главных характерных черт лирики Лермонтова - резкое отрицание существующей действительности. Если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчеств...
Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.
Презентация к уроку литературы в 6 классе поможет учителю организовать урок по изучению лирики М.Ю.Лермонтова....
Конспект урока по литературе «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»
Конспект учебного занятия по литературе с использованием ЦОР...
Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова на примере стих-ий "Утёс", "Листок"
Цель: расширить представление о творчестве русского поэта М.Ю. Лермонтова....
Рабочий лист к уроку литературы 6 класс . "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"
В данный рабочий лист включены разноуровневые задания....
Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова
Разработка урока литературы в 6 классе по теме "Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова"....