Урок-исследование на тему "Особое философское звучание лирики природы в творчестве Ф. Тютчева” (10 класс).
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Урок с применением групповой технологии. Исследование философской, пейзажной лирики Ф.И.Тютчева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutchev_urok-issledovanie.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - групповое исследование на тему “Особое философское звучание лирики природы в творчестве Ф. Тютчева” (10 класс).
Цели урока: помочь учащимся понять мировосприятие Ф. Тютчева (на творческом уровне); формировать художественный вкус, художественно-творческую активность; развивать творческие способности, логическое мышление, речь; воспитывать уважительное отношение к культурному наследию
Задачи:
1) отрабатывать навык сопоставительного анализа стихотворений;
2) учить систематизировать, обобщать, выделять главное;
3) обогащать и развивать словарный запас, работать над овладением учащимися художественными средствами языка;
4) воспитывать дисциплинированность, ответственность, собранность.
Тип урока: групповое исследование
Формы и методы: фронтальная, индивидуальная, групповая; вербальные (рассказ, выразительное чтение, беседа), наглядные, практические (анализ стихотворения)
Оборудование: портрет поэта, иллюстрации (картины природы), сборники стихов (выставка), карточки-задания, музыкальное сопровождение (произведения Баха, Моцарта, Шумана, Грига др.), рисунки учащихся
ХОД УРОКА
I. Организационный этап.
II. Положительная мотивация.
(Звучит “Ave Maria”)
Учитель. Что такое окружающий нас мир? Едва ли кто-то не задумывался над этим. В Священной Книге Библии описано сотворение мира по слову Бога: “Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет… И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо”. (1-я Книга Моисеева: Бытие 1:1-13).
Издавна философская мысль бьется над вопросом: что есть мир, и каково место человека в нем.
III. Выступление ученика. Сообщение об объективных и субъективных философских воззрениях на мир и место человека в нем.
Вопрос к нему и к учащимся: “Какая философская концепция (объективистская или субъективистская) ближе вашему восприятию?”
Но не только философы задумывались над этим вопросом. Размышляли на эту тему и поэты, и писатели. Вам уже знакома философская лирика Пушкина и Лермонтова. Сегодня мы побеседуем о философской лирике Ф. Тютчева.
Обратимся к эпиграфу нашего урока.
Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
Ф. Тютчев
Давайте, основываясь на философских воззрениях, попытаемся понять мировосприятие Ф.Тютчева, его взгляд на взаимоотношения природы и человека.
IV. Закрепление. Практическая работа.
Учащимся дается задание, обсудив в группах, сопоставить 2 стихотворения. (Стихотворения предварительно прочитаны дома. Для звукового оформления стихотворения учащимся, занимающимся в музыкальной школе, дается задание подобрать созвучное стихотворению музыкальное произведение.)
Во время подготовки учащихся звучит музыка под шум морского прибоя.
Групповые задания
А) Сопоставительный анализ двух стихотворений, относящихся к одному периоду творчества. “Как океан объемлет шар земной…” (1830), “Как сладко дремлет сад темно-зеленый” (1835).
- Докажите, что стихотворения “Как океан объемлет шар земной…” (1830) и “Как сладко дремлет сад темно-зеленый…” (1835) принадлежат одному автору.
- Сравните: центральные поэтические образы одного и другого стихотворения (день, ночь, сон); состояние лирического героя. Как художественно оно передается? (Растерянность и одновременно благоговение перед бездной ночи; параллелизм состояния природы и лирического героя; отсутствие “я” в стихотворении).
- Пронаблюдайте за использованием эпитетов в одном и другом стихотворении. Какие закономерности вы обнаружили? (Нет ощущения темноты, мрачности ночи, так как разнообразны “сверкающие” эпитеты; эпитеты создают контраст: “земной” - “волшебный”; “смертный” - “бестелесный”.)
- Сопоставьте особенности языка, синтаксиса, ритма стихотворений. (Использование старославянизмов. Особенности повторов: “шар земной” - “земная жизнь”; “сладко дремлет” - “сладко светит”. Повторы не просто усиливают впечатление от изображаемого, происходит “игра” значениями многозначных слов, ассоциации возникают за счет различий в значениях. Единообразное синтаксическое начало стихотворений. Пятистопный ямб.)
- Чем отличаются стихотворения? (Второе стихотворение детализирует “земную жизнь”, лишь упомянутую в первом стихотворении, создается явный контраст мира реального и мира идеального (двоемирие); “стихия”, “бездна” первого стихотворения уточняется во втором – “хаос”.)
Вывод. Основные моменты поэтического мира Тютчева: трагическая раздвоенность человека, погруженного в “сон”; зыбкость границ реального и идеального миров (“двойное бытие”); образ хаоса, окружающего человека; слияние человека с природой.
Б) Сопоставительный анализ стихотворений разных периодов творчества. “Тени сизые смесились” (1835), “Пламя рдеет, пламя пышет” (1855).
- Проследите эволюцию основных мыслей и поэтических образов, изменение состояния лирического героя. (Образы сумрака, тени, сна, ночного сада, лирический герой “растворен” в природе. Стихотворения похожи не только по содержанию, но и по форме: 2 строфы по 8 строк, четырехстопный хорей.)
- Найдите поэтическую формулу, которая является основой сопоставления двух стихотворений. (“Все во мне и я во всем” - “Ты со мной и вся во мне”. Эти центральные строки стихотворений определяют их существенное различие в настроении и состоянии лирического героя. Герой первого стихотворения погружен в себя, замкнут на себе, трагически одинок. Герой второго стихотворения уже не одинок, его внутренняя жизнь наполнена новым содержанием.)
- Обратите внимание на символичное звучание нового поэтического образа: кто это? Лирическая героиня? Природа? Любовь? Истина? Все вместе? И важно ли это? (Важно, что лирический герой сумел разорвать путы трагического одиночества, тяжесть устремленности только внутрь себя.)
- Сопоставьте начало и конец каждого стихотворения. (Контраст: “тени сизые” - “пламя”; “уничтоженье” - “рай”).
- Чем различаются стихотворения? (Настроением, динамикой чувств лирического героя. Ритмическим рисунком: первое – более протяженное, второе – динамичное и ритмичное. В первом стихотворении много эпитетов (в основном отвлеченные прилагательные: “зыбкий”, “незримый”, “невыразимый”), во втором их меньше, преобладают глаголы, придающие всей картине ощущение движения, жизни. Темп первого стихотворения замедляется и за счет пауз, обозначенных многоточием. Все это создает совершенно разное понимание поэтического образа “покоя” в стихотворениях – покой как “невыразимая тоска” и “покой нерушимый”, сопоставимый с “раем”)
Вывод. Мировосприятие Тютчева претерпевает эволюцию. Лирический герой проходит путь от трагического одиночества, растерянности на пороге “двойного бытия” к обретению гармонии. Исследователи творчества Тютчева приходят к различным выводам: одни видят эволюцию Тютчева как обретение веры и гармонии (Аксаков), другие говорят об углублении трагизма его мировосприятия (Козырев, Авраменко).
В) Сопоставительный анализ разных вариантов одного стихотворения. “Весенняя гроза” (1828 и 1854).
- Как вы думаете, почему, подвергнув переработке все строфы, Тютчев сохраняет неизменной последнюю? Что значит эта строфа в содержании стихотворения? (Эта строфа – центральная. Возможно, именно от нее родилось все стихотворение. Именно эта строфа переводит легкое пейзажное стихотворение в философский план. Гроза – явление вне времени, вне пространства – это общечеловеческий символ свободы, очищения, разрешения. Именно поэтому “люблю грозу в начале мая”: трагическая борьба в природе зимы и весны завершилась. Радость природы, ожидающей этого разрешения, созвучна успокоению человека, испытывающего внутреннюю борьбу, жаждущего разрешения противоречий. Последняя строфа делает стихотворение действительно “тютчевским”.)
- Проследите, что изменяет Тютчев в первой строфе. В чем, по-вашему, смысл этих изменений? (Особый акцент на слове “первый” (не просто весенний); слова “резвяся и играя” придают больший динамизм картине, а главное, “очеловечивают” грозу: состояние природы и человека неразделимы.)
- Почему Тютчев включает в стихотворение вторую строфу? В чем ее своеобразие? (Она строится на глаголах – передаются движение, легкость, энергия. Кроме того, эта строфа передает звуковой ряд изображаемой картины – аллитерация: р, ж, з.)
- Какие лексические изменения произошли во второй (третьей) строфе? Как они связаны с содержанием стихотворения? (“Говор птиц” - “гам лесной”, “ключ нагорный” - “шум нагорный”. Картина утрачивает конкретность, она становится обобщенной, переходя постепенно в философский план.)
- Г) Сопоставление стихотворений Пушкина “К морю” (1824) и Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное…” (1865).
- Что общего в этих двух стихотворениях? (Оба изображают море, морскую стихию, служащую поэтам источником для раздумий и философских рассуждений. Море в обоих стихотворениях олицетворяется, к нему, как к собеседнику (другу) обращаются авторы. Лирические герои стихотворений восхищаются морем и в минуты покоя, и в бурю, и утром, и в ночи. Море Пушкина и Тютчева похоже своей безграничностью и свободой (“свободная стихия” - “вольный простор”). Изображая морскую стихию, поэты пользуются звукописью, почти не употребляют цветовых эпитетов.)
- Как по-разному воспринимается образ моря и образ лирического героя в стихотворениях Пушкина и Тютчева? (При всей одушевленности моря у Пушкина легко ощущается, что это прежде всего символ свободы, романтического мировосприятия лирического героя. Море рождает поток рассуждений лирического героя. Главный пафос стихотворения – прощание. Герой не смог соединить с морем свой “поэтический побег”, он “остался у берегов”, хотя и с вечной памятью о “гуле в вечерние часы”. Море Тютчева – живое. Это сама природа в ее величии. Лирический герой не наблюдает с берега морской пейзаж, а изображен как часть этой природы. Мысль героя, тесно связанная с чувством, сводится только к тому, чтобы обрести полную гармонию с природой, слиться с ней воедино. К изображенному Тютчевым не применимо слово “пейзаж”, это сама природа.)
- Согласны ли вы с высказыванием В.Ходасевича: “Тютчев весь охвачен тем, что Пушкина еще только тревожило; он стал понимать то, что Пушкин еще хотел понять”? Обоснуйте свое мнение.
Вывод. Поэзия Тютчева основана на пушкинских традициях – особая духовность лирики, философская идея поиска гармонии с миром. Много общего и в поэтической технике (преобладание двусложных размеров, лаконизм и емкость поэтических средств, олицетворения, звукопись, прием повтора). Но Тютчев – поэт уже другой эпохи. Для него характерно космическое видение жизни, герой, стремясь к гармонии с природой, ощущает свою ничтожность в мире. По сути, это начало русского символизма. Пушкин – поэт дня, Тютчев – ночи; Пушкин – поэт очевидности, Тютчев – тайны.
Д) Сопоставительный анализ стихотворений Лермонтова “Небо и звезды” (1831) и Тютчева “Душа хотела б быть звездой” (1836).
- Какие общие мотивы и чувства лирического героя выражены в стихотворении? (В обоих стихотворениях лирический герой, испытывающий душевный разлад, обращается к звездам, к космосу, видя там источник спокойствия и счастья. В стихотворении Лермонтова человек противопоставлен природе. Лирический герой хочет стать звездой, потому что не находит счастья среди людей. Мотив несчастья лирического героя в стихотворении Тютчева не выражен, герой стремится к слиянию с природой, к гармонии, к “божеству”.)
- Какие художественные средства используют авторы для изображения ночи и звезд? (Звезды Лермонтова ясны, но не живы. Звезды Тютчева – “как живые очи”. Для изображения ночи и звезд оба поэта используют только эмоциональные эпитеты. Для Лермонтова характерен принцип контраста в основе стихотворения (“счастье” - “несчастье”, “добрые люди” - “зависть питают”). Внешне контраст присутствует и в стихотворении Тютчева (не ночью, но днем). Но, по существу, обе части стихотворения не противопоставлены, а объединены: днем звезды горят еще светлей. Лермонтов использует повтор, усиливающий звучание основной мысли стихотворения. Тютчев дважды использует сравнения (“как живые очи”, “как божества”), одушевляя и олицетворяя звезды и космос.)
- Как соотносится следующее высказывание Тютчева с его поэтическим творчеством: “В современном настроении преобладающим аккордом звучит принцип личности, доведенный до какого-то болезненного неистовства. Вот чем мы все заражены, все без исключения”? Применимо ли это высказывание к лирике Лермонтова?
Вывод. Для лирики Лермонтова и Тютчева характерен мотив одиночества, трагедии человеческой личности. Но у Тютчева, в отличие от Лермонтова, индивидуализм, ставка на свое “я”, противопоставленное миру, сливаются с желанием гармонии с миром природы. В стихотворениях Лермонтова и Тютчева встречается прием контраста. У Лермонтова он подчеркивает противопоставленность лирического героя миру, у Тютчева – отражает “двойное бытие”, на пороге которого бьется душа лирического героя.
В то время как одна группа учащихся делится с одноклассниками результатами своих исследований, ребята из других групп могут иллюстрировать стихотворения Ф.И. Тютчева; затем представить свои работы, сопроводив их комментарием (к какому стихотворению нарисована иллюстрация, какую идею хотел выразить автор и т.д.)
V. Подведение итогов урока. Выводы о философском звучании природы в творчестве Ф.Тютчева.
VI. Заключительное слово учителя. “Вся земля, сотворенная Словом всемогущего Создателя, озаренная сиянием ласкового солнца, дышала покоем и дивной красотой. Но это не было еще концом творения. Бог решил создать людей, чтобы они жили в этом прекрасном мире, наслаждались им и имели общение со своим Творцом, прославляя его”. (Бытие 1:14-25)
VII. Выставление оценок, комментирование.
Домашнее задание: Выучить наизусть одно стихотворение; сделать сопоставительный анализ (письменно) стихотворений А.С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье…” и Ф.И. Тютчева “Я встретил вас – и всё былое…”
Потребность в выявлении “собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов” существует в любом обществе, так как это позволит сохранить интеллектуальную элиту государства. Во многих странах Западной Европы и в США существуют управления по поиску и работе с талантливой молодежью. На развитие одаренных старшеклассников ассигнуют большие деньги.
Как сделать так, чтобы и в нашей стране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и вне урока – одна из главных ступеней этого процесса.
Приложение
А) Сопоставительный анализ двух стихотворений, относящихся к одному периоду творчества. «Как океан объемлет шар земной…» (1830), «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (1835).
Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь – и звучными волнами Стихия бьет о берег свой. То глас ее: он нудит нас и просит… Уж в пристани волшебный ожил челн; Прилив растет и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн. Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, - И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены. (1830) | Как сладко дремлет сад темно-зеленый, Объятый негой ночи голубой, Сквозь яблони, цветами убеленной, Как сладко светит месяц золотой!.. Таинственно, как в первый день созданья, В бездонном небе звездный сонм горит, Музыки дальной слышны восклицанья, Соседний ключ слышнее говорит… На мир дневной спустилася завеса; Изнемогло движенье, труд уснул… Над спящим градом, как в вершинах леса, Проснулся чудный, еженочный гул… Откуда он, сей гул непостижимый?.. Иль смертных дум, освобожденных сном, Мир бестелесный, слышный, но незримый, Теперь роится в хаосе ночном?.. (1835) |
Б) Сопоставительный анализ стихотворений разных периодов творчества.
Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул – Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул… Мотылька полет незримый Слышен в воздухе ночном… Час тоски невыразимой!… Все во мне, и я во всем… Сумрак тихий, сумрак сонный, Лейся в глубь моей души, Тихий, темный, благовонный, Все залей и утиши. Чувства – мглой самозабвенья Переполни через край!.. Дай вкусить уничтоженья, С миром дремлющим смешай! (1835) | Пламя рдеет, пламя пышет, Искры брызжут и летят, А на них прохладой дышит Из-за речки темный сад. Сумрак тут, там жар и крики, Я брожу как бы во сне, - Лишь одно я живо чую: Ты со мной и вся во мне. Треск за треском, дым за дымом, Трубы голые торчат, А в покое нерушимом Листья веют и шуршат. Я, дыханьем их обвеян, Страстный говор твой ловлю… Слава богу, я с тобою, А с тобой мне – как в раю. (1855) |
В) Сопоставительный анализ разных вариантов одного стихотворения. «Весенняя гроза».
Люблю грозу в начале мая: Как весело весенний гром Из края до другого края Грохочет в небе голубом! С горы бежит ручей проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И говор птиц, и ключ нагорный – Все вторит радостно громам! Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила. (1828) | Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный – Все вторит весело громам. Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила. (1854) |
Г) Сопоставление стихотворений Пушкина и Тютчева.
К морю Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз. Моей души предел желанный! Как часто по брегам твоим Бродил я тихий и туманный, Заветным умыслом томим! Как я любил твои отзывы, Глухие звуки, бездны глас, И тишину в вечерний час, И своенравные порывы! … Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы. В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн. (1824) | *** Как хорошо ты, о море ночное, - Здесь лучезарно, там сизо-темно… В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно… На бесконечном, на вольном просторе Блеск и движение, грохот и гром… Тусклым сияньем облитое море, Как хорошо ты в безлюдье ночном! Зыбь ты великая, зыбь ты морская, Чей это праздник так празднуешь ты? Волны несутся, гремя и сверкая, Чуткие звезды глядят с высоты. В этом волнении, в этом сиянье, Весь, как во сне, я потерян стою – О, как охотно бы в их обаянье Всю потопил бы я душу свою… (1865) |
Д) Сопоставительный анализ стихотворений Лермонтова «Небо и звезды» (1831) и Тютчева «Душа хотела б быть звездой» (1836).
Небо и звезды Чисто вечернее небо, Ясны далекие звезды, Ясны, как счастье ребенка; О! для чего мне нельзя и подумать: Звезды, вы ясны, как счастье мое! Чем ты несчастлив? – Скажут мне люди. Тем я несчастлив, Добрые люди, что звезды и небо – Звезды и небо! – а я человек!.. Люди друг к другу Зависть питают; Я же, напротив, Только завидую звездам прекрасным Только их место занять бы хотел. (1831) | *** Душа хотела б быть звездой, Но не тогда, как с неба полуночи Сии светила, как живые очи, Глядят на сонный мир земной, - Но днем, когда, сокрытые как дымом Палящих солнечных лучей, Они, как божества, горят светлей В эфире чистом и незримом. (1836) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особое философское звучание лирики природы в творчестве Ф.И. Тютчева, 10 класс
Уроки-исследования (2 часа) в 10 классе по лирике Ф.И. Тютчева. на авторство не претендую, брала изюминку из разработок коллег, монографий-исследований, сама добавила интереснейший материал Б.М. Козыр...
Урок - исследование “Философское звучание лирики природы в творчестве Ф. Тютчева” (10 класс).
Исследовательская деятельность на уроках литературы...
Урок литературы в 10 классе на тему: "Философское осмысление лирики природы Ф.И.Тютчева"
В материале представлена разработка урока по теме "Филосоыское осмысление лирики природы Ф.И.Тютчева"...
Конспект урока «Философское осмысление лирики природы в поэзии Тютчева».
Конспект урока по литературе...
Конспект урока-исследования: "Как научиться жить в согласии с природой биоритмов", или моделирование биоритмов человека. 11-й класс
Конспект урока-исследования:"Как научиться жить в согласии с природой биоритмов", или моделирование биоритмов человека. 11-й классЦели урока:Обучающая: Способствовать ...
Урок литературы в 10 классе "Философское звучание лирики природы в творчестве Ф.И. Тютчева"
Урок-исследование помогает ученикам 10 класса понять мировосприятие Ф.И.Тютчева, помогает развивать творческие способности, формирует художественный вкус.На уроке ребята анализируют стихотворения поэт...
Лирика природы в творчестве Ф.И. Тютчева и А.А. Фета
Выделение существенных признаков поэтики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета о природе и своеобразия поэтики авторов. ...